Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы МЭ-го анализа. Предел. и функционал. анализ




При исслед-ии эк. процессов и явлений различ. позитив. и норматив. ЭТ

Прим-е и границы МЭ теории. МЭ т-я и практика.

Позит. МЭ опирается только на реал. факты, и свободна от субъектив. оценочных суждений. Поз. анализ отвечает на вопросы: что есть и что будет в эк-ке, если изменятся факторы, влияющие на исследуемый эк. процесс. Поз. анализ только формулирует представление об эк. поведении, но не оценивает его.

Норматив. МЭ базируется на оценочных суждениях относительно того или иного факта и отвечает на вопрос что должно быть. Он имеет форму предписания, а не прогноза.

Между норм. и поз. анализом сущ. взаимосвязь. 1)результаты поз. анализа мо­гут показать оптимал. пути для достиж-я норм. целей, ведь ответ на норматив. вопрос м. б. получен только после тщательного поз. анализа возможных альтернатив. результатов. 2)норм. воспри­ятие людей оказывает существенное влияние на те сферы, кот. явл. объектом рассмотрения поз. анализа.

Поз. МЭ пы­тается сформулировать научные представления об эк. поведении, а норм. - оценочные суждения приме­няются при обосновании гос. эк. поли­тики. Эк. п-ка м. б. определена как комплекс мер, направленных на регулир-е поведения эк. субъектов или последствий их деят-ти для эффек­тив. достиж-я поставленных эк. целей.

Связь между фактами хоз. жизни, теорией и эк. п-кой проявляется в том, что эк. п-ка базируется на теориях, кот. формулируются на основе систематизации и обобщения фактов. Определение МЭ п-ки на 1-м этапе предполагает сбор, осмысление, классификацию, истолкование фактов, событий, процессов. На 2-м выявляются об­щ. принципы эк. поведения субъектов МЭ, кот. явл. основой для реш-я задачи 3-го этапа: выработки МЭ-й п-ки, т.е. мер или реш-й, обеспечивающих исправление или устра­нение рассматриваемой проблемы. Про­двигаясь от 1 и 2 этапов к 3, мы переходим от поз. МЭ к норм.

Метод - способы познания, инструменты, сов-ть приемов исслед-я явлений природы и обществен. жиз­ни. МЭ ис­пользуют методы формал. логики (ана­лиз и синтез, индукция и дедукция), и диалектич. (восхождение от абстрактного к конкретному, единство истори­ческого и логич.).Важнейш. явл. 2 вида анализа:

Предел. анализ имеет целью ис­след-е эк. явлений не только в законченном виде (изучение общ. и сред. величин), но и в постоянно из­меняющемся. Предел. величина в эк. науке — это величина дополнительная. Так, предел. полезность выступает как дополнит. пол-ть, получаемая потре­бителем от использ-я каждой последующ. ед-цы про­дукта;

Важнейш. принципом эк. анализа явл. сопоставление предел. выгод и предел. затрат при оценке состояния и перспектив деят-ти эк. субъектов. Рационал. эк. субъект должен про­должать поиск реш-я до тех пор, пока предел. выгода не перестанет превышать предел. затраты, т.е. до того момен­та, когда оба значения станут = друг другу. Именно в та­ком положении общ. величина дохода будет макс-ой. Но как только предел. затраты окажутся выше предел. выгод, стимулы к продолжению эк. активности дан. рода прекращаются.

Функц. анализ, отражая принцип взаимной за­висимости эк. явлений, позволяет выделить в ис­следуемом явлении наиб. существенную и характер. черту, определить влияющие на нее факторы, а далее — способ их взаимосвязи с ранее выделенной хар-кой, т.е. функцию.

Функцией наз. перемен. вел-на, зависящая от др. перемен. вел-н — аргументов. Т. обр., ф-я выступает как зависимая переменная, а аргумент — независимая.

В МЭ чаще всего устанавливается функцио­нал. зависимость между двумя категориями, при этом ос­т. аргументы предполагаются неизменными.

Примером может служить выявление влия­ния на спрос (функцию) ур-ня цены дан. товара (аргу­мента): все аргументы, кроме цены, считаются неизменными и спрос признается ф-ей цены.

Равновес. подход к исслед-ю динамич. эк. явлений и процессов связан с тем, что МЭ изуч. сост-е относительной стабильности сис-мы, когда отсутствуют внутр. тенденции к его измен-ю.

Если при незначит. перемене внеш. условий эк. положение изменяется существенно, равновесие - неустойчивое.

Если же в сис-ме имеются факторы, кот. несмотря на внеш. изменения, возобновляют в сис-ме пре­жнее положение, то равн-е - устойчив ое.

5. Проблема оценки потребителем общ. полезности потребляемых благ: кардинализм (колич. подход) и ординализм (порядк. подход).

При выборе потребит. благ потребитель руководствуется своими потребностями и располагаемым доходом. Но для того, чтобы рационально распределять свои ср-ва на покупку различ. товаров и получать при этом макс. удовл-я, потребитель должен иметь какую-то основу для их сопоставления. В качестве такой основы при­няли полезность, под кот. понимают спос-ть блага удовлетворять к-л потребности потребителя. Потребитель при этом руководс­твуется своими личными вкусами и предпочтениями.

Эк. наука выделяет 2 подхода к оценке полезности благ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.