КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правотворчество 2 страница
Создание юридических прецедентов характерно преимущественно для государств с англосаксонской правовой системой, поскольку в этих государствах основным источником права признается судебный прецедент. Определенное распространение этот источник права имеет и в государствах с романо-германской правовой системой. Субъектами, создающими данные источники права, являются суды (судебные прецеденты), а также органы исполнительной власти (административные прецеденты). Санкционирование обычаев имеет, пожалуй, не столь широкое распространение по сравнению с вышеназванными формами правотворчества, но, тем не менее, встречается в практике многих современных государств, в том числе и в практике Российской Федерации. Признание юридической доктрины как источника права -явление крайне редкое для современного правотворчества. Такая форма правотворчества имела определенное распространение преимущественно в древних (Древний Рим) и средневековых государствах (государства Западной Европы, мусульманские государства). Встречается она и в некоторых современных государствах (например, в Великобритании). По субъектам правотворчества представляется целесообразным выделить следующие формы правотворчества: а) правотворчество государственных организаций, б) правотворчество негосударственных организаций, в) совместное правотворчество, г) правотворчество народа. К правотворчеству государственных организаций относится правотворчество, которое осуществляется органами государства, а также государственными учреждениями и государственными предприятиями. Определяющую роль здесь играет правотворчество органов государства, поскольку правотворческой деятельностью занимаются в первую очередь органы государства. Вместе с тем правотворчество государственных организаций - это не единственная форма правотворчества, поскольку государство нередко наделяет правотворческими полномочиями и негосударственные организации либо делегирует (передает) им эти полномочия и разрешает осуществлять правотворческую деятельность по тем или иным вопросам. В связи с этим появляется и такая форма правотворчества, как правотворчество негосударственных организаций. Эта форма правотворчества представлена, например, правотворческой деятельностью органов местного самоуправления, правотворческой деятельностью негосударственных учреждений и предприятий, правотворческой деятельностью некоторых общественных объединений. Совместное правотворчество - это правотворческая деятельность органов государства совместно с негосударственными организациями. Данная форма правотворчества, хотя и не имеет широкого распространения, тем не менее, встречается в практике отдельных государств. Так, например, в бывшем СССР имели место постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по определенным вопросам государственной и общественной жизни, которые являлись одновременно и партийной директивой и нормативно-правовым актом. Встречались и некоторые другие акты совместного правотворчества. Наконец, самостоятельной
формой правотворчества является правотворчество народа. Хотя эта форма правотворчества тоже не имеет широкого распространения, она, тем не менее, встречается в практике различных государств, в том числе и нашего. Наиболее ярким примером данной формы правотворчества является принятие нормативно-правовых актов посредством референдума (например, принятие конституции). По способу установления правовых норм можно выделить две формы правотворчества - непосредственную правоус-тановительную деятельность и санкционирование. Для непосредственной правоустановительной деятельности характерно то, что правотворческий орган сам устанавливает нормы права. Даже если эти нормы разрабатываются на проектном уровне не правотворческим, а другими органами или организациями, окончательное решение относительно того, быть этим нормам или не быть, принимает правотворческий орган. Иное дело при санкционировании. Здесь правотворческий орган сам не устанавливает нормы права, а объявляет в качестве таковых уже существующие неправовые нормы (обычаи или корпоративные нормы), придавая им юридическую силу.
Некоторые авторы в данной классификации предлагают также выделять либо правотворчество народа, либо делегированное правотворчество. Однако ни тот, ни другой варианты представляются неприемлемыми, поскольку нарушают единство основания классификации. Правотворчество народа и делегированное правотворчество выделяются не по способу установления правовых норм, а по совершенно другим критериям. Исходя из правотворческой компетенции субъектов правотворчества, представляется возможным выделить такие формы правотворчества, как компетенционное правотворчество и делегированное правотворчество. Компетенционное правотворчество - это правотворчество, осуществляемое правотворческим органом в рамках своей компетенции. То есть возможность устанавливать, изменять или отменять нормы права определенной юридической силы входит в состав компетенции правотворческого органа. Делегированное правотворчество -это правотворчество, которое осуществляется за пределами ком- петенции правотворческого органа. Правотворческий орган изначально не обладает правом на принятие каких-либо юридических норм, но приобретает это право в порядке делегирования, т. е. передачи ему правотворческих полномочий, входящих в компетенцию другого правотворческого органа. Так, президент или правительство не обладают законодательными полномочиями, т. е. правом принятия законов - нормативных правовых актов высшей юридической силы. Этими полномочиями обладают высший представительный (законодательный) орган государственной власти (парламент) или народ (в порядке референдума). Вместе с тем в определенных случаях (например, в условиях чрезвычайного положения) парламент может полностью или частично делегировать свои законодательные полномочия президенту или правительству. В этом случае президент или правительство будут осуществлять законотворческую (законодательную) деятельность в порядке делегирования, и их законотворческая деятельность будет выступать как делегированное правотворчество.
С учетом юридической силы принимаемых правотворческими органами нормативно-правовых актов можно выделить такие формы правотворчества, как законотворчество, или законодательную деятельность, и подзаконное правотворчество. Законотворчество считается важнейшей формой правотворчества, особенно в государствах с романо-германской правовой системой. Оно связано с принятием нормативно-правовых актов высшей юридической силы - законов, и осуществляется, как уже отмечалось, высшими представительными (законодательными) органами государственной власти или народом. Законы содержат первичные нормы права, регулируют наиболее важные общественные отношения и составляют основу всей системы законодательства. Вместе с тем наряду с законами правотворческие органы, как известно, принимают и подзаконные нормативные акты. Деятельность, связанная с принятием подзаконных нормативных актов, является другой формой правотворчества, отличной от законотворчества, - подзаконным правотворчеством. Подзаконное правотворчество по отношению к законотворчеству носит производный, вторичный характер, поскольку принятие под- законных нормативных актов всегда осуществляется не взамен, а во исполнение законов и направлено на их конкретизацию и детализацию. При этом подзаконные нормативные акты не должны противоречить законам, о чем уже говорилось ранее (см. тему 8). В связи с тем, что подзаконные нормативные акты бывают разных видов, поскольку принимаются различными правотворческими органами и имеют разную юридическую силу, подзаконное правотворчество можно подразделить на четыре основных вида: общее (связано с принятием подзаконных нормативных актов общего характера), местное (связано с принятием нормативно-правовых актов местного значения), ведомственное (связано с принятием ведомственных нормативных актов) и локальное (связано с принятием локальных нормативно-правовых актов).
С учетом принципа разделения властей можно выделить три основных формы правотворчества: правотворчество законодательных органов, правотворчество органов исполнительной власти, судебное правотворчество. Правотворчество законодательных органов связано преимущественно с принятием законов - нормативных актов высшей юридической силы. Эта форма правотворчества во многих государствах (в том числе и в Российской Федерации) является определяющей, поскольку нормы, содержащиеся в законах, составляют основу системы права. Правотворчество органов исполнительной власти связано с принятием различных подзаконных нормативных актов. Эта форма правотворчества имеет достаточно широкое распространение во многих государствах мира. Судебное правотворчество имеет место в тех государствах, где источником права является судебный прецедент. Прежде всего, это государства с англосаксонской правовой системой (Великобритания, США, Канада и т. д.). Встречается данная форма правотворчества и в государствах с романо-германской правовой системой. В Российской Федерации судебное правотворчество пока еще не получило официального признания. В научной литературе по поводу существования в Российской Федерации судебного правотворчества ведутся в настоящее время оживленные дискуссии. Наконец, с учетом федеративного устройства государства (само собой разумеется, что эта классификация имеет значение только для федеративных государств) можно выделить такие две формы правотворчества, как федеральное правотворчество и региональное правотворчество. Федеральное правотворчество осуществляется федеральными органами государственной власти и носит определяющий характер, поскольку в федеративных государствах региональное законодательство не должно противоречить федеральному. Региональное правотворчество — это правотворчество субъектов федерации. Оно носит, как правило, производный характер, за исключением тех случаев, когда правотворчество касается вопросов, относящихся к предмету ведения субъекта федерации. 4. Правотворческий процесс и его стадии. Правотворчество, в какой бы форме оно не осуществлялось, всегда протекает как процесс, который в своем развитии проходит ряд стадий. Вопрос о том, что представляет собой правотворческий процесс и какие стадии он проходит, в отечественной теории государства и права не имеет однозначного решения. Обусловлено это, по всей видимости, тем, что правотворчество осуществляется различными субъектами, на самых разных уровнях и имеет самые разнообразные формы. В этой связи правотворческий процесс у разных субъектов правотворчества протекает по-разному, а значит, единой, универсальной для всех форм правотворчества модели правотворческого процесса практически не существует. Вследствие этого в научной и учебной литературе предлагаются самые разные варианты правотворческого процесса, но чаще всего многие авторы за основу берут законотворческий процесс в Российской Федерации (процесс принятия федеральных законов) и на его примере рассматривают правотворческий процесс и его стадии. Подобный подход позволяет охарактеризовать основные стадии процесса принятия нормативно-правового акта (закона), но не раскрывает процесс правотворчества во всей его полноте, поскольку за рамками правотворчества остается деятельность, связанная с подготовкой проекта нормативно-правового акта (закона). Между тем в содержание правотворчества входят не только действия, связанные с принятием нормативно-правового акта, но и действия по подготовке его проекта. Несмотря на то, что универсальной модели правотворческого процесса практически не существует, ее можно сконструировать, отразив в ней все основные этапы правотворчества. Подобная идеальная модель правотворческого процесса уже, кстати, предлагалась в литературе. Согласно этой модели процесс правотворчества подразделяется на два этапа: подготовительный и основной. Подготовительный этап связывается с подготовкой проекта нормативно-правового акта, основной - с его принятием и опубликованием. В подготовительном этапе правотворческого процесса может быть выделено четыре стадии: стадия принятия решения о подготовке проекта нормативного акта, стадия подготовки (разработки) проекта нормативного акта, стадия предварительного обсуждения проекта нормативного акта и стадия доработки и утверждения проекта нормативного акта. Стадия принятия решения о подготовке проекта нормативного акта является, по сути, первоначальной стадией любого правотворческого процесса. Осознав необходимость принятия того или иного нормативно-правового акта, соответствующий правотворческий орган принимает решение о подготовке его проекта. Принятие решения о подготовке проекта нормативного акта чаще всего выражается в утверждении плана проектных работ того или иного правотворческого органа. Кроме того, применительно к законопроектам такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, правительству или какому-либо иному органу разработать соответствующий законопроект. Решение о подготовке законопроекта может быть принято также по инициативе президента, правительства и других субъектов, обладающих правом законодательной инициативы. Решения о подготовке каких-либо проектов нормативных актов могут приниматься также общественными объединениями. После принятия решения о подготовке проекта нормативного акта правотворческий процесс переходит в стадию подготов- ки (разработки) проекта нормативного акта. Подготовка проекта нормативного акта осуществляется либо самим правотворческим органом, либо другими субъектами, причем как по поручению правотворческого органа, так и по собственной инициативе. Для разработки наиболее важных и сложных проектов создаются комиссии, в состав которых включаются представители заинтересованных органов, общественных объединений, ученые-юристы и другие специалисты. При необходимости комиссии создают подкомиссии, рабочие и редакционные группы. К работе комиссий нередко привлекаются заинтересованные ведомства, научные и практические учреждения, отдельные ученые, представители делового мира и другие лица. В подготовке проектов нормативных актов обязательно участие юридических подразделений органов и организаций, разрабатывающих проект. Правотворческий орган может поручать также подготовку альтернативных проектов или объявлять конкурс на лучший проект. Следующая стадия правотворческого процесса - стадия предварительного обсуждения проекта нормативного акта. После того как проект нормативного акта подготовлен, производится его предварительное обсуждение. Как правило, оно происходит с участием большого круга заинтересованных лиц и имеет различные формы. Это могут быть обсуждения в самом правотворческом органе с участием научной общественности и заинтересованных министерств, ведомств и иных организаций; расширенные заседания в комиссиях по подготовке проекта; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями и т. д. Важнейшие законопроекты могут выноситься на всенародное обсуждение, что способствует учету общественного мнения и повышению качества законопроектов. Завершает подготовительный этап правотворческого процесса стадия доработки и утверждения проекта нормативного акта. На этой стадии проект нормативного акта дорабатывается с учетом поступивших замечаний и предложений, окончательно редактируется и утверждается. После этого наступает второй, основной этап правотворческого процесса. Основной этап правотворческого процесса тоже может быть подразделен на четыре стадии: стадию официального внесения проекта нормативного акта в правотворческий орган, стадию обсуждения проекта нормативного акта в правотворческом органе, стадию принятия нормативного акта и стадию официального опубликования (обнародования) нормативного акта. Второй, основной этап правотворческого процесса фактически начинается с официального внесения проекта нормативного акта в правотворческий орган. Это первая стадия второго этапа, которую иногда называют стадией правотворческой инициативы1. Доработанный и утвержденный проект нормативного акта в официальном порядке вносится готовившими его органами или организациями в соответствующий правотворческий орган. Особый порядок устанавливается для официального внесения проектов законов в высший представительный (законодательный) орган государственной власти. Официально вносить проекты законов в законодательный орган могут лишь субъекты, обладающие правом законодательной инициативы. В Российской Федерации правом официального внесения проектов федеральных законов в Государственную Думу (правом законодательной инициативы) обладают: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Надо заметить, что термин «правотворческая инициатива» не имеет однозначного толкования в отечественной теории государства и права. Чаще всего ему дают узкое толкование и понимают под ним официальное внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган. Вместе с тем в научной и учебной литературе можно встретить и широкое толкование данного термина, когда под правотворческой инициативой понимается исходящее от официальных органов или общественности предложение о необходимости разработки и принятия того или иного нормативного акта. Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (часть 1 ст. 104 Конституции РФ). Второй стадией основного этапа правотворческого процесса является стадия обсуждения проекта нормативного акта в правотворческом органе. На этой стадии проект нормативного акта вновь подвергается обсуждению, но это обсуждение осуществляется уже в правотворческом органе и носит официальный характер. Наиболее обстоятельным является обсуждение проектов законов в законодательных органах. Порядок обсуждения проектов законов определяется регламентом соответствующего законодательного органа и, как правило, проходит несколько чтений. Это позволяет более внимательно и всесторонне проанализировать законопроект, внести в него необходимые поправки и обеспечить принятие качественного нормативного акта. В Российской Федерации обсуждение проектов федеральных законов осуществляется в трех чтениях, если применительно к конкретному законопроекту не будет принято иное решение. На первом чтении заслушивается доклад лица, внесшего законопроект, и содоклад соответствующего комитета Государственной Думы. Затем депутаты обсуждают основные положения законопроекта и высказывают по ним свои замечания и предложения в форме поправок. После этого законопроект или отклоняется или одобряется в целом и направляется на доработку в комитеты Государственной Думы. На втором чтении обсуждается доработанный вариант законопроекта и принимается решение, поставить законопроект на голосование или направить его на третье чтение. При третьем чтении в законопроект нельзя вносить какие-либо поправки. Здесь законопроект может лишь одобряться или не одобряться. После того как в процессе обсуждения в правотворческом органе проект нормативного акта получил одобрение, он ставится на голосование. Основной этап правотворческого процесса переходит в третью стадию - стадию принятия нормативного акта. Коллегиальные правотворческие органы, такие как правительство, государственные комитеты и пр., принимают нормативные акты простым большинством голосов. Президент государства, министры и другие органы единоличного руководства утверждают свои акты (указы, инструкции, приказы и т. д.) в персональном порядке. Более сложным является порядок принятия законов в парламентах, особенно двухпалатных. Так, в Российской Федерации закон, принятый Государственной Думой (нижней палатой российского парламента), в течение пяти дней передается на рассмотрение в верхнюю палату - Совет Федерации для его одобрения. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (ст. 105 Конституции РФ). После этого закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования (часть 1 ст. 107 Конституции РФ). Официальным подписанием закона или подзаконного нормативного акта завершается стадия принятия нормативного акта, и процесс правотворчества переходит в последнюю, заключительную стадию - стадию официального опубликования (обнародования) нормативного акта, которую называют также стадией промульгации2. На этой стадии правотворчества как такового уже нет. Фактически оно заканчивается на предыдущей стадии. Тем не менее, стадию опубликования нормативного акта принято включать в состав правотворческого процесса, поскольку она организационно его завершает. Как уже отмечалось, согласно ст. 15 Конституции РФ «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Опубликование нормативных правовых актов обычно осуществляется в специальных официальных изданиях. Так, например, Законы РФ, постановления палат Федерального Собрания, акты Президента, Правительства, Конституционного Суда РФ публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в газетах «Рос- 1 См.: Теория государства и права: учебник / под ред. А. С. Пиголкина. М., 2 Промульгация (от лат. promulgatio — публичное объявление) - официальная сийская газета» и «Российские вести». Кроме того, нормативные акты могут быть оглашены по радио, телевидению, телеграфу или разосланы в заинтересованные органы и организации. 5. Понятие и содержание правотворческой (законодательной) техники. Вопрос о понятии и содержании правотворческой техники, которую чаще всего именуют законодательной техникой, что, в общем-то, не совсем точно, относится в отечественной теории государства и права к числу дискуссионных. Основная проблема здесь состоит, прежде всего, в самом понимании правотворческой техники, поскольку вопрос о ее содержании будет решаться уже в зависимости от понятия правотворческой техники. В научной и учебной литературе даются самые разные определения правотворческой (законодательной) технике. Одни понимают под ней совокупность правил разработки и оформления нормативных правовых актов, другие - совокупность правил и приемов подготовки (разработки) нормативных правовых актов, третьи - совокупность правил, средств и приемов разработки и оформления нормативных правовых актов. Встречаются и другие определения. Не вдаваясь в анализ высказанных в литературе мнений относительно понимания правотворческой техники, полагаю, что более адекватным является определение, согласно которому правотворческая техника - это совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении и опубликовании нормативных правовых актов. Правотворческая техника является разновидностью юридической техники. Под последней, как представляется, следует понимать совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении, опубликовании и систематизации правовых актов и иных юридических документов. Исходя из этого определения, можно сделать вывод о том, что юридическая техника - понятие достаточно объемное. Этим понятием охватывается и правотворческая техника, и техника актов толкования права, и техника индивидуальных правовых актов (например, актов применения права), и техника со- ставления различных других юридических документов, и техника систематизации и учета нормативных и индивидуальных правовых актов. Из всех видов юридической техники на сегодняшний день наиболее разработанной в теоретическом отношении является правотворческая (законодательная) техника. Правотворческую и законодательную технику нередко отождествляют, не проводя между ними никакого различия. Действительно, принципиальных различий между ними нет. Но вместе с тем необходимо иметь в виду, что понятие «законодательная техника» может рассматриваться как в широком, так и в узком смысле. Законодательная техника в широком смысле тождественна правотворческой технике, поскольку под законом в этом случае подразумевается любой нормативный правовой акт и даже любой источник права. Законодательная же техника в узком смысле - это совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении и опубликовании не любых нормативно-правовых актов, а только законов. В этой связи законодательную технику в узком смысле следует рассматривать как разновидность правотворческой техники. В дальнейшем мы не будем различать правотворческую и законодательную технику. Поскольку правотворческая техника - это совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении и опубликовании нормативных правовых актов, то в содержании правотворческой техники можно выделить три основных элемента: правила правотворческой техники, средства правотворческой техники и приемы (способы) правотворческой техники. Правила правотворческой техники - это нормы, которые вырабатываются правотворческой практикой и существуют в виде либо деловых обыкновений, либо правил, закрепленных в соответствующих нормативно-правовых актах. Все правила правотворческой техники можно подразделить на четыре вида: 1) правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов; 2) правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативных актов, 3) правила, относящиеся к
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |