Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В современном русском языке (самостоятельно)




Порядок слов и актуальное членение предложения

ЛЕКЦИЯ 10

Теоретическая часть.

V I

1. Общее понятие о порядке слов в современном русском языке. Функции порядка слов (ПС).

2. Грамматическая функция ПС: грамматикализированные формы ПС, ПС в словосочетаниях, взаиморасположение подлежащего и сказуемого, служебные слова и грамматическая функция ПС.

3. Коммуникативная функция ПС: сущность коммуникативной функции ПС, формы ПС при выполнении коммуникативной функции. Коммуникативная функция и формальное устройство предложения.

4. Понятие актуального членения предложения. Компоненты актуального членения – тема, рема, их взаимодействие с формальными членами предложения.

5. Стилистическая функция ПС. Сущность стилистической функции ПС: понятие инверсии, ПС и экспрессия. ПС и стилистические эффекты; связь стилистической функции с грамматической и коммуникативной.

Основная литература.

1. АМП // С. 49-52.

2. Валгина Н.С. // Синтаксис. С. 132-146.

3. Ковтунова И.И Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976.

4. РГ- 80 // § 2152-2169, 2129-2132, 2146-2147, 2149-2151.

5. Учебник-89 // C.7I7-719.

Дополнительная литература.

1. Адмони В.Г. Формы, факторы и функции порядка слов. // Грамматическое описание славянских языков. M., 1974.

2. Лобанова Н.А., Горбачик А.Л. Порядок слов в русском языке. М., 1976, С. 3-125.

4. Матезиус В. О так называемом актуальном членении. // Пражский лингвистический кружок. М., 1974.

5. Сиротинина 0.В. Лекции по синтаксису русского языка. М., 1980. С. 124-132.

Практическая часть.

Задание 1. Проанализировать порядок слов в газетном очерке. Указать все отклонения от нейтрального ПС в расположении компонентов АЧ и компонентов словосочетаний. Объяснить роль инверсии.

Задание 2. Придумать небольшую сказку (2-3 страницы). Обрабатывая eё, особенно обратить внимание на варианты с разговорной, фольклорно-повествовательной, эпической окраской. Выбрать для вашей сказки наилучший вариант и доказать его преимущество.

Задание 3. На материале любого газетного жанра произвести АЧ высказываний, составляющих данный текст: проанализировать тему и рему с учетом всех аспектов, отметить усложняющие факты (повышение информативности темы, включение в рему элементов «данного».

Задание 4. Выполните тест.

Тест 1

1. Что следует понимать под термином «порядок слов»? Выберите из предлагаемых наиболее точное определение.

1. Линейное расположение синтаксических членов в предложении.

2. Взаимное расположение членов предложения, мыслимое как взаимное расположение тех слов, которыми они выражены.

3. Линейное расположение слов внутри синтаксических членов.

4. Взаимное расположение членов предложения, имеющее синтаксическое, смысловое и стилистическое значение.

2. Какова основная функция порядка слов в русском языке?

1. Экспрессивная

2. Стилистическая

3. Функция выражения актуального членения предложения

4. Функция сохранения иерархии синтаксического членения

3. Как характеризуется актуальное членение в учебнике Валгиной или РГ-80?

1. Членение предложения в зависимости от его коммуникативного задания в данной речевой цепи.

2. Актуальное членение – это членение предложения на то, что в нем при данном коммуникативном задании является исходным пунктом высказывания – тему, и то, что о теме сообщается – рему.

3. Актуальное членение – это организация предложения в целях передачи актуальной информацию

4. Приспособление грамматической структуры предложения в результате включения в ту или иную речевую ситуацию к задачам коммуникации есть актуальное членение.

5. Смысловое членение предложения, исходящее из анализа заключенного в нем конкретного содержания.

4. Укажите строку, в которой приведены компоненты актуального членения.

1. Группа подлежащего и группа сказуемого

2. Подлежащее и сказуемое

3. Главные и второстепенные члены

4. Тема и рема

5. Рема

5. Какое из приведенных ниже определений темы нельзя считать универсальным?

1. Тема – это то, что представляет собой предмет сообщения.

2. Темой называется исходный пункт в развертывании сообщения.

3. Тот член высказывания, который несет исходную информацию, называется темой.

4. Тема – это отправная точка для передачи актуальной информации.

5. Та часть предложения, которая дана, называется темой.

6. Укажите строку, где рема высказывания определяется в соответствии с пониманием актуального членения в «Синтаксисе» Валгиной Н.С. или в РГ-80?

1. Ремой называется та часть предложения, в соотношении которой с основной (темой) заключается актуальная информация.

2. То, ради чего строится и функционирует предложение, называется ремой.

3. Рема – это та часть высказываемого сообщения, которая его (сообщение) завершает.

4. То, что о теме сообщается, называется ремой.

5. Ремой называется тот член высказывания, который несет новую информацию.

7. Под каким номером приведено односоставное предложение, представляющее расчлененное на тему и рему высказывание?

1. Становилось темней и темней.

2. Было тепло, тихо.

3. В то время с хлебом было трудно.

4. Пять утра. Последние полчаса перед уходом последних катеров.

5. Но было уже поздно.

8. Под каким номером приведено односоставное предложение, представляющее нерасчлененное на тему и рему высказывание?

1. Здесь на станции пахло осенью.

2. Старуха дремала.

3. Кормили его чрезвычайно плохо.

4. На фронте в то время наступило затишье.

5. Бледная вода. Громада кучевых облаков в перламутровых просторах неба.

9. Укажите пример, в котором представлено двусоставное предложение, соответствующее нерасчлененному на тему и рему высказыванию.

1. Поздняя ночь.

2. Был ветреный, холодный вечер.

3. Через два часа они встретились у лодочной станции.

4. Ему принесли пачку бумаг.

5. В комнате пахнет керосиновым чадом и тушеной капустой.

10. В каком из приведенных ниже предложений порядок слов вместе с основной функцией – актуального членения – выполняет и грамматическую функцию?

1. Так одевает бури тень едва рождающийся день.

2. Мягкий свет заливает обеденный стол.

3. Повесть о любви оказалась сильнее повести раскаяния.

4. Душное июльское утро.

5. Разбудили его тяжелые шаги.

11. Назовите предложение с «субъективным» (по В.Матезиусу) порядком слов.

1. Он кивнул головой на него и обратился к незнакомцу.

2. Мерная езда убаюкивала.

3. Алексей Иванович ударил кулаком себя по груди и заплакал.

4. Вода под лозинами стала ледяная, прозрачная и как будто тяжелая.

5. Любит свою гармонь Павка.

12. Найдите предложение, где оба главных члена – подлежащее и сказуемое – объединены в одном компоненте актуального членения – в теме.

1. Потом раздалась негромкая команда.

2. Ворсистые стебли топтуна были сплошь покрыты каплями дождя.

3. Городские улицы были пусты и черны.

4. За балюстрадой горел на солнце во всей своей девственной белизне куст каких-то цветов.

5. Сосредоточенное усилие помогло мне увидеть девушку почти ясно.

13. Укажите случай инверсии в односоставном нерасчлененном предложении.

1. Черным-чрно было кругом.

2. Запахло деревом, землей, сеном и деревней.

3. Кто-то по-волчьи завыл.

4. В эту недобрую пору бездорожья мне пришлось ехать в станицу.

5. А вскоре стало и жутко.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.