Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА: Педагог как организатор процесса обучения и воспитания




Педагогику следует рассматривать как особую сферу деятельности по воспитанию и обучению человека. Эта деятельность называется педагогической и бывает профессиональная и непрофессиональнальная (характеризуется тем, что человек не осознает проблему или задачу, в конкретной ситуации он действует интуитивно и не может объяснить, почему поступает так или иначе, чего хочет достичь, поучая или воспитывая другого).

При анализе ситуации педагог сознательно опирается на определенную систему знаний, правил и требований. Он целенаправленно выбирает из наработок педагогической науки и практики наиболее эффективные средства, способы, приемы, содержание для конкретной педагогической задачи применительно к конкретным условиям и конкретному ребенку. По окончании решения задачи он с позиций психолого-педагогической науки анализирует данные о происходящих изменениях в воспитаннике.

Для профессионального решения педагогических задач необходима широкая теоретическая база и практический опыт и мастерство, которые обретаются в ходе решения педагогических задач.

Виды педагогической деятельности:

· Организаторская

· Преподавательская

· Методическая деятельность

· Научно-педагогическая деятельность

· Управленческая

· Самообразование

· Внешкольная

Структурные компоненты педагогической деятельности:

Объекты и субъекты педагогической деятельности: учитель или воспитатель, ученик, воспитанник, коллектив

Цели:

· передача жизненного и культурного опыта старших поколений младшим;

· сообщение научных открытий,

· передача передового педагогического опыта и инноваций широкой педагогической и родительской общественности;

· управление работой педагогов-практиков;

· поиск и разработка новых педагогических знаний.

Средства достижения цели:

· методы и приемы обучения и воспитания, наглядные и технические средства;

· научно-методические семинары, конференции, распространение специальной литературы, внедрение достижений науки и практики, обмен опытом, творческие группы, самообразование, организационные формы повышения квалификации;

· методы и приемы управления коллективом, способы делегирования полномочий, коллективное сотрудничество, индивидуальная работа с педагогами, родителями, учениками;

· методы научного познания.

Результаты:

· обученный, воспитанный и образованный человек,

· педагог с развитым научным и педагогическим мышлением,

· развитый и творчески работающий педагогический коллектив,

· новое педагогическое знаний и мышление в виде законов, принципов, новых систем, парадигм, технологий, методов, правил, форм организации процессов обучения и воспитания.

Педагогическая деятельность является совместной и строится по законам взаимодействия с учетом особенностей общения людей и стилей их поведения. Педагогическая деятельность есть рациональное и адекватное управление деятельностью ученика и воспитанника в процессе взаимодействия с ним по решению педагогических задач, проблем на основе педагогики ненасилия, гуманизма, помогающих отношений и ситуации успеха.

Профессиональные функции педагога:

Итак, педагог в ходе своей профессиональной дея­тельности выполняет две основные функции: воспита­тельную и обучающую.

В настоящее время, когда мир сильно изменился, как и человек, функция педагога как носителя и передатчика знаний уже не могут считаться основными, хотя они характеризуют его профессио­нализм (сегодня много образованных людей, хранящих в памяти гораздо больший, порой, объем информации, чем учитель - компьютер).

Функции учителя (профессиональные обязанности):

· функция организатора, руководителя, поводыря в лабиринте знаний

· превращение общественно значимого содержания знаний (отобранного для приобщения к ним учащихся) в акт индивидуального познания (размышления над знанием, присвоение знания, рефлексия) учащегося;

· превращение объекта воспитания и обучения, учащегося и воспитанника, в субъект самообучения и самовоспитания - ведет личность обучаемого и воспитуемого к развитию и саморазвитию, самореализации и самоосуществлению

· развивающая

· диагностическая (определение состояния воспитуемых и обучающихся и состояния педагогического процесса)

· координирующая (объединение и согласование содержания и направленности обучения и воспитания и усилий коллег и семьи в воспитании детей);

· коммуникативная (стиль взаимоотношений, от которого во многом зависит продуктивность педагогического процесса);

· конструктивная (конструирование учебного и воспитательного процесса, собственной деятельности и совместной деятельности с учащимися и воспитанниками);

· организаторская (организация всей жизни детей);

· корректирующая

· контрольно-оценочная функция (как на уроке, в воспитательной работе, так и в общем учебно-воспитательном процессе на основе диагностики и мониторинга и внесение в учебно-воспитательный процесс необходимых корректив).

Реализация этих функций требу­ет от современного педагога следующих личностных па­раметров:

• потребности и способности к активной и разносто­ронней профессиональной и cоциально - культурной деятельности;

• тактичности, эмпатии, толерантности в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и под­держивать их, а если нужно, то и защищать;

• понимания своеобразия и относительной автономно­сти саморазвития личности;

• умения обеспечивать внутригрупповое и межгруп­повое общение, предотвращать конфликты в дет­ских и взрослых коллективах;

• знания особенностей психического развития, осо­бенно воспитанников с проблемами, и стремления
вместе с ними целенаправленно создавать условия,
необходимые для саморазвития;

• способности к собственному саморазвитию и самосо­вершенствованию.

Профессиональные требования к личности учителя:

Быть носителем глубоких и всесторонних знаний: «Человек, взявший на себя труд обучения других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно» Гельвеций

Я. А. Коменский призывал учителей любить свою профессию, понимать, что она «настолько превосходная, как никакая другая под солнцем»

Систематически обновлять и пополнять свои знания: «Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» К.Д. Ушинский

Знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности К.Д. Ушинский

Быть патриотом, гражданином своего Отечества, активным носителем моральных убеждений А. С. Макаренко

Быть великим гуманистом, любить детей, понимать, что «чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». В.А. Сухомлинский.

 

Профессиональные требования к педа­гогу выражаются разными терминами: «профессиональ­ная пригодность» (совокупность пси­хических и психофизических особенностей человека, не­обходимых для достижения успеха в выбранной профес­сии), «профессиональная готовность» (в ее составе правомерно вы­делять, с одной стороны, психологическую, психофизио­логическую и физическую готовность, т.е. профпригод­ность, а с другой - научно-теоретическую и практиче­скую подготовку педагога).

Идеализированные личностные и профессиональные качества, составляющие понятие профессиональной го­товности педагога, можно представить в виде профессиограммы. Она своего рода паспорт, включающий в себя совокупность личностных качеств, педагогических и специальных ЗНУ, необходимых педагогу.

Профессиограмма педагога может включать в себя:

1) конструктивные, организаторские и коммуника­тивные качества, позволяющие отбирать учебный мате­риал, планировать свою учебно-воспитательную дея­тельность и деятельность учащихся, создавать коллек­тив и организовывать совместную деятельность, устанавливать педагогически целесообразные отношения в коллективе;

2) социально и профессионально обусловленные ка­чества педагога:

- высокая гражданская ответственность и социальная активность;

- любовь к воспитанникам;

- подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

- высокий профессионализм, инновационный стильнаучно-педагогического мышления, готовность к созда­нию новых ценностей и принятию творческих решений;

- потребность в постоянном самообразовании и го­товность к нему;

- физическое и психическое здоровье, профессио­нальная работоспособность;

3) педагогическую культуру, мастерство и искусство, суммарными качествами которых являются:

- высокая культура и нравственность;

- самоотдача и благородство;

- острое чувство нового и умение заглядывать в бу­дущее;

- максимальная реализация индивидуальных способ­ностей в сочетании с педагогическим сотрудничеством;

- творческое отношение к делу и социальная пози­ция;

- принципиальность и требовательность;

- отзывчивость, эрудиция и социальная ответствен­ность;

- следование нормам педагогической этики и такта;

авторитет личности и др.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя 21 века (АндреевВ.И.):

· уровень компетентности ( профессиональная компетентность - сочетание психических и личностных (человеческих) качеств и такое психическое и личностное (душевное) состояние, которое позволяет действовать самостоятельно и ответственно. Это способность и умение выполнять определенные трудовые функции.

Виды профессиональной компетентности:

специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие

социальная компетентность - владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, принятыми в данной профессии, приемами общения, социальная ответственность за результаты своего труда

личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения, саморазвития и самоопределения, средствами противостояния профессиональным деформациям личности (профессиональным рискам)

индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению (застою), умение рационально организовать свой труд)

· учитель должен быть непременно творческой личностью Мастерство учителя - это творчествокак постоянный поиск нестандартных путей решения поставленных задач и возникающих проблем и педагогических ситуаций, нахождение нового, неуспокоенность.

· возрастание роли и значения духовно-нравственного потенциала учителя

· овладение прогрессивными технологиями обучения и воспитания, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта

· способность к непрерывному образованию и самообразованию

Типичные ролевые педагогические позиции ( по Л. Б. Ительсоу):

· Информатор, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным)

· Друг, если он стремится проникнуть в душу ребенка

· Вдохновитель, если он стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами

· Диктатор, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников

· Проситель, если педагог упрашивает воспитанников быть такими, «как надо», опускаясь порой до самоунижения лести

· Советчик, если использует осторожное уговаривание

Виды направленности личности учителя:

· социально-профессиональная ( истинно педагогическая, формально-педагогическая, ложнопедагогическая)

· гуманистическая означает создание условий для гармонического развития личности будущего взрослого, саморазвития и самостановления

· познавательная направленность:

1 тип - активно относится к новой информации, не пропускает
интересных фильмов, много читает и т.д. Но сознательно избегает
при этом всего того, что связано со школьными темами, заявляя:
«Достаточно школьных разговоров в учительской».

2 тип. Также активно относится к новой информации, в том числе связанной с педагогическими и воспитательными проблемами. Но не они определяют выбор фильма, книги или передачи.

3тип. Интересуется всем тем, что хоть в какой-то мере связано с воспитательной деятельностью, школой, жизнью молодежи. Даже там, где нет прямого разговора о школе, он видит проблемы, которые могут быть интересны учащимся.

4 тип. Всю информацию четко делит на школьную и внешкольную. К первой (статьи, пьесы, фильмы, передачи, где прямо говорится о школе и учениках) относится с интересом. Внешкольная информация не вызывает интереса.

Профессионально значимые качества личности учителя (по В.П. Симонову)

Психологические черты личности как индивидуальности

· сильный, уравновешенный тип нервной системы

· тенденции к лидерству

· уверенность в себе

· требовательность

· добросердечность и отзывчивость

· гипертимность

Педагог в структуре межличностных отношений

· преобладание демократического стиля общения
с учащимися и коллегами

· незначительные конфликты только по принципиальным
вопросам

· нормальная самооценка

· стремление к сотрудничеству с коллегами

· уровень изоляции в коллективе равен нулю

Профессиональные черты личности учителя

· широкая эрудиция и свободное изложение материала умение учитывать психологические возможности учащихся темп речи 120-130 слов в минуту, четкая дедукция, общая и специальная грамотность

· элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты обращение к учащимся по именам мгновенная реакция на ситуацию, находчивость умение четко сформулировать конкретные цели умение организовать всех учащихся сразу проверяет степень понимания учебного материала.

Доминантные качества - качества, отсутствие которых влечет за собой невозможность эффективной и результа­тивной педагогической деятельности

социальная активность, готовность и способ­ность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности;

целеустремленность — умение направлять и использовать все качества личности на достижение по­ставленных педагогических задач;

уравновешенность — способность контроли­ровать свои поступки в любых педагогических ситу­ациях;

желание работать со школьниками — полу­чение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса;

способность не теряться в экстремальных си­туациях — умение оперативно принимать оптималь­ные педагогические решения и действовать в соответ­ствии с ними;

обаяние — сплав духовности, привлекательно­сти, вкуса и культуры;

честность — искренность в общении, добросовестность в действиях и деятельности;

справедливость — способность действовать бес­пристрастно;

современность — осознание учителем собствен­ной принадлежности к одной эпохе с учениками (стремление найти общность интересов);

гуманность — стремление и умение оказать педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии;

эрудиция — широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области своего предмета;

педагогический такт — соблюдение общече­ловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально-психологи­ческих особенностей;

толерантность — терпеливость в работе с детьми;

педагогический оптимизм — вера в ученика и его способности, вера в себя.

Негативные качества:

• пристрастность — выделение из среды уча­щихся «любимчиков» и «постылых», публичное вы­ражение симпатий и антипатий по отношению к вос­питанникам;

• неуравновешенность — неумение контроли­ровать свое временное психическое состояние, на­строение;

• мстительность — свойство личности, про­являющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником;

• высокомерие — педагогически нецелесообраз­ное подчеркивание своего превосходства над уче­ником;

• рассеянность — забывчивость, несобранность

Профессиональные противопоказания:

• наличие вредных привычек, признанных об­ществом социально опасными (алкоголизм, наркома­ния и др.);

• нравственная нечистоплотность; рукоприкладство; грубость; беспринципность;

• некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания;

• безответственность.

 

Вероятностные педагогические задачи и соответствующие им учебные задачи школьника (по О.С. Гребенюк, М.И. Рожкову)

Вероятностные Учебные задачи
педагогические задачи  
1. Задачи, направленные на развитие интеллектуальной сферы  
 
Развивать творческое Учиться:
мышление • находить способ решения, выбирать способ решения из предложен-
  ных, формулировать вопросы, составить план решения, сравнивать
  задачи, оценивать ответы    
    Развивать: сообразительность, критичность, самостоятельность
Развивать познавательное мышление Учиться:
  • находить несколько вариантов решений, контролировать свое поведе-
  ние, анализировать(разделять целое на части, из частей составлять целое
  целое, обобщать
  • рассуждать
  • логически мыслить
  Развивать:память, внимание, воображение, представления, восприя-
  тия

 

3. Развивать познавательные и учебные умения Учиться: • задавать вопрос • формулировать ответ • делать вывод • последовательно излагать мысли (развивать речь) • быстро и осознанно читать • каллиграфически, грамотно и быстро писать
2. Задачи, направленные на развитие мотивационной сферы
1. Управлять вниманием учащихся Учиться: • управлять непроизвольным вниманием • удерживать внимание • управлять произвольным вниманием • контролировать внимание
2. Раскрывать смысл учебной деятельности Учиться: • понимать значимость знаний и способов действий • осознавать ценность знаний • развивать самостоятельность в оценивании знаний
3. Актуализировать необходимые мотивационные состояния Развивать непроизвольную мотивацию: • любопытство • заинтересованность Развивать произвольную мотивацию: • организованность • инициативность
4. Совместно с учащимися разрабатывать цели деятельности Учиться: • принимать учебную задачу • самостоятельно ставить учебную задачу • испытывать потребность ставить перед собой учебную задачу

 

5. Обеспечивать успешное Учиться:
выполнение учащимися • самостоятельно формулировать учебную задачу, организовать поиск решения
стоящих перед ними задач решения, объяснить способ решения, оценить способ решения
6. Поддерживать уверенность Учиться:
у учащихся в их действиях • использовать обратную связь, организовать взаимопомощь
  и взаимопроверку
7. Оценивать процесс Развивать:
и результаты деятельности • самостоятельность в оценке выполнения учебной задачи,
  объективность в оценивании решения, стремление к исправлению
  ошибок
4. Задачи, направленные на развитие эмоциональной сферы школьников
Формировать умения Учиться:
осознавать свои • сопереживать, быть сдержанным в проявлении эмоций,
эмоциональные состояния понимать свое настроение
и управлять ими  
5. Задачи, направленные на развитие волевой сферы школьников
Формировать умения Учиться:
целеполагания и развивать • ставить цели учебной деятельности, выбирать цели из предложенных
волевые усилия добиваться поставленных целей, быть терпеливыми, настойчивыми,
  самостоятельными



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 4025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.