Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение в формальном аспекте анализа




ЛЕКЦИЯ 5

Теоретическая часть.

1. Понятие формального устройства предложения.

2. Структурная схема предложения. Понятие парадигмы предложения и их регулярных реализаций.

3. Подлежащее и сказуемое как компоненты структурной схемы. Вопрос об их иерархии.

4. Подлежащее, способы его выражения.

5. Типы сказуемого. Способы его выражения каждого типа.

6. Тире между подлежащим и сказуемым (самостоятельно).

Основная литература.

1. Вабайцева В.В. // Учебник. С. 72-91, 117-132.

2. Валгина Н.С. // Синтаксис. С. 73-110.

3. РГ – 80 // §§ 1893, 1902-1904.

4. Современный русский язык под редакцией Леканта П.А. С. 378-398, 398-423.

5. Учебник-89 // С. 608-621, 632-656, 657-674.

Дополнительная литература.

1. Бабайцева В.В Изолированные фрагменты текста со словом ЭТО в позиции подлежащего // Филологические науки. 1998. №3.

2. Василевская Л.И. Безличные предложения в типологии синтаксических конструкций (на материале русского языка). М., 1987.

3. Козинский И.И. О категории подлежащее в русском языке. М., 1983.

4. Лекант П. А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. М., 1976.

5. Попов А.С. Подлежащее и сказуемое в структуре простого предложения современного русского литературного языка. Пермь, 1974.

6. Распопов И. П. Сказуемое как конструктивный центр предложения. // Теоретические проблемы синтаксиса индоевропейских языков. Л., 1975.

7. Скобликова Е.С. О грамматической роли подлежащего двусоставного предложения. Куйбышев, 1990.

8. Чернова Л.А. Составные именные члены предложения // РЯШ. 2004. №1. С. 78-81.

9. Юрченко В.С. Система сказуемого в русском языке. // Филологические науки. 1988. №4.

Практическая часть.

Задание 1. СЛТ, Энц., ЛЭС, КС термины: формальный аспект предложения, структурная схема, парадигма, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое.

Задание 2. Проанализировать способы выражения подлежащего и сказуемого в предложенном тексте. При анализе подлежащего указать: какой тип и чем выражено; морфологизированный или неморфологизированный способ выражения, простое или непростое. Для сказуемого: тип сказуемого, способ выражения, в составном сказуемом дать характеристику каждому компоненту.

Соображения о психологическом романе (в основном ХIХ века), высказанные в третьей части настоящей книги, не только не являются историей романа, но не являются и теорией романа как особого рода словесного искусства. Речь идет лишь о некоторых проблемах романа, и в одном только аспекте – аспекте художественного познания душевной жизни и поведения человека.

Темы этого раздела так или иначе все приводят к Толстому. Это закономерно. Творчество Толстого – высшая точка аналитического, объясняющего психологизма ХIХ века. Все его возможности выразились у Толстого с предельной мощью, которая означает не нарастание, не развитие предшествующего, но переворот. Творения Толстого являются поэтому единственным в своем роде материалом для постановки теоретических вопросов художественного психологизма. Одно из основополагающих открытий Толстого – это открытие нового отношения между текучим и устойчивым началом душевной жизни. К художественному познанию человека может быть применено то, что психологи называют «стереотипизацией» психических процессов. Называние, определение словом уже само по себе обобщает … явление, и нужны особые усилия, дополнительная работа словом, чтобы отчасти вернуть явлениям их единичность и их динамику (Л. Гинзбург. О психологической прозе. М., 1999. С.243).

Задание 3. Указать номера предложений, где между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

1. Работать с натуры – значит импровизировать.

2. Место рождения кубизма парижский Монмартр, где в это время пребывали Пикассо и Брак.

3. Новые средства следовательно новые сюжеты. Поразителен формат картины два на три, чуть вытянутый по вертикали.

4. Прогуливаясь по Парижу и увидев замаскированную военную технику, Пикассо воскликнул: «Это наше изобретение!»)

5. «Чувство зрения говорил Пикассо получит наслаждение от удивления».

6. «Пуризм это искусство не вариаций, а вариантов, считали его авторы Амеде Озанфан и Ле Корбюзье.

7. Один из примеров заимствования кубистического языка в России творчество Аристарха Лентулова.

8. Лентулов обогатил кубистической лексикой свой живописный язык и вынес из кубизма то, что он называл «цветодинамикой», хрустальное сверкание напитанных светом тонов.

9. Зритель кубистических полотен точно провидец, который должен пробиться к замурованным в ней образам.

10. Первой коллажной картиной Пикассо считается натюрморт с плетеным стулом, где овал картины не пышный багет, а обрамлен золотистым канатом (История живописи. ХV век. Кубизм. Орфизм. Пуризм. М., 2000).

Задание 4. Расставьте знаки препинания, объясните постановку тире.

1. Понять что народ глуп этим гордиться не стоит. Но понять что мы сами и есть народ вот этим стоит гордиться.

2. Жизнь подобна коробку спичек. Обращаться с ней серьезно глупее глупого. Обращаться несерьезно опасно.

3. Мораль другое название удобства. Благодеяние даруемое моралью экономия времени и труда. Вред причиняемый моралью полный паралич совести.

4. Опасные мысли это мысли заставляющие шевелить мозгами.

Задание 5. Прочитайте заголовки газетных статей, представляющие собой трансформацию известных языковых афоризмов. Назовите первоначальный вариант фразеологизма. Попробуйте определить тему каждой из статей. Скажите, насколько удачен, на ваш взгляд, подобный прием создания экспрессии на газетной полосе.

1. Валюта строить и жить помогает;

2. Илья не играет в хоккей;

3. У демократов собственная гордость;

4. Великая Россия, а жить негде;

5. Английская бабушка надвое сказала;

6. Вот тебе, бабушка, и Павлов день;

7. Деньги на дороге не валяются;

8. Ближе к «телу»;

9. Гадание на зеленой гуще;

10. О бедном солдате замолвите слово;

11. Легко ли жит в музее;

12. Смело, товарищи, в лапу;

13. Не плюй в колодец – сам там будешь;

14. Большому рублю – большое плавание.

Задание 6. Вместо многоточий вставьте пропущенные глаголы и определите тип сказуемого и способ его выражения. В двух-трех предложениях представьте себе облик этого персонажа и опишите его.

Инфинитив

Смотрит Инфинитив, как... глаголы, и...:

- Эх вы, разве так надо...?

- А как? -... глаголы. - Ты....

- Я б..., -... Инфинитив, - только у меня времени нет.

- Время мы..., -... глаголы. - Какое тебе настоящее, прошедшее или будущее?

-... будущее, -... Инфинитив, чтобы хоть немного... время. - Да не... про Вспомогательный глагол.

-... ему Вспомогательный глагол.... Вспомогательный глагол - только окончания....

А Инфинитив и буквой не....

Зачем ему...? Он Инфинитив, у него нет времени.

(Ф. Кривин)

Задание 7. Выполните предложенные тесты, которые охватывают изучаемую вами тему.

Тест 1

1. По какому признаку выделяются в русском языке двусоставные предложения?

1. Наличию/отсутствию второстепенных членов

2. Признаку полноты/неполноты предложения

3. Характеру предикативной основы

4. Модальности

5. Цели высказывания

2. В какой связи не может находиться сказуемое с подлежащим?

1. Управлении, согласовании, примыкании

2. Координации

3. Соположение словоформ

4. Двойной связи

3. В какой строке связь между словами - координация?

1. Иду с товарищем. Читаю книгу. Забота о матери. Надеяться на друга.

2. Брат ушел. Урожай собран. Я слушаю.

3. Живу за городом. Дача на реке. Идти в лес.

4. Хорошая книга. Третьи сутки. Мой друг.

5. Беседовать по-дружески. Очень хорошо. Совсем одинок.

4. В каком придаточном предложении подлежащее выражено не местоимением?

1. Думаю, что ему известно, что пехота - это руки, танки - ноги, а полководец - голова.

2. Он спасал свою жизнь, которая с той минуты стала смертью.

3. Чичиков с чрезвычайной точностью расспросил, кто в городе губернатор, кто прокурор.

4. Кити чувствовала, что произошло.

5. Всё, что держало его в напряжении, заставляло делать то, что невозможно делать.

5. Найдите двусоставное предложение.

1. Пора уходить.

2. Встретил друга.

3. Позвать его.

4. Мне не везет.

5. Оля, принеси книгу!

6. Найдите предложение с простым глагольным неосложненным сказуемым.

1. Вот тебе и женился!

2. Мать постояла, постояла и ушла.

3. А вдруг он возьмет да не скоро вернется?

4. "Пойдемте посмотрим", - предложил Колька.

5. Машина стояла перед светофором.

7. Какова роль личной формы глагола в составном глагольном сказуемом?

1. Выражает вещественное значение сказуемого

2. Выражает грамматическое значение сказуемого

3. Выражает действие объекта

4. Выражает вещественное и грамматическое значение сказуемого

8. По какому признаку разграничиваются глагольные связки в русском языке?

1. Степени потери глаголом-связкой лексического значения (по степени отвлеченности).

2. Выражаемому грамматическому значению

3. Частотности употребления

4. Сочетаемости с различными частями речи в качестве именной части

9. Укажите предложения, в котором нет составного именного сказуемого.

1. Лицо у нее было всё в веснушках.

2. На заводе всё благополучно.

3. Вагон был узкий и длинный.

4. Между тем он ходил злой.

5. Был седьмой час вечера.

10. Найдите сказуемое смешанного (сложного) типа.

1. Я рад быть полезным вашему делу.

2. Он не может заставить себя работать.

3. Он чувствовал, что не может теперь называться порядочным человеком.

4. Я заткнул за пояс пистолет и вышел.

Тест 2

1. Какой признак лежит в основе самого общего деления сказуемых на глаголь­ные и именные, простые составные?

1. Характер синтаксических отношений с подлежащим.

2. Способ выражения сказуемого и его структура, с которыми связаны разные способы выражения предикативного признака.

2. Найдите связь соположения между подлежащим и сказуемым.

1. Наступил вечер. Шел дождь.

2. Она учительница. Брат - слесарь.

3. Ребята - бежать. Курить вредно.

4. Дом выстроен рабочими. Экзамен сдан.

5. Большинство детей отдыхает с родителями.

3. Найдите двусоставное предложение.

1. Пора уходить.

2. Встретил друга.

3. Позвать его.

4. Мне не везет.

5. Оля, принеси книгу.

4. Какой признак не существен при определении инфинитива-подлежащего?

1. Место инфинитива в предложению

2. Пауза между подлежащим и сказуемым

3. Форма (способ выражения) сказуемого

4. Вид инфинитива

5. Что позволяет некоторым лингвистам рассматривать форму родительного падежа имени существительного в предложениях типа: "Цветов - много, уче­ниц - три"?

1. Способ выражения подлежащего

2. Способ выражения сказуемого

3. Членение между предметом и количеством, имеющее характер суждения

6. В каком предложении нет составного глагольного сказуемого, выраженного личным глаголом и примыкающим к нему инфинитивом?

1. После первого дня он перестал опасаться за новичка.

2. Меткое слово может обогатить язык.

3. Он любил отшутиться, если не мог чего-нибудь объяснить.

4. Катя уже ничего была не в силах ответить.

5. Она попыталась поймать вожжи, но не смогла дотянуться.

7. Какова структура осложненного составного глагольного сказуемого?

1. Состоит из одного компонента

2. Состоит из двух компонентов

3. Состоит из трех или большего количества компонентов

8. Укажите ряд, состоящий из полузнаменательных связок.

1. Быть, стать, являться, казаться, возвращаться, оставаться, зваться

2. Стать, становиться, сделаться, зваться, называться, казаться, слыть, считаться, представляться, оказываться

3. Называться, почитаться, родиться, ходить, являться, делаться, слыть, возвращаться

9. Какое сказуемое называют сказуемым сложным (или сказуемым смешанного типа)?

1. Трехчленное (четырехчленное) сказуемое, состоящее из глагола и имен

2. Трехчленное (четырехчленное) сказуемое, состоящее из глаголов

3. Трехчленное сказуемое, состоящее из предикативного прилагательного, связки и именной части

4. Сказуемое, состоящее из глагола в личной форме и примыкающего к нему инфинитива

5. Сказуемое, состоящее из глагола-связки и именной части

10. По какому признаку выделяются двусоставные предложения?

1. Наличию/отсутствию второстепенных членов

2. Признаку полноты/неполноты предложения

3. Характеру предикативной основы

4. Модальности

5. Пели высказывания

Тест 3

1. Приведите примеры несогласованного простого глагольного сказуемого.

2. Какой признак лежит в основе самого общего деления сказуемых на глагольные и именные, простые и составные?

1. Способ выражения сказуемого и его структура, с которыми связаны разные способы выраженя предикативного признака.

2. Наличие/отсутствие формального уподобления подлежащему.

3. Характер синтаксических отношений с подлежащим.

3. Какова структура осложненного составного глагольного сказуемого?

1. Состоит из одного компонента

2. Состоит из двух компонентов (частей)

3. Состоит из трех или большего количества компонентов

(частей)

4. В каком предложении имеется осложненное составное глагольное сказуемое?

1. Сколько раз он уже начинал бросать курить!

2. Птицелов должен не только знать голоса и повадки птиц, но

и обладать мастерством декоратора.

3. В письмах все не скажется и не все услышится.

4. Весь день дожди идут, идут, как растянувшееся войско.

5. Какой род имен существительных употребляется обычно в составном именном сказуемом с ослабленным лексическим значением.

1. Человек, женщина, люди, животное, вещь, занятие, штука,

дело

2. Комната, стол, хлеб, гроза, час

3. Ковер, вечер, небо, солнце, рост, пауза

4. Соль, огурец, счастье, уборка

5. Завтрак, утро, туча, глагол, ложка, землетрясение

Укажите основные случаи употребления тире между подлежащим и сказуемым.

6. Укажите предложение со сказуемым смешанного типа.

1. Одна из девушек постарше на меня едва обратила внимание.

2. Мы терпимее быть и умнее должны.

3. Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по

ущельям.

4. Я хочу забыть свою пехоту.

Я забыть пехоту не могу.

7. По какому признаку выделяются в русском языке двусоставные предложения?

1. Наличию/отсутствию второстепенных членов

2. Признаку полноты/неполноты предложения

3. Характеру предикативной основы (грамматическому составу)

4. Модальности

5. Цели высказывания

8. Найдите двусоставное предложение.

1. Нельзя уходить.

2. Разговаривал с другом.

3. В полете не курить!

4. У меня колет в боку,

5. Оля, принеси книгу.

9. Что позволяет некоторым лингвистам (см. А.Н. Гвоздев "Современный русский язык", ч. II, М., 1973) рассматривать форму род.пад. имени существительного подлежащим в предложениях типа: «Цветов – много, учениц – три».

1. Способ выражения подлежащего.

2. Способ выражения сказуемого.

3. Членение между предметом и их количеством, имеющее характер суждения.

10. Укажите основные способы выражения подлежащего в pyccком языке.

Тест 4

1. Укажите основные и специфические признаки простого предложения.

2. В каком придаточном предложении подлежащее выражено не местоимением?

1. Думаю, что ему известно, что пехота - это руки, танки - ноги, а полководец - голова.

2. Он спасал свою жизнь, которая с той минуты стала смертью.

3. Чичиков с чрезвычайной точностью расспросил, кто в городе губернатор, кто прокурор.

4. Кити чувствовала, что произошло.

5. Все, что держало его эти сутки в неестественном напряжении, заставляло делать то, что невозможно было делать.

3. Какова роль личной формы глагола в составном глагольном сказуемом?

1. Выражает вещественное значениесказуемого (называется действие, отнесенное к подлежащему).

2. Выражает грамматическое значение сказуемого (время, лицо, наклонение).

3. Выражает действие объекта.

4. Выражает вещественное и грамматическое значение сказуемого.

4. В каком предложении имеется осложненное составное глагольное сказуемое?

1. Сколько раз он уже начинал бросать курить!

2. Птицелов должен не только знать голоса и повадки птиц, но и обладать мастерством декор тора.

3. 3. В письмах все не скажется, и не все услышится.

4. Весь день дожди идут, идут, как растянувшееся войско.

5. Укажите предложение, в котором нет составного именного сказуемого.

1. Лицо у него было все в веснушках.

2. Коридор вагона был узкий и длинный.

3. Между тем Головень ходил злой.

4. На заводе все благополучно.

5. Был седьмой час вечера.

6. Найдите сложное сказуемое смешанного типа. Укажите его специфику.

1. Я по-прежнему рад быть полезным вашему делу.

2. Он не может заставить себя работать.

3. Он чувствовал, что не может теперь называться человеком.

4. Критик должен быть умнее мыслителя и талантливее художника.

5. Я заткнул за пояс пистолет, и вышел.

7. Подумайте, какой признак лежит в основе самого общего деления сказуемых на глагольные и именные, простые и составные.

№8. Что позволяет некоторым лингвистам (см. А.Н. Гвоздев "Современный русский язык", ч. П., М., 1973) рассматривать форму род.пад. имени существительного подлежащим в предложениях типа: «Цветов – много, учениц – три».

1. Способ выражения подлежащего.

2. Способ выражения сказуемого.

3. Членение между предметом и их количеством, имеющее характер суждения.

9. Назовите аспекты изучения простого предложения. Подробно охарактеризуйте коммуникативный аспект.

№ 10. По какому признаку выделяется в русском языке двусоставные предложения?

1. Наличию/отсутствию второстепенных членов.

2. Признаку полноты/неполноты предложения.

3. Характеру предикативной основы (грамматическому составу).

4. Модальности.

5. Цели высказывания.

Тест 5

1. Укажите основные способы выражения вспомогательной части в составном глагольном сказуемом (на примерах).

2. Приведите пример сказуемого смешанного (сложного) типа.

3. Укажите предложение, в котором имеется простое глагольное сказуемое.

1. Он всегда будет моим другом.

2. Он будет со мной дружить.

3. Он не станет со мной дружить.

4. Он счастлив со мной дружить.

4. Укажите, сколько "тире" следует поставить в следующем отрывке.

По результатам анкеты выяснили характеры;

Сашка борец за правду с мещанским уклоном;

Железнов без сомнения мрачный тиран;

Ирка лишь дитя с неразвитым вкусом;

Гришка арап по натуре, без мещанства;

Я же есть обиженный обыватель;

Там был еще один характер, до которого у меня не хватило одного плюса, это

интеллигентный человек.

1. 0

2. 2

3. 3

4. 4

5. 5

5. Укажите подлежащее, которое выражено словосочетанием.

1. Положить под сукно его просьбу было проще всего.

2. Пеший конному не товарищ.

3. Двое остались в сторожке.

4. Немногие хотят идти по трудному неизведанному пути.

5. Самое дорогое у человека - это жизнь.

6. Как мало нас от битвы уцелело!

6. Какова роль отвлеченной связки в составном именном сказуемом?

1. Выражает вещественное значение сказуемого.

2. Выражает вещественное и грамматическое значение сказуемого.

3. Выражает действие субъекта.

4. Выражает грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо).

7. Найдите двусоставное предложение.

1. В боку колет.

2. Надо встретить друга.

3. Хотел сестре сделать подарок.

4. В самолете не курить!

5. Ира, хочешь чаю?

8. Какой признак положен в основу деления простых предложений на односоставные и двусоставные?

1. Признаку полноты / неполноты предложения.

2. Наличию / отсутствию второстепенных членов предложения.

3. Цели высказыванию.

4. Модальности.

5. Грамматическому составу (характеру предикативной основы).

9. Придумайте предложение, в котором подлежащее выражалось бы относительным местоимением.

№10. Изменить предложение так, что составное именное сказуемое стало простым. Он часто бывает рассеянным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2077; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.135 сек.