Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение теории внеш. эффектов в эк. практике. Рынок прав на загрязнение окружающей среды. Киотский протокол. Особ-сти гос. регулир-я внеш. эф-ктов в РБ




При установлении прав собственности ресурс получает стоимостную оценку и использ-ся уже в качестве внеш. фактора пр-ва, что ведет к росту пред. частн. издержек пр-ва до ур-ня пред. общ-х.

Внеш. издержки приводят к перерасходу рес-ов. Для т., чт. его ликвид-ть, вводят спец. налог Т, повышающ. пред. издержки фирмы. Налог Пигу заставлет пр-телей принимать в расчет издержки в расчет издержки, связан. с порождаемым или внеш. эф-ктом, и, след-но, более эф-но осущ-ть пр-во. Т.обр, отрицат. внеш. эф-кт можно устранить при помощи налога Пигу, величина кот. точно соотв. выпускаемой продукции. Теперь, рассмотрим случай положит. внеш. эффектов.

Перемещение части издержек или выгод к не участвующим в рын. сделках лицам наз. побоч. эффект.

Субъекты, создающ. дан. эффекты, не несут издержки и не получают компенсации в размере изменения благосостояния др. лиц.

Это эффекты, сказывающиеся на благосостоянии др. лиц.

Прежний анализ функц-я рынков основывался на допущении, что осущ-е рын. операций не оказ. влияния на кого-л, кроме участников этих операций, а все издержки и выгоды учтены в рын. цене. Предполагалось, что не сущ. никаких побоч. эф-ктов, связанных с пр-вом и потребл-ем благ.

Внеш.эффекты – это издержки или выгоды от рын. сделок, не отраженные в ценах. Эти эф-кты проявл-ся в рез-тате пр-ва или потр-я благ.

Их отличают 2 осн. черты.

Не отражаясь в рын. ценах благ, внеш. эффекты представляются в виде разницы между издержками (выгодами) по осущ-ю рын. операции и полными издержками (выгодами), кот. учит. все последствия внеш. возд-й с т. зр. об-ва. П-ому разл. частные, внеш. и обществ. издержки и выгоды.

Частные издержки РС–связан. с непосредствен. пр-вом блага затраты участников рын. операции. Включаемые в рын. цену блага, они носят внутр. хар-р.

Внеш. издержки ЕС –вызванные пр-вом и потр-ем дан. блага затраты лиц, не принимающ. участия в дан.сделке. Не отражаясь в цене блага, они имеют внеш. по отнош-ю к ней хар-р. Обществ издержки SC предст. соб. совокуп. затраты участников рын. сделки и третьих лиц PC + TC = SC (рис. 11.1).

MEC
PC
SC
C
Q
EC
C
Q
MEC
MPC
MSC
Рис. 11.1. Кривые издержек
Рис. 11.2. Кривые предельных издержек


Частная выгода РВ– это увел-е благосостояния п-теля дан. блага.

Внеш. выгода (ЕВ) –это рост благосост-я 3-их лиц, вызванного пр-вом и потр-ем этого блага. Обществ.выгода (SB) предст. совок. выгоду всех лиц, кот. затрагивает пр-во и потр-е дан. блага SB = PB + EB (рис. 11.3).

MPВ
MEВ
C
Q
C
Q
MEВ
MSВ
Рис. 11.3. Кривые выгоды
Рис. 11.4. Кривые предельной выгоды
РВ


56. Методы учета и регулир-я внеш. эф-ктов: корректирующие налоги и субсидии.

Глав. идея реагир-я гос-ва на возник-е внеш. эф-ктов — заставить людей прини­мать в расчет издержки или выгоды, порождаемые этими эф­фектами. Пр-телю внеш. затрат придется оптимизи­ровать соотн-е затрат и выгод, а это —путь к Парето-эф-сти.

Орган, обладающ. властью, вправе назначить плату за огранич. ресурс, не имеющ. собственника. Это м.б. корректирующ. налог (Пигу) – это налог на выпуск товара, позволяющ. уравнять предел. частн. и пред. обществ. издержки. Он заставляет фирму воспринимать внеш. издержки как свои собствен. и увел-вать пред. частн. издержки пр-ва.

Для установления эффектив. ур-ня пр-ва го­с-во использ. Корректирующ. субсидии — плате­жи создателям положит. внеш. эффектов. На рис б показаны последствия введения корректирующей субсидии потребителям.

F
C
A
B
Р*
Р1
МSB=D
MSC
Р
Q
Рис. 11.8. Корректирующие налоги (а) и субсидии (б)
Q1
Q*
t=MEC
MPC=S
а)
s=MEB
MSC=S
F
Р2
C
A
Р*
Р1
MPВ=D
MSB=MPB+MEB
Р
Q
Q1
Q*
б)


Гос-во в сост-ии минимизировать недовложение ре­сурсов в пр-во к-то товара, субсидируя его потре­бителей, что вызовет увел-ние рын. спроса с D до D1

Применение коррект. налогов и субси­дий —удобный механизм устранения внеш. эф-к­тов.

57. Причины сущ-я внеш. эф-тов. Интернационализация внеш. эф-тов: роль спецификации прав собственности и трансакцион. издержек. Теорема Коуза.

Ключ. идея, выдвинутая Коузом, закл. в том, что причиной возникн-я внеш. эф-ктов явл. отсутствие установлен. прав собственности на ресурсы. Права собственности – совок-ть властных прав, складывающихся между людьми по поводу ис­польз-я ими эк. благ. Право на совершение оп­ред. действий явл. согласно Коузу фактором пр-в. Если права на совершение опред. действий м.б. проданы и куплены, то эти права приобретут те, кто их наиболее высоко ценит. В результате права будут скомбинированы т. обр., чтобы предусмотренная ими деят-ть приносила д-д, имеющий наибол. рын. ценность.

Наличие пред. внеш. издержек или выгод сви­дет. о возм-сти альт. использ-я ресурсов и благ. Чистый атмосфер. воздух может потреб­ляться насел-ем, а может загрязняться предприятиями.

Если права собственности на ресурсы установлены и име­ется возм-сть свобод. обмена ими, то пр-тели и получатели внеш. эффектов могут на компенсацион. ос­нове договориться о таком распред-ии этих прав, кот. обеспечило бы равенство их издержек и выгод.

Смысл теоремы Коуза сводится к след.; при четком определении прав собств-сти и нулевых трансакцион. издержках независимо от того, как правы собств-сти распределены между эк. субъектами, частн. и обществен. издержки =.

Согласно Коузу реш-е проблемы внеш. эф-ктов сост. в расшир-и или дополнит. формир-ии прав собств-сти. Реально это выражается в приватизации ресурсов. В усл. обмена правами собств-сти на ресур­сы внеш. эффекты будут носить внеш. хар-р и легко путем переговоров.

Для мин-ции отриц. внеш. эф-тов при­мен-ся административ. методы ограничивающ. опред. ви­ды деят-ти. Сегодня закон-но огра­нич-ся к-во вред. в-в, кот. предприя­тия загрязняют воздух, воду и землю. Законы регулируют сбро­сы и выбросы опасных загрязнителей, кот. осущ. предприятия. Зако­н-во о токсичных отходах устанавливает процедуры и определяет спец. территории для захоронения заражен­.земли и растворителей. К предприятиям-нарушителям применяются бол. штрафные санкции, а иногда и тюрем­. заключение ответствен. лиц.

Еще 1 подход к ликвида­ции внеш. издержек. Суть его закл. в формир-ии рынка прав на загрязнение. При этой схеме гос-во объявляет о продаже по конкурсу разрешений на выброс в атмосферу загрязняющ. в-в. Выигрывают конкурс те фирмы, кот. предложат самую высокую плату за выбросы. Ост. предприятиям придется снизить V выпускаемой продукции либо освоить нов. технологию.

Рынок прав на загряз-е имеет ряд на преим-в:

• сокращ-ся расходы для об-ва, загряз-е можно покупать и продавать;

• у предприятий появл-ся мат. стимул для охраны окр. среды;

• по мере увел-я спроса на права на загряз-е растут д-ды от их продажи, и часть из них можно потратить на природоохран. мероприятия;

- удорожание прав на загряз-е будет стимулир-ть поиск более совершен. методов контроля за загрязн-ем.

Проблемы глобал. потепления климата обсуждались в декабре 1997 г. В итоге был принят Киотский протокол, согл. кот. индустриально развитые и развивающ. страны обязаны в период с 2008 до 2012г. снизить выброс 6 газов, вызывающ. парник. Эффект. Этот документ послужил основой для создания междунар. системы торговли выбросами парниковых газов. Гос-вам предоставлено право осущ-ть инв-ции в регионы, где име­ются выгод. по затратам возмож-ти избежать выбросов. Это позволяет го­с-вам с высок. затратами на сокращ-е выбросов пар­ник. газов выполнять обязат-ва более дешев. спос-м.

Особен-тью гос. регулир-я внеш. эф-ктов в РБ явл. упор на использ-е администр. м-дов регулир-я и недостат. применение эк.х рычагов. В ситуации, когда можно рассчитать величину внеш. эф-ктов, применят корректир. налоги или субсидии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.