Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неполное предложение (самостоятельно)




ЛЕКЦИЯ 9

Теоретическая часть.

1. Понятие о неполных предложениях.

2. Типология неполных предложений.

3. Нечленимые предложения. Типология.

4. Эллиптические предложения.

Основная литература.

1. АМП // С. 393 - 411.

2. Бабайцева В.В. // Учебник. С. 114 - 117, 132 - 142.

3. Валгина Н.С. // Синтаксис. С. 194 - 204.

4. Верестюк И.В. Вопросы классификации неполных предложений. // Вестник МГУ. Сер.9. Филология. 1986, № 4.

5. Скобликова Е.С. // Учебник. С. 137 - 145.

6. Учебник-89. // С. 622 - 623.

7. Чувакин А.А. О структурной классификации неполных предложений//Филологические науки. 1974, № 5.

Дополнительная литература.

1. Гвоздев А.Н. // Синтаксис. С.174 - 187.

2. Дагуров Г.В. Грамматически не оформленные высказывания в русском языке. М., 1988.

3. Сковородников А.П. Эллипсис как стилистическое явление современного русском языке. Красноярск, 1978.

4. Учебник МГУ, 1964 // С. 438 - 448.

5. Чувакин А.А. Ситуативная речь. Барнаул, 1987.

6. Зеликов Н.В. Функционирование и происхождение эллиптических моделей. СПб, 1999.

Практическая часть.

Задание 1. СЛТ., Энц., ЛЭС, КС термины: неполное предложение, нечленимое предложение, эллиптическое предложение.

Задание 2. Отреферировать главу «Неполные и эллиптические предложения» в учебнике Н.С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка». М.,2000.

Задание 3. Выделите все типы неполных, эллиптических и нечленимых предложений в отрывке из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Укажите, если сможете, синонимы слова умереть, которые не используются в данном тексте.

- Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.

- Ну, царствие небесное, - согласился Безенчук. - Преставилась, значит, старушка... Старушки, они всегда преставляются... Или Богу душу отдают, - это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее - та, считается, Богу душу отдает...

- То есть как это считается? У кого это считается?

- У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: "А наш-то, слышали, дуба дал".

Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

- Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

- Я - человек маленький. Скажут: "гигнулся Безенчук". А больше ничего не скажут, - и строго добавил: - Мне дуба дать или сыграть в ящик - невозможно: у меня комплекция мелкая...

Задание 3. Неполные и эллиптические предложения активно используются в газетных заголовках. Выпишите заголовки из 2-х-3-х номеров газет и проанализируйте их по схеме.

Задание 4. Выполните тесты.

Тест 1

1. Кто из языковедов XIX века впервые ввел термин неполные предложения?

1. Ф.И. Буслаев

2. Ф.Ф. Фортунатов

3. А.М. Пешковский

4. Н.И. Греч

5. А.А. Шахматов

2. Кем из отечественных лингвистов были разработаны принципы классификации неполных предложений?

1. А.А. Шахматов

2. И.А. Попова

3. Н.С. Валгина

4. А.М. Пешковский

5. Н.И. Греч

3. По каким признакам выделяются неполные предложения?

1. По отсутствию главных членов предложения

2. По отсутствию второстепенных членов предложения

3. На основании смысловой неполноты предложения

4. По отсутствию в этих предложениях нужных по составу главных членов

5. По отсутствию сказуемого

4. Какие типы предложений могут быть неполными?

1. Односоставные, двусоставные, сложносочиненные, сложноподчиненные

2. Двусоставные и односоставные

3. Сложные предложения

4. Простые предложения

5. Односоставные предложения

5. В каком ряду перечислены все типы неполных предложений?

1. Контекстуальные, ситуативные, эллиптические

2. Контекстуальные

3. Контекстуальные и ситуативные

4. Ситуативные

5. Диалогические, контекстуальные, эллиптические

6. К какому типу относятся предложения с пропущенными глаголами движения, речи, энергичного действия, бытия?

1. Концептуальные неполные

2. Ситуативные неполные

3. Эллиптические

4. Односоставные

5. Двусоставные

7. Определите, в каком ряду приведено неполное предложение.

1. Меня снова потянуло к нему.

2. Изморозь. Сумерки. Дорога в степь.

3. А сколько вас ещё в России? Наверно, будет тысяч пять?

4. Тишина. Лишь вдоль плетня шаркают ноги – пылищу гребут.

5. Был теплый июнь. Стояли белые ночи.

8. Укажите, в какой строке приведено односоставное неполное предложение.

1. Кто кричит там? – Хозяйка… Сестры…

2. Балагуру смотрят в рот, слово ловят жадно

3. Михаил Львович, за Вами приехали! – Откуда? – С фабрики.

4. На тонкой шее восковые бусы.

5. Было уже поздно.

9. Определите, в каком ряду приведено контекстуальное неполное предложение.

1. Скорей сюда, к хозяину, несчастье.

2. Эх, дайте душе простор! Разгуляться хочет.

3. Во всех окнах – любопытные, а на крышах – мальчишки.

4. Переправа, переправа! Берег левый, берег правый.

5. Мне скоро шестьдесят, я старик, одинокий, ничтожный старик.

10. Укажите, в каком ряду приведено ситуативное неполное предложение.

1. Старый князь вспомнил о письме князя Андрея. «Получил от князя нынче, - сказал он княжне Марье. – Не читала?»

2. Лесная птица уже улетела, за ней двинулась болотная.

3. Где он берет табак? – У вас на столе.

4. Станешь перебивать, так я тебя костылем.

5. Я сижу в комнате, а брат – на террасе.

11. Определите вид контекстуального неполного предложения: В одной руке он держал удочку, а в другой – кукан с рыбешкой.

1. Сложное предложение с неназванной придаточной частью.

2. Простое предложение с неназванным главным членом.

3. Предложение с неполным словосочетанием.

4. Предложение с пропущенным второстепенным членом.

5. Неполное предложение, составляющее часть сложного предложения с неназванным членом, имеющимся в другой части сложного предложения.

12. Определите, чем обусловлена неполнота данного предложения: А у меня, кажется, нет характера… - Заведи.

1. Отсутствуют главные члены предложения.

2. Отсутствует часть сложного предложения.

3. Пропущен второстепенный член предложения – обстоятельство.

4. Пропущен второстепенный член предложения – дополнение.

5. Пропущены главные и второстепенные члены предложения.

Тест 2

1. Кем из отечественных языковедов были разработаны принципы классификации эллиптических предложений?

1. Н.И. Греч

2. А.М. Пешковский

3. А.А. Шахматов

4. И.А. Попова

5. Н.С. Валгина

2. Под каким номером указан основной признак, отличающий эллиптические предложения от собственно-неполных?

1. В эллиптических предложениях отсутствует глагольное сказуемое, не упомянутое в контексте.

2. Эллиптические предложения сохраняют полный смысл и в изолированном виде.

3. В эллиптических предложениях отсутствует сказуемое и обстоятельство или дополнение.

4. Эллиптические предложения – это предложения с неназванными главными или второстепенными членами.

5. Эллиптические предложения – это неполные предложения диалогической речи.

3. К какому из перечисленных ниже типов относит Н.С. Валгина предложения побудительные?

1. К односоставным.

2. К контекстуальным.

3. К ситуаивным.

4. К эллиптическим.

5. К эллиптическим и неполным.

4. Определите, в какой строке приведено эллиптическое предложение.

1. Мы сёла – в пепел, грады – в прах, серпы и плуги – в мечи.

2. – Видал казака? – Нигде нету.

3. – Как тебя зовут? – Меня Аночкой.

4. Про батарею Тушина было забыто.

5. Он шел не торопясь, как и подобало посетителю музея.

5. К какому из перечисленных ниже типов предложений вы отнесете следующее: Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям, к обществу.

1. Эллиптическое с пропущенным глаголом движения.

2. Побудительное.

3. Неполное контекстуальное.

4. Неполное ситуативное.

5. Полное односоставное.

6. К какому типу относится предложение: Вдруг мне навтречу старушка, Мишкина-то мать.

1. Побудительное.

2. Эллиптическое.

3. Неполное контекстуальное.

4. Ситуативное неполное.

5. Полное двусоставное.

7. В какой строке приведено победительное эллиптическое предложение?

1. Автоматчиков вперед! Поняли?

2. Мне все равно, // Что за него, что в воду.

3. Пусть сильнее грянет буря!

4. А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер.

8. Определите тип подчеркнутых предложений:

- Горячей воды! – говорит он ей на ходу. – И чистый халат.

1. Контекстуальное.

2. Ситуативное.

3. Эллиптическое с пропущенным глаголом энергичного действия.

4. Побудительное эллиптическое.

9. К какому типу эллиптических относится предложение: Беду такую видя, // Сокол – на воздух, // Кошка – в лес?

1. Предложение с отсутствующим глаголом бытия, наличия.

2. Предложение с отсутствующим глаголом речи.

3. Предложение с отсутствующим глаголом энергичного действия.

4. Предложение с отсутствующим глаголом движения.

5. Побудительное предложение.

10. К какому типу эллиптических относится предложение: Там на неведомых дорожках // Следы невиданных зверей?

1. Побудительное предложение.

2. Предложение с отсутствующим глаголом бытия, наличия.

3. Предложение с отсутствующим глаголом речи.

4. Предложение с отсутствующим глаголом движения.

5. Предложение с отсутствующим глаголом энергичного действия.

11. Какой глагол пропущен в данном эллиптическом предложении: Я к ней, а он в меня раз из пистолета?

1. Глагол энергичного действия.

2. Глагол речи.

3. Глагол движения.

4. Глагол бытия, наличия.

12. В каком ряду приведено диалогичское неполное предложение?

1. – В огонь их!.. – пронеслось в толпе.

2. Кто его ждал? Пустая неуютная комната.

3. Вдруг топот!.. Кровь ее застыла.

4. – Много ты в балах-то понимаешь? – А ты много?

5. Я спросил Ермолая, как нам быть. – Нам придется здесь ночевать, - сказал Максим Максимович, - в такую метель через горы не переедешь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.