Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Урок – основная форма организации учебного процесса




Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, элемент) учебного процесса. Общие требования к современному уроку
- использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебновоспитательного процесса;
- реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил;
- обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
- установление осознаваемых учащихся межпредметных связей;
- связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;
- мотивация и активизация развития всех сфер личности;
- логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;
- эффективное использование педагогических средств;
- связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся;
- формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;
- формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний;
- тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Основные типы уроков
1. Комбинированный урок.
2. Урок овладения новыми знаниями (урок-лекция).
3. Урок формирования и совершенствования умений и навыков (урок- практикум).
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
5. Урок повторения, закрепления знаний.
6. Контрольно-проверочные уроки (урок-зачет).
7. Нетрадиционные типы уроков.
Структура урока - совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей. Структура зависит также от целей, содержания, методов и средств обучения, уровня подготовки учеников. Структура комбинированного урока:
1. Организационная и содержательная установка (оргмомент).
1. Проверка глубины понимания и прочности знаний учащихся, изученных на предыдущих уроках (проверка домашнего задания).
2. Взаимодействие педагога и учащихся на основе сообщения-усвоения новых знаний, умений, навыков (объяснение нового материала).
3. Закрепление изученного материала и упражнения.
4. Диагностика прочности усвоения знаний, умений, навыков с выставлением балла или оценки.
5. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Итог урока.
В структуре комбинированного урока в той или иной комбинации присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала.
Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.
Главная цель - установление и удержание интереса учащихся к учебному труду (начало 70-х годов).
Мнения педагогов: прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы. С другой стороны, опасное нарушение педагогических принципов, вынужденное отступление педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков: 1) уроки - лекции; 2) уроки - семинары (практикумы); 3) уроки - игры (соревнования, КВН, аукционы, конкурсы и др.); 4) уроки - консультации; 5) уроки - экскурсии; 6) уроки - зачеты; 7) уроки - деловые игры («суды», конференции, пресс-конференции); 8) межпредметные и интегральные уроки.
В разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях были вспомогательные, внеклассные и внеурочные.

 

 

Тема 9. Содержание образования как средство развития личности.

 

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы –

содержание образования: - "совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы" К Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

Знания - отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Знаниево-ориентированное содержание образования способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, В. С. Леднева, Б. М. Бим-Бада и А. В. Петровского.

Так, И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

Итак, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Личностно-ориентированное содержание образования - направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.