КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Инновации в образовательной деятельности
Тема 6. Создание ситуации успеха в образовательной деятельности Ведущая идея занятия. Нередко педагогическая подготовка студентов гуманитарных специальностей страдает тем, что высокий уровень теоретических знаний не подкрепляется достаточной инструментально-технологической оснащенностью владением основ современных технологий, методов, приемов воспитательной деятельности. В пределах краткого педагогического курса данная задача повышения компетентности студента как педагога-практика может быть решена через знакомство с подходами имеющими достаточно универсальный характер и сопутствующими многим современным педагогическим технологиям. Среди них выделяется особо создание ситуации успеха, в той или иной мере присутствующее во многих педагогических системах. Ситуация успеха представляет собой универсалию человеческой жизни, в силу чего умение педагога создать успех и помочь его продуктивно пережить относится к одному из ключевых. Данная тема тренирует диагностические, проективные умения студентов, объединяет целый комплекс знаний психолого-педагогической природы, начиная от представлений об эффективных путях мотивирования учащихся, сотруднических отношениях с педагогом, завершая пониманием значимости ценностно переработанного опыта успеха, определяющего осознание личностью биографического целого собственной жизни. Этапы проведения занятия 1 Обсуждение философии успеха в педагогической деятельности через сопоставление с рядом понятий успех как самореализация, момент счастья, вершина сотрудничества, переживание радости, признание со стороны значимых других и т.д. Постановка проблемы подлинного успеха.
2 Демонстрация примеров достижения успеха ученика (и учителя) в образовательной практике. Анализ антропологических, культурологических, технологических предпосылок успеха в образовательной деятельности. 3 Работа в группах над созданием успеха в конкретной ситуации (выдается текст с ее описанием). 4 Общее обсуждение эффективности найденных в группах решений.
Ведущая идея занятия. Смысловым центром данного занятия предлагается сделать одну из вечных педагогических проблем - «инновационное-традиционное». Необходимость рассмотрения данного вопроса определяется тем, что часто в сознании студентов складывается превратное представление об источниках развития педагогического знания, в частности, ими переоценивается научный вклад в процесс совершенствования педагогических методов и форм и не принимается во внимание огромный потенциал народной педагогики, традиционно питавшей образовательную практику. Студентам в начале занятия предлагается на историческом материале отследить роль инноваций в практике образования, причем рассматривается как неудачный опыт, так и существенные успехи. Особое внимание обращается на источники пополнения педагогического опыта, восходящего в конечном счете к социокультурному опыту определенной эпохи. В дальнейшем организуется эвристический поиск в малых группах по методу «мозгового штурма», направленный на открытие новых форм осуществления педагогической деятельности путем заимствования соответствующих поведенческих схем из практики культурной жизни. Студенты для этого могут прибегнуть к различному этнографическому материалу, обращаться кобщественным нравам предшествующих эпох и современности. Опыт поисковой деятельности группы обсуждается и анализируется в конце занятия. Этапы проведения занятия 1 Аналитический обзор вхождения инноваций в образовательную практику проблемы источников и результатов.
2 Организация работы в малых группах по переносу избранной культурной практики в образование. Адаптация для образовательных целей и прогнозирование результатов. 3 Вынесение найденных новых форм на всеобщее обсуждение. Примечание Данное занятие требует предварительной подготовки студентов чтения этнографического материала, знакомства с философско-культурологическим анализом современной ситуации, познания особенностей воспитания в прошлом Тема 8. Обсуждение концепции семьи как воспитательного института Ведущая идея занятия. Обращение к проблемам семейного воспитания в данном курсе продиктовано тем обстоятельством, что наиболее глубокий отпечаток на судьбе человека оставляет именно семейное воспитание. При этом семейное воспитание как никакое другое располагает огромным человеко -формирующим потенциалом, отличается интимно-доверительным характером общения, целостностью, продолжительностью и постоянством педагогического влияния. Многие проблемы в воспитании детей в семье напрямую связаны с отношениями и образом жизни родителей, вследствие чего необычайно важны основы, на которых была построена семья, подходы к общежитию людей, которые в ней реализовались. В первой части занятия проводится обсуждение альтернативных подходов к образованию семьи и построению семейной жизни, существующих в современной социальной практике. Круг возможных тем семья как комфортная среда, как сообщество, образованное ради удовлетворения утилитарных интересов, как способ удовлетворения потребности в любви к ближнему, как способ самосозидания в тесном общении с другим человеком и т. п. Во второй части занятия определяются предпочтения малых групп, избирается один из подходов к семейной жизни и на его основе составляется описание «типичного дня» семьи. При этом задачей других групп является моделирование ряда затруднительных ситуаций в семейной жизни, с которыми должна справиться описанная семья. Широкий круг проблем, подвластных решению семьи, свидетельствует о крепости ее основ и здоровых нравственных отношениях. Этапы проведения занятия: 1. Теоретическое введение, посвященное раскрытию возможных подходов к образованию семьи и организации семейной жизни. 2. Разбиение студентов на микрогруппы в соответствии с избранным подходом, составление «типичного дня» жизни семьи. 3. Заслушивание докладов и критическое их обсуждение с предложением выступающим трудной ситуации со стороны других групп. 4. Подведение итогов занятия.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |