Педагог лучше справляется с решением профессиональных задач, если он опирается на сильные стороны своей личности, в том числе мышления.
Педагогическое мышление учителя, прежде всего, проявляется в анализе информации, относящейся к решению задачи, т.е. ее условий, средств и способов решения.
Причиной непрофессионального, интуитивного решения педагогических задач является несформированность готовности учителя к ее квалифицированному теоретическому решению, неспособности делать самоотчет по мере выполнения педагогического действия: почему был избран этот, а не другой, способ решения.
С другой стороны, начинающий и неопытный учитель, как правило, при решении задачи намечает много вариантов, т.е. способов решения. Педагог же продуктивной деятельности, мастер при решении педагогической задачи не перебирает готовые варианты, а намечает реальную программу действий каждый раз заново, исходя из конкретных условий.
Таким образом, в видении ситуации, выделении проблемы, вариантов ее решения, их оценке и выборе оптимального варианта в полной мере отражается ценностно-смысловая профессиональная позиция педагога.
^ Авторитарный педагог предписывает жесткие схемы поведения своих подопечных, требования к ним, меры организации, контроля и стимулирования разработанных им действий обучаемых или воспитанников. Такой педагог ограничивается репродуктивными технологиями разрешения педагогических задач, «подгоняя» всякую ситуацию под шаблон.
^ Гуманитарная стратегия предполагает в разрешении педагогической задачи максимальную инициативу, активность и ответственность самого учащегося или воспитанника. Соответственно, поведение самого педагога вариативно. Решение педагогической задачи преимущественно направлено на выработку принципов и правил собственного профессионального поведения в педагогической ситуации.
Важнейшей предпосылкой профессионального продуктивного решения педагогической задачи при любой технологии является активно заинтересованное взаимодействие субъектов педагогического процесса - педагогов и воспитанников.
Вопрос 24 Инновационные технологии в современном образовании. В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии. 1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. 2. Личностно - ориентированные технологии в преподавании предмета Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями. 3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников. Применение такой инновационной технологии, как информационно - аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом 4. Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. 5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др. 6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. 7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области. Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.
Вопрос 25. Технология пед-ой поддержки детей разного возраста.Диагностические методики изучения детей. Для успешного решения профессиональных задач в любой предметной области специалисту требуются умения, рассмотрим профессиональные умения: аналитические, прогностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские, оценочные, рефлексивные, исследовательские умения. Итак, аналитическое умение предполагает расчленение педагогических явлений на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, средства,и пр.); правильное диагностирование педагогического явления; формулирование педагогической задачи; нахождение оптимальных способов ее решения. Прогностические умения предполагают четкое представление в сознании педагога цели его профессиональной деятельности в виде предвидимого результата (постановка образовательных целей и задач; отбор методов их достижения). Проектировочные умения педагога проявляются в разработке проекта образовательного процесса и включают конкретизацию цели и задач образования; определение способов их поэтапной реализации; планирование содержания и видов деятельности участников процесса с учетом их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, собственного опыта педагога и его личностно-деловых качеств. Конструктивные умения, отражают содержание проектировочных умений педагога.Они позволяют максимально детализировать план решения профессиональной задачи адаптивно к конкретной ситуации и его участникам: в связи с этим педагог должен уметь: отобрать материал для занятия, выделить ключевые понятия и закономерности в нем, планировать логические переходы от одного этапа занятия к другому,сделать выводы и т.д. Коммуникативные умения предполагают установление педагогом межличностного взаимодействия с участниками образовательного процесса, где наблюдаются персептивные действия педагога, изучение индивидуальных особенностей учащихся, осуществление коммуникативной атаки путем привлечения к себе внимания, установление психологического контакта с аудиторией в целом и с каждым участником, процесс управления общением. Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого- педагогическими методами изучения личности младшего школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом. Психолого- педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого- педагогическая диагностика- это оценочная практика направленная на изучение индивидуально- психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно - воспитательного процесса. В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую,оценочную, развивающую. Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках. Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем. Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями. Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление