Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 54. Технологии прогнозирования, проектирования, планирования и осуществления образовательного процесса




Вопрос 53.Условия, влияющие на взаимодействие педагогов и учащихся.

Единство объективных и субъективных условий обеспечивает развитие взаимодействия педагогов и

учащихся, а их взаимная обусловленность — важнейшая предпосылка реализации воспитательной

эффективности взаимодействия.

Социально-экономические условия, специфика социума преломляются через условия работы конкретной школы, которые существенно влияют на взаимодействие членов коллектива. Разные возможности для развития взаимодействия, сотруднических связей существуют в большой и малочисленной школе, а также в городской и сельской.

Важнейшая группа условий, влияющих на характер, способы взаимодействия педагогов и учащихся, связана с особенностями жизнедеятельности школьного коллектива, уровнем его развития, связями. В школе, где складывается воспитательная система, существует определенная упорядоченность деятельности отношений, педагоги и дети чувствуют себя более защищенными. Их взаимодействие строится на основе идей, выработанных в совместном поиске, согласованных действий, осмысления и принятия роли каждого в этом процессе. Отношения в ряде типичных ситуаций регулируются принятыми сообща законами, кодексами, договорами, добровольно взятыми обязательствами. Это снижает конфликтность, способствует развитию диалогового и сотруднического взаимодействия в коллективе.

Взаимодействие педагогов и школьников очень сильно зависит от того, как они воспринимают друг друга. Знания друг о друге и связанные с ними взаимные ожидания играют важную роль при формировании взаимоотношений. Без учета ожиданий учащихся трудно рассчитывать на успех совместной работы педагога и детей. Влияние этих условий связано со временем, длительностью контактов, сферой взаимодействия членов коллектива.

Какой бы благоприятной ни была атмосфера в коллективе, в конечном итоге характер взаимодействия определяется личностными особенностями взаимодействующих сторон.

На характер взаимодействия существенно влияет возраст детей. Младшие школьники живут интересами школы, коллектива, учителя, их легко вовлечь в любую деятельность. Наиболее значимой для ребенка является деятельность, организуемая учителями. Общение с педагогом также наиболее значимо для него.

Педагогическое прогнозирование обычно определяется как процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Объектами при этом выступают класс, ученик, знания, отношения и т.п.

Методы прогнозирования: моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция и др.

Виды прогнозирования: 1.Поисковое прогнозирование непосредственно направлено на определение будущего состояния объекта, исходя из учета логики его развития и влияния внешних условий. 2.Нормативное прогнозирование, принимая заданность объекта преобразования, связано с нахождением оптимальных путей достижения заданного состояния.

Педагогическое прогнозирование своим конечным итогом имеет конкретизацию педагогических целей и их переход в систему педагогических задач. Как результат научно обоснованного прогнозирования, педагогическая задача обобщает содержательную, мотивационную и операциональную стороны деятельности и педагога и школьника. Педагог формулирует педагогическую задачу сначала для себя и лишь затем "озадачивает" воспитанников и включает их в решение.

Квалифицированно проведенное педагогом прогнозирование составляют базу для педагогического проектирования образовательного процесса. Педагогическое проектирование заключается в содержательном, организационно-методическом, материально-техническом и социально-психологическом оформлении замысла реализации целостного решения педагогической задачи. Оно так же, как и прогнозирование и целеполагание, может осуществляться на эмпирическо-интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях.

Планирование процесса предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих преемственную последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов в широком смысле.

Этапы планирования образовательного процесса:
-изучение нормативной базы (федерального и регионального уровня)
-примерные программы, выбор УМК
-подготовка рабочей программы
-выбор педагогических технологий

-разработка поурочных планов, технологических карт
-анализ результатов.

Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.

В соответствии с принципом органичного сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей в ходе осуществления педагогического процесса очень важно найти наиболее рациональную меру соотнесения управляющих воздействий со стороны педагогов и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитанников. Установление прочной обратной связи в ходе педагогического процесса необходимо для внесения корректив в соотношение собственно организаторской деятельности педагогов и самоуправления с целью эффективного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Вопрос 55 Анализ, целеполагание и планирование работы классного руководителя.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.

Важнейшими этапами в технологии воспитательной работы классного руководителя являются этапы целеполагания и планирования воспитательной работы.
Целеполагание включает обоснование и выдвижение целей, определение путей их достижения, проектирование ожидаемого результата. Целеполагающая деятельность будет успешной при условии соблюдения требований: диагностичности, реальности, преемственности, согласованности, непротиворечивости целей, их направленности на результат.

Этап диагностики в целеполагании состоит в изучении состояния воспитательного процесса, уровня воспитанности учащихся, результатов их деятельности на предыдущем этапе, с опорой на информацию (оценку), полученную от самих учащихся. Это позволяет классному руководителю выявить наиболее ценное и важное в предыдущем воспитательном опыте, лучше осознать потребности и запросы учащихся, соотнести оценки эффективности воспитательной работы, данные педагогами и учащимися. Далее на основе результатов педагогической диагностики, совместного с учащимися анализа воспитательной работы за предыдущий период классный руководители определяет первый вариант целей и задач воспитания учащихся данного классе.

Планирование воспитательной работы в классе должно быть увлекательным для школьников и реализовываться в разных формах с учетом возрастной специфики например, «разведка полезных дел», «мозговой штурм», «защита проектов плана», «аукцион полезных дел».
Деятельность классного руководителя по составлению плана в целом включает изучение существующих нормативных документов в области воспитания, психолого-педагогической литературы, методических рекомендаций, передового опыта, в том числе опыта своих коллег; знакомство с другими существующими в школе планами работы с учащимися; педагогическую диагностику; составление характеристики классной группы; формулировку целей и задач воспитательной работы; отбор видов и форм воспитывающей деятельности.

Разработанный в начале учебного года план воспитательной работы постоянно корректируется. В конце учебного года план работы педагога становится предмету профессионального анализа и основой для составления плана воспитательной работы на следующий учебный год.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.