Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы организации обучения и их развитие в дидактике




Понятие о формах организации обучения.

Дифференцированное обучение.

Дифференцированное обучение – это такая организация учебной деятельности, при которой максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика.

Дифференциация может быть:

- внешняя (спецшколы, классы с углубленным изучением ряда предметов, классы коррекции);

- внутренняя (в рамках одного класса).

Дифференцированное обучение позволяет эффективно решать вопросы качественного обучения всех детей в классе.

Дифференциация обучения осуществляется в основном через групповые и индивидуальные задания. Существуют следующие способы дифференциации:

- содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учащихся время на выполнение работы уменьшается;

- содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;

- задание общее для всего класса, но для слабых учеников дается вспомогательный материал (опорная схема, алгоритм, таблица, образец);

- задания разного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;

- учащимся предоставляется право самостоятельного выбора одного из предложенных вариантов задания.

Если дифференцированное обучение относится к отдельному ученику, то оно становится индивидуальным.

Формы организации обучения – это способы организации учебной деятельности, характеризующиеся определенными дидактическими целями, постоянством состава учащихся, установленной продолжительностью и местом проведения занятий.

Формы организации обучения определяют когда, где, кто и как обучается.

Учеными выделены такие основания для классификации форм обучения:

- количество и состав учащихся;

- место учебы;

- продолжительность учебной работы.

По этим основаниям формы обучения делятся на:

- индивидуальные;

- групповые;

- коллективные;

- классные и внеклассные;

- школьные и внешкольные.

Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание некоторых из них связано с потребностями развития общества.

а) Индивидуальное обучение – это самая старая форма, берет свое начало в глубокой древности. Эта форма была единственной в античное время, в период средневековья, а в некоторых странах широко использовалась до 18 века. Учитель занимался с одним учеником, проверял выполнение упражнений, слушал чтение текстов, сам читал, объяснял правила и приемы работы.

Достоинства индивидуального обучения:

- индивидуализация содержания, методов и темпа обучения;

- возможность следить за каждым шагом ученика;

- вовремя вносить коррективы в деятельность учащегося и собственную деятельность учителя.

Недостатки этой формы обучения:

- неэкономичность;

- ограниченность сотрудничества с другими учениками.

б) Индивидуально-групповая форма организации обучения.

Учитель ведет занятия с целой группой разновозрастных детей, уровень подготовки которых был различный. Поэтому учитель вел работу с каждым учеником отдельно. Он поочередно спрашивал у каждого ученика пройденный материал, объяснял каждому в отдельности новый материал, давал индивидуальные задания. Остальные ученики в это время занимались самостоятельно. Это позволяло ученикам приходить в школу в разное время – в начале, середине и даже в конце учебного года и в любое время дня.

в) Классно-урочная система обучения.

На рубеже 15-16 веков в Европе наблюдается всплеск новых потребностей в образовании. Они вызваны развитием различных отраслей, ремесел, торговли, науки, культуры. Это повлекло за собой возникновение массового обучения детей. Возникла концепция коллективного обучения, которая впервые была применена в братских школах Белоруссии и Украины (16 век). Обобщив опыт братских школ, Я.А. Коменский предложил в 17 веке классно-урочную систему обучения.

Признаки классно-урочной системы:

- определенное время для учебных занятий в году и на каждый день; устанавливается начало и конец учебного года, его деление на части; отводится время для каждого урока; на каждом уроке изучается определенная дисциплина;

- определенный возрастной состав учебной группы, т.е. класса, который сохраняется в течение всех лет обучения;

- ведущая роль учителя в учебном процессе; он передает знания, руководит процессом их усвоения, проверяет, контролирует действия учеников.

Достоинства классно-урочной системы:

- четкая организационная структура;

- простое управление учебно-воспитательным процессом;

- возможность взаимодействия детей между собой;

- постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся;

- экономичность.

Недостатки этой системы обучения:

- система ориентирована в основном на среднего ученика;

- трудность в учете индивидуальных особенностей учеников;

- работа в едином темпе.

г) Белл - ланкастерская система взаимного обучения (Англия, Индия).

Первую попытку модернизации классно-урочной системы предприняли в конце 18 – начале 19 веков английский священник А. Белл и учитель Д. Ланкастер. Толчком к этому явился переход от мануфактуры к крупной машинной индустрии, который потребовал большого количества рабочих, располагающих хотя бы элементарной грамотностью.

Суть этой системы в том, что старшие ученики (мониторы) сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. В зале обучалось около 600 человек сразу. При такой форме обучения качество его было очень низким. Эта система не получила широкого распространения. Н.К. Крупская писала: «Ребенок, знавший три буквы, учил не знавшего ни одной, знавший пять букв, учил знавшего три, и т.д.».

д) Батовская система.

В конце 19 – начале 20 веков становится актуальным вопрос индивидуализации обучения учащихся с различиями в их умственном развитии. В США была основана батовская система, которая делится на две части:

1 – урочная работа с классом в целом;

2 – индивидуальные занятия с учащимися (с отстающими учениками занимается помощник учителя, а со способными учениками – учитель).

е) Маннгеймская система (по названию города Маннгейм в Европе, конец 19 – начало 20 веков).

Эта система характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения, учащиеся, в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки распределялись по классам на слабых, средних и сильных.

Основатель системы – Йозеф Зиккенгер (1858 – 1930). Он предлагал четыре класса:

1 – основные классы для детей со средними способностями;

2 – классы для малоспособных учащихся, которые «обычно не кончают школу»;

3 – вспомогательные классы для умственно отсталых детей;

4 – «переходные» классы для наиболее способных учащихся, которые могут продолжать учебу в средних учебных заведениях.

Отбор в классы осуществлялся по результатам психометрических обследований, характеристик учителей и экзаменов.

ж) Дальтон-план (г. Дальтон, штат Массачусетс, начало 20 века).

Эта система была рассчитана на индивидуализацию обучения, предоставляющую возможность каждому ученику продвигаться в учении самостоятельно и своим темпом. Дальтон-план отрицал урок как форму организации обучения и ведущую роль учителя в учебном процессе, традиционные классы заменялись предметными мастерскими. Учащимся выдавались задания по каждому предмету на год в самом начале учебного года. В установленные сроки учащиеся должны были по ним отчитываться. Для успешной учебной работы ученики снабжались учебными пособиями, инструкциями, получали консультации учителей.

з) Бригадно-лабораторный метод.

В 20-е годы 20 века в СССР использовалась модификация Дальтон-плана. Индивидуальная работа сочеталась с коллективной работой класса или бригады (части класса). Уровень подготовки учащихся неуклонно снижался, т. к. без объяснения учителя они не всегда справлялись с заданиями.

В 1932 году бригадно-лабораторный метод был осужден, и в качестве основной формы организации обучения в школе устанавливался урок с группой учащихся постоянного состава и определенным расписанием занятий. На уроках применялась и групповая, и индивидуальная, и фронтальная работа.

и) План Трампа (50-60 годы 20 века, США).

Профессор педагогики Ллойд Трамп разработал новую форму организации обучения, которая выражается в сочетании занятий в больших аудиториях, в малых группах с индивидуальными занятиями. В больших аудиториях читают лекции наиболее квалифицированные преподаватели. Затем проходят занятия в малых группах, где обсуждается материал лекции, ведутся дискуссии, делаются дополнения. Руководить занятиями в малой группе может рядовой учитель или наиболее сильный в знаниях ученик. Индивидуальная работа проводится отчасти по обязательным заданиям учителя, отчасти по выбору самих учащихся, при этом преследуется задача максимально содействовать развитию индивидуальности.

Распределение учебного времени:

- большие аудитории (100 – 150 человек) – 40%;

- малые группы (15 – 20 человек) – 20%;

- индивидуальная работа – 40%.

Такова история развития форм организации обучения. Самой устойчивой оказалась классно-урочная система и что она действительно является ценным завоеванием педагогической мысли и передовой практики работы массовой школы. В настоящее время идут попытки усовершенствования классно-урочной и других систем обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.