Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Номенклатура доходов и расходов




Классификация эксплуатационных расходов

Железнодорожного транспорта

Группировка расходов по отраслевым хозяйствам

Структура эксплуатационных расходов железных дорог (по данным 2006 г.)

Состав и структура эксплуатационных расходов

 

Планирование и учет эксплуатационных расходов осуществляется в соответствии с Номенклатурой расходов основных видов деятельности железнодорожного транспорта. В этом документе изложены принципы группировки расходов по признакам их классификации, порядок определения состава затрат, включаемых в те или иные группы расходов, последовательность распределения расходов по основным видам хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта (более подробно о Номенклатуре расходов см. п. 11.4).

Эксплуатационные расходы группируют по элементам затрат (однородные виды затрат) и по статьям (по месту возникновения затрат).

Группировку эксплуатационных расходов принято называть структурой (см. табл. 11.1).

Т а б л и ц а 11.1

 

Элементы расходов Эксплуатационные расходы, %
Всего в том числе по хозяйствам
локомотивному вагонному пути
Расходы на оплату труда 29,2 25,7 22,0 25,5
Отчисления на социальные нужды 6,8 7,4 6,9 7,9
Материальные затраты, в том числе: 35,9 53,3 43,3 35,9
– на материалы 13,6 10,8 36,2 25,3
– топливо 7,0 16,9 0,9 1,5
– электроэнергию 6,5 20,0 1,0 0,5
– прочие материальные затраты 8,8 4,7 5,2 8,6
Амортизация основных средств 19,2 11,0 26,4 27,8
Прочие расходы 8,9 2,6 1,3 2,9
Итого расходов 100,0 100,0 100,0 100,0

 

Структура эксплуатационных расходов железных дорог отличается от структур расходов в других отраслях экономики из-за особенностей продукции железнодорожного транспорта. Из табл. 11.1 видно, что структура расходов существенно различается по отраслевым хозяйствам. В табл. 11.2 представлена группировка расходов по отраслевым хозяйствам железнодорожного транспорта.

Т а б л и ц а 11.2

Наименования отраслевых хозяйств и других структур Удельный вес хозяйства в общей сумме расходов железнодорожного транспорта, %
Локомотивное 26,9
Пути 24,4
Вагонное 10,6
Перевозок 3,4
Пассажирское 8,7
Сигнализации, централизации и блокировки 3,8
Информатизации и связи 3,8
Электрификации и электроснабжения 4,8
Грузовой и коммерческой работы 1,5
Гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения 2,9
Работа и услуги иностранных железных дорог 0,8
Отделения дороги 2,0
Управления дороги 5,0
ОАО «РЖД» и прочие его функциональные филиалы 2,4
Всего 100,0

 

В практической деятельности используются четыре признака, по которым классифицируют эксплуатационные расходы: экономический, калькуляционный, объемный, управленческий.

Первый признак – экономический – поясняет, каким образом расходы относятся к производственному процессу. С этой точки зрения расходы делятся на основные и накладные. Классификация расходов по первому признаку показана на рис. 11.1.

 


Рис. 11.1. Классификация эксплуатационных расходов

по экономическому признаку

Второй признак – калькуляционный – означает деление эксплуатационных расходов в процессе определения удельной величины затрат, т.е. себестоимости продукции (работ, услуг). В этом случае эксплуатационные расходы делят на прямые и косвенные (распределяемые).

Классификация расходов в соответствии со вторым признаком показана на рис. 11.2.

 
 

 

 


Рис. 11.2. Группировка эксплуатационных расходов

по калькуляционному признаку

Третий признак – объемный – означает, каким образом изменяются эксплуатационные расходы при перевыполнении или недовыполнении установленного задания по объему продукции (работы). В этом случае расходы подразделяют на зависящие (условно-переменные) и независящие (условно-постоянные) (рис. 11.3).

 
 

 

 


 
 

 


Э Э

= const

 
 


Рис. 11.3. Группировка эксплуатационных расходов

по объемному признаку

Математическая связь эксплуатационных расходов (Э) с объемами перевозок (Q) при стабильной пропускной способности, неизменных качественных показателях и расходных нормах может быть выражена формулой

= а×Q + b.

При увеличении объема перевозок общая сумма эксплуатационных расходов увеличивается, но медленнее, чем изменяется объем перевозок. При этом зависящие от объема перевозок расходы изменяются пропорционально объему перевозок, а не зависящие от объема перевозок расходы остаются величиной постоянной, как показано на рис. 11.3.

Себестоимость же перевозок в части расходов, зависящих от объема перевозок (Сз), остается величиной постоянной:

,

где а – постоянная для данного подразделения и данного периода времени удельная величина зависящих расходов.

Себестоимость перевозок в части расходов, не зависящих от объема перевозок, изменяется обратно пропорционально объему перевозок:

,

где b – постоянная для данного подразделения и данного периода времени удельная величина независящих расходов.

Полная себестоимость (С) может быть выражена формулой

и представлена на рис. 11.3, а:

С

а

 

Q

Рис. 11.3, а. Зависимость себестоимости от объема перевозок

 

При анализе себестоимости важное значение имеет удельный вес и процент изменения .

Практически здесь учитываются три периода анализа:

1) текущий (годовой);

2) перспективный с ;

3) перспективный с , где N – пропускная способность железнодорожного направления, измеряемая в парах поездов.

 

30–40% 70–60%

40–50% 60–50%

50–60% 50–40%

 

Чем больше период анализа, тем значение выше, а – ниже.

Если период анализа составляет 1 день, то = 0, а = 100%.

Если период анализа 100 лет, то = 100%, а = 0.

Четвертый признак – управленческий – поясняет, на каком уровне "держать" эксплуатационные расходы, чтобы получить максимум прибыли.

Например, компания (фирма) реализует продукцию по постоянной цене (Ц), имеет неизменные переменные затраты на единицу продукции () и постоянные затраты (). В этом случае прибыль (П) – функция от объема производства, т. е. , тогда:

.

Доходы . Прибыль П = Д – Э = ,

или , или , или .

Разница между ценой и переменными затратами на единицу продукции, т.е. , есть маржинальный доход на единицу продукции.

Порог рентабельности, выраженный в денежных единицах (рис. 11.4), может быть получен из уравнения:

,

где коэффициент переменных (зависящих) затрат.

– коэффициент маржинального дохода.

Д

Э

 
 


 
 

 

 


Объем производства

– порог рентабельности по объему производства;

– порог рентабельности в денежных единицах.

Рис. 11.4. Графическая интерпретация порога рентабельности

по видам деятельности ОАО «РЖД» (2003 г.)

Номенклатура доходов и расходов ОАО «РЖД» (2003 г.) значительно отличается от всех предшествующих номенклатур расходов железных дорог, поэтому в данном учебном пособии дается более детальная характеристика действующей Номенклатуры.

Схемы Номенклатуры расходов железных дорог и Номенклатуры ОАО «РЖД» показаны на рис. 11.5.

Согласно Программе структурной реформы и Постановлению Правительства РФ № 871 от 29 декабря 2004 г. «О формировании отчетности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по видам деятельности» в ОАО «РЖД» должен быть обеспечен раздельный учет доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности.

Вид деятельности – это совокупность однородных услуг или продуктов, реализуемых клиентам ОАО «РЖД» (грузоотправителям, пассажирам, перевозчикам и т.д.).

Номенклатура доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» (далее – Номенклатура) является частью системы управленческого учета доходов, расходов и финансовых результатов ОАО «РЖД» по видам деятельности, укрупненным видам работ и тарифным составляющим.

В Номенклатуре представлены классификаторы статей доходов и расходов для раздельного учета доходов и расходов по следующим видам деятельности.

1. Грузовые перевозки – услуги, связанные с перевозкой грузов независимо от принадлежности подвижного состава из пункта отправления или от иного перевозчика (другого вида транспорта, иностранной или частной ж.-д. компании) в пункт назначения или другому перевозчику на основании договора перевозки грузов, в качестве которого может выступать транспортная железнодорожная накладная ОАО «РЖД» или дополнительный экземпляр дорожной ведомости.

2. Услуги инфраструктуры – услуги, связанные с перевозками грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа, почты или иными услугами на основании договора, в качестве которого может выступать оформление транспортной железнодорожной накладной или проездного документа (билета) стороннего перевозчика. Эти услуги выполняются подвижным составом и локомотивным парком перевозчика с использованием инфраструктуры ОАО «РЖД».

3. Услуги локомотивной тяги – обеспечение локомотивами ОАО «РЖД» иных перевозчиков для продвижения поездных формирований и подвижного состава, а также для работы на инфраструктуре прочих владельцев, включая услуги по перемещению составов (вагонов), подачу и уборку вагонов, маневровую работу локомотивов на подъездных путях грузовладельцев.

4. Пассажирские перевозки в дальнем следовании – услуги, связанные с перевозкой пассажиров, ручной клади, доставкой багажа, грузобагажа, домашних животных, птиц и почты, по железным дорогам ОАО «РЖД» независимо от принадлежности подвижного состава на основании договора перевозки, в качестве которого может выступать проездной документ (билет), багажная квитанция, грузо-багажная дорожная ведомость, дорожная ведомость на пробег почтового вагона.

5. Пассажирские перевозки в пригородном сообщении – услуги, связанные с перевозкой пассажиров и багажа в пригородном сообщении, независимо от принадлежности подвижного состава на основании договора перевозки, в качестве которого может выступать проездной документ (билет), квитанция о разных сборах.

6. Ремонт подвижного состава – совокупность услуг, предоставляемых по договорам на техническое обслуживание: локомотивов, моторвагонного подвижного состава, автомотрис, пассажирских, багажных, почтовых и грузовых вагонов, контейнеров, прочих видов подвижного состава.

7. Строительство объектов инфраструктуры – совокупность услуг, оказываемых ОАО «РЖД» клиентам по договору строительного подряда: новое строительство, реконструкция объектов инфраструктуры, выполнение монтажных, пусконаладочных и иных, неразрывно связанных со строящимся объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта работ, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, относящихся к инфраструктуре железнодорожного транспорта.


»
Общехозяйственные расходы
,
Дистанции пути, путевые машинные станции, рельсосварочные поезда
Станции, базы обслуживания пассажирских вагонов, пассажирских вагонных депо
Дистанции гражданских сооружений, дистанции водоснабжения и лесонасаждения
1998 год
Специфические расходы для каждого места возникновения
Расходы и доходы, связанные с производством и реализацией
Номенклатура расходов
Номенклатура доходов и расходов
Предоставление услуг локомотивной тяги
 
 
 
 
 
 

 

Рис. 11.5. Особенности формирования эксплуатационных расходов в современных условиях

 


8. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – услуги, оказываемые ОАО «РЖД» клиентам по договору на выполнение научно-исследовательских работ.

9. Услуги социальной сферы – услуги, оказываемые ОАО «РЖД» клиентам (юридическим или физическим лицам) по договорам на содержание, техническое обслуживание, тепло- и энергообеспечение и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, оздоровительного и культурного назначения. Кроме того, в этот вид деятельности входит предоставление услуг на сторону санаториями, профилакториями, детскими лагерями отдыха, турбазами, домами культуры, спортивными клубами, входящими в состав ОАО «РЖД».

10. Прочие виды деятельности – оказание прочих услуг и реализация продуктов, не относящихся к перечисленным выше видам деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.