Применение теории внеш. эффектов в эк. практике. Рынок прав на загрязнение окружающей среды. Киотский протокол. Особ-сти гос. регулир-я внеш. эф-ктов в РБ
При установлении прав собственности ресурс получает стоимостную оценку и использ-ся уже в качестве внеш. фактора пр-ва, что ведет к росту пред. частн. издержек пр-ва до ур-ня пред. общ-х.
Внеш. издержки приводят к перерасходу рес-ов. Для т., чт. его ликвид-ть, вводят спец. налог Т, повышающ. пред. издержки фирмы. Налог Пигу заставлет пр-телей принимать в расчет издержки в расчет издержки, связан. с порождаемым или внеш. эф-ктом, и, след-но, более эф-но осущ-ть пр-во. Т.обр, отрицат. внеш. эф-кт можно устранить при помощи налога Пигу, величина кот. точно соотв. выпускаемой продукции. Теперь, рассмотрим случай положит. внеш. эффектов.
Перемещение части издержек или выгод к не участвующим в рын. сделках лицам наз. побоч. эффект.
Субъекты, создающ. дан. эффекты, не несут издержки и не получают компенсации в размере изменения благосостояния др. лиц.
Это эффекты, сказывающиеся на благосостоянии др. лиц.
Прежний анализ функц-я рынков основывался на допущении, что осущ-е рын. операций не оказ. влияния на кого-л, кроме участников этих операций, а все издержки и выгоды учтены в рын. цене. Предполагалось, что не сущ. никаких побоч. эф-ктов, связанных с пр-вом и потребл-ем благ.
Внеш.эффекты – это издержки или выгоды от рын. сделок, не отраженные в ценах. Эти эф-кты проявл-ся в рез-тате пр-ва или потр-я благ.
Их отличают 2 осн. черты.
Не отражаясь в рын. ценах благ, внеш. эффекты представляются в виде разницы между издержками (выгодами) по осущ-ю рын. операции и полными издержками (выгодами), кот. учит. все последствия внеш. возд-й с т. зр. об-ва. П-ому разл. частные, внеш. и обществ. издержки и выгоды.
Частные издержки РС–связан. с непосредствен. пр-вом блага затраты участников рын. операции. Включаемые в рын. цену блага, они носят внутр. хар-р.
Внеш. издержки ЕС –вызванные пр-вом и потр-ем дан. блага затраты лиц, не принимающ. участия в дан.сделке. Не отражаясь в цене блага, они имеют внеш. по отнош-ю к ней хар-р. Обществ издержки SC предст. соб. совокуп. затраты участников рын. сделки и третьих лиц PC + TC = SC (рис. 11.1).
MEC
PC
SC
C
Q
EC
C
Q
MEC
MPC
MSC
Рис. 11.1. Кривые издержек
Рис. 11.2. Кривые предельных издержек
Частная выгода РВ– это увел-е благосостояния п-теля дан. блага.
Внеш. выгода (ЕВ) –это рост благосост-я 3-их лиц, вызванного пр-вом и потр-ем этого блага. Обществ.выгода (SB) предст. совок. выгоду всех лиц, кот. затрагивает пр-во и потр-е дан. блага SB = PB + EB (рис. 11.3).
MPВ
MEВ
SВ
C
Q
EВ
C
Q
MEВ
MSВ
Рис. 11.3. Кривые выгоды
Рис. 11.4. Кривые предельной выгоды
РВ
56. Методы учета и регулир-я внеш. эф-ктов: корректирующие налоги и субсидии.
Глав. идея реагир-я гос-ва на возник-е внеш. эф-ктов — заставить людей принимать в расчет издержки или выгоды, порождаемые этими эффектами. Пр-телю внеш. затрат придется оптимизировать соотн-е затрат и выгод, а это —путь к Парето-эф-сти.
Орган, обладающ. властью, вправе назначить плату за огранич. ресурс, не имеющ. собственника. Это м.б. корректирующ. налог (Пигу) – это налог на выпуск товара, позволяющ. уравнять предел. частн. и пред. обществ. издержки. Он заставляет фирму воспринимать внеш. издержки как свои собствен. и увел-вать пред. частн. издержки пр-ва.
Для установления эффектив. ур-ня пр-ва гос-во использ. Корректирующ. субсидии — платежи создателям положит. внеш. эффектов. На рис б показаны последствия введения корректирующей субсидии потребителям.
F
C
A
B
Р*
Р1
МSB=D
MSC
Р
Q
Рис. 11.8. Корректирующие налоги (а) и субсидии (б)
Q1
Q*
t=MEC
MPC=S
а)
s=MEB
MSC=S
F
Р2
C
A
Р*
Р1
MPВ=D
MSB=MPB+MEB
Р
Q
Q1
Q*
б)
Гос-во в сост-ии минимизировать недовложение ресурсов в пр-во к-то товара, субсидируя его потребителей, что вызовет увел-ние рын. спроса с D до D1
Применение коррект. налогов и субсидий —удобный механизм устранения внеш. эф-ктов.
57. Причины сущ-я внеш. эф-тов. Интернационализация внеш. эф-тов: роль спецификации прав собственности и трансакцион. издержек. Теорема Коуза.
Ключ. идея, выдвинутая Коузом, закл. в том, что причиной возникн-я внеш. эф-ктов явл. отсутствие установлен. прав собственности на ресурсы. Права собственности – совок-ть властных прав, складывающихся между людьми по поводу использ-я ими эк. благ. Право на совершение опред. действий явл. согласно Коузу фактором пр-в. Если права на совершение опред. действий м.б. проданы и куплены, то эти права приобретут те, кто их наиболее высоко ценит. В результате права будут скомбинированы т. обр., чтобы предусмотренная ими деят-ть приносила д-д, имеющий наибол. рын. ценность.
Наличие пред. внеш. издержек или выгод свидет. о возм-сти альт. использ-я ресурсов и благ. Чистый атмосфер. воздух может потребляться насел-ем, а может загрязняться предприятиями.
Если права собственности на ресурсы установлены и имеется возм-сть свобод. обмена ими, то пр-тели и получатели внеш. эффектов могут на компенсацион. основе договориться о таком распред-ии этих прав, кот. обеспечило бы равенство их издержек и выгод.
Смысл теоремы Коуза сводится к след.; при четком определении прав собств-сти и нулевых трансакцион. издержках независимо от того, как правы собств-сти распределены между эк. субъектами, частн. и обществен. издержки =.
Согласно Коузу реш-е проблемы внеш. эф-ктов сост. в расшир-и или дополнит. формир-ии прав собств-сти. Реально это выражается в приватизации ресурсов. В усл. обмена правами собств-сти на ресурсы внеш. эффекты будут носить внеш. хар-р и легко путем переговоров.
Для мин-ции отриц. внеш. эф-тов примен-ся административ. методы ограничивающ. опред. виды деят-ти. Сегодня закон-но огранич-ся к-во вред. в-в, кот. предприятия загрязняют воздух, воду и землю. Законы регулируют сбросы и выбросы опасных загрязнителей, кот. осущ. предприятия. Закон-во о токсичных отходах устанавливает процедуры и определяет спец. территории для захоронения заражен.земли и растворителей. К предприятиям-нарушителям применяются бол. штрафные санкции, а иногда и тюрем. заключение ответствен. лиц.
Еще 1 подход к ликвидации внеш. издержек. Суть его закл. в формир-ии рынка прав на загрязнение. При этой схеме гос-во объявляет о продаже по конкурсу разрешений на выброс в атмосферу загрязняющ. в-в. Выигрывают конкурс те фирмы, кот. предложат самую высокую плату за выбросы. Ост. предприятиям придется снизить V выпускаемой продукции либо освоить нов. технологию.
Рынок прав на загряз-е имеет ряд на преим-в:
• сокращ-ся расходы для об-ва, загряз-е можно покупать и продавать;
• у предприятий появл-ся мат. стимул для охраны окр. среды;
• по мере увел-я спроса на права на загряз-е растут д-ды от их продажи, и часть из них можно потратить на природоохран. мероприятия;
- удорожание прав на загряз-е будет стимулир-ть поиск более совершен. методов контроля за загрязн-ем.
Проблемы глобал. потепления климата обсуждались в декабре 1997 г. В итоге был принят Киотский протокол, согл. кот. индустриально развитые и развивающ. страны обязаны в период с 2008 до 2012г. снизить выброс 6 газов, вызывающ. парник. Эффект. Этот документ послужил основой для создания междунар. системы торговли выбросами парниковых газов. Гос-вам предоставлено право осущ-ть инв-ции в регионы, где имеются выгод. по затратам возмож-ти избежать выбросов. Это позволяет гос-вам с высок. затратами на сокращ-е выбросов парник. газов выполнять обязат-ва более дешев. спос-м.
Особен-тью гос. регулир-я внеш. эф-ктов в РБ явл. упор на использ-е администр. м-дов регулир-я и недостат. применение эк.х рычагов. В ситуации, когда можно рассчитать величину внеш. эф-ктов, применят корректир. налоги или субсидии.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление