Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4.11. Понятие педагогических технологий, их характеристика и виды




Тема 4.10. Педагогический мониторинг

Понятие мониторинга. Мониторинг в образовании. Виды мониторинга. Формы и способы осуществления мониторинга.

Мониторинг процесса обучения: мониторинг когнитивного развития; мониторинг аффективной сферы личности и пр.; оценочные шкалы образовательной технологии (количественные, ранговые, дескриптивные и пр.); «безоценочное» обучение; средства мониторинга (достоинства и ограничения тестов).

Диагностика в обучении. Функции диагностики: анализ процесса и результатов обучения и др.; обученность; обучаемость (общая и специальная); структура обучаемости.

Виды контроля: текущий, периодический, итоговый.

Тестовый контроль. Особенности и ограничения тестового контроля; правила эффективного применения.

Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач.

Общая характеристика педагогических технологий, их классификация. Взаимосвязь и отличия методики и технологии.

Основные современные педагогические технологии – модульное обучение, концентрированное обучение, интерактивные технологии обучения, технология проектного обучения.

Понятия технологии и методики воспитательной работы. Сущность технологического подхода к воспитанию. Проектирование педагогических технологий.

Использование технологического подхода в воспитательном процессе. Планирование воспитательной работы в образовательных учреждениях. Воспитательные дела. Методика коллективного творческого дела.

Научные основы педагогического прогнозирования и проектирования. Содержание понятия «конструирование». Конструирование различных организационных форм учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Содержание понятия «моделирование». Этапы моделирования. Моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Моделирование учебного занятия и воспитательного мероприятия.

Педагогическая диагностика: значение, функции, виды. Педагогическое взаимодействие в воспитании: сущность и принципы. Анализ педагогической ситуации. Решение педагогических задач.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование в программе данного модуля предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных педагогических ситуаций (кейс-технологии); учебные дискуссии, технологии проектирования и др. Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся, как основы профессиональной компетентности в сфере образования, содействуют развитию общекультурных компетенций бакалавра. В рамках модуля используются различные устные и письменные формы организации обучения:

·составление терминологического словаря;

·сравнительный анализ идей, позиций, концепций, предложенных в разных учебных пособиях, научных источниках разными авторами;

· целевая организация самостоятельной работы с различными источниками информации и др.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Темы докладов для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям

Модуль 1. История педагогики и образования

1. Зарождение воспитания в первобытном обществе.

2. Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытнообщинного строя.

3. Становление народной педагогики.

4. Отличия и сходство взглядов на процессы воспитания и образования индуизма и буддизма.

5. Общее и особенное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.

6. Подходы к воспитанию Цицерона и Квинтилиана.

7. «Майевтика» Сократа.

8. Система воспитания по Платону.

9. Педагогические идеи Квинтилиана.

10. Общее и особенное в педагогических идеях римско-католической церкви, Возрождения и Реформации.

11. Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания.

12. Влияние церковной культуры на развитие образования.

13. Гуманистические идеалы Франсуа Рабле.

14. Вклад деятелей эпохи Возрождения в педагогическую науку.

15. Эволюция схоластики в истории педагогической мысли и школы Западной Европы.

16. Влияние общественного быта на воспитание детей на Руси.

17. Воспитательные возможности народного искусства.

18. «Поучение Владимира Мономаха детям» – памятник педагогической мысли Руси.

19. Педагогическая мысль на Руси в Х–ХII вв.

20. Вклад в педагогику Епифания Славинецкого и Федора Ртищева.

21. Ионникий и Софроний Лихуды и их педагогические взгляды.

22. Педагогическая мысль в России ХVII в.

23. Воспитание джентльмена по Джону Локку.

24. Идеал воспитания Жан Жака Руссо.

25. Педагогические взгляды философов-энциклопедистов.

26. Педагогическая система Я.А. Коменского.

27. Анализ книги Я.А. Коменского «Мир чувственных вещей» в картинках.

28. Педагогические воззрения Ф. Бэкона.

29. Педагогические идеи и деятельность И.Г. Песталоцци.

30. Педагогика И.Ф. Гербарта.

31. Педагогическая система Ф.А.В. Дистервега.

32. Развивающее обучение: его истоки и педагогическая основа.

33. Педагогические идеи социалистов-утопистов.

34. Педагогика и философия позитивизма.

35. Новые идеи педагогики и их реализация в воспитательно-образовательной деятельности в XVIII в.

36. Характеристика отдельных учебных и воспитательных заведений XVIII в.

37. Успехи в развитии просвещения в XVIII в.

38. Педагогические идеи и деятельность Е. Дашковой.

39. Деятельность И.И. Бецкого в области просвещения.

40. Характеристика одного из женских учебных заведений XIX–начала XX вв.

41. Характеристика одного из учебных заведений XIX–начала XX вв.

42. Известные деятели педагогического образования XIX–начала XX вв.

43. Педагогические идеи К.Д. Ушинского.

44. Педагогические идеи и находки Н.А. Корфа и Н.Ф. Бунакова и их значение для современной школы.

45. Характерные особенности педагогики Л.Н. Толстого.

46. Педагогические идеи Л.Н. Толстого и С.А. Рачинского и современная школа.

47. Жизнь и педагогические взгляды П.Ф. Каптерева.

48. Педагогические взгляды С.Т. Шацкого.

49. Вклад в развитие педагогики К.Н. Вентцеля.

50. Педагогическая система А.С. Макаренко.

51. Теория коллектива по А.С. Макаренко.

52. Педагогика периода Великой Отечественной войны.

53. Проблемы реформирования образования в послевоенное время.

54. Основные задачи народного образования в советский период.

Модуль 2. Общие основы педагогики. Введение в профессионально-педагогическую деятельность

1. Предмет педагогики и важнейшие проблемы ее исследования.

2. Цели и задачи образовательной политики.

3. Образование – один из ведущих факторов формирования гражданского общества.

4. Основные направления развития российского образования.

5. Непрерывность образования – основа жизненного успеха личности.

6. Приоритетные задачи российского образования.

7. Болонское соглашение: за и против.

8. ЕГЭ в российской системе образования.

9. Образ человека и смысл образования в XXI веке: вечное и преходящее.

10. Свобода и заданность в обучении.

11. «Дистанционное образование» и его место в образовании личности в

XXI веке.

12. Кредитные технологии в высшем образовании.

13. Образование для XXI века: цели, тенденции и концепции.

14. Что значит «Быть» в образовании? (на основании книги Э. Фромма «Иметь или Быть»).

15. Дифференциация школьного образования в свете проблемы «социальной селекции».

16. Развитие личности в учебной деятельности.

17. Одаренность: дар или испытание.

18. Основные тенденции и особенности развития высшего образования в мире.

19. Роль и место системы образования в обществе.

20. Принципы государственной политики в области образования.

21. Образование и культура.

22. Образование и национальная безопасность.

23. Образование и экономика.

24. Образование и нравственность.

25. Основные элементы системы образования: содержательный, организационный, управленческий.

26. Соотношение понятий «образованность» и «обученность».

25. Закон «Об образовании» – основное руководство в системе образования России.

26. Условия, обеспечивающие качество общего образования в России.

27. Влияние политики и идеологии общества на развитие педагогической науки.

28. Национальная доктрина об образовании: сущность и содержание.

29. Российское образование и тенденции мирового развития.

30. Аксиологические основы педагогики.

31. Взаимосвязь воспитания и развития человека в различные возрастные периоды.

32. Идеи целостного педагогического процесса в трудах В.С. Ильина.

Модуль 3. Социальная педагогика. Управление образовательными системами

1. Соотношение понятий: воспитание, развитие, социализация личности.

2. Образование и социализация.

3. Воспитание и социализация.

4. Современное детское и молодежное движение как позитивный фактор развития личности.

5. Коллектив как фактор социализации личности.

6. Общественные молодежные объединения.

7. Молодежные и детские организации за рубежом.

8. Благотворительность и милосердие как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности.

9. Меценатство и детское призрение в России.

10. Возрождение благотворительности в России в конце ХХ в.

11. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики.

12. Сравнительный анализ категорий социальной педагогики и педагогики как научных отраслей знания.

13. Социализация человека как социально-педагогическое явление. Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни.

14. Проблемы воспитания и социального воспитания в современных условиях.

15. Человек как объект, субъект и жертва социализации.

16. Влияние современных средств массовой коммуникации на социализацию подрастающего поколения.

17. Влияние субкультуры на социализацию человека.

18. Семья как объект социально-педагогической деятельности.

19. Освоение ребенком социальных ролей в процессе его развития.

20. Особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьей.

21. Семья, образование, религия, культура – основные институты социализации человека.

22. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений.

23. Социально-педагогические возможности СМИ. Основные методы воздействия СМИ на личность и группу.

24. Социально-педагогическая деятельность религиозных конфессий.

25. Основные постулаты педагогики В.В. Зеньковского.

26. Социально-педагогическая помощь в профессиональном самоопределении молодежи.

27. Опыт социального воспитания в коллективе. Деятельность А.С.Макаренко (1888-1939).

28. Практика социального воспитания в России начала ХХ в. Деятельность

С.Т. Шацкого (1878-1934).

29. Деятельность В.Н. Сорока-Росинского (1882-1960) по социальному воспитанию личности в коллективе (республика ШКИД).

30. Конвенция ООН о правах человека и о правах ребенка и проблема человека – жертвы неблагоприятных условий социализации.

31. Эволюция управленческой мысли в образовательной практике
(Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, Н.И. Пирогов).

32. Основные направления перестройки управления образованием середины 80-х гг. ХХ в.

33. Учреждения образования – открытая организационная система.

34. Классическая модель управления (А. Файоль).

35. Управление развитием ОУ.

36. Проблемы становления государственно-общественного управления системой отечественного образования.

37. Коллегиальные органы управления вуза.

38. Место и сущность функции контроля в управленческом цикле.

39. Методы контроля и эффективность их использования.

40. Назначение и сущность функции руководства, ее место в структуре управленческого цикла.

41. Развитие принципов управления в теории внутришкольного управления и их отражение в практике управления современной школы.

42. Теория синергии и управление ОУ.

43. Сравнительный анализ моделей управления государственным и негосударственным учебным заведением.

44. Методики изучения индивидуального стиля руководства ОУ.

45. Оценка факторов, сдерживающих управленческий потенциал

руководителя ОУ.

46. Рекомендации по совершенствованию стиля руководства.

47. Классификация методов управления.

48. Руководство педагогическим коллективом ОУ в условиях демократизации общественных отношений.

49. Развитие продуктивных деловых и личностных отношений в педагогическом коллективе ОУ.

50. Формы взаимодействия социальных институтов в управлении ОУ.

51. Параметры аттестации педагога.

52. Основные профессионально-значимые показатели личности и профессиональной деятельности педагога.

53. Методики определения результативности работы педагога.

54. Общие и вариативные формы аттестации педагогов.

55. Критерии и показатели качества профессионально-образовательной деятельности.

56. Аттестация специалиста как научно-педагогическая проблема.

57. Возможности новых информационных технологий в совершенствовании управления школой.

58. Направления деятельности педагогического совета школы.

59. Самоменеджмент в педагогической деятельности.

60. Стили разрешения межличностных конфликтов.

 

Модуль 4. Теория обучения и воспитания. Педагогические технологии

1. Сущность воспитания.

2. Задачи воспитания подростков в современных условиях.

3. Цель воспитания. Система целей воспитания.

4. Принципы воспитания.

5. Индивидуально-дифференцированный подход в воспитании.

6. Перевоспитание и самовоспитание.

7. Противоречия как движущие силы воспитания.

8. Средства воспитания по К.Д. Ушинскому.

9. Педагогическая теория воспитания М. Монтессори.

10. Выбор и технология применения средств воспитания.

11. Нравственное воспитание.

12. Физическое воспитание.

13. Особенности патриотического воспитания в современных условиях.

14. Эстетическое воспитание.

15. Умственное воспитание.

16. Национальное и интернациональное воспитание.

17. Особенности гражданского воспитания.

18. Роль традиций в воспитании личности.

19. Влияние внутриколлективных отношений на воспитание личности школьника.

20. Общение. Педагогическое общение.

21. Культура межнационального общения.

22. Проектирование и прогнозирование развития коллектива.

23. Синергетический подход в воспитании.

24. Взаимодействие школы и семьи как фактор становления личности школьника.

25. Проблема воспитания одаренных детей.

26. Диагностика поведения учащихся.

27. Использование идей народной педагогики в воспитании.

28. Педагогическое взаимодействие.

29. Система внеучебной воспитательной работы.

30. Воспитательная работа и деятельность педагогов-новаторов

В.А. Караковского, И.П. Иванова, М.И. Щетинина, Т.И. Гончаровой и др.

31. Значение школьного образования для становления индивидуальности и личности человека.

32. Взаимосвязь педагогической и учебной деятельности.

33. Роль целей обучения в целостном педагогическом процессе.

34. Вклад М.А. Данилова в теорию обучения.

35. Место противоречий в образовательном процессе.

36. Влияние противоречий на результаты развития индивидуальности школьника.

37. Принцип мотивации как фактор развития мотивационной сферы учащегося.

38. Сравнительный анализ учебной документации о содержании образования в отечественных и зарубежных школах.

39. Учебная программа как фактор целостного процесса обучения.

40. Модель выпускника начальной (средней, высшей) школы.

41. Роль государственного стандарта образования в становлении инновационных образовательных учреждений.

42. Гуманистическая функция учебного плана школы.

43. Урок как целостное явление в теории и практике обучения.

44. Интегрированный урок: сущность, планирование, анализ.

45. Взаимодействие учителя и учащихся на уроках разных видов.

46. Урок в системе обучения: отечественный и зарубежный опыт.

47. Целеполагание в деятельности учителя.

48. сравнительный анализ целей уроков разных типов и видов.

49. Вероятностный характер педагогических задач на уроке.

50. Роль дискуссии в развитии индивидуальности и личности студента (школьника).

51. Приемы, побуждающие школьников к активной познавательной деятельности.

52. Условия применения электронного обучения в процессе обучения.

53. Теория и практика проблемно-развивающего обучения.

54. Достоинства и недостатки концентрированного обучения.

55. Разновидности моделей личностно-ориентированного обучения.

56. Учебные действия и их классификация.

57. Особенности формирования учебной деятельности на уроках иностранного языка.

58. Формирование целеполагания у учащихся.

59. Формирование самоконтроля и самооценки как учебных действий.

60. Организация совместной учебной деятельности.

6.2. Темы эссе для подготовки к практическим занятиям

1) "Самое отдаленное потомство наследует нравы своих предков"

(Н.М. Карамзин).

2) "Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем" (В.Г. Белинский).

3) "Ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его с детства, научая его уста лепетать первые слова и первые молитвы, женщины становятся главными зодчими общества: краеугольный камень кладется их руками" (Н.И. Пирогов).

4) Творческий характер педагогической деятельности.

5) Личность преподавателя глазами студента.

6) Каким я себя помню в подростковом возрасте.

7) Есть ли место юмору и смеху в педагогике?

6.3. Вопросы для подготовки к зачету

Модуль 1. История педагогики и образования

1. «История образования и педагогической мысли» как наука?

2. Основные функции методологии «Истории образования и педагогической мысли».

3. Различные подходы (или методологические основания) в истории педагогики.

4. Этапы становления и развития педагогики.

5. Афинская система воспитания.

6. Спартанская система воспитания.

7. Сократовский метод обучения (Маевтика Сократа).

8. Система воспитания по Платону.

9. Педагогические идеи Аристотеля.

10. Образовательные учреждения и программа обучения в Древнем Риме.

11. Образовательные учреждения раннего средневековья.

12. Религиозное и светское воспитание в средние века.

13. Рыцарское воспитание.

14. Роль монастырей в развитии образования в России.

15. «Дом радости» Витторино де Фельтре.

16. Средневековый университет – факультеты, программа, формы обучения.

17. Педагогическая мысль эпохи Возрождения (14-16 вв.)

18. Влияние Византии на развитие просвещения на Руси.

19. Концепция гуманистической педагогики эпохи Возрождения:

20. Зарождение социалистической педагогики (Т. Мор, Т.Кампанелла).

21. Четыре основных подхода к воспитанию и обучению во второй половине XVII в.: «латинофильский» (Симеон Полоцкий (1629-1680), Сильверст Медведев (1641-1691); византийско-русский или грекофильский (Епифаний Славинецкий (1600-1675), Федор Ртищев (1625-1673), Карион Истомин (1650-1717); славяно-греко-латинский (Ионникий (1639-1717) и Софроний (1652-1730) Лихуды; старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум (1621-1682).

22. Реформы в области просвещения Петра I.

23. В.Н. Татищев и развитие профессионального образования.

24. Просветительская деятельность Екатерины II.

25. Дидактическая система Я.А. Коменского.

26. Система воспитания Дж. Локка.

27. «Свободное воспитание» Ж.-Ж. Руссо.

28. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци.

29. Вклад И.Ф. Гербарта в развитие педагогической мысли.

30. Дидактика развивающего обучения А.Ф.Дистервега.

31. «Метод проектов» Дж. Дьюи.

32. Педагогическая система К.Д.Ушинского, антропология Ушинского, принцип народности.

33. Теория коллективного воспитания А.С. Макаренко (1888-1939).

34. Развитие педагогической теории и практики П.П. Блонским (1884-1941), С.Т. Шацким (1878-1934), К.Н. Вентцелем (1857-1947), Н.К. Крупской (1869-1939).

35. Основные проблемы Российской системы образования в 20-30-е годы XX в.

36. Теория опережающего обучения Л.С. Выготского.

37. Философские направления («прагматизм» и «экцистенциализм»), лежащие в основе педагогических концепций.

38. Цель Российской школьной реформы 1782-1786 гг.

39. Цель реформы системы образования России 1984 г.

40. Актуальные проблемы современной системы образования.

Модуль 2. Общие основы педагогики и введение в профессиональную деятельность

1. Место педагогики в системе наук о человеке.

2. Понятие педагогики. Объект и предмет педагогики.

3. Функции и задачи педагогической науки.

4. Основные категории педагогики.

5. Отрасли педагогических знаний.

6. Связь педагогики с другими науками.

7. Методология педагогики: ее сущность, уровни и функции.

8. Методологические подходы (принципы).

9. Характеристика методов исследования в педагогике.

10. Глобальные проблемы человечества и роль образования в их разрешении.

11. Образование как механизм развития личности и общественного сознания.

12. Образование как педагогический процесс.

13. Образование как система.

14. Система образования РФ.

15. Образование как цель педагогического процесса.

16. Образование как содержание педагогического процесса.

17. Соотношение понятий «воспитание» и «социализация» личности.

18. Структура педагогического исследования.

19. Этапы педагогического исследования

20. Методы изучения педагогического опыта.

21. Педагогический эксперимент.

22. Методы теоретического исследования.

23. Образование и самообразование: взаимосвязь и непрерывность.

24. Понятие методологической культуры. Уровни педагогической культуры.

25. Критерии оценки методологической культуры. Структура и элементы методологической культуры

26. Педагогический процесс – процесс продви­­жения к цели образования.

27. Единство обучения и воспитания.

28. Стандартизация образования как результат переосмысления политики в области образования.

29. Принципы государственной политики в области образования.

30. Возникновение профессии педагога и педагогической деятельности.

31. Особенности педагогической деятельности.

32. Основные характеристики педагогической профессии.

33. Виды педагогической деятельности: преподавание и воспитательная деятельность.

34. Структура педагогической деятельности: конструктивный, организационный, коммуникативный и исследовательский компоненты.

35. Личность педагога и основные требования к ней.

36. Профессионально обусловленные требования к педагогу. Профессиограмма.

37. Виды профессиональной деятельности педагога.

38. Требования Государственного образовательного стандарта к профессиональной подготовке выпускника педагогического вуза.

39. Содержание профессиональной подготовки педагога в современных учебных заведениях.

40. Академические умения: когнитивные, информационные, развивающие.

41. Организаторские умения.

42. Коммуникативные умения.

43. Педагогическое творчество и педагогическое мастерство.

44. Структура профессионально-педагогической культуры.

45. Педагогические ценности.

Модуль 3. Социальная педагогика. Управление образовательными системами

1. Объект и предмет социальной педагогики.

2. Структура социальной педагогики: социология воспитания, теория социального воспитания, психология социального воспитания, методика социального воспитания.

3. Категории социальной педагогики.

4. Функции социальной педагогики.

5. Принципы социальной педагогики.

6. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России.

7. Сущность, содержание, задачи социализации.

8. Виды социализации: возрастная, полоролевая, профессиональная,

семейная и т.п.

9. Субъективность процесса социализации и ее результаты.

10. Факторы социализации.

11. Механизмы социализации личности.

12. Этапы социализации.

13. Характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию.

14. Социальное воспитание и обучение как составные части относительно контролируемой социализации. Цели социального воспитания и обучения.

15. Главные социальные институты, реализующие основополагающие потребности общества, – семья и образование (воспитание + обучение).

16. Семья – ведущий институт социализации.

17. Основные функции семьи. Факторы семейной связи.

18. Цели семейного воспитания.

19. Формы социально-педагогической помощи семье.

20. Девиантное поведение. Уровни девиации. Концепции девиаций.

21. Структура и специфика профессиональной деятельности социального педагога.

22. Социализация личности: ее сущность и условия. Взаимосвязь социализации, образования, обучения и воспитания в целостном процессе жизнедеятельности человека.

23. Основные понятия теории и практики управления педагогическими системами.

24. Специфика педагогического менеджмента.

25. Показатели эффективности функционирования педагогических систем.

26. Понятие системы образования. Государственно-общественная система управления образованием.

27. Основные признаки государственного управления. Содержание деятельности государственных органов управления.

28. Общественные органы управления образованием.

29. Закон РФ «Об образовании» как единая государственная политика в управлении образованием. Принципы государственной политики в области образования. Государственные гарантии в получении образования.

30. Современные тенденции в управлении образованием.

31. Педагогический анализ в управлении образовательными учреждениями. Виды и содержание педагогического анализа: параметрический, тематический, итоговый.

32. Объекты педагогического анализа – организационные формы обучения, внеклассные мероприятия, итоги работы образовательного учреждения за учебный год.

33. Целеполагание и планирование как функции управления образовательным учреждением.

34. Виды планов работы и основные требования к ним. Содержание годового плана работы.

35. Организационные формы управленческой деятельности: педагогический совет, совещание при директоре, совещания при заместителях директора школы, оперативные информационные совещания.

36. Закономерности управления.

37. Основные принципы управления.

38. Синергетический подход к управлению. Понятие предела в педагогическом управлении.

39. Типы образовательных учреждений и особенности их управления.

40. Службы управления.

41. Понятие управленческой культуры руководителя образовательного учреждения.

42. Функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений.

43. Педагогический коллектив. Особенности педагогического коллектива. Организационное строение педагогического коллектива.

44. Методическая работа в образовательном учреждении как фактор повышения педагогической культуры. Основные формы организации методической работы в образовательном учреждении.

45. Педагогическое самообразование учителя.

46. Аттестация педагогических работников: цели, виды комиссий и их задачи. Требования к аттестационным работам и процедуры аттестации.

 

6.4. Вопросы для подготовки к экзамену

Модуль 4. Теория обучения и воспитания

1. Предмет и функции дидактики. Становление и развитие дидактики.

2. Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение. Их определение, цели, результаты, критерии эффективности, особенности деятельности субъектов.

3. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Теория опережающего обучения Л.С. Выготского. Понятие о зонах актуального и ближайшего развития.

4. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Современные концепции содержания образования

5. Государственный образовательный стандарт.

6. Сущность и движущие силы образовательного процесса.

7. Законы и закономерности процесса обучения.

8. Современные модели организации обучения: личностно ориентированные педагогические технологии, учение без принуждения, кибернетический подход.

9. Стили обучения: репродуктивный, творческий, эмоционально-ценностный.

10. Дидактические концепции: дидактический энциклопедизм, дидактический формализм, дидактический утилитаризм, функциональный материализм.

11. Дидактические концепции: концепция компетентностного подхода в обучении, кибернетическая, ассоциативная теории обучения, программированное обучение.

12. Дидактические концепции: теория поэтапного формирования умственных действий, развивающее обучение.

13. Основные модели воспитания.

14. Генезис целей воспитания.

15. Классификация видов воспитания.

16. Педагогическое взаимодействие в воспитании.

17. Таксономия педагогических целей по Б. Блуму.

18. Таксономия целей обучения в когнитивной области.

19. Таксономия целей обучения в аффективной области.

20. Общепедагогические принципы: природосообразности, культуросообразности, гуманизации, демократизации, целостности педагогического процесса.

21. Дидактические принципы: наглядность, систематичность и последовательность, активность и самостоятельность в обучении, доступность, взаимосвязь теории и практики.

22. Методы обучения. Классификации методов обучения.

23. Методы усвоения знаний: беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

24. Практические методы обучения

25. Проблемное обучение.

26. Методы самостоятельного приобретения знаний.

27. Современные методы обучения: метод случайностей, ситуативный метод, «банк идей», микропреподавание.

28. Критерии и этапы выбора методов обучения.

29. Методы воспитания.

30. Средства обучения. Их функции и варианты классификаций.

31. Организационные формы обучения. Классификации организационных форм обучения. Формы организации учебных занятий общие, внутренние и внешние.

32. Классно-урочная система: история, цели, условия эффективности, преимущества и ограничения.

33. Проектирование урока. Традиционная структура урока. Структура современного урока. Понятие о дидактической, логико-психологической, мотивационной, методической структурах урока.

34. Организационные формы лекционно-семинарской системы. Достоинства и недостатки лекции, семинара. Типология лекции.

35. Инновационные образовательные процессы. Основные направления инноваций. Классификации нововведений.

36. Авторские школы. Многообразие современных образовательных учреждений.

37. Понятие «педагогическая задача». Типы и виды педагогических задач. Классификация педагогических задач. Педагогическая задача и педагогическая ситуация.

38. Характерные черты технологичного учебного процесса.

39. Технология проблемно-модульного обучения.

40. Дидактические игры.

41. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

42. Коллектив как объект и субъект воспитания. Этапы развития коллектива.

43. Понятие системы воспитания. Пример системы воспитания.

44. Технология воспитания.

45. Понятие воспитания в широком и узком социальном и

педагогическом смысле.

46. Структура воспитательного процесса.

47. Формы воспитания.

48. Функции процесса воспитания.

49. Критерии воспитанности.

50. Многообразие целей воспитания в современных образовательных системах.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

· Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб.пособие /Под ред.В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 288 с.

· Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. М.: Логос, 2009. 336 с.

· Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 336 с.

· Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: Личностно-социальный подход: Учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2007.
240 с.

· ДоценкоИ.Г. Менеджмент информального образования: социально-педагогический подход: монография / И.Г. Доценко. Екатеринбург, Уральское изд-во, 2011. 238 с.

· Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 288 с.

· Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие. 3-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 256 с.

· Методика воспитательной работы: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.К. Гребёнкина, Е.М. Аджиева, О.В. Ерёмкина и др.; под ред. В.А. Сластёнина. 5-е изд., испр. И перераб. М.: Издательский центр «Академия, 2007. 160 с.

· Полякова М. В. Концепты теории воспитания: практико-ориентированная монография. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2010. 171 с.

· Психолого-педагогический практикум: Учеб. Пособие /
Л.С. Подымова, Л.И.Духова и др.; Под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 224 с.

· Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие / Под ред.В.А. Сластенина. 4-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 336 с.

· Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. Авторов; под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.

· Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 368 с.

Дополнительная литература

· Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2006. 574 с.

· Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003. 304 с.

· Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика: Учеб. пособие. М.: Моск. псих.-соц. ин-т, 2005. 448 с.

· Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 176 с.

· Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 384 с.

· Закон Российской Федерации «Об образовании». 3-е изд. М.: Изд-во «Ось-89», 2002. 48 с.

· Кларин М.А. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. 223 с.

· Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2004. 368 с.

· Коротаева Е.В. Основы педагогических взаимодействий. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1996. 118 с.

· Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2002. № 2.

· Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. М.: Центр «Пед. поиск», 2004. 96 с.

· Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед. специальностей / Под ред. В.С. Кукушина. Ростов н/Д.: Издат. центр «МАРТ», 2002. 320 с.

· Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: БРЭ, 2002. 528 с.

· Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издат. центр «Академия», 2002.
368 с.

· Степанова Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2002. 160 с.

· Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, Университетское, 2002. 560 с.

· Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2004. 541 с.

· Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

2. Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6

3. Библиотека портала –http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

4. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru/defaultx.asp

5. Гуманитарная электронная библиотека – http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

6. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/

7. Университетский банк данных «Ресурс образования» – http://mgou.h11.ru

8. Сайт «Всероссийский интернет-педсовет» – http://pedsovet.org/forum/topic302.html

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.708 сек.