КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Начали выполнять функцию методических центров, куда за советом и помощью либо на стажировку приезжали посланцы провинциальных учебных заведений. 3 страница
Для разрешения подобной ситуации, как показывает история Европы, годились два способа. Один заключался в изменении общественных представлений о потенциальных возможностях слепца и в подборе для слепых ремесленников незанятой ниши на рынке труда. Одновременно требовалось принципиальное изменение государственной социальной политики, в частности установления инвалидам (в том числе инвалидам по зрению) социальных льгот и пенсионных выплат. По этому пути накануне Первой мировой войны пошли страны Северной Европы. Другой способ заключался в организации для образованных, профессионально подготовленных выпускников специальных учебных заведений особой, как правило, замкнутой протекционистской среды обитания, где нанятые специа- листы помогали инвалиду найти применение знаниям и трудовым навыкам. Так, экономически могущественная Англия Викторианской эпохи не сочла государственной задачей создание рабочих мест для слепых соотечественников и пошла по пути формирования для них особой среды. России не подошли оба варианта. Открыв в столице мастерские (1883), Попечительство ВУИМ надеялось разом решить две задачи: во-первых, предоставить незрячим ремесленникам помещение для работы, обеспечить их сырьем и заказами, хранить изготовленную продукцию, во-вторых, помочь овладеть ремеслом взрослым слепым, не получившим школьной подготовки. Возможности мастерских оказались минимальными, в двух отделениях (корзинном и щеточном) в 1909 г. обучалось 16 человек (за все же годы существования курс окончило 77 человек), кроме того, 110 слепых пользовались училищными складами. Попечительство поддерживало работающих, выплачивая им ежегодные пособия (15 р. на человека), предлагая дешевые обеды и места в общежитии1. На собственные заработки выпускники заведений попечительства жили бы нироголодь, тем более не могли существовать за счет самофинансирования ремесленные училища. На содержание столичных мастерских в 1903 г. попечительство истратило 67 000 р., тогда как произведенной ими продукции удалось продать только на 39 000 р. О самоокупаемости, тем паче о прибыли речь не шла. ВУИМ осознавал материальные трудности подведомственных заведений и регулярно фиксировал их и отчетах, не забывая с гордостью отмечать успехи.
В 1909 г. попечительство собрало пожертвований на 50 000 р. меньше, чем в предшествующем 1908 г. Нестабильное финансирование не позволяло планировать развитие сети учреждений, будущее большинства из них представлялось непредсказуемым, и это при том, что на 1 января 1910 г. капитал попечительства (деньги, ценные бумаги и недвижимость) приблизился к 8 000 000 р. Уделяя главное внимание воспитанию и обучению незрячих людей, способных к труду, попечительство старалось помочь нетрудоспособным и старым слепцам. Часть средств расходовалась па содержание для их убежищ, на оплату коек в других профильных приютах и богадельнях, на разовые денежные субсидии2. 1 В 1910 г. в России существовало 9 небольших общежитий для слепых, 2 В подчинении попечительства находилось 8 убежищ для престарелых и
:..^,—.^..........,,.. |Е_ .Л.'**. ~»*ч-л;**"/, з23:«:й«';-:#
Важнейшим направлением деятельности попечительства в начале XX столетия стали выявление, лечение и профилактика глазных заболеваний1. Создать общественную организацию, представлявшуюся А. А. Адлер и ее единомышленникам как Российский союз слепых, не удалось. Подобные национальные общественные объединения инвалидов но зрению или по слуху возникали в западных индустриально развитых странах в пору относительно спокойной внутриполитической жизни. Хронологический отрезок отечественной истории, на который пришлась попытка инициаторов создания Российского союза слепых (РСС), для подобных акций оказался более чем неудачным. В начале XX в. Россия вошла в полосу длительного политического кризиса после проигранной Русско-японской войны. Позиция верховной власти вновь ужесточается, II Государственная дума распущена, самодержавное правительство всячески сдерживает любые либерально-демократические устремления. В сложившейся внутриполитической атмосфере создание любых общественных организаций, РСС в том числе, недопустимо. Но стоило начаться либеральным послаблениям, как энтузиасты во главе с А. А. Адлер тотчас этим воспользовались, в 1916 г. они организуют Московский союз слепых. Крушение стереотипов в отношении незрячих людей в Европе ускорило знаменитое письмо Дидро «О слепых в назидание зрячим» (1749). Философ-просветитель убеждал читающую европейскую публику в глубокой несостоятельности укоренившихся в их сознании представлениях о слепцах, чем не только шокировал современников, но и подвиг некоторых из них на реальные дела во благо слепых детей. Нечто подобное произошло и в России, правда, случилось это полутора столетиями позже. В нашем отечестве роль упомянутого письма сыграла книга В. Г. Короленко «Слепой музыкант» (1886). Исходным материалом, пишет автор, послужили «воспоминания о слепорожденной девушке, которую я знал в детстве, наблюдения над мальчиком, моим учеником, который постепенно терял зрение, и, наконец, над одним взрослым слепым человеком, развитым и образованным и вдобавок музыкантом по профессии». Опубликованная в наиболее благоприятный исторический момент повесть не просто привлекла внимание читающей публики, но и перевернула ее представления о слепых. В. Г. Короленко открыл российскому читателю неординарность незрячего человека, богатство его внутреннего мира.
1 Офтальмологическую помощь населению России оказывала 21 лечебница Астрахани, Вильно, Воронежа, Верного, Гомеля, Кишинева, Ковно, Мурома, Оренбурга, Орла, Пскова, Саратова, Скобелева, Ташкента, Твери, Тифлиса, Троицко-Сергиевского Посада, Тулы, Уфы, Ялты и Ярославля. За 1909 г. лечебницы посетило 70 880 больных. Бесплатную офтальмологическую помощь можно было получить в 24 глазных пунктах и у врачей так называемых глазных отрядов. По инициативе попечительства только в 1909 г. состоялось 32 выезда специалистов в населенные пункты, не имеющие офтальмологических служб. Беднейшим больным из средств попечительства выделялись деньги на проезд к врачам. ■■ СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ Общественный деятель, немало сделавший для защиты гражданского достоинства тех, кого попирало большинство, быть может, одним из первых в империи почувствовал глубинные, еще мало заметные окружающим перемены в сознании русского человека и выразил их в художественной форме. Завершив повесть, В. Г. Короленко не перестал думать о судьбе слепца. Писателя, отличавшегося обостренным чувством справедливости, гражданского долга, волновало социальное положение незрячих, их бесправие, обреченность являться объектом жалости. Размышляя над тем, почему общество, способное сочувствовать убогому, не желает принимать слепого равным, В. Г. Короленко возвращался к первоначальному тексту повести, многократно его редактируя1.
Итак, в начале XIX в. русский самодержец захотел воспроизвести в Северной столице копию Парижского института и пригласил в помощь парижанина Гаюи. На протяжении столетия под влиянием либеральных реформ и изменения уклада жизни развивалась и крепла деятельная светская благотворительность, обретая формы подлинного общественного движения. Одним из его направлений становится призрение слепых, в том числе организация обучения слепых детей. Выстроилась цепочка причин и следствий, приведших к эволюционной смене отношения соотечественников к незрячим людям, изменению их социального положения в российском обществе. Ряды сторонников специального образования множатся, их усилия начинают консолидироваться Открывая в России опытные училища для глухих и слепых детей, наши соотечественники преподавателями вынужденно приглашал и исключительно иностранцев. Выписанные из-за границы учителя в своей практической работе строго следовали тем педагогическим концепциям, тем представлениям о целях, организационных формах и содержании обучения, которые на соответствующий исторический момент главенствовали на их родине. По понятным причинам российские помощники западных миссионеров какое-то время пытались неукоснительно соблюдать рекомендации чужеземных наставников. Одна из специфических особенностей начального этапа развития отечественной практики специального обучения заключается, как мы уже знаем, в том, что страна получила училища (для глухих и слепых детей) задолго до того, как испытала в них потребность. Специальная школа уже функционировала, а собственные учителя не просто отсутствовали, их и быть не могло.
1 Шестое издание (1898) писатель дополнил новым эпизодом — беседой слепорожденного звонаря с утратившим зрение напарником. В основу литературного диалога лег реальный спор двух слепых звонарей, услышанный автором повести во время посещения Саровского монастыря (1890). ,,Шн*ь-- ■ '■'
Легко предположить, что богатый помещик, решивший украсить имение экзотическими растениями, вместе с саженцами выпишет из-за границы и садовника. Но напрасно ждать от крепостных, что, увидя диковину в барской усадьбе, они загорятся желанием завести подобную у себя в палисаднике. Так и училища, чудесным образом возникшие в столице по прихоти главного помещика империи, не вызвали на первых порах ответного желания населения создать аналогичные в родных городах и весях. В отличие от европейских стран в России учреждение первых специальных школ не являлось итогом многовековой эволюции мысли философов, заинтересованных клириков, филантропов, педагогов, которые поначалу признали необходимость обучения детей-инвалидов, а затем вышли на размышления о его целях, содержании и организационных основах. Кто нуждается в специальном обучении, где и как его можно получить? Кто принимает решение об открытии училищ и содержит их, как они должны выглядеть? Кто заказывает содержание обучения и контролирует его качество (родители, община, Церковь, местная власть, государство)? Что есть цель обучения? Должно ли специальное образование строго следовать программе общей школы, и если да, то какой? Программе церковно-приходской школы, про-грамме реального училища или гимназии? Следует ли ребенка-инвалида учить ремеслу и какому? Кто и как должен трудоустраивать, решать житейские проблемы глухого или слепого выпускника? Где лучше жить ребенку во время получения специального образования — дома или в учебном заведении закрытого типа? Эти и иные не менее важные и сложные вопросы вплоть до конца XIX столетия на Руси не возникали. Отечественные устроители опытных училищ не задумываясь вошли вслед за французами, англичанами и немцами в «лабиринт специального образования». Никто не предполагал, что на трудном пути возможны ловушки, ложные ответвления и тупики, казалось, есть единый путь, проторенный западными странами, и достаточно вступить на него, руководствуясь в движении счастливыми возгласами впереди идущих, чтобы достичь успеха. Российский самодержец и его близкие, следуя за европейцами, доверяли западным лоцманам, не обратив должного внимания на то, что европейские государства собирались в поход несколько столетий, да к тому же каждое двигалось индивидуальным, национальным, маршрутом. Попадая в иной социально-культурный контекст, заимствованные модели утрачивали изначальную национальную принадлежность, на Русской земле они видоизменялись, притирались к местным реалиям, со временем преображаясь в собственно российскую специальную школу. Спустя столетие, к концу XIX в., российские училища уже более походили друг па друга, чем на своих зарубежных прародителей. Пришло понимание, что учебные заведения разных регионов империи сталкиваются с похожими проблемами и что для их решения необходимо объединять усилия, а из опыта первопроходцев следует извлечь уроки. Постепенно между специальными школами одного типа стали возникать связи, а столичные училища
СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ Западный учитель, приступая к работе, имел программу и учебники, за его спиной стояли десятки, если не сотни ученых, повлеченных в решение проблемы медицинской и педагогической помощи детям-инвалидам. Российские же учителя часто были вынуждены самостоятельно составлять программы, придумывать и изготавливать учебные пособия. Так, например, учебную и художественную литературу для слепых в большинстве школ долгое время ручным способом тиражировали сами тифлопедагоги. Постепенно опыт педагогических наблюдений за глухими, слепыми, умственно отсталыми детьми накапливался и обогащался, формировались представления о способности этих детей к воспитанию, школьному обучению. Наиболее пытливые наставники старались понять закономерности развития своих воспитанников, все острее ощущая потребность в сотрудничестве с психологами, физиологами, психиатрами, офтальмологами, отоларингологами, представителями других медицинских профессий.
В свою очередь, многие практикующие врачи, в числе пациентов которых нередко оказывались и дети с отклонениями в умственном или физическом развитии, не ограничивались исполнением лечебных функций, но смотрели па проблему шире. Предметом их интереса становились этиология и патогенез заболевания, медицинская статистика, вопросы наследственности, психический статус глухих, слепых и умственно ((тсталых детей. В те тридцать с неболь-шим предреволюционных лет, которые были наиболее динамичными в истории строительства специальной школы в самодержавной России, врачи сыграли важную роль, выступив «мотором» специального обучения.
Так, у истоков организации школьного обучения слепых детей стоял врач-офтальмолог А. И. Скребицкий. Отношение соотечественников к идее организации школьного обучения глухих менялось не без активного участия врачей отоларингологов: М. В. Богданова- Березовского, Е. С. Боришпольского, С. С. Преображенского, Е. В. Членова, усилий менялся взгляд соотечественников на инвалидов. В начале XX в. просвещенная часть населения России уже не отторгала предложений о расширении числа специальных учебных заведений, а поддерживала их, что объясняется и сменой взглядов общества на школьное образование. До 70-х гг. XIX столетия население империи оставалось равнодушным к образованию, затем пришел интерес, а вскоре и осознание необходимости просвещения. «С 1900-х гг., — пишет П. Н. Милюков, — губернские земства, предоставлявшие до тех пор почти всю школьную работу уездным, начинают признавать общественное и государственное значение школы, ставят на очередь вопросы о всеобщности образования, разрабатывают типы школьной сети, необходимой, чтобы сделать школу доступной, задумываются над вопросом о школьном возрасте, принимают участие в школьном строительстве, идут на расширение программы и повышение типа школы» [12, с. 342]. Благодаря усилиям местной и верховной власти процент неграмотных понемногу снижается. Если в 1894 г. таковыми оставалось 70,8% населения страны, то к 1911 г. их 61,7%. В 1908 г. Государственная дума, определяя размер финансовых субсидий российским земствам и городам, согласилась увеличить их при условии заключения местными органами самоуправления особых договоров с Министерством народного просвещения. Договор предусматривал открытие в подписавшем его земстве или городе необходимого количества школ для всех детей 8—11 лет. Подчеркнем, документ оговаривал включение в школьную сеть существующих церковно-приходских, фабричных и частных школ в радиусе трех верст. В случае вынужденного закрытия таких школ органы самоуправления взамен гарантировали открывать собственные. Начни действовать упомянутый договор, и судьба российских частных специальных учебных заведений сложилась бы вполне благополучно. , ^ ш>...
СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ
Попытки городских властей Санкт-Петербурга, Москвы и Киева организовать всеобщее обучение детей закономерно повысили интерес научной общественности к вопросам специального обучения. Медики (офтальмологи, отоларингологи, невропатологи, психиатры) и педагоги ведут экспериментальные исследования, интенсивно переводят иностранную научную литературу, изучают зарубежный опыт, предлагают собственные оригинальные подходы и методики обучения глухих, слепых, умственно отсталых детей. Число переводных и отечественных научных, научно-методических, научно-публицистических изданий множится. В России, как и на Западе, появляются специализированные периодические издания. В 1884 г. петербургский врач И. В. Маляревский1 начинает выпускать ежемесячный «Медико-педагогический вестник». «Наш журнал, — заявили члены редакции, — предлагает всестороннее изучение природы, потребностей и жизни детского возраста в его прошлом, настоящем и будущем с тем, чтобы на страницах его постепенно выяснялись и разрабатывались как условия, содействующие правильному развитию подрастающих поколений, так и порождающие болезненные отклонения в нем». С 1886 г. начинает выходить журнал «Русский слепец», на который школы активно подписываются, наряду с ним многие выписывали и популярный в Европе «ВНпаештеипа». 1! 1902 г. появляется «Вестник Попечительства государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых». В конце XIX в. состоялась первая в России научная конференция, посвященная вопросу специального обучения. Усилиями московских энтузиастов обучения слепых детей (прежде всего А. А. Адлер, Г. Г. Дикгофа, М. В. Духовского, П. П. Горячего, М. П. Постов-ской) удалось добиться включения в программу Второго съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (1895) специальной тифлопедагогической секции. Материалы заседаний секции (ей был присвоен номер XII) составили.'550 страниц. Секция задумывалась исключительно в целях обсуждения проблем технического и профессионального обучения слепых, однако вдохновение и тщательность, с которой Анна Адлер готовилась к проведению будущей секции, привели к неожиданным результатам. «Начало подготовительной деятельности секции было положено заседанием, состоявшимся в начале декабря 1894 г. под председа-гельством А. А. Адлер и при участии К. К. Мазинга, К. Л. Адельгей-ма (состоявшего несколько лет врачом при учебно-воспитательном заведении слепых в Москве и знакомого с подобными учреждения- 1 Маляревский Иван Васильевич (1846—1915) — врач и писатель. Основал частный приют для детей-идиотов, эпилептиков и обнаруживающих отсталость в умственном и нравственном отношении (1883). Издавал и редак-гировал «Медико-педагогический вестник» (1884—1885), в котором опубликовал несколько статей, посвященных вопросам лечения, воспитания и обучения умственно отсталых детей. ми за границей), М. П. Лебедевой, С. А. Левицкого (практически знакомого с делом воспитания и образования слепых и работавшего на этом поприще), С. Я. Никитинского, М. П. Постовской и П. П. Горячего. <,..> К вопросным бланкам, выработанным секцией, были присоединены вопросные бланки по школьной гигиене, составленные профессором Ф. Ф. Эрисманом. <...> На протяжении работы съезда, с 28 декабря 1895 г. по 5 января 1896 г., секция имела 10 заседаний — 2 общих по всем трем отделам и 3 специальных по образованию слепых, 2 по образованию глухонемых и 3 по образованию ненормальных. Прочитано и рассмотрено 32 доклада» [6]. Достаточно представительной оказалась подсекция по образованию глухих, в ее работе приняли участие директор и сурдопедагоги Арнольдо-Третьяковского училища (Д. К. Органов, Ф. Ф. Томкеева, А. Н. Пуговкина), инспектор Петербургского училища А. Ф. Остроградский, доктора С. С. Преображенский и Е. В. Членов. Подсекция по вопросу об образовании ненормальных детей собрала немало известных профессоров медицины, достаточно назвать имена Я. А. Боткина, С. С. Корсакова, Г. И. Россолимо, В. П. Сербского, чтобы оценить уровень научной дискуссии. О чем же говорили на первой столь представительной встрече пионеры специального образования? Конечно, обсуждали вопросы содержания и методов обучения и воспитания слепых, глухих и умственно отсталых детей, делились опытом, рассказывали о проблемах учреждений, которые представляли, т. е. вели профессиональные дискуссии на те же темы, что и их западные коллеги на подобных европейских симпозиумах. Вместе с тем Всероссийский съезд имел важное отличие, собственно педагогические аспекты оказались не главной его темой, значительная часть участников смотрела на проблему масштабнее. Говорили о необходимости открытия значительно большего числа специальных школ, о желательности преобразования их из частных и благотворительных в государственные, даже о введении всеобуча для глухих и слепых детей. В ряде выступлений состояние помощи детям-инвалидам в стране подвергалось критике, докладчики мечтали о скорых переменах и высказывали соответствующие пожелания в адрес попе-чительств, Министерства народного просвещения, российского общества. Многие докладчики оказались максималистами, они не хотели помнить, что специальная школа появилась в империи совсем недавно и что идея специального образования не поддерживалась большей частью населения. В установочном докладе «О задачах XII секции» А. А. Адлер сетовала на то, что «затрагиваемые вопросы слишком специальные, а число лиц, заинтересованных ими, еще очень незначительно. <...> Было бы трудно выполнить даже отчасти намеченную программу, если бы некоторые профессора и медики-специалисты не приняли участия в докладах. В деле воспитания и образования слепых, глухонемых и других ненормальных детей роли врача и педагога очень тесно связаны между собою; в некоторых случаях трудно даже разграничить их деятельность; из практики мы убеж- даемся, что только при совместной работе тех и других можно достигнуть правильной точки зрения при выработке методов преподавания и воспитания». Констатируя, что «на Западе в деле воспитания слепых, глухонемых и психически недоразвитых детей выработаны уже твердые принципы, на основании которых и поставлено это дело», А. А. Адлер полагала, что «остается только возможно полнее проводить эти принципы в практическую деятельность, применяя их к условиям русской жизни» [6, с. 13—15]. Сравнив охват слепых детей в России (менее 3%), Саксонии (10%) и Дании, где «все слепые дети уже получают образование», Л. А. Адлер среди причин подобного благополучия указала подчинение специальных школ правительственной инспекции учебных округов. Ее поддержал профессор С. С. Преображенский, приведя в пример США, где «нет ни одного глухонемого, который бы рисковал получить отказ в принятии в школу», и Пруссию, где «еще десять лет назад было более полусотни школ и в них обучались все глухонемые». По мысли С. С. Преображенского, «положение дела обучения глухонемых, при котором училища не находятся между собой ни в какой связи, возникают и содержатся исключительно по частной инициативе и на частные средства, не может быть признано нормальным» [6, с. 49]. Доклад Е. В. Членова изобиловал сравнительными статистическими выкладками и заканчивался жесткой оценкой российской ситуации: «Государства Европы представляют громадное разнообразие. С одной стороны, встречаются такие (Дания, Нидерланды), где почти все глухонемые получают правильное образование; с другой — мы находим страны с громадным населением (Россия, Португалия), где процент обучающихся так мал, что затрудняешься даже объяснить это явление» [6, с. 27]. «Обзор результатов деятельности Попечительства о слепых в России за четырнадцать лет», подготовленный А. И. Скребиц-ким, прозвучал как обвинительный акт чиновникам ВУИМ. «С высоты престола текут миллионные даяния, — писал А. И. Скре-бицкий, — страна жертвует и жертвует много, но какие результаты после четырнадцатилетней деятельности может это учреждение предъявить? Возникло несколько великолепных зданий, организованы канцелярии, пишущие уставы для каждого областного учреждения в отдельности, хотя они составляют лишь повторение общего, раз принятого устава; снаряжаются командировки, расходуются суммы на разъезды, пособия и награды чиновникам; печатаются дорогостоящие отчеты, в которых нельзя найти ответа на самые естественные вопросы; печатаются книги рельефом, но по ценам разорительным; в училища принимаются и содержатся слепые дети, но из них оканчивает заведение лишь половина, другая, пробыв несколько лет, нередко 7—8, бесследно исчезает из него без пользы, поглотив десятки тысяч на свое содержание» [6, с. 64]. Можно понять обиду А. И. Скребицкого на функционеров попечительства. Для энтузиаста помощь незрячим была смыслом жизни, тогда как для многих чиновников ВУИМ она являлась
обычной службой и источником заработка. Вряд ли люди, которых упрекал А. И. Скребицкий, были столь плохи, просто на часах подвижника и его оппонентов время (периоды эволюции) различалось. Новатор специального образования, как правило, предвосхищает ценности следующего периода, интуитивно предлагая модели, которые будут востребованы только в будущем. Те же, на чью помощь энтузиаст полагается, — представители власти, инспектора понечительств и Министерства народного просвещения руководствуются правилами и нормами периода, который проживается государством в сию минуту. Вот почему отношения между сторонниками реформ в специальном образовании и представителями власти никогда не могут складываться бесконфликтно. Равнодушие чиновников и государственных ведомств огорчало специалистов, но более всего их удручало непонимание со стороны большей части населения. «Часто приходилось слышать, — жаловалась А. А. Адлер, — что вопрос об образовании слепых, глухонемых и других ненормальных детей не может иметь права гражданства в России, пока миллионы зрячих, нормальных, а потому более полезных людей еще ждут образования. <...> Во имя [сострадания] открываются у нас школы для ненормальных детей с целью хоть сколько-нибудь облегчить их вечную тьму, вечное безмолвие и умственную темноту. Если образование здоровых зрячих имеет целью сделать людей совершеннее и счастливее, то больных ненормальных оно делает лишь менее несовершенными и менее несчастными» [6, с. 8—9].
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |