Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шаг — изданы учебники, написан­ные по-русски и созданные с опо­рой на отечественный опыт обу­чения глухих детей. 2 страница




Руководство переименованной службой Павел I возложил на супругу — Марию Федоровну и на ее (императрицы Марии) кан­целярию. Имя Марии Федоровны принцесса Софья-Доротея-Ав­густа-Луиза Вюртембергская (1759—1828) получила при принятии православия и вступлении в брак с цесаревичем Павлом Петрови­чем (1776). Судьба распорядилась так, что мать десятерых детей, в том числе императоров Александра I и Николая I, станет заступ­ницей тысяч обездоленных россиян. Указом от 12 ноября 1796 г. Павел I повелел императрице «начальствовать над воспитатель­ным обществом благородных девиц», несколько позже назначил «главной начальницей воспитательных детских домов Петербурга и Москвы» (Указ от 2 мая 1797 г.). Со временем в ведение канцелярии, кото­рую вскоре переименуют в Ведомство учреждений императрицы Марии (ВУИМ), перейдут лечебницы, сумас­шедшие дома, приюты и богадельни, словом, все существовавшие на тот мо­мент благотворительные учреждения.

Через полтора столетия — в начале XX в. — о личной благотворительности императрицы и ее трудах во главе не­обычного ведомства журнал «Женское образование» будет писать, не скрывая глубокого уважения и восхищения по­движницей.

Императрица Мария Федоровна

«В ряду знаменитых женщин, появ­лявшихся во всемирной истории, немно­го найдется таких, которые, как Мария Феодоровна, запечатлили свое имя в па­мяти потомства СТОЛЬ светлой, благо-



творной и широкой человеколюбивой деятельностью. Мария Фео-доровна посвящала себя филантропии по действительной, внутренней горячей потребности творить добро людям, как можно больше добра, в особенности тем, кто нуждается в помощи и мило­сердии. В одну из торжественных минут она сама заметила в нази­дание своим подчиненным, что благотворительность тогда только может приносить истинную пользу, когда проистекает из сердца, исполненного любви. Она была чужда всякого властолюбия. Высо­кое положение, власть и возможность распоряжаться большими средствами служили ей только для развития своей благотворитель­ной миссии, для возможно большего распространения действий основанных ею человеколюбивых учреждений. В ней была гуманная способность сердцем угадывать положение каждого, чем-нибудь несчастливого и неудовлетворенного лица, и как бы само по себе лицо это ни было незначительно и ничтожно, как бы ни были малы и мелочны с высшей точки зрения его нужды, лишения и страдания, Мария Феодоровна с неизменно теплым участием, просто и иск­ренно входила в непосредственные сношения с подобными лицами, делая все, чтобы доставить им утешение. Венцом благотворитель­ности Марии Феодоровны и главным поприщем всей ее деятельно­сти была учебно-воспитательная система... «учреждений императ­рицы Марии». Сюда входили приюты и дома призрения для детей и учебно-воспитательные заведения, преимущественно женские. Предметом главнейшей, самой неусыпной заботливости императри­цы был Воспитательный дом, доведенный ею до огромных размеров и ее щедростью поставленный в возможность, не оскудевая, тратить сотни тысяч рублей на призрение и воспитание тысяч брошенных де­тей. <...> Мария Феодоровна относилась с особой нежностью и за­ботливостью к больным детям. <...> Вид всякого страдания и немо­щи возбуждал в ней с особенной силой чувство любви и потребность благотворить. Благодаря этой впечатлительной отзывчивости импе­ратрицы положено было основание одного из прекраснейших ее че­ловеколюбивых учреждений — училища глухонемых. <...>

Она присутствовала нередко при трудных, невыносимых для многих операциях ради того, чтобы облегчить страдания подвергав­шихся им и утешить их. Некоторые больные соглашались на опера­цию только под условием, чтобы императрица при этом присутство­вала, и она охотно выполняла их желания. <...> В обхождении со всеми окружающими она была всегда ровною, внимательною и ми­лою. Гнев и раздражение были ей недоступны, и не было человека, который бы имел когда-нибудь причину сетовать на нее и жаловать­ся» [37, с. 379—381].

Итак, волею Павла I продолжалось строительство отечест­венной системы государственного призрения: был создан орган управления системой учебно-воспитательных, благотво­рительных и лечебных учреждений, впоследствии полу­чивший название «Ведомство учреждений императрицы Марии» (ВУИМ); открыты внесословные больницы; воз­никли медицинские коллегии и врачебные управы.

Неоценим вклад в дело развития в России светской деятель­ной благотворительности вдовствующей императрицы Марии Федоровны, чей подвиг па посту главы ВУИМ служил примером



филантропии, исходящей из внутренней потребности творить доб­ро тем, кто нуждается в помощи и милосердии. Словом и делом на протяжении всей своей жизни Мария Федоровна дока­зывала подданным, что благотворительность может приносить истинную пользу, если движется искренним чувством милосердия, сострадания, любви к людям.

нЕВ Александр I, воспитанный «по законам разума и в принципе добродетели», приглашает в Россию Валентина Гаюи

Сменив на престоле убитого отца, Александр Павлович1 не на­рушил династических традиций и тотчас отменил распоряжения своего предшественника.

В детские годы юного наследника его наставникам повелева­лось2 «запрещать и не допускать до того, чтобы их высочества учи­нили вред себе или жизнь имеющему, следовательно, бить, бранить при них не надлежит и их не допускать, чтоб били, щипали и брани­ли человека или тварь или какой вред или боль причиняли. Не допу­скать их высочеств до того, чтобы мучили и убивали невинных жи­вотных, как то птиц, бабочек, мух, собак, кошек или иное или портили что умышленно, но поваживать их, чтоб попечение имели о принадлежащей им собаке, птице, белке или ином животном и оным доставляли выгоды свои и даже до цветов в горшках, поливая оные. <...> Отделять от воспитания разговоры, рассказы и слухи, умаляющие любовь к добру и добродетели или умножающие поро­ки. <...> Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему (не делай другому чего не хочешь, чтоб тебе сделано было), в общем благоволении к роду человеческому, доб­рожелательности ко всем людям, в ласковом и снисходительном обхождении ко всякому, в добронравии непрерывном, в чистосер­дечии и благородном сердце» [2, с. 390].

Воспитанный на западный манер «по законам разума и в принципе добродетели», молодой император с первых дней цар­ствования взял курс на либерализацию общественной жизни. Освобождаются политические заключенные, и в их числе те, кто оказался заточен в монастыри и сумасшедшие дома. Вновь обре­тают гражданские права те, кто прежде по суду был поражен

Александр I (1777—1825)— император с 1801 г. Сын императора Павла I. Взошел на престол в результате дворцового переворота. Провел ряд либера­льных преобразований, в частности создал Непременный совет (1801), впо­следствии преобразованный в Государственный совет (1810), а также систе­му министерств (1802-1811), подписал указ «О вольных хлебопашцах» (1803), отменил право помещиков ссылать крестьян в Сибирь (1809).

2 «Наставление о воспитании внуков», написанное Екатериной II в 1783 г., являлось своего рода методическим пособием для воспитателей цеса­ревича.




л»*,!:ий-:=;:!;

 


в них, а таковых по России сыскалось немало. Примерно двенадцати тысячам человек вернули утраченные права и позволили возобновить государствен­ную службу.

Александр I

Восстановлены в прежней силе жало­ванные грамоты дворянству и городам. Запрещены пытки, вводятся ограничения на телесные наказания, открываются гра­ницы, разрешается ввоз иностранных книг. «Александр I был интернациональ­но настроенным человеком и чувствовал, что его главное предназначение — евро­пейская общность наций, что предпочти­тельнее, чем то национальное государст­во, во главе которого ему случилось быть. <...> Будучи самодержцем по рождению, Александр благожелательно относился к конституционным формам правления, которые он ввел в Финляндии и Польше и намеревался постепенно учредить в России» [6, с. 198].

Манифест 1801 г. даровал право собственности на землю отдель­ным лицам всех сословий, исключая крепостных, благодаря чему но­вые социальные группы приобретали полный гражданский статус. Впервые появился департамент, отвечающий за просвещение россиян, — Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук (1802). Империю условно раз­делили на шесть учебных округов, учредили четыре вида учебных заведений: приходские и уездные училища, гимназии, университе­ты. Столица обрела Педагогический институт (1804), вслед за Деритским (1802) открываются Виленский (1803), Харьковский (1805) и Казанский (1805) университеты. Отменяются цензурные постановления и другие ограничения в области просвещения и на­родного образования. Вновь принятый Устав учебных заведений (1804) возложил материальное содержание приходских училищ в городах па местное самоуправление, в казенных селах на самих крестьян, в помещичьих владениях на усмотрение помещика. Под­писывая закон, монарх полагал, что финансовая независимость уч­редителей от государства избавит их от его бюрократической опе­ки, в силу чего органы самоуправления, как за границей, примутся активно открывать учебные заведения1, а либерально настроенные помещики, крестьянские общины или группы граждан поспешат инициировать создание школ, что приведет к всеобщему распро­странению грамотности. В действительности же «отказ государст-



1 На 1800 г. в Российской империи действовало 315 средних учебных за­ведений (около 20 тыс. учащихся, 790 учителей), 3 университета и гимназии, 66 духовных семинарий и школ, 119 солдатских школ, 48 частных пансионов и несколько иных образовательных учреждений. Общее число учебных заве­дений в стране не превышало 550, а учащихся — 62 тысячи [39].


 


:

':>:■<■■ „.м-;.

С'1~''' &Ч$Й*Й&

 


ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ПРИЗРЕНИЕ


венной казны финансировать народное образование и передача полномочий от­крытия образовательных заведений на местный уровень привели к сокраще­нию числа начальных школ по причине отсутствия средств, да и желания у местных устроителей» [25, с. 202].

В. Гаюи

Александр I, как «интернациональ­но настроенный человек», живо интере­совался западными новациями и, как человек, воспитанный в «благоволении к роду человеческому, доброжелатель­ности ко всем людям», не мог не от­кликнуться на европейские эксперимен­ты в области обучения глухих и слепых детей. Особое внимание государя при­влекал Париж, доверенные лица обстоя­тельно сообщали в Санкт-Петербург обо всех французских новациях и пре­образованиях, в том числе упомянули и

о существовании Королевского училища слепых. Узнав об уникаль­ном учебном заведении, Александр I загорелся желанием как мож­но скорее устроить нечто подобное в Северной Пальмире и при­гласил руководить новым делом непосредственно Гаюи1. Благода­ря великому французу и в России откроются первые училища для глухих и слепых.

Помня о заслугах талантливого тифлопедагога, духовными ро­дителями отечественных специальных учебных заведений все же признаем Александра I и его матушку — вдовствующую государы­ню Марию Федоровну. Волей просвещенного монарха модель специальной школы попала в Россию прежде, чем была воспроизведена в большинстве европейских стран, где по­литические, экономические и социально-культурные предпосылки к ее появлению складывались столетиями. В России, напротив, не имелось достаточных причин для обще­ственного признания целесообразности обучения детей с сенсор­ными нарушениями, однако самодержец, узнав о существовании подобной практики во Франции, заимствует модель специальной школы и, не интересуясь мнением соотечественников, повелевает воспроизвести ее в столице. Непредсказуемый прецедент откры­тия училища для глухих (1806) и училища для слепых (1807) ста­новится фактом отечественной истории. Благодаря единоличному решению самодержца Россия, не накопившая опыта индивидуально­го обучения глухих и слепых, не имеющая частных заведений для этой категории учащихся, одной из первых открывает государст-


1 Гаюи (Найу) Валентин (1745—1822) — французский тифлопедагог. Прибыл в Россию по приглашению Александра I в 1806 г., организовал в Санкт-Петербурге училища для глухонемых (1806) и слепых детей (1807).




ЛА-Л ■

'.я.;Л>.-,- •"'"■ ■•■...•-••■■:.^-

;:..'..'".



венные специальные школы. Петербургское Императорское учи­лище для глухих возникло прежде Королевских институтов Шве­ции и Англии, училище для слепых — в то же время, что и в Гер­мании, Австро-Венгрии, Чехии, но раньше, чем в Голландии и Швеции.

Подробности рождения первых отечественных специальных училищ, как и мытарств Гагой в России, не оставляют сомнений в том, что прецедент объясняется исключительно желанием импе­ратора перенять парижскую новинку, в своем добродеятельном по­рыве царствующие особы заметно оторвались от управляемого ими населения страны.

Приглашение, посланное Александром I выдающемуся тифло­педагогу, утрачено, но сохранилось ответное письмо: «Об основа­нии в Петербурге заведения для полезного занятия слепых, по примеру учрежденных уже во Франции заведений в пользу сих людей, столь несчастных и достойных сожаления» от 20 августа 1803 г. Русский биограф Гагой доктор А. И. Скребицкий убежден, что проект явился реакцией на официальный запрос, сделанный тифло­педагогу от имени самодержца через флигель-адъютанта И. 3. Хитро­во1 [35; с. 12].

Как мы уже знаем, на родине тифлопедагогические устремле­ния Гаюи, успехи его учеников последовательно привлекали вни­мание и получали высокую оценку и поддержку со стороны Людо­вика XVI, Национального собрания, республиканского Конвента, Директории. Расположенный в центре Парижа Институт слепых сумел пережить кровавое и голодное десятилетие французской ре­волюции (1789—1799), но не выстоял под напором Наполеона Бо­напарта. Испытывая острую нужду в деньгах на военные нужды, корсиканец отказывается от финансирования института из казны и предлагает слить его с парижской богадельней для слепых (1801). Попытки Гаюи привлечь деньги на содержание отныне ча­стного учебного заведения оказываются безуспешными, и именно в этот момент оказавшийся в драматической ситуации пионер тифлопедагогики встречается с Н. 3. Хитрово. Парижанин прини­мает приглашение российского просвещенного государя, для него не столь важно, где учить слепых, главное — не бросать неоспори­мо нужное и слепцам, и зрячим дело.

Предполагая пробыть в Петербурге несколько месяцев, Гаюи планирует поездку на 1804 г. и начинает обстоятельно готовиться к визиту, подробно обговаривая условия и детали проекта. За го­дичный, продолжительный по западным меркам, срок пребывания в стране энтузиаст предполагал:

• создать в российской столице аналог парижского Института для слепых, оснастив его всеми необходимыми приспособле­ниями, приборами и материалами;

на примере приглашенного с собой незрячего ученика де­монстрировать россиянам как образовательные возможности

Хитрово Николай Захарович (1779—1827) — флигель-адъютант импе­ратора Павла I, затем Александра I, генерал-майор.


незрячих, так и необходимость их обучения, с тем чтобы за­разить и увлечь идеями тифлопедагогики российские власти и общество;

подготовить себе на смену преемника из русских подданных для последующего руководства институтом; организовать в пригласившей стране, чей император про­явил интерес к образованию слепых, печатание рельеф­ных учебников и книг для незрячих, обеспечить ими учи­лище. Сложную, но вместе с тем выполнимую, по мнению западноев­ропейца, программу А. И. Скребицкий охарактеризовал так: «Не зная страны, в которую его приглашали, Гаюи в простоте сердеч­ной предполагал, что практика его родины осуществима и в Рос­сии! <...> Как горько ему пришлось разочароваться в этом убежде­нии» [35, с. 15].

Трудности подстерегали француза с самого начала русского проекта. Согласование условий и обязательств по переписке хотя и затянулось, но завершилось, казалось бы, весьма успешно. В сентябре 1805 г. пришло известие об одобрении проекта и всех условий Александром I. Более того, император просил Гаюи при­быть безотлагательно, оговорив па случай личной занятости в войсках ответственную кандидатуру, которой поручено будет встретить Гаюи и разрешить все возможные трудности по вопло­щению проекта. «Принять Гаюи и оказать всевозможное содейст­вие в духе заключенных с ним условий» император доверил свое­му статс-секретарю, курирующему народное просвещение, М. Н. Му­равьеву1.

В силу неизвестных нам причин приехать в Россию безотлага­тельно парижанину не удалось, в Петербурге он появится только в сентябре 1806 г., успев к тому времени поспособствовать рожде­нию специальной школы в Пруссии. Прибыв в российскую столи­цу, Гаюи ожидал привычной встречи с пригласившим его монар­хом, дабы согласно установившемуся правилу продемонстрировать императору, двору, влиятельнейшим людям, включая ученых му­жей, образовательные потенции и успехи незрячих на примере своего воспитанника. «Гаюи льстит себя надеждою, что не будет не­достойным монарха увидеть впервые слепого, который не только может исполнять разные ремесленные работы, но и читать, считать, писать, печатать, демонстрировать по картам и т. п.» [35, с. 20]. Встреча не состоялась ни по приезде, ни в последующие один-

1 Муравьев Михаил Никитич (1757—1807) — государственный деятель и писатель. Учился в Московском университете. По приглашению Екатери­ны II преподавал великим князьям Александру и Константину Павловичам русскую словесность, русскую историю и нравственную философию. В 1802 г. назначен товарищем министра народного просвещения, в 1803 г. — попечителем Московского университета. Увеличил состав московских про­фессоров как из числа иностранцев, так и из числа питомцев университета; создал при университете ряд обществ, устроил институты хирургический, клинический и повивальный, ботанический сад и музей натуральной исто­рии; ввел «курсы для публики».

8 Малофеев. Ч. 1 113



 


..

:Ш?: ^^:;^^


".^"


 

надцать лет пребывания Гаюи в России, монарх и приглашенный им «приехать безотлагательно» французский тифлопедагог так ни­когда и не увидели друг друга.

Почти полгода парижанин не мог начать дело: два месяца иска­ли русского педагога, несколько месяцев — незрячих детей, три месяца министр просвещения граф П. В. Завадовский1 не имел времени ознакомиться с переданными ему бумагами. Пытаясь привлечь к своему делу интерес знати, Гаюи на пару с учеником Фурнье посещал званые вечера в известных столичных особняках, нередко встречая там влиятельных людей, министров, членов Ака­демии наук, но заинтересовать зрителей не сумел. Российская «ци­вилизация» оказалась безразлична к образовательным потенциям и успехам незрячего человека. Участники салонных вечеров, укра­шенных демонстрациями талантов слепого ученика, относились к ним как к развлечению, мало чем отличающемуся от представле­ний искусных магов, фокусников или музыкантов. Выдающиеся педагогические достижения казались зрителям цирковыми трюка­ми, не имеющими отношения к реальной жизни. Приходя в вос­торг от увиденного, представители «цивилизации» не предполага­ли воспроизводить фантастические педагогические опыты в силу их очевидной нецелесообразности. Предложение организовать обучение оказалось даже для столичного просвещенного населе­ния весьма экзотическим и не нашло отклика. Однако не стоит укорять соотечественников в бессердечии, недальновидности или невежестве. Зная историю страны, нелепо ожидать от русского ба­рина, один раз увидевшего пишущего и считающего незрячего француза, попытки наладить обучение собственных крепостных, страдающих недостатком зрения. Слепые дети, безусловно, вызы­вали жалость у любого нашего соотечественника, многие россияне относились к ним участливо и могли поддержать милостыней, од­нако в душе противились мысли отдать слепого в школу.

Личные права и свободы человека на Западе и в России пони­мались по-разному, заметно отличались по уровню развития и степени поддержки населением системы образования, медицин­ской помощи, светского призрения, там личная свобода, граждан­ское право, образование осознавались ценностью уже многими, здесь единицами. В Российском государстве к началу XIX в. не сложились предпосылки, необходимые для на­чала специального обучения глухих и слепых детей.

Институт слепых Гаюи или Воспитательный дом Бецкого, а до того «сироиитательницы» (сиротские дома) Петра I общество вос­принимало привезенными с чужбины чудачествами, противными русской душе, а потому опытные учреждения создавались и суще­ствовали исключительно волей устроителя самодержца и мгновен-

1 Завадовский Петр Васильевич (1739—1812) — граф, русский государст­венный деятель. Первый министр народного просвещения (1802—1810), осу­ществил некоторые либеральные преобразования (введение университетской автономии, учреждение новых университетов, первого в России учебного заве­дения для подготовки учителей — Главного педагогического института и др.).


по хирели, как только интерес последнего к ним ослабевал. Слу­чай Гаюи отнюдь не досадное исключение, а закономерность. К моменту приезда тифлопедагога в Петербург парижские выдум­ки перестали занимать Александра I. Правда, официальной причи­ной задержки открытия специальной школы чиновники искренне называли «отсутствие в России слепых»! Обескураженный неле­пым заявлением парижанин не мог найти правдоподобного объяс­нения происходящему и сделал дипломатичную запись в дневни­ке: «Если в публичных местах «прекрасной столицы России» действительно не видно слепых, то это обусловливается «мудрою политикою», предписывающей помещикам и родителям этих не­счастных держать их при себе, на родине, а если это дети крестьян казенных или сироты, то помещать их в богадельни» [38, с. 24].

Действительно, состоятельные родители из чувства стыда скрывали слепых детей по поместьям; дворовые городских усадеб держать больных детей при себе не имели права; малоимущие столичные горожане либо прятали слепца дома, либо давали ему ь руки нищенскую суму и доверяли Божьему Провидению, прав­да, побираться слепому прошаку приходилось за пределами Санкт-Петербурга. В столице, напомним, с момента ее основания действовало строжайшее предписание «о непропуске нищих», ко­торое исполнялось полицией неукоснительно. Встретить слепца на столичной улице и впрямь оказалось непросто. Не надеясь на по­мощь властей, Гаюи попытался разыскать учеников на церковных папертях, но не преуспел в своих стараниях. Те немногие, кого па­рижанин сумел найти, категорически отказывались «идти в шко­лу», не возымели действия и посулы учителя вознаграждать за уроки. Жившие случайным подаянием попрошайки категорически не хотели зарабатывать учебой. «Нищие за наем взятых ими детей платили по 80 копеек ассигнациями и по рублю в день, а за урод­ливых и по два рубля» [«Чтения Общества истории и древно­стей», 1861, кн. 1]. Попрошайничество на Руси оставалось при­быльнее трудовых заработков. На объявления Гаюи в столичных газетах отозвались лишь два родителя француза, служившие при дворе императора, — огранщик бриллиантов Кинэ и художник-де­коратор Дранже (их сыновья оказались слишком малы для приема и школу), откликов от русских семей не последовало.

Осознав тщету своих усилий, Гаюи пишет 29 ноября 1806 г. министру просвещения П. В. Завадовскому, что, «являясь в Рос­сию, он рассчитывал собрать вокруг себя слепых детей, спасти их от праздности и тунеядства, обучить полезным занятиям и заста­вить благословлять благотворительного монарха, управляющего их родиной, и достойных его министров» [35, с. 23]. Парижанин напоминал министру о его давнем обещании немедленно ознако­миться с методами обучения незрячих. Прокомментировать это напоминание доверим А. И. Скребицкому: «Из последней просьбы мы можем заключить, что русский министр народного просвеще­ния, под непосредственное ведение которого поставлен был при­глашенный императором Гаюи, не удосужился в течение трех ме­сяцев познакомиться хотя бы поверхностно со специальностью

к* 115



человека, которого вся Европа встречала с любопытством, любо­знательностью и желанием поучиться у него» [35, с. 23]. Однако сожаления о пассивности министра образования звучат из уст по­томка, живущего на столетие позже, а главное, исповедующего ценности другого периода. Да и личная «вина» П. В. Завадовского1 минимальна, так как «специфической чертой российской полити­ческой системы, обусловившей определенную направленность са­мих преобразований, являлась зависимость руководителей народ­ным образованием от монархов, их взглядов и политических привязанностей. Тесная связь с троном обусловила и известную инертность мииистров народного просвещения, в том числе и П. В. Завадовского» [39, с. 19]. Тот факт, что министр «не удосужил­ся в течение трех месяцев познакомиться» с предложениями Гаюи, говорит скорее о его чиновничьей прозорливости. Неторопливость сановника служит косвенным доказательством и потери монархом интереса к своей затее, и убежденности министра в том, что обучение слепых не имеет отношения к народному просвещению.

Коллизия со школой для слепых сродни истории открытия Воспитательного дома, когда, «кроме императрицы и Бецкого, едва ли нашелся бы еще десяток лиц по всей России, которые понима­ли бы цель, с какою [он] основывался, и еще менее таких, которые сочувствовали бы этой цели» [23, с. 146]. И по прошествии полу­века трудно оказалось найти «десяток лиц по всей России, кото­рые понимали бы цель», преследуемую настырным парижанином, тем более не находилось «таких, которые сочувствовали бы этой цели».

Официально назначенный в помощь Гаюи господин Бушуев ока­зался горьким пьяницей. Будущий директор, а именно на эту дол­жность намечали Бушуева, по свидетельству парижанина, посещал вверенное ему заведение не чаще двух раз в месяц. Первые полто­ра месяца Гаюи обходился исключительно услугами незрячего вос­питанника Фурнье, затем нашелся волонтер — студент Педагогиче­ского института Галич, вслед за ним пришли французский эмигрант, учитель музыки Луэ, преподаватели ремесел — Цирлейн, Даненберг и Яков Пожарский.

После пяти месяцев пребывания парижанина в России 10 фев­раля 1807 г. небогатая женщина привела к нему на прием слепого сына, проживавшего среди сотни разновозрастных слепцов в сто­личной Смольной богадельне. Попытка Гаюи набрать учеников из системы закрытого призрения, проходивших по другому (не обра­зовательному) ведомству, превратилась в многолетнюю безуспеш­ную бюрократическую волокиту.

Почти год промучается Гаюи, прежде чем император найдет время ознакомиться с его проектом штатного расписания Инсти-

«Министерство Завадовского (1802—1810) составило блестящую эпоху в истории народного просвещения в России; школа, литература и, что еще важнее, уважение к духовному просвещению сделали большие успехи за эти 8 лет» [40, с. 546].


тута слепых. А вот решение Александр I примет незамедлительно: разрешено открыть училище на 15 учебных мест (Гаюи просил на 25), которое передается в ведение попечителя Санкт-Петербург­ского учебного округа Н. Н. Новосильцева1. Одновременно монарх щедро увеличил первоначальную сумму, выделенную на благотво­рительную акцию, добавив к капиталу училища (который, вклю­чая стоимость недвижимости, составлял к марту 1807 г. около 573 000 р.) единовременное пособие в 5185 р. На ежегодное содер­жание училища определили 14 150 р., иными словами, денег на ев­ропейскую диковину государь не пожалел. Увы, деньги являлись важным, но не единственным двигателем образовательного проек­та. Даже при полном финансовом благополучии оказалось невоз­можным преодолеть несоответствие чужеродной модели россий­ским законам, традициям и нравам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.