КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Альтернативы диалектики
Общество и природа,их диалектическое единство Со времени появления общества на Земле происходит три рода процессов: собственно природные, специфически общественные и как бы сплавленные, которые сочетают в себе и те и другие. Диалектика взаимодействия природы и общества такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная - усиливается. Любая совокупность явлений, которые связаны между собой и взаимодействуют друг с другом, называется системой. В этом смысле системой является и то диалектическое единство, составными частями которого являются общество и природа.
Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.К альтернативам диалектики относятся:• метафизика;• "негативная" диалектика;• софистика;• эклектика;• догматизм;• релятивизм. Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией; • на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики: • по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;• по вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;• по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству, качество изменяется благодаря качеству;• по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;• в системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам "тезис — антитезис — синтез", то метафизический опирается на формулы "или — или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;• в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии, а метафизика — однообразно, по принципу "черное — белое";• в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых истин; согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;• в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру. "Негативная" диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.Основоположниками и видными представителями "негативной" диалектики являлись Теодор Адорно, Жан-Поль Сартр. Можно выделить главные идеи 'негативной" диалектики, отличающие ее от обычной "консервативной": • диалектика может быть только "негативной" — критической, диалектика не должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся;• диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;• новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);• "негативная" (критическая) диалектика не имеет объективного значения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку все отвергает и критикует только сознание;• отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:• эклектика;• софистика;• догматизм;• релятивизм. Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов познания. Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций. Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные. Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.
82.Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. . К рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении
83. Социальная философия выделяет следующие функции культуры. Социализирующая функция. Социализацией называется процесс усвоения человеком социальных ролей, умений и навыков. Коммуникативная функция, т. е. взаимодействие между людьми, социальными группами и обществами. Функция дифференциации и интеграции общества, поскольку культура — продукт савместного существования людей, которое требует обретения общих интересов и целей, т. е. интеграции Знакомо куммуникативная функция культуры. Все явления культуры, «артефакты», является знаками, несущими символическое значение Игровая функция культуры заключается в том, что в ее рамках существует и свободная творческая деятельность людей, в основе которой лежит состязательные и развлекательные моменты 84. Что же такое культура? Разберем несколько вариантов ответов, которые имеются современной философии культуры. 1. Культура — это исскуственная среда, созданная человеком. При таком понимании культура противопоставляется природе («натуре»). 2. Культура — это научаемое поведение (т. е. не генетически наследуемое, а приобретенное в процессе социализации). 3. Культура — это специфически человеческая деятельность. Любое действие человека является фактором культуры. 4. Культура — это ценностная деятельность, способ развития человека и человечества. Культурой может считаться льшь то, что направленно во благо человека. Культура при таком понимании противопоставляется антикультуре. 5. Культура — это память человечества, средство сохранения и передачи опыта и традиций. 6. Культура — это новаторство, творчество, свободная деятельность. 7. Культура — это знакомая, символическая деятельность. Множественность теорий культуры объясняется сложностью самого феномена культуры и разнообразием функций, которые выполняет культура. Цивилизация (от лат. Civilis – гранданский, государственный): 1) синоним культуры; 2) определённая ступень общественного развития, характеризующаяся наличием городских поселений, государства и письменности; 3) социокультурный тип со свойственной ему религиозной системой 85. Материальное производство — производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется непроизводственная сфера, которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей. Такое разделение, в основном, характерно для марксистской теории. Материальное производство основывается на применении техники и технологий, а также на производственных отношениях между людьми. Можно сказать, что технико-технологическое развитие общества происходило и происходит за счёт количественного и качественного роста потребностей человека. 86. Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий не только в философии, но и в гуманитарных науках, и в публицистике. Многозначность понятия «цивилизация» объясняется и его давностью. Уже в XVIII в. это понятие прочно вошло в различные философские теории. Тот же процесс продолжается и в наши дни. Новые теории не вытесняют старые, а продолжают существовать параллельно. Цивилизация (от лат. Civilis – гранданский, государственный): 1) синоним культуры; 2) определённая ступень общественного развития, характеризующаяся наличием городских поселений, государства и письменности; 3) социокультурный тип со свойственной ему религиозной системой 87. Понимание цивилизации завершающего этапа развития культуры было предложено немецким философом О.Шпенглером. По его мнению, культура — это творчество, а цивилизация — повторение, воспроизведение и тиражирование. Уделяя основное внимание переходу культуры в цивилизацию, Шпенгер считал, что этот переход отмечен не развитием культуры, а ее упадком и гибелью. О. Шпенглер выделял восемь основных культур (цивилизаций), обладающих собственным стилем. 1.египетская;2.китайская;3.вавилонская;4.китайская;5.греко-римская;6.майя; 7.магическая (византийско-арабская);8.фаустовская (западно-европейская). В качестве девятой культуры он называл зарождающуюся русско-сибирскую. Шпенглер исходил из идеи существования некоей ведущей характеристики, придающей каждой культуре соответствующую специфику. У каждой из великих культур в период ее активной фазы существует полная взаимосвязь между всеми составляющими культуру элементами.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |