КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Номенклатура доходов и расходовКлассификация эксплуатационных расходов Железнодорожного транспорта Группировка расходов по отраслевым хозяйствам Структура эксплуатационных расходов железных дорог (по данным 2006 г.) Состав и структура эксплуатационных расходов
Планирование и учет эксплуатационных расходов осуществляется в соответствии с Номенклатурой расходов основных видов деятельности железнодорожного транспорта. В этом документе изложены принципы группировки расходов по признакам их классификации, порядок определения состава затрат, включаемых в те или иные группы расходов, последовательность распределения расходов по основным видам хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта (более подробно о Номенклатуре расходов см. п. 11.4). Эксплуатационные расходы группируют по элементам затрат (однородные виды затрат) и по статьям (по месту возникновения затрат). Группировку эксплуатационных расходов принято называть структурой (см. табл. 11.1). Т а б л и ц а 11.1
Структура эксплуатационных расходов железных дорог отличается от структур расходов в других отраслях экономики из-за особенностей продукции железнодорожного транспорта. Из табл. 11.1 видно, что структура расходов существенно различается по отраслевым хозяйствам. В табл. 11.2 представлена группировка расходов по отраслевым хозяйствам железнодорожного транспорта. Т а б л и ц а 11.2
В практической деятельности используются четыре признака, по которым классифицируют эксплуатационные расходы: экономический, калькуляционный, объемный, управленческий. Первый признак – экономический – поясняет, каким образом расходы относятся к производственному процессу. С этой точки зрения расходы делятся на основные и накладные. Классификация расходов по первому признаку показана на рис. 11.1.
Рис. 11.1. Классификация эксплуатационных расходов по экономическому признаку Второй признак – калькуляционный – означает деление эксплуатационных расходов в процессе определения удельной величины затрат, т.е. себестоимости продукции (работ, услуг). В этом случае эксплуатационные расходы делят на прямые и косвенные (распределяемые). Классификация расходов в соответствии со вторым признаком показана на рис. 11.2.
Рис. 11.2. Группировка эксплуатационных расходов по калькуляционному признаку Третий признак – объемный – означает, каким образом изменяются эксплуатационные расходы при перевыполнении или недовыполнении установленного задания по объему продукции (работы). В этом случае расходы подразделяют на зависящие (условно-переменные) и независящие (условно-постоянные) (рис. 11.3).
Э Э = const
Рис. 11.3. Группировка эксплуатационных расходов по объемному признаку Математическая связь эксплуатационных расходов (Э) с объемами перевозок (Q) при стабильной пропускной способности, неизменных качественных показателях и расходных нормах может быть выражена формулой = а×Q + b. При увеличении объема перевозок общая сумма эксплуатационных расходов увеличивается, но медленнее, чем изменяется объем перевозок. При этом зависящие от объема перевозок расходы изменяются пропорционально объему перевозок, а не зависящие от объема перевозок расходы остаются величиной постоянной, как показано на рис. 11.3. Себестоимость же перевозок в части расходов, зависящих от объема перевозок (Сз), остается величиной постоянной: , где а – постоянная для данного подразделения и данного периода времени удельная величина зависящих расходов. Себестоимость перевозок в части расходов, не зависящих от объема перевозок, изменяется обратно пропорционально объему перевозок: , где b – постоянная для данного подразделения и данного периода времени удельная величина независящих расходов. Полная себестоимость (С) может быть выражена формулой и представлена на рис. 11.3, а: С
Q Рис. 11.3, а. Зависимость себестоимости от объема перевозок
При анализе себестоимости важное значение имеет удельный вес и процент изменения . Практически здесь учитываются три периода анализа: 1) текущий (годовой); 2) перспективный с ; 3) перспективный с , где N – пропускная способность железнодорожного направления, измеряемая в парах поездов.
30–40% 70–60% 40–50% 60–50% 50–60% 50–40%
Чем больше период анализа, тем значение выше, а – ниже. Если период анализа составляет 1 день, то = 0, а = 100%. Если период анализа 100 лет, то = 100%, а = 0. Четвертый признак – управленческий – поясняет, на каком уровне "держать" эксплуатационные расходы, чтобы получить максимум прибыли. Например, компания (фирма) реализует продукцию по постоянной цене (Ц), имеет неизменные переменные затраты на единицу продукции () и постоянные затраты (). В этом случае прибыль (П) – функция от объема производства, т. е. , тогда: . Доходы . Прибыль П = Д – Э = , или , или , или . Разница между ценой и переменными затратами на единицу продукции, т.е. , есть маржинальный доход на единицу продукции. Порог рентабельности, выраженный в денежных единицах (рис. 11.4), может быть получен из уравнения: , где коэффициент переменных (зависящих) затрат. – коэффициент маржинального дохода. Д
Э
– порог рентабельности по объему производства; – порог рентабельности в денежных единицах. Рис. 11.4. Графическая интерпретация порога рентабельности по видам деятельности ОАО «РЖД» (2003 г.) Номенклатура доходов и расходов ОАО «РЖД» (2003 г.) значительно отличается от всех предшествующих номенклатур расходов железных дорог, поэтому в данном учебном пособии дается более детальная характеристика действующей Номенклатуры. Схемы Номенклатуры расходов железных дорог и Номенклатуры ОАО «РЖД» показаны на рис. 11.5. Согласно Программе структурной реформы и Постановлению Правительства РФ № 871 от 29 декабря 2004 г. «О формировании отчетности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по видам деятельности» в ОАО «РЖД» должен быть обеспечен раздельный учет доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности. Вид деятельности – это совокупность однородных услуг или продуктов, реализуемых клиентам ОАО «РЖД» (грузоотправителям, пассажирам, перевозчикам и т.д.). Номенклатура доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» (далее – Номенклатура) является частью системы управленческого учета доходов, расходов и финансовых результатов ОАО «РЖД» по видам деятельности, укрупненным видам работ и тарифным составляющим. В Номенклатуре представлены классификаторы статей доходов и расходов для раздельного учета доходов и расходов по следующим видам деятельности. 1. Грузовые перевозки – услуги, связанные с перевозкой грузов независимо от принадлежности подвижного состава из пункта отправления или от иного перевозчика (другого вида транспорта, иностранной или частной ж.-д. компании) в пункт назначения или другому перевозчику на основании договора перевозки грузов, в качестве которого может выступать транспортная железнодорожная накладная ОАО «РЖД» или дополнительный экземпляр дорожной ведомости. 2. Услуги инфраструктуры – услуги, связанные с перевозками грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа, почты или иными услугами на основании договора, в качестве которого может выступать оформление транспортной железнодорожной накладной или проездного документа (билета) стороннего перевозчика. Эти услуги выполняются подвижным составом и локомотивным парком перевозчика с использованием инфраструктуры ОАО «РЖД». 3. Услуги локомотивной тяги – обеспечение локомотивами ОАО «РЖД» иных перевозчиков для продвижения поездных формирований и подвижного состава, а также для работы на инфраструктуре прочих владельцев, включая услуги по перемещению составов (вагонов), подачу и уборку вагонов, маневровую работу локомотивов на подъездных путях грузовладельцев. 4. Пассажирские перевозки в дальнем следовании – услуги, связанные с перевозкой пассажиров, ручной клади, доставкой багажа, грузобагажа, домашних животных, птиц и почты, по железным дорогам ОАО «РЖД» независимо от принадлежности подвижного состава на основании договора перевозки, в качестве которого может выступать проездной документ (билет), багажная квитанция, грузо-багажная дорожная ведомость, дорожная ведомость на пробег почтового вагона. 5. Пассажирские перевозки в пригородном сообщении – услуги, связанные с перевозкой пассажиров и багажа в пригородном сообщении, независимо от принадлежности подвижного состава на основании договора перевозки, в качестве которого может выступать проездной документ (билет), квитанция о разных сборах. 6. Ремонт подвижного состава – совокупность услуг, предоставляемых по договорам на техническое обслуживание: локомотивов, моторвагонного подвижного состава, автомотрис, пассажирских, багажных, почтовых и грузовых вагонов, контейнеров, прочих видов подвижного состава. 7. Строительство объектов инфраструктуры – совокупность услуг, оказываемых ОАО «РЖД» клиентам по договору строительного подряда: новое строительство, реконструкция объектов инфраструктуры, выполнение монтажных, пусконаладочных и иных, неразрывно связанных со строящимся объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта работ, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, относящихся к инфраструктуре железнодорожного транспорта.
Рис. 11.5. Особенности формирования эксплуатационных расходов в современных условиях
8. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – услуги, оказываемые ОАО «РЖД» клиентам по договору на выполнение научно-исследовательских работ. 9. Услуги социальной сферы – услуги, оказываемые ОАО «РЖД» клиентам (юридическим или физическим лицам) по договорам на содержание, техническое обслуживание, тепло- и энергообеспечение и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, оздоровительного и культурного назначения. Кроме того, в этот вид деятельности входит предоставление услуг на сторону санаториями, профилакториями, детскими лагерями отдыха, турбазами, домами культуры, спортивными клубами, входящими в состав ОАО «РЖД». 10. Прочие виды деятельности – оказание прочих услуг и реализация продуктов, не относящихся к перечисленным выше видам деятельности.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |