Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика обучающей деятельности учителя




Содержание образования и его роль в развитии личности. Компоненты содержания школьного образования и критерии его отбора.

Содержание образования — один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют образование. Содержание образования включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством.

Понятие содержания образования включает ряд компонентов. Можно выделить следующие: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

Когнитивный опыт личности. Этот компонент включ. систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение кот. обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира, вооружает диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности. Он считается основным, поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие. Содержание образования включ. в себя следующие виды знаний: - основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;

· - факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

· - основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

· - теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

· - знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

· - оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт ). Знания о способах осуществления деятельности содержатся уже в первом компоненте содержания общего образования и базовой культуры личности. Но одних знаний недостаточно. Нужно усвоить опыт их применения. Практический компонент содержания образования составляет система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельностей и обеспечивающих способность молодых людей к сохр. культуры. К этим видам деятельности относятся познавательная, трудовая, художеств., общественная, ценностно-ориентационная, коммуникативная. Опыт творческой деятельности. Этот компонент содержания общего образования и базовой культуры личности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности Опыт отношений личности. Данный компонент представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям. Все компоненты взаимосвязаны. Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений и т.п.


12.Основные документы, определяющие содержание школьного образования: учебные планы, программы, учебные пособия, учебники.

Учебные планы – нормативные документы, направляющие деятельность школы. В практике совр. общеобразовательной школы используются несколько типов учебн. планов. Базисный учебн. план охватывает следующий круг нормативов:1) продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;2) недельная учебн. нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий;3) максимальная обязательная недельная учебн. нагрузка учащегося, включая число учебн. часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;4) итоговое кол-во учебн. часов, финансируемое государством.

Типовой учебн. план – носит рекомендательный хар-р и разрабатывается на основе базисного плана. Данный вид учебн. плана не всегда подходит для новых учебн. заведений (гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ), кот. разрабатывают свои собственные документы. Учебн. план общеобразовательной средней школы разрабатывается на основе гос-го базисного и регионального учебн. планов. Он отражает особенности конкретной школы. Существуют 2 типа учебн. планов школы: – собственно учебн. план школы, кот. разрабатывается на основе базисного учебн. плана на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы; – рабочий учебн. план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый ежегодно советом школы.

На основе учебн. плана составляются учебн. программы по всем предметам.

Учебнаяпрограмма – это нормативный документ, в кот. очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебн. предмету. Она включает: 1)перечень тем изучаемого материала; 2) рекомендации по кол-ву времени на каждую тему; 3) распределение их по годам обучения; 4) время, отводимое для изучения всего курса. Выделяют несколько видов учебн. программ: 5) типовые программы; 6) рабочие школьные программы; 7) личностно-индивидуальные авторские программы, кот. составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Основным видом учебн. лит-ры является учебник важный источник знаний для учащихся, одно из главных средств обучения. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности чел., кот. обеспечивают формирование духовной сущности детской личности. Учебник должен быть одновременно и стабильным, и мобильным. В соответствии с требованиями стабильности учебник должен иметь устойчивую основу. Мобильность обеспечивает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения основной конструкции. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки, расширяющие блоки. Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное основание учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции: мотивационную, контрольно-корректирующую (тренировочную).


13.Процесс обучения: сущность, функции, задачи. Развивающий и воспитательный потенциал процесса обучения. Структурные компоненты процесса обучения.

Обучение процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда и важнейшая социальная функция обучения формирование личности, соответствующей социальным требованиям.

Обучение есть специально организованный процесс активного взаимодействия между учеником и педагогом, в результате которого у учащегося формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

– двусторонний характер; – совместная деятельность учителей и учащихся;

– руководство со стороны учителя; – специальная планомерная организация и управление; – целостность и единство; – соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; – управление развитием и воспитанием учащихся.

В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

– стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; – организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями; – развитие мышления, памяти, творческих способностей; – совершенствование учебных умений и навыков; – выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Структурные элементы процесса обучения: цели и задачи обучения; содержание обучения; субъекты обучения; методы обучения; формы организации обучения, результаты обучения.

Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты: – постановка целей учебной работы; – формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом; – определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися; – организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом; – придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера; – регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся; – оценивание результатов деятельности учащихся.

Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая, в свою очередь, состоит из следующих компонентов:

– осознание целей и задач обучения; – развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; – осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; – восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение; – проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности; – самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность;

– самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.


Процесс обучения в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым, обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Учитель же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи кот. содержание становится достоянием учащихся. В школах работает немало учителей, кот. добиваются высокого качества обучения. Творчески подходят к методической стороне воспитательного процесса, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса. Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой пед. процесса и самой пед. деятельностью: планирования, организации, регулирования, контроля, оценки и анализа результатов. Этап планирования в деятельности учителя завершается составлением календарно-тематических поурочных планов в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные. Составлению планов, планов-конспектов предшествует длительная кропотливая работа. Первое требование к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей, кот. представляют собой качество личности, интегрированно выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними. Важными профессиональными качествами педагога явл. трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д. Обязательное для учителя качество – гуманизм. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям. Профессионально необходимыми качествами учителя явл. выдержка и самообладание. Неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость. Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе. Педагогическая требовательность должна быть разумной. Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Ядром пед-го такта выступает уважение кличности воспитанника. Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных, приобретаемых в процессе профессиональной подготовки, связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.