Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 5




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

организация деятельностей обучающегося и обучающего, при которой: а) обучающий занимает доминирующее положение, он определяет все параметры процесса обучения: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения. б) обучающийся (точнее, в данном случае обучаемый) в силу объективных факторов (несформированности личности, зависимого экономического и социального положения, малого жизненного опыта, отсутствия серьезных проблем, для решения которых необходимо учиться) занимает подчиненное, зависимое положение и не имеет возможности серьезно влиять на планирование и оценивание процесса обучения. Его участие в реализации процесса обучения достаточно пассивно, его основная роль — восприятие социального опыта, передаваемого ему обучающим.

 

С самого юного возраста детей подготавливали к серьезным испытаниям. А чтобы закрепить навыки истинных воинов и показать успехи, они должны были участвовать в специальных празднествах в храме Артемиды Орфии.

Даже бытовые условия имели свои особенности. Сон на жестких тростниковых подстилках, интенсивная физическая подготовка, суровое воспитание. Спартанские дети были лишены ласки и внимания в отличие от современных детей, которые зачастую бывают избалованы.

Обучению грамоте не придавалось столь большое значение, детей обучали лишь ее необходимым азам. А, например, ораторскому искусству уделялось большая часть времени. Невнимательных ораторов с отсутствием красноречия демонстративно высмеивали.

С годами воспитание становилось намного суровее: детям стригли наголо волосы, учили ходить босиком, как правило, без одежды, тростник собирали без помощи ножей, ребята участвовали в различных состязаниях. И что самое парадоксальное, так воспитывали не только мальчиков, но и девочек!

 

Если мысли современной девушки заняты внешностью, успехами в карьере, личной жизнью, то спартанские девушки об этом даже и не мечтали. Их больше заботили вопросы, связанные с метанием дисков, борьбой, бегом и прочими соревнованиями.

Дети в Спарте находились в безраздельной собственности государства. Сразу после рождения они подвергались тщательного досмотру. Слабых и увечных сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы.

Возможно, спартанское воспитание и было эффективным в той исторической эпохе, в которой оно и зародилось. Но в современном мире все выглядит иначе. Не нужно завоевывать чьи-то территории, постоянно защищаться от нападения врагов.

Некоторые родители могут возразить, вспомнив о крепком физическом развитии и здоровье спартанцев, а так же о силе духа, который в них воспитывали. Возможно это и так, но необходимо видеть и другую сторону такого воспитания: безжалостность, неуверенность в себе, пассивность, жестокость, которых и без спартанского воспитания хватает в нашей жизни.

Для воспитания ребенка в духе Спарты вам, родителям, необходимо придерживаться следующих правил.

Правила воспитания детей по-спартански:

1. Не пеленайте ребенка, не создавайте для него тепличных условий в комнате. Прививание спартанских навыков начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не кутали, а когда он подрастал, то его отучали от страха перед темнотой и одиночеством.

2. С первых дней жизни своего чада формируйте у него правильную осанку. Для этого как можно раньше начинайте приобщать ребенка к физкультуре, следите за тем, чтобы он обязательно де­лал утреннюю зарядку, играл в подвижные игры, научился плавать, правильно сидел за столом, готовя уроки. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке, в семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов, — сила, выносливость и готовность к преодолению жизненных трудностей.

3. Если здоровье вашего ребенка позволяет, как можно раньше запишите его в спортивную секцию, где под руководством опытных тренеров он будет физически и духовно развиваться. В 7 лет спартанских мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения. Там их воспитанием занимались воины, которые прославились мужеством на поле боя и с которых дети могли брать пример.

4. Закаливайте малыша и не забывайте, что солнце, воздух и вода — ваши первые помощники в этом важном процессе! Закаливание следует начинать не тогда, когда ребенок уже заболел, а с самого раннего возраста, и проводить постоянно или вообще не проводить.

5. Не отказывайтесь от помощи и советов старшего поколения в процессе воспитания. Воспитание детей было делом всей спартанской общины. Часто военачальники и государственные деятели вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях.

6. Пусть ваш ребенок занимается музыкой и танцами. Правда, спартанцы занимались музыкой и танцами отнюдь не для развития музыкальных и танцевальных способностей. Танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы и молниеносные удары — то есть все, что требовалось воину во время боя.

7. Воспитывайте у ребенка желание постоянно повышать свой интеллектуальный, культурный и физический уровень. В Спарте только после 30 лет по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

Воспитание девушек в Спарте мало чем отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались дома, но в их воспитании на первом месте были физическое развитие и военная подготовка. По достижении определенного возраста им разрешалось принимать участие в военных походах.

*АФИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - система воспитания, сложившаяся в Афинах в 7 - 5 вв. до н. э. Наряду со спартанским воспитанием была одной из наиболее известных систем воспитания в Др. Греции. В Афинах на базе развитого ремесла, торговли, мореплавания утвердился наиболее прогрессивный для того времени гос. строй античной рабовладельческой демократии. Это обусловило расцвет афинской культуры и прогрессивный характер А. в. Цель А. в. - создание гармонически развитого человека. Оно было разносторонним, включало умственное и эстетическое (т. н. мусическое воспитание), нравственное и физич. (гимнастическое) воспитание. Мусическое воспитание осуществлялось в процессе обучения чтению, письму, счёту, пению, музыке, при изучении ораторского искусства, политики, философии. Физич. воспитание было направлено на поддержание здоровья и развитие силы, ловкости и красоты человеческого тела. Это достигалось путём упражнения в беге, борьбе, прыжках, метании диска и копья [т. н. пентафлон "πενταδλον" - пятиборье]. Нравственное воспитание имело целью формирование дисциплинированности, мужества, самообладания, чувства собственного достоинства, скромности, хороших манер.

А. в., в отличие от спартанского, не было полностью государственным. До 7 лет дети воспитывались в семье. Их учили правилам хорошего поведения, рассказывали им сказки и мифы. Большое внимание уделялось играм, лепке, вырезыванию. Девочки получали только семейное воспитание, что соответствовало положению женщины в рабовладельческом обществе. Их учили читать, писать, играть на к.-л. музыкальном инструменте, а главное домоводству, шитью и рукоделию. До брака афинянки жили в полном затворничестве, лишь изредка выходя из дому для участия в религиозных церемониях. Мальчики с 7-летнего возраста посещали школу грамматиста, где обучались чтению, письму и счёту, а позже или одновременно школу кифариста, в к-рой занимались музыкой, пением, декламацией. С 13 - 14 лет они воспитывались в палестре, где под руководством педотриба в течение 2 - 3 лет занимались гимнастикой. Здесь же велись беседы на политич. и нравственные темы. Школы грамматиста, кифариста н палестра были частными и платными. С 16 - 18 лет юноши из наиболее состоятельных и знатных семей, готовящиеся в будущем занять руководящие должности в гос-ве, посещали гимнасий. Здесь они обучались философии, лит-ре, политике, продолжая совершенствоваться в области гимнастики. Гимнасий был гос. уч. заведением. С 18 - 20 лет юноши проходили своего рода проф. курс военного обучения в эфебии, продолжали своё политич. образование, изучали законы страны.

А. в. носило ярко выраженный рабовладельческий характер. Дети рабов полностью исключались из системы воспитания, общение с ними детям свободнорождённых запрещалось. Платность образования делала его недоступным малоимущим свободным гражданам и вынуждала их заниматься с детства ремеслом. Физич. труд не входил в систему А. в., т. к. считался уделом исключительно рабов. В само наименование "школа" (σχολη - буквально досуг) афиняне включали понятие свободы от физич. труда.

Билет 6

 

Древняя римская цивилизация была основана на западном побережье итальянского полуострова в девятом веке до нашей эры. Первоначально римская цивилизация была небольшим сельскохозяйственным сообществом на берегах реки Тибр. Позже оно превратилось в одну из самых могущественных империй мира, которая простиралась до средиземного моря. Постепенно древняя римская цивилизация преобразовалась из монархии в Римскую республику и в деспотичную Римскую империю. Культура древних греков оказала большое влияние на римскую культуру и систему образования.

Система образования в древнем Риме формировалась главным образом под влиянием греческих образовательных практик. Образование приобрело значение на закате Римской республики и на рассвете Римской империи.

Согласно древнеримской культуре образование ребенка, как физическое, так и моральное начиналось под строгим наблюдением и руководством родителей. Система образования древнего Рима была направлена на преобразование ребенка в сильного, здорового, религиозного и ответственного гражданина. Образование ребенка подразумевало обучение законам послушания, скромности речи, знаниям и уверенности в своих силах. Детей обучали также добродетели и важности образования.

Частью древнеримского образования было также обучение девочек кулинарному мастерству, вязанию и шитью их матерями. Девочку учили также чтению и письму. В то время как мальчиков отцы учили пахать, сеять и убирать урожай. Помимо этого мальчиков обучали плаванию, а также боксу и фехтованию. Мальчиков обучали также навыкам управления домашним хозяйством. Как и девочек, мальчиков обучали также чтению и письму. В отличие от девочек мальчиков обучали законам имеющим отношение к культуре древнего Рима.

 

Древнеримские аристократы придавала большое значение образованию. Они старались предоставить своим детям самое лучшее классическое образование. Они нанимали образованных греческих рабов и проповедников для обучения своих детей. Бедняки не могли обеспечить своих детей классическим образованием. Все что они могли позволить – это обучить своих детей чтению и письму.

Школы древнего Рима были представлены в виде одной комнаты разделенной занавеской. Начальные школы были основаны в середине четвертого века до нашей эры. В этих школах детей подготавливали к жизни в обществе и обучали основным необходимым навыкам. Дети посещали начальную школу до 12 лет. Они обучались там чтению, письму и основным математическим действиям.

Занятия в школе начинались на рассвете и продолжались до сумерек с коротким перерывом на обед. Маленьким детям книги не давали. Они заучивали уроки наизусть. Основным математическим действиям обучали на счетах. Дети учились писать палочками на вощеных дощечках. После того как они делали определенные успехи в письме, им давали бумагу изготовленную по древней египетской технологии. Для письма на бумаге использовали перо и чернила из каучука и сажи, а также чернила осьминога. В начальной школе не обучали многим предметам.

После окончания начальной школы образование девочек завершалось. Дальнейшее образование было доступно только для мальчиков. Это объяснялось тем, что девочки выходили замуж в двенадцатилетнем возрасте, тогда как мальчики могли жениться только в возрасте четырнадцати лет. Мальчики изучали медицину, ораторское искусство, а также читали научные труды таких ученых как Цицерон. Они также изучали греческую грамматику, литературу, музыку и астрономию. Древние римляне также обучали подрастающих детей умению говорить на публике и навыкам убеждения. Это искусство было известно как риторика.

В древнем Риме не было общественных школ. Были только частные платные школы, в которых детей могли обучать только богачи.

Марк Фабий Квинтилиан (ок.35-96 г. г), известный римский педагог-практик, переработал заимствованные из Греции педагогические идеи, дополнил их обширными дидактическими указаниями в своем сочинении "О воспитании оратора". Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и вскоре приобрела статус государственного учебного заведения.

В школе основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времени античного классицизма.

Квинтилиан использовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Квинтилиан полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование.

Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику развития.

Квинтилиан теоретически обосновал и применил в своей практике три метода обучения и воспитания, которые он считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение.

По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

Билет 7

В средние века (V – XVII) облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми формами государственности, и трансформацией культуры на основе на основе проникновения религиозной идеологии христианства.

Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.

В педагогике раннего средневековья господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Многие идеологи христианства открыто демонстрировали враждебность к идеалам античного воспитания, требуя устранить из программы образования греко-римскую литературу. Они считали, что образцом воспитания могло быть лишь монашество, которое получило заметное распространение в раннесредневековую эпоху.

Аскетизм, усердное чтение религиозной литературы, устранение пристрастия к земным благам, самоконтроль желаний, мыслей и поступков – вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания.

К VII веку в средневековой Европе школы античного типа полностью исчезли. Школьное дело в молодых варварских государствах V - VII вв. оказалось в плачевном состоянии. Повсеместно царили неграмотность и невежество. Неграмотными были многие короли и верхушка общества – знать и чиновники. Между тем необходимость в грамотных подданных и священнослужителях постоянно увеличивалась. Существующее положение пыталась исправить католическая церковь.

Преемником античной традиции оказались церковные школы. На протяжении V – XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. Они являлись важным инструментом религиозного воспитания. Основными предметами изучения являлись: Библия, богословская литература и сочинения «отцов церкви». Сквозь сито христианства просеивался весь учебный материал.

В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: монастырские школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям средневекового общества.

Монастырские школы организовывались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы разделились на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В качестве учителей выступали образованные монахи. Монастырские школы были хорошо снабжены рукописными книгами. В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, геометрия, астрономия и теория музыки.

Епископальные (кафедральные) школы открывались в церковных центрах, местопребывания главы епархии. Содержание обучения в них было по тем временам довольно высоким. Помимо чтения, письма, счета и закона Божия, изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных сверх этого – арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпутье). Наиболее известными были школы в Сен-Жермене, Туре (Франция), Люттихе (Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других городах.

Приходские школы были самыми распространенными. Школы размещались в доме священника или в церковной сторожке. Их посещали небольшие группы мальчиков, где за небольшую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению. Этот тип школ был бессистемным и наименее организованным.

Обучение в церковных школах повышенного уровня преподавалось по программе семи свободных искусств. Одним из первых формулу такой программы для средневековой Европы предложил Северин Боэций (480-524). Он объединил арифметику, геометрию, астрономию и музыку (науки, основанные на математических закономерностях) в учебный цикл «квадриум» (четвертый путь). Этот цикл вместе с «тривиумом» (третьим путем) – грамматикой, риторикой, диалектикой – составил семь свободных искусств, впоследствии положенных в основу всего средневекового образования.

Семь свободных искусств вместе взятые с богословием, как «венцом» всего обучения, составили содержание средневекового образования.

Методы обучения основывались на зазубривании и развитии механической памяти. Самым распространенным методом обучения был катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого учитель вводил абстрактные знания, подлежащие обязательному запоминанию, не объясняя предмет или явление. Например: «Что такое луна? – Глаз ночи, раздаватель росы, пророк бурь,… Что такое осень? – Годичная житница» и т.д.

Грамматика являлась главным учебным предметом. Она сводилась к разучиванию грамматических форм латинского языка и к заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов религиозно-мистического значения.

Изучение латыни начиналось с элементарных правил и освоения простейших фраз. На овладение техникой чтения уходило два или три года. Техника письма была также очень сложной.

После освоения грамматики переходили к изучению литературы. Выбор литературы был крайне консервативен. Сначала читали короткие литературные стихотворения, а затем приступали к правилам стихосложения. Классическая греческая литература изучалась в латинских переводах, поскольку греческий язык исчез из школьной программы.

Диалектика и риторика изучались одновременно. Первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства. Вторая – правильно строить фразы, искусству красноречия, которое ценилось у священнослужителей и аристократии. При изучении философии и диалектики опирались на произведения Аристотеля и святого Августина.

Астрономия являлась прикладной наукой, связанной с вычислениями многочисленных церковных праздников. Музыке обучали с помощью нот, обозначенных с помощью букв алфавита. Линейная нотная грамота появилась в 1030 г.

Программа арифметики означала овладение четырьмя арифметическими действиями. Обучение арифметическим действиям было слишком сложным занятием, вычисления занимали целые страницы. Поэтому существовало почетное звание «доктор абака» (т. е. «доктор умножения и деления»). Всем учебным предметам придавался религиозно-мистический характер.

В школе царила суровая слепая дисциплина. Учитель не щадил своих учеников за ошибки; жестокие телесные наказания были очень распространены и одобрялись церковью, которая учила, что «природа человека греховна, а телесные наказания способствуют очищению и спасению души».

Основная часть населения не получала даже минимального образования в школах. Дети воспитывались своими родителями в семье и в повседневном труде.

К началу XI века особую роль стала играть трехчленная система разделения труда (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII веке совловная структура оказалась еще более дифференцированной. Каждое сословие наделялось определенными добродетелями. Добродетелями крестьянства считались трудолюбие, аристократии – доблесть, духовенства – благочестие и пр. Так, общество составило перечень социально-культурных типов, которые должна была воспроизводить определенная система образования.

Однако ученый мир раннего Средневековья не вычеркнул полностью античные традиции. Они были использованы религиозными и педагогическими деятелями XII – XIII вв. при обосновании иной системы обучения и воспитания.

В XII – XIII вв. в западноевропейской педагогической мысли происходят заметные сдвиги, отражающие общую динамику Западной цивилизации. На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. К таким фигурам можно отнести Фому Аквинского, Гуго Сен-Викторского, Пьера Абеляра, Винсента де Бове и других.

В XII – XIII веках в Западной Европе появляется необходимость подкрепить религию философией, не верить слепо, «но понять то, во что верят». Эту задачу выполняет схоластика, которая пытается примирить веру и разум, религию и науку.

Схоластика (в переводе с греч. – scholasticos – школьный) средневековая школьная философия, представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античных философов Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого схоластика приспосабливала к своим целям.

По-иному было организовано воспитание светских феодалов – «господ земли и крестьян». Главным для средневекового рыцаря была выработка военно-физических умений, крепостнической морали и благочестия.

Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи.

Чтение и письмо были не обязательными для рыцаря, многие из них в период раннего средневековья были неграмотны.

До семи лет старший сын феодала воспитывался в семье. С 7 до 14 лет он направлялся в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену) и выполнял обязанности пажа на женской половине при супруге сюзерена.

С 14 до 21 года юноша становился оруженосцем сюзерена и переходил на мужскую половину замка. Он сопровождал сюзерена на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и других важных мероприятиях. Пажи и оруженосцы должны были освоить основные воинские профессиональные умения, знание этикета и религиозные догмы.

В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечом.

Младшие сыновья феодала оставались дома, упражнялись в «рыцарских добродетелях» и обучались у капеллана замка религии, реже – чтению и письму. Некоторые из них отправлялись в монастыри либо ко двору епископа.

Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов.

На протяжении средних веков рыцарское сословие постепенно приходило в упадок. Распалась и традиция рыцарского воспитания, но не исчезла бесследно. Так, «кодекс чести», идеи эстетического и физического развития юных рыцарей питали идеалы гуманистической педагогики Возрождения.

В XII – XV вв. система школьного образования средневековой Европы несколько видоизменяется. Связано это было, прежде всего, с созданием светских учебных заведений: городских школ и университетов. Рост городов, урбанизация, укрепление социальных позиций горожан позволяли открывать учебные заведения, которые отвечали насущным жизненным потребностям населения.

Первые городские школы возникают практически во всех европейских городах: в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Любеке, Гамбурге и т. д. и появляются несколькими способами.

Многие городские школы были организованы по инициативе городских магистратов и преобразованы из прежних приходских школ. Эти школы обслуживали детей высших сословий. Преподавали в них светские учителя. Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма, счета, немного грамматики. Этих знаний было достаточно, чтобы получить звание клирика, что позволяло в будущем быть учителем или священнослужителем.

Также городские школы рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ, школ счета для детей торговцев и ремесленников.

Цеховые школы возникали для детей ремесленников и на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение в этих школах велось на родном и латинском языках.

Гильдейские школы реализовывали аналогичную учебную образовательную программу и создавались для детей состоятельных купцов. Позже эти школы превратились в начальные городские школы и содержались за счет средств городских магистратов.

Постепенно возникают учебные заведения и для девочек, но повсеместного распространения они не получают, а основным источником женского образования остаются монастыри.

Первые городские школы находились под жестким контролем церкви. В них католическая церковь справедливо видела опасных конкурентов. Служители церкви урезали и видоизменяли школьные программы, назначали и контролировали учителей. Постепенно городские школы освобождались от подобной опеки и отвоевывали право самостоятельно назначать преподавателей городских школ.

Как правило, городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого называли ректором. Ректор самостоятельно подбирал себе помощников. Учителями поначалу становились священники, а позже – бывшие студенты университетов. Зарплату им выплачивали нерегулярно и часто натурой. По истечении контракта педагогов могли уволить, и они должны были подыскивать себе другое место. В результате, со временем, в средневековых городах, возникла определенная социальная группа – бродячие учителя.

Таким образом, городские школы отличались от церковных школ своей практичной и естественнонаучной направленностью и были более прогрессивны.

В XIV – XV вв. появляются светские учебные заведения - коллегии, которые выступали в качестве связующего звена между начальным и высшим образованием.

До середины XV в. коллегии были приютами для детей малоимущих слоев. В дальнейшем они становятся местом учебных занятий, существуя при университетах. Школяры жили на подаяние. Размещались в непристойных местах города с высоким уровнем преступности. Позже коллегии превратились в землячества университетов и колледжи – учебные заведения общего образования.

Важной вехой в развитии педагогической науки и образования явилось создание первых средневековых университетов. Они были созданы по инициативе ученых и всех, заинтересованных в развитии науки городских слоев, в недрах церковных школ конца XI – начала XII вв.

Самым престижным считался Парижский университет (1200), который вырос из богословской школы-приюта, где жили шестнадцать студентов (по четыре француза, немца, англичанина и итальянца). Приют основал духовник короля Роберт Сорбон.

С тех пор Парижский университет и называется Сорбонной. Курс обучения в нем длился десять лет. По окончании студент должен был с шести утра до шести вечера без перерыва вести диспут с двадцатью профессорами, которые сменялись каждые полчаса. Выдержавший такое испытание студент получал степень доктора и особую черную шапочку.

Подобным образом возникали и другие первые европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Сеть университетов довольно быстро росла. Если в XIII веке в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Кельне, Праге, Вене, Кракове и других городах).

Рост университетского образования отвечал веяниям времени. Появление университетов предполагало оживление общественной жизни и торговли.

Церковь стремилась удержать и укрепить свое влияние в развитии университетского образования. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Открытие и права университета подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Одним из престижнейших был факультет богословия. Преподавателями были в основном священнослужители. Церковь держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые были в прямом подчинении архиепископам.

Тем не менее, университеты раннего средневековья по своей программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию.

Привилегии закрепляли университетскую автономию на собственный суд, управление, право дарования ученых степеней, освобождали студентов от военной службы.

Важной чертой средневековых университетов являлся его наднациональный и демократичный характер, который выражался в том, что на одной студенческой скамье могли оказаться люди всех возрастов и социального положения.

Создание университета не требовало больших финансовых затрат. Первые университеты были весьма мобильны. Они располагались в простых и скромных помещениях. Вместо скамей слушатели могли сидеть даже на соломе. Порядок записи в университет был достаточно вольным и условным. Обучение было платным, но не весьма дорогим. Часто студенты выбирали профессоров и ректора из своей среды. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Фактически власть в университете принадлежала нациям (национальным объединениям «землячествам» студентов и преподавателей) и факультетам (учебным корпорациям студентов и профессоров).

К концу XV в. положение существенно меняется. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, а нации постепенно стали утрачивать свое влияние.

Как правило, большинство средневековых университетов имели 4 факультета: артистический (факультет искусств), богословский, медицинский и юридический.

Содержание обучения артистического факультета определялось программой семи свободных искусств и длилось в течение 5 – 7 лет. Он являлся подготовительным общеобразовательным университетом. После его окончания студенты получали ученую степень «магистр искусств» и могли продолжать обучение на одном из факультетов. По окончании еще 5 – 7 лет обучения и успешной защиты, слушатели получали ученую степень «доктора наук».

Основными методами обучения были лекции и диспуты. От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные и повторительные вечерние. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты. Участники диспутов зачастую вели себя весьма свободно, прерывали оратора свистом и криками.

Однако первые средневековые университеты явились закономерной и объективной альтернативой схоластике, которая превращалась в «науку пустых слов». Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь и дали мощный толчок развитию мировой культуры, науки и просвещению (Р. Бэкон, А. Данте, Я. Гус, Н. Коперник, Ф. Бэкон, Ф. Петрарка и др.).

 

Билет 8

ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ОБРАЗОВАНИИ

 

ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ОБРАЗОВАНИИ Ведущая тенденция современной педагогической науки - ее обращение к мировоззренческим основаниям, возвращение к личности. Это особенность и современной теории, и практики обучения. Переориентация на личность и ее развитие, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, является важнейшей задачей, поставленной процессами социального развития. Ее решение стало возможным благодаря высокому уровню развития философии образования, выступающей в качестве методологии педагогики в целом и такой ее отрасли, как теория обучения. Принцип гуманизации воспитательных отношений и педагогического процесса может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека. Это один из старейших педагогических принципов, возрожденный в отечественной педагогике лишь в конце 80-х годов. Сущность принципа гуманизации состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, в приоритетах человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Школа является важнейшим социальным институтом общества, в котором отражается характер общественных отношений, о чем в свое время писал С.И. Гессен в работе «Основы педагогики». Цели образования тесно связаны с целями жизни общества. Жизнь определяет образование, и обратно — образование воздействует на жизнь. Поэтому понять систему образования данного общества, значит, понять строй его жизни. Закономерно, что возникшее в последние годы в нашей стране новое мышление в политике, экономике, идеологии вызвало к жизни и новое педагогическое мышление, которое основывается, прежде всего, на демократизации и гуманизации образования. Это крутой поворот школы и общества к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, понятие его личностных целей, запросов и интересов. В этой связи возникают противоречия между общественными потребностями, запросами государства, с одной стороны, и неспособностью системы образования удовлетворить их - с другой. Надо иметь в виду также глубокий кризис гуманистических идей при соприкосновении их с реальностью на протяжении истории, противоречие между нравственной насыщенностью гуманистических теорий, созданных, например, JI.H. Толстым, Вл. С. Соловьевым и др., и опустошенностью в повседневной, обыденной общественной жизни. Ценность и эффективность современной школы возрастает, если в теорию и практику образования, наряду с современными, нестандартными подходами и новыми технологиями, естественным путем войдут гуманистические идеи. Идея гуманизации образования имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее внедрения зависит стратегия социального движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная теория и практика обучения может внести свой вклад в развитие сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человека, на создание экологической и нравственной гармонии в мире, на то, чтобы человек имел все возможности для гармоничного развития и на протяжении всей жизни стремился к нему. Гуманизм, гуманизация может стать той базой, на которой построится современное образование. Россия более, чем любая другая страна, была одержима идеей целостной гуманной личности (Н.А. Бердяев, С. Булгаков, К.Д. Кавелин, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев, Н.А. Лосский, Н.К. Михайловский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, П.Я. Чаадаев, Э.В. Ильенков, и др.). Философско-гуманистические нравственные идеи, учения русских мыслителей — это значимый и своеобразный культурный контекст, это та база, на которой выросла российская теория личности. И современные ученые уделяют этой проблеме много внимания, например Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский, Л.С. Выготский и др. Истоки гуманистических идей Обращение к истории гуманистических идей актуально для каждого, кого волнует современное состояние вопросов образования, в силу необходимости исследовать тот фундамент, на котором общество собирается строить свое будущее. Изменения, произошедшие в современной России в последние годы доказали, что российская цивилизация является частью общечеловеческой цивилизации, и гуманитарное знание, в частности, педагогика не может абстрагироваться от общих законов ее развития. Во всей глубине, полноте и целостности, как особая система взглядов и мировоззрение, гуманизм сложился в эпоху Возрождения. В течение XV — XVI веков, решительную победу над средневековым мировоззрением одержало новое мировоззрение, родоначальниками которого были Р. Ашам, Дж. Боккаччо, П. П. Верджерио, Т. Кампанелла, Т. Мор, М. Монтень, Э. С. Пикколомини, Ф. Петрарка, Ф. Рабле, Т. Элиот и другие гуманисты эпохи Возрождения, указавшие на необходимость глубокого изучения человека, его внутреннего мира, осознания его роли и места в природе, обществе, истории. Возникновение нового взгляда на мир и человека в.этот период явилось следствием зарождения новых социальных отношений. Место средневекового аскетизма с его отрицанием радостей земной жизни и проповедью подготовки к загробному вечному существованию, занял гуманизм, выдвинувший идеал жизнерадостного, сильного духом и телом человека. Великое умственное движение эпохи Возрождения, победив аскетическое устремление и схоластику средневековья, заинтересовалось человеческой личностью как таковой, а также всем, что затрагивает и окружает человека в земной жизни, раскрыло широту внутреннего мира «нового» человека. Главными чертами гуманизма и гуманистической эпохи были индивидуальность, критицизм, светское настроение и повышенный, в связи с этим, интерес к античному миру и к античной литературе. Возникает новое понимание и новое отношение к человеку: человек уникален и незаменим. Он не столько венец творения и царь природы, сколько центр Вселенной. Гуманизм XIV - XVI веков провозгласил идеал «нового» человека - антитезу средневекового человека, а педагогическая мысль этого периода заложила основы гуманистического воспитания. Педагогические идеи эпохи Возрождения нашли свое отражение в практике работы элитных школ феодального периода (Педагоги — гуманисты: Г. Веронезе, Э. Роттердамский, В. да Фельтре и др.) Возникновение нового понимания и нового отношения к человеку позволило сформировать новый стиль мышления, который заложил основы воспитания и образования, новый подход к индивидуальным и возрастным особенностям ребенка, а также выдвинуть требования к новому типу педагога, которые актуальны и сегодня. В эпоху Возрождения была сделана первая попытка гуманизации образования. В Россию идеи гуманизма проникли позже (XV — XVI вв.), они нашли свою почву в русском обществе и со временем трансформировались в русскую гуманистическую традицию. По утверждению философа В. А. Малинина, к русской гуманистической традиции следует подходить, как к историко-культурному явлению, в котором с отдаленных времен обнаруживаются три ясно различимых пласта: народный гуманизм, религиозный и светский. Русские философы всесторонне разрабатывали и старались привлечь всеобщее внимание к проблемам человеческой сущности. Искания русской интеллигенции отразились не только в философских, но и в педагогических трудах. В работах ряда исследователей рассматривается проблема возникновения и развития гуманистических идей в отечественной педагогике. (А.О. Малинин, С.Ф. Егоров, Н.Д. Соколова, И.Л. Щипанов, С.Д. Бабишин и др.). Для понимания социальных и духовных проблем истории XVIII — первой половины XIX вв. большое значение имеют философские произведения Н. А. Бердяева, И.А. Ильина, Н.О Лосского и др., исторические труды С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. Особое значение при теоретическом осмыслении истории русской школы периода второй половины XVIII - начала XIX вв. имеют историко-педагогические исследования дореволюционных авторов - М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, С.В. Рождественского, Д.А. Толстого, Н.А. Лебедева, И.Н. Назарьевского, А.С. Воронова, В. Каллаша и др., — созданные на основе официальных документов, статистических данных, содержащие выводы, отражающие ведущие идеи данной эпохи. В современных историко-педагогических исследованиях Е.В. Поваровой, М.В. Сычева - Михайлова, Н.В. Флита, Г.И. Смагиной, A.M. Болговой и др. отражено состояние отечественной школы и педагогической мысли изучаемого нами периода, раскрываются вопросы развития содержания образования (учебные планы, программы, формы и методы обучения). В трудах исследователей, посвященных проблемам гуманизации общества и образования России, выражены различные подходы к идее гуманизации как к особому явлению в жизни общества и отдельных граждан. Анализ работ в этой области показал, что содержание термина гуманизация образования трактуется исследователями в различных вариантах: · название различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли; · название той области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам; характеристика пролетарской идеологии, социалистического образа жизни; · обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты, уважения; · определение важнейшего фактора развития личности как высшей ценности, как цели; · особые отношения между учителем и учащимися, индивидуальный подход к каждой личности; · название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов и др. Но при всем различии взглядов в большинстве случаев гуманизация образования обосновывается как неограниченный в социокультурном пространстве, демократически ориентированный, интенсивный педагогический процесс, в центре которого находится личность ученика. Основным смыслом педагогического процесса становится свободное гармоничное развитие личности. Ф.Рабле (1494 – 1553) едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности. Средневековая система воспитания получила сатирическое изображение в романе ученого-гуманиста – «Гаргантюа и Пантагрюэль». В романе нашли отражение новые идеи педагогики данной эпохи. Сам Ф.Рабле получил образование в монастырских школах, окончил медицинский факультет, профессор анатомии. Подверг уничтожающий критике цель и методы феодального школьного образования. Пропагандировал активные методы обучения: экскурсии в природу, мастерские, наблюдение за звездами, сбор растений, эвристические беседы, развивающие игры, свободное обсуждение прочитанного, применение полученных знаний на практике (например, обсуждение за обедом «полезности и происхождения того, что подавалось на стол»), ежевечерние отчеты об изученном. Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью. Обосновал необходимость «столь же искусно развивать телесные силы, как и силы духовные». Методы: гимнастические упражнения, игра в мяч, лапту, плавание, фехтование. Показал, что хорошее физическое и эстетическое развитие, интересный досуг в сочетании с сильным умственным напряжением – необходимые условия гармоничного развития детей. 4. Мишель Монтень и его теория развивающее воспитательного обучения. Основной труд Мишеля Монтеня (1533 – 1592) «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество. Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение. В своем главном труде М.Монтень обосновал методы обучения и воспитания, направленные на активизацию и развитие самодеятельности, творческого мышления, инициативы ребенка теоретически обосновал в своем труде

Билет 9

Блестящим проявлением возрождения человеческого духа явились труды ранних социалистов-утопистов Т. Мора (1478—1535) и Т. Кампанеллы (1568—1639).
Томас Мор в своей знаменитой «Золотой книжке», столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия (1516) первым из европейских мыслителей высказал два важнейших и принципиальных положения: о вреде частной собственности для процветания человеческого сообщества и об обязательном для всех граждан участии в производительном труде. В государстве Утопия, созданном фантазией автора, все граждане обязаны трудиться (по 6 часов в день), продукты общественного труда распределяются между всеми поровну. В этом государстве всеобщим и обязательным является также и обучение будущих граждан, причем и здесь сохраняется полное равенство независимо от пола ребенка. «У всех мужчин и женщин,— писал Т. Мор, есть одно общее занятие — земледелие, от которого никто не избавлен. Ему учатся все с детства, отчасти в школе путем усвоения теории, отчасти же на ближайших к городу полях, куда детей выводят как бы для игры, между тем как там они не только смотрят, но под предлогом физического упражнения также и работают». Характерно, что от обязательного непосредственного участия в физическом труде освобождены только ученые и лишь до тех пор, пока они оправдывают возлагаемые на них надежды. В противном случае они лишаются своего звания и вновь возвращаются к земледелию или ремеслу.

Билет 10

ает в себя элементы, представляющие ее развитие. Среди элементов традиционной дидактики мы находим вклад дидактик Коменского, Гербарта, Дьюи, Бруннера и др. Дидактика современного педагога включает элементы систем отечественных педагогов, основателей концепции базового образования.

Дидактика - теория обучения. Понятие было введено учёным Вольфгангом Ратке в ХVI веке. Содержание и смысл этому понятию дал Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.).

Категории дидактики

В основании дидактики находятся категории дидактики. Категория - это основное понятие конкретной науки.

Основные понятия дидактики можно представить в виде нескольких блоков понятий:

1. Преподавание, учение, обучение, образование.

2. Цель, содержание, средства.

3. Виды, формы, методы.

Все категории дидактики - это категории педагогики. Дидактика же, и все её категории являются категориями педагогики.

1.Организация, система, технологии.

Преподавание - это целенаправленная деятельность педагога, имеющая определённый порядок, последовательность, направленные на достижение педагогической цели. Эта деятельность включает в себя воспитательный аспект, информационную часть, работу с учеником по осознанию материала и практическую часть.

Учение - это процесс (сопроцесс) познания. Этот процесс включает в себя осознание и осмысление в процессе познания, упражнения и практический опыт. В процессе учения у ученика изменяются прежние и возникают новые формы поведения.

Обучение - это упорядоченное взаимодействие педагога и воспитанника.

Знания - это совокупность идей, в которых выражено теоретическое овладение предметом.

Умение - это способность использовать знания на практике и овладение способами использования знаний.

Навыки - это умения, доведённые до автоматизма.

Содержание - это система научных знаний, практических умений и навыков, а также способов мышления и способов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками.

Организация - это упорядочение процесса обучения, придание ему формы.

Форма - это внешний вид, оболочка.

Средства - это то, что располагается между педагогом и учеником (классная комната, учебник, техника, голос преподавателя и т.д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.