Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа. Свобода. Воображение




Для того чтобы показать эстетические особенности пустоты ещё более объёмно, организаторы разделили её на три темати– ческие секции — «Природа», «Свобода», «Воображение». Сначала — природа. Ни для кого не секрет, что материалистская западная цивилизация всегда рассматривала природу как объект завоевания и использования, что в конечном итоге привело к дисбалансу мировой экосистемы. То, что на Западе изобразительное искусство основное внима– ние уделяло изображению человека, в то время как на Востоке — изображению видов природы, — это отнюдь не случайность. Дело в том, что сам подход к искусству на Востоке и на Западе был различным. Восточные пейзажи с изображением гор и рек говорили о том, что человек не подавляет природу, что он всего лишь её часть. В восточной космо– гонии человек и природа рассматривались как одно целое. Человек не пытался покорить природу, наоборот — он подчинялся ей, старался уподобиться ей. Для человека на Востоке природа была всем миром, источ– ником жизни, с которым следует жить в гармонии.

В секции «Природа» можно увидеть лики природы, которые она сама являет нам, демонстрируя красоту пустоты. На картине Чонг Сона (1676 — 1759 гг.) «Вид на горы Кымгансан с горного хребта Танбаллёнг» (1711 г.) Алмазные горы (Кымгансан) кажутся ещё более величественными, потому что изображены на фоне неба, которое предста– влено как пустота. Его там нет, но именно поэтому оно там есть и кажется ещё более глубоким и безграничным. Серия фото– графий «Сосны» (2006 г.)» фотографа Пэ Бёнг–у (1950 г. р.), запечатлевшего на рассвете, в утренней дымке устремлённые в небо сосновые деревья, приносит ни с чем несравнимое утешение и ободрение, успока– ивает нас так, как это может делать только природа. На этих снимках, которые автор сознательно делал на рассвете, чтобы придать пространству большую глубину, роль пустоты выполняют небо, горы и поля, чьи краски и очертания сглажены и размыты утренним туманом. На белом матовом фоне почти чёрные стволы сосен кажутся ещё рельефнее. На видео–работе госпожи Ким Су–чжи (1957 г. р.) под названием «Женщина, стирающая бельё. Индия, река Ямуна» (2000 г.) мы видим женщину со спины. Она безмолвно стоит на берегу и смотрит на реку, несущую куда–то свои воды. И именно облик женщины делает пустоту в образе реки ещё более ощутимой.

Теперь о свободе. Для художников, чьи произведения были собраны в этой секции, свобода — это мир праздной природы, освободившейся от всяких ограничений и искусственности. Так они понимают дух свободы. Ведь свобода достигается не только путём религиозных практик. Её можно обрести и посредством искусства, причём самыми различными способами. Работа И У–хвана (1936 г. р.) «Из линии» (1979 г.) может служить ярким примером того, что сам по себе акт творения может быть выражением свободного духа. Просто проводя черту, художник выходит за рамки реального мира и входит в состояние высокососредоточенного погружения в мир внутренний. Это произ– ведение, ставшее результатом такого погру– жения, по–своему выражает мир свободы духа.

В секции «Свобода» много таких произ– ведений, в которых свобода рождается из простоты. К ним, в частности, относится сосуд с узким горлышком из белого фарфора с подглазурной росписью окисью железа в виде коричневой верёвки, обвивающей горлышко (15 — 16 вв.). А о чём нам говорит другой предмет посуды — белый пузатый фарфо– ровый кувшин 18 века, круглый, толстый, вообще без каких бы то ни было узоров? Наверное, о свободе. Что может быть свобо– днее, чем гладкая, лишённая какого–либо изображения посуда из белого фарфора? Такая широта, способная вместить Вселенную, — это сила, доступная только подлинной простоте.

Пустота не имеет формы и границ. Её нельзя пощупать или увидеть. Её непросто объяснить словами. При этом пустота снова и снова предлагает новые интерпретации понятий видимого и невидимого, материи и духа, отношений между внешним и внутрен– ним и переосмысляет их. И именно вообра– жение делает возможным выразить пустоту как эстетическую особенность восточного искусства. Пустота, стимулируя воображение, рождает целую бурю взаимодействий между художником и зрителем. Она есть прост– ранство открытых возможностей, предос– тавляющее зрителю полную свободу интер– претаций.

В секции «Воображение» как раз и выставлены такие работы — произведения, полные пустоты, дающие свободу фантазии и делающие возможной работу воображения. На картине «Без названия» художника Ким Хонг–чжу (1945 г. р.), на которой он изобразил гору Пэктусан, тщательно проработанный горный пик и оставшееся белым, непро– рисованным пятном пространство озера контрастируют друг с другом. Однако именно благодаря этому противопоставлению пустота озера выглядит, напротив, как пространство, в котором как будто что–то есть, и заставляет зрителя самого строить различные предпо– ложения. Пустота не есть простое обозна– чение незаполненности пространства. Даже недостающий обломок может рождать ассо– циации. На диске концевой черепицы с отколотым правым краем (7 век) — улыба– ющееся лицо (это изображение известно также как «Улыбка Силлы»; является одним из неофициальных символов Кореи). Недоста– ющий фрагмент заставляет нас дорисовывать это лицо у себя в уме. Силой собственного вооб– ражения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.