Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы информационного общества




Средства массовой информации в информационном обществе. Транснациональные информационно-коммуникационные концерны: общая характеристика.

 

Инф. общ-во - новое название постиндустриального общества = общество знаний.

Аспекты инф. общ-ва:

1 уровень развития стран = уровень образования населения. Быстрое развитие НТР требует динамизма рабочей силы. Япония, США - Вузы оканчивают до 80 студентов из ста. В России до 80х г.г. - 20 из 100;

2 экономика;

3 культура;

4 СМИ.

Экономика: инф-е общество ускоряет процесс обмена экономич. инф-ей.

Понятия инф-го общ-ва:

1 глобализация (сокращение расстояний, быстрый обмен инф-ей)

2 «оцифровка» (дигитализация) - перевод информации в цифровое выражение (позв. использовать электронику для передачи всех видов инф-и - текст, звук, видео, фото)

3 конвергенция - совмещение всех видов существования инф-и в электронной среде - и радио, и ТВ, и газета.

Особую роль играют сайты – электронные банки данных. Сущ. в сетях, могут храниться автономно (в рамках редакции – компьютерные сети).

Т. н. информационное общество сменило постиндустриальное. Сегодня СМИ нестабильны, они находятся в переходном периоде. В мире происходит радикальное изменение структуры СМИ в связи с тем. Что появились новые пути передачи информации и доступа к ней (и-нет, сотовая связь и др. системы, обеспечивающие мгновенный доступ к информации). Развитие новых средств связи меняет представления о СМИ, система которых постоянно находится в движении. Создается новая инфраструктура СМИ. Газеты - СМИ, имеющие многовековую историю - сокращают свои тиражи, и ставится уже вопрос о “выживании” газеты как таковой. Впрочем, многие газеты уже приспособились к новым условиям и стали создавать свои “виртуальные” версии (в и-нете). Меняется и ТВ - его можно смотреть через компьютер и манипулировать изображением (интерактивное ТВ). 2 пути: замена компьютером ТВ или замена телевизором компьютера - неизвестно. По какому пути пойдет человечество, возможно, обе эти формы будут сосуществовать, как сосуществуют бумажная и электронная газеты.

Мультимедиа: “сращение” информатики, изображения, текста, звука и т. д. Можно идти “от компьютера” (мультимедийные СМИ), можно - от ТВ (интерактивное ТВ).

www - доступ к информации в и-нете.

Две основные тенденции развития СМИ в условиях информационного общества

“Глобализация” (одновременно одну и ту же информацию получает весь мир) Пресса: “USA Today” - массовая, общенациональная и глобальная газета “Wall Street Journal” - американская качественная экономическая газета “Fin. Times” - английское качественное издание “International Gerald Tribune” - американское международное издание “NY Times” - в определенной степени (хотя не так широко) Журналы вообще имеют тенденцию распространяться в ряде стран (“Cosmopolitan”, “Elle”, “Marie Claire”, “Burda”, “Playboy”, “Penthouse”, “Economist”, “Time”, “Newsweek” etc.) Радио - самый массовый вид информации (Voice of America, Deutsche Welle, Свобода, BBC, …) ТВ: CNN, BBC, специальные каналы для Европы - MCM, MTV, Eurosport… Информационные агентства: AP, AFP, Reuters (раньше еще и UPI) Реклама: глобальные рекламные агентства с отделениями в разных странах

“Регионализация”, или “демассификация” (обратный процесс - сужение информационного потока) Интернет: доступ к определенной информации, которая волнует только данного конкретного пользователя, тематические “разветвления”. То же происходит и в традиционных СМИ: Пресса, рассчитанная на сравнительно узкую аудиторию: региональные (местные) газеты; приложения по интересам; узкопрофессиональные и другие специализированные издания; многотиражки; профсоюзная пресса. Радио и ТВ: местные каналы и радиостанции; кабельное ТВ (очень распространено в США) - тематические каналы; специализация радиостанций по музыкальным направлениям; ТВ, работающее по принципу “плата за просмотр”; еtc.

 

 

1.1. ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Понятие «информационное общество» было сформулировано на Западе для характеристики современного состояния общественно-экономического развития. Наряду с этим названием существует и множество других обозначений – «постиндустриальное общество» (Д. Белл, Дж. К. Гэлбрейт), «научное общество» (М. Понятовский), «супериндустриальное» или «общество третьей волны» (О. Тоффлер), «цивилизация услуг» (Ж. Фурастье), «информационно-компьютерное» (Й. Масуда), «постэкономическое» (П. Дракер), «информациональное» (М. Кастельс).

Концепция информационного общества начинает формироваться в 1960-е годы. Согласно ей, прогресс информационно-коммуникативных технологий является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на процесс структурной трансформации общества. Авторы идей информационного общества выделяют три стадии развития общества – аграрную, индустриальную и постиндустриальную, или информационную.

Согласно американскому ученому Д. Беллу, постиндустриальное общество обладает уникальными характеристиками, акценты в нем переносятся с производства товаров к производству услуг, связанных с образованием,

здравоохранением, исследованиями и управлением. Соответственно, изменяется структура занятости членов общества: рост числа интеллигенции, профессионалов и «технического класса». Центральное место отводится теоретическому знанию и информации. В настоящее время большое признание получают важные предсказания Белла о дальнейшем развитии постиндустриального общества и переходе его в информационное общество. Ярким представителем японской научной мысли является глава Института информационного общества Й.Масуда. По мнению исследователя, новое общество будет во многом основано на использовании компьютерной техники, а главной функцией технологических улучшений является замещение или значительное усиление умственного труда человека. Ведущей отраслью экономики, согласно Й. Масуде, станет интеллектуальное производство, продукция которого будет распространяться с помощью новых телекоммуникационных технологий. В информационном обществе основной ценностью становится время, тогда как в индустриальном обществе главной ценностью является потребление товаров.

Еще одним теоретиком информационного общества стал американский ученый Тоффлер Э. В своей работе «Шок будущего», выпущенной в 1970 году, автор описывает, каким образом возникла новая коммуникация, основанная на новизне, скорости и разнообразии. Тоффлер Э., как и Белл, выделяет три основных этапа в развитии общества, однако его схема исторического процесса опирается на своеобразную метафору – столкновение волн, приводящее к переменам. Соответственно, он выделяет три таких волны в истории цивилизации. В аграрных обществах распространение информации осуществлялось через толпу людей, а также через католическую церковь с помощью организованных собраний людей. СМИ следующей, «второй волны», основаны на технологиях массового производства – это газеты, журналы, кинофильмы, радио и телевидение. Постиндустриальную стадию развития общества он называет «третьей волной». В условиях третьей волны информация и средства ее обработки и распространения приобретают наибольшее значение. С революцией в сфере передачи информации в обществе происходят следующие изменения. Широкое внедрение компьютерных и новых технологий позволяют создавать новые отрасли промышленности, делать производство децентрализованным. Тенденции демассификации производства развиваются одновременно с явлением демассификации масс-медиа, отмечает Э. Тоффлер. Новые компьютерные технологии способствуют созданию «инфосферы», которая оказывает влияние как на развитие общества в целом, так и на сознание индивида. Главными тенденциями постиндустриальной стадии ученый считает демассификацию производства и распространения информации и слияние различных типов СМИ. Принципами, на которых основана новая система СМИ, являются демассификация, мобильность, способность передавать информацию от одного СМИ к другому, возможность взаимосвязи, распространение по всему миру и во всех слоях общества.

Канадский ученый М. Маклюэн также выделяет три этапа в истории развития общества. Ученый связывает каждый из этапов с характерными для каждого их них особенностями развития технических средств связи. Первый этап М. Маклюэн обозначил как первобытно-дописьменную культуру, в рамках которой люди воспринимают окружающую действительность аудиально и визуально, а затем передают информацию в устной форме. Развитию следующего этапа – письменно-печатной культуры – послужило создание письменности, а затем и книгопечатания. Исследователь называет это явление «Галактикой Гуттенберга». Именно в это время появляется массовое производство – типографская продукция. Характерной чертой этого этапа становится отчуждение людей друг от друга, разобщенность, национализм. «Галактика Гуттенберга», по утверждению ученого, длилась до конца 1960-х годов. Причиной смены эпох становятся изменения в природе средств коммуникации. Электронные медиа – радио и телевидение – вновь актуализируют характерные для первобытной эпохи естественные способы восприятия мира – аудиальный и визуальный. Единицей информационного обмена вместо печатного символа снова становится визуальный образ. Экономические связи и отношения все больше принимают форму обмена знаниями, а не обмена товарами. Это способствует созданию «плюрализма миров и культур». Под воздействием электронных СМИ, объединяющих разные страны с помощью телекоммуникационных сетей, появляется новый мир, который Маклюэн называет «глобальной деревней». По мнению ученого, средство коммуникации становится важнее самого сообщения.

Как считает Т. Стоуньер, в постиндустриальном обществе информационные ресурсы различных стран превращаются в самый значительный потенциальный источник богатства. Поэтому исследователь рекомендует в первую очередь развивать новую информационную отрасль экономики. Под этой отраслью ученый понимает сферу услуг, которая будет представлять собой сбор, обработку и различные виды предоставления информации. По доле в ВВП и показателям занятости в новом обществе эта сфера превзойдет сферу промышленного производства, считает Т. Стоуньер.

Автором еще одной значительной концепции, раскрывающей культурный, социальный и экономический аспекты вступления человечества в новую эпоху является испанский социолог М. Кастельс. Для характеристики трансформаций, происходящих в современном обществе, ученый предлагает термин «информациональное общество», который точнее отражает суть изменений. Кастельс М. сформулировал целостную теорию, которая позволяет оценить фундаментальные последствия воздействия революции в информационных технологиях, охватывающей все области человеческой деятельности. Ни один другой ученый не подошел к рассмотрению информационной эпохи таким новаторским путем, как Кастельс. Информациональное общество, согласно исследователю, – это специфическая форма социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти.

Ученый обобщил опыт предыдущих исследователей и сформулировал следующие положения. Классическая теория постиндустриализма объединяет три утверждения и предсказания.

1. Источник производительности и роста находится в знании, распространяющемся на все области экономической деятельности через обработку информации.

2. Экономическая деятельность смещается от производства товаров к производству услуг.

3. В новой экономике будет расти значение профессий, связанных с высокой насыщенностью их представителей информацией и знаниями.

 

Свитич Л.Г. обобщает предыдущие исследования и выделяет следующие характеристики информационного общества:

− углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов, ведущее к формированию единого мирового информационного пространства;

− распространение глобальных информационных сетей;

− использование информации как экономического ресурса и предмета массового потребления;

− создание и интенсивный рост информационного рынка;

− преобладание информационных видов труда;

− преобладание удаленных коммуникаций, дистанционных связей;

− формирование новых моделей и норм поведения на основе информмоделей;

− возможность почти полного удовлетворения информационных потребностей независимо от места жительства;

− возрастание роли телекоммуникационной, транспортной, организационной инфраструктуры.

По мнению ученых, информационное общество является контекстом возникновения СМИ нового типа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.