Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медицина первобытного общества 3 страница




2. Генерализирующий метод — одномоментное обследование больших групп детей с целью получения региональных возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, питанием, условиями жизни и т. д.

Антропометрические данные, собранные генерализирующим методом, используют в целях гигиенического нормирования при разработке стандартов мебели для детей, оборудования мастерских, гимнастических залов, для гигиенического обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и других предметов детского обихода. При проведении антропометрических исследований необходимы методическая безупречность и тщательность при сборе и обработке антропометрического материала, использование унифицированных методик, что делает результаты отдельных наблюдений, полученные разными авторами, сравнимыми между собой и позволяет широко использовать полученные данные. В исследованиях физического развития используют показатели соматометрии, соматоскопии и физиометрии. При проведении изучения физического развития необходимо соблюдать следующие требования:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков

– измерения проводятся на раздетом ребенке, который стоит по «стойкесмирно»;

– медицинский работник находится справа или спереди от ребенка

– все измерения проводятся между антропометрическими точками

– исследования проводят в первую половину дня в теплом, светлом помещении;

– антропометрический и медицинский инструментарий должен быть стандартизованным, метрологически проверенным, легко подвергаться обработке дезсредствами.

Для измерения используют ростомер или антропометр, медицинские весы, прорезиненную сантиметровую ленту, динамометр, спирометр, плантограф, калипер.

3.Показатели и методы оценки физического развития.

Одним из важнейших показателей здоровья растущего организма является физическое развитие. Под физическим развитием ребенка понимается степень развития морфо-функциональных признаков, которые, с одной стороны, определяют запас его физических сил, а с другой стороны, являются критерием нормальности процесса роста и формирования организма ребенка в каждом конкретном возрасте. Физическое развитие подчиняется общебиологическим законам, а также действию социально-экономических, медико-биологических и экологических факторов.

Детский организм является наиболее чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, что проявляется в виде нарушений физиологического течения процессов роста и развития. При этом установлено, что отклонения в сроках возрастного развития и дисгармоничность морфо-функционального состояния, как правило, сочетаются с изменениями в состоянии здоровья детей, и чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем более вероятность заболевания. В связи с этим оценка физического развития детей включается в качестве важного показателя в любую программу изучения состояния здоровья, от массовых профилактических осмотров детей и подростков до анализа отдельных патологических состояний. Существует балльная оценка состояния здоровья детей, в которой учтены группа здоровья и физическое развитие.Изучение физического развития ведется комплексно по суммарным данным: соматометрическим, соматоскопическим и физиометрическим.

Оценка физического развития может осуществляться методом сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития; по шкалам регрессии; центильным методом; с помощью скрининг-тестов.

В последние годы широкое распространение в практике получил метод комплексной оценки физического развития, который предполагает не только определение морфо-функционального статуса (степени и гармоничности развития), но и установления уровня биологического развития детей.

Показателями биологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, число постоянных зубов («зубная зрелость») и др. В старшем школьном возрасте (пубертатном периоде), помимо указанных, определяют степень выражение вторичных половых признаков, сроки наступления первой менструации у девочек.

Достоверно установлено, что дети и подростки, имеющие гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья, так как адаптационные возможности ребенка, устойчивость его к различным нагрузкам (физического и психического порядка) в данном случае оптимальны. Замедление или ускорение созревания, напротив, рассматривается как фактор риска возникновения различных заболеваний — у крайних вариантов развития обычно выявляются значимые различия по ряду нозологических форм.

При ускоренном темпе развития у детей часто наблюдается снижение физической работоспособности, наклонность к аллергическим заболеваниям, гипертрофия миндалин, гипертонические реакции.

Отставание биологического возраста у детей обычно сочетается со сниженными антропометрическими показателями, частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Морфо-функциональное состояние определяют по показателям тела, окружности грудной клетки в паузе, мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких. В качестве дополнительного критерия для дифференцировки превышения массы тела и окружности грудной клетки за счет жироотложения или развития мускулатуры используют показатели кожно-жировых складок. Путем сравнения полученных данных со стандартными (шкалы регрессии по длине тела, возрастно-половые стандарты функциональных показателей, таблицы средних показателей толщины кожно-жировых складок и др.) определяют морфо-функциональное состояние как гармоничное, дисгармоничное или резко дисгармоничное. Таким образом, при оценке физического развития по комплексной схеме заключение должно содержать вывод о соответствии физического развития возрасту и его гармоничности.

Предложена схема индивидуальной оценки физического развития позволяющая выделить так называемые «группы риска» возникновения заболеваний на основании выявленных нарушений темпов развития и гармоничности морфо-функционального статуса.

Дети, биологический возраст которых соответствует календарному, а физическое развитие гармоничное, наиболее благополучны в отношении здоровья.

Дети с опережением или отставанием биологического возраста при сохранении гармоничности морфо-функционального состояния, а также дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, но имеющие дефицит массы тела, составляют группу первой степени риска возникновения заболеваний.

Дети с опережением или отставанием биологического возраста, сочетающимся с любой дисгармоничностью морфо-функционального состояния, а также дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, но имеющие избыток массы тела, составляют группу второй степени риска.

Все дети, имеющие резкую дисгармоничность в физическом развитии, как при нарушении сроков возрастного развития, так и развивающиеся соответственно возрасту, составляют группу третьей степени риска.

Выделенные группы нуждаются в различных лечебно-диагностических мероприятиях:

 

1-я группа — углубленное обследование;

2-я группа — углубленное обследование и диспансерное наблюдение;

3-я группа — обследование, диспансерное наблюдение и амбулаторное или стационарное лечение.

Метод сигмальных отклонений.

В настоящее время метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития практически не используется. Однако знать его необходимо с точки зрения овладения более современными методами оценки физического развития детей и подростков.

Метод предполагает графическое изображение основных показателей физического развития (длины и массы тела и окружности грудной клетки) после предварительного сравнения их со стандартными. В стандартах, разработанных с учетом возраста и пола, представлены средние арифметические значения (М) каждого из указанных выше признаков для детей г. Москвы, а также среднее квадратическое отклонение — допустимое отклонение от средних значений в сторону увеличения или уменьшения (±а)

Физическое развитие оценивают в определенном порядке.

Каждый из индивидуальных признаков сравнивают со средней арифметической этого признака для данного возраста и находят фактическое отклонение от нее (со знаком «+», если существует превышение по сравнению со стандартным значением, либо со знаком «- «в случае недостаточного развития признака).

Путем деления фактического отклонения на величину среднего квадратического отклонения (а), находят сигмальное отклонение, которое показывает, на сколько сигм в большую или меньшую сторону отклоняются показатели исследуемого ребенка от средних показателей, свойственных данному возрасту и полу.

Для построения профиля физического развития на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Вертикальная линия в центре соответствует средним величинам (М) для возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от нее проводят вертикальные линии, обозначающие величины средних квадратических отклонений с положительными значениями вправо (+1а; +2а; +3а) и отрицательными влево (-1а; -2а; - 3а).

Величины сигмальных отклонений отмечают точками на соответствующей признаку горизонтальной линии. Все точки соединяют прямыми. Полученный график (профиль физического развития) позволяет сделать заключение о физическом развитии ребенка, величине отклонений от средних показателей и о пропорциональности телосложения. Отклонение индивидуальных показателей от стандартных средних величин в пределах М±1а указывает на среднее физическое развитие данного индивидуума. При развитии ниже среднего показатели находятся в пределах от -1а до -2а, при низком физическом развитии от -2а до - 3а. При физическом развитии выше среднего индивидуальные показатели находятся в пределах от +1а до +2а, при высоком — от +2а до +3а. этом решающим показателем для определения степени физического развития считается рост (длина тела), наименее подверженный внешним влияниям признак, характеризующий ростовые процессы детского организма.

Для суждения о гармоничности развития необходимо оценить взаиморасположение точек, соответствующих величине сигмальных отклонений по каждому признаку. Если они все укладываются интервал одной сигмы, развитие считается гармоничным. В случае, если разброс признаков превышает одну сигму, развитие дисгармоничное. И, наконец, если один признак отличается от другого более чем на 2а, такое развитие расценивается как резко дисгармоничное.

При оценке полученного профиля следует отметить, что два из трех оцениваемых признаков (длина тела и окружность груди) находятся в пределах средних величин (М±1а), а масса тела в интервале «выше среднего» (М+1а - М+2а).

Таким образом, физическое развитие ребенка можно оценить как среднее, дисгармоничное, так как масса тела по отношению к длине тела и окружности груди увеличена, что может иметь место при избыточном питании и малой двигательной активности.

Недостатком метода сигмальных отклонений является отсутствие корреляционной зависимости между массой тела, ростом и окружностью грудной клетки. Каждый показатель оценивается отдельно, вне связи с другими.

9.три основных состояния органияма человека:здоровье,блезнь и третье состояние

.По определению Г.Л. Апанасенко и Л.А. Поповой, "здоровье - это гармония, внутрисистемный порядок, обеспечивающий такой уровень энергетического потенциала, который позволяет человеку хорошо чувствовать себя и оптимально выполнять биологические и социальные функции".

"Третье состояние" - переходное между здоровьем и болезнью состояние, ограничиваемое, с одной стороны, степенью снижения резервов здоровья и возможностью развития вследствие этого патологического процесса при неизменных условиях жизнедеятельности, с другой - начальными признаками нарушения функций - манифестацией патологического процесса. Указанные границы могут быть количественно охарактеризованы соотвествующим уровнем здоровья. Резервы здоровья индивида во многом зависят от его физического состояния и образа жизни.

Н.М. Амосов (1987) обратил внимание на то, что здоровье организма определяется его количеством. Оценить здоровье можно максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций.

Методологической основой для выявления критериев соматического здоровья может быть рассмотрение живого организма как термодинамической системы, устойчивость которой, в соответствии с законами термодинамики, зависит, прежде всего, от ее энергопотенциала. При этом отмечается важная закономерность: чем мощнее аппарат митохондрий, тем больший диапазон внешних воздействий клетка способна выдержать (Ф.З. Меерсон, 1981).

Г.Л. Апанасенко (1988, 2000) считает, что соматическое здоровье может оцениваться общей суммой энергопотенциала организма, показателем которого могут служить аэробные возможности, характеризующиеся величиной максимального потребления кислорода. В качестве важного показателя соматического здоровья автором предлагается отношение жизненной емкости к единице массы тела.

По мнению В.М. Дильмана, говорить о здоровье организма и его норме вообще невозможно, так как все индивидуальное развитие является отклонением от нормы. Норма возникает лишь в 20 лет и длится около 5 лет, так как в этот период минимальна частота основных болезней человека.

При количественной оценке здоровья само понятие "нормы" теряет смысл. Если оно отражает среднестатистическую величину, то не может быть принято за исходную позицию, а рассматривается как средняя и довольно условная величина. При таком подходе не учитываются индивидуальные гено - и фенотипические особенности человека. Следует говорить об уровне здоровья индивида, который не должен сравниваться с уровнем здоровья других людей, а рассматривается в динамике относительно исходных для данного этапа обследования результатов конкретного человека.

Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими состояниями имеется ряд переходных состояний, которые не вызывают у человека снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в медицинской помощи. Переходные стадии могут быть обусловлены различными факторами, связанными преимущественно с современным ритмом жизни, длительным воздействием гипокинезии, психоэмоциональных нагрузок, неудовлетворительных производственных, экологических, социально-бытовых условий и т. д., предъявляющих повышенные требования к регуляторным механизмам организма. Наряду с качественными показателями, определяющими состояние так называемого статического здоровья - норма покоя, все большее значение приобретает понятие "динамическое здоровье" - норма напряжения, которая определяется количественной характеристикой адаптационных возможностей организма.

"Третье состояние" (первое - здоровье, второе - болезнь) - это состояние, когда резервы нормального функционирования систем организма сдвинуты в сторону истощения. Оно характерно для "критических" возрастных периодов (полового созревания, пред- и послеродового, климактерического, старческого), для лиц, испытывающих десинхронозы, после приема алкоголя, никотина, имеющих нарушения питания, низкую двигательную активность, лишний вес и т д.

К находящимся в "третьем состоянии" относятся лица, регулярно потребляющие алкоголь, который отнимает у них часть здоровья, рабочего и творческого потенциала. Сюда же относится и большинство курящих. Десинхроноз, возникающий у работников ночных профессий, или работающих в разные смены, и при пересечении нескольких часовых поясов, пополняет ряд лиц, находящихся в "третьем состоянии". Есть и другие, особые, сопряженные с ограничениями жизнедеятельности человека, физиологические состояния: периоды полового созревания, климакса, предродовой и послеродовой периоды, старость.

Самый большой отряд людей, находящихся в "третьем состоянии", набирается в результате неправильного питания. Речь идет не только о классических недостаточностях (голодание, авитаминозы), а, прежде всего, о нарушениях, возникающих на фоне энергетически полноценного питания и связанных со скрытыми недостаточностями, дисбалансом основных веществ за счет обеднения рационов питания структурной информацией. Нарушения питания и других основ здорового образа жизни пополняют категории лиц в "третьем состоянии" за счет людей с излишней массой тела (их около половины всего населения) и, конечно, страдающих ожирением (их около четверти).

В современном мире человек осваивает для жизни все новые и новые районы, делает это намного быстрее, чем в прошлые века и не успевает адаптироваться к новым природно-климатическим условиям северных и тропических районов, к высокогорью и другим экстремальным условиям. Возникающие в этих условиях состояния описываются как "дезадаптационый метеоневроз", "адаптационная эйфория", "синдром отчужденности" и т. д. Действие различных неблагоприятных факторов выражается скорее в изменениях общего состояния, самочувствия, работоспособности, чем в заболеваемости, то есть. в проявлениях "третьего состояния".

Не следует рассматривать "третье состояние" как обязательную угрозу перехода в болезнь. Скорее, "третье состояние" - это подаренное природой человеку (в процессе эволюции) время для начала реализации механизмов восстановления резервных возможностей своих систем. Восстановление возможностей базируется на способности организма компенсировать снижение резервов за счет внутрисистемных и межсистемных взаимоотношений.

Итак, не вызывает сомнения, что в основе оценки здоровья должен лежать количественный подход, то есть количественная оценка материальных факторов - показателей функциональных систем организма. Проблема измерения здоровья издавна привлекает внимание ученых. Большинство существующих методов основано на определении функциональных возможностей организма. Однако для всесторонней оценки важно знать не только объем работы, которую может выполнить человек (уровень работоспособности), но и насколько он хорошо себя чувствует (качество здоровья), а также его продолжительность жизни (количество здоровья).

К настоящему времени создана целая система методов и средств оценки, прогнозирования и динамического контроля за состоянием как отдельного человека, так и различных контингентов населения, цель которых - эффективное планирование, разработка и проведение мероприятий лечебно-оздоровительного или профилактического характера на этапах перехода от здоровья к болезни.

В зависимости от величины индекса здоровья, который рассчитывается по специальным алгоритмам, выделяют группы с очень низким, низким, средним, высоким и очень высоким показателями здоровья. По мере увеличения качества здоровья и перехода к группе с очень высоким уровнем здоровья риск смерти уменьшается в 30-50 раз. Если при очень низком здоровье в ближайшие восемь лет умирает каждый третий человек, то при очень высоком - лишь каждый сотый.

Для оценки качества здоровья предлагается метод трех шкал: физической, психической и социальной удовлетворенности. С их помощью достаточно просто измерить удовлетворенность человека своим здоровьем, которая выражается в стандартных количественных единицах (путем опроса, либо самозаполнения по стандартному опроснику).

Г.Л. Апанасенко предложил шкалу соматического здоровья, выделяющую пять уровней здоровья: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий, которые рассчитывают по показателям массы тела, жизненной емкости легких, динамометрии кисти, частоты сердечных сокращений до и после дозированной нагрузки, артериального давления.

Использование шкалы соматического здоровья показывает, что в безопасной зоне находится лишь 5-8% жителей нашей страны. Возникает необходимость в проведении комплекса мероприятий восстановления безопасного уровня здоровья у большинства населения.

Использование методов оценки здоровья дает возможность по-новому подойти к определению здорового образа жизни, основанного на совершенно иных принципах: индивидуальности критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления, самоконтроля за их эффективностью.

Одним из новых методических подходов к решению задач контроля за количеством здоровья является диагностика "третьего состояния", называемая донозологической, которая получила распространение в практике массовых профилактических обследований населения (В.П. Казначеев, Р.М. Баевский, Г.Л. Апанасенко). Донозологическая диагностика основана на представлении о тесной связи между адаптационными возможностями организма и заболеваемостью, и позволяет выделить четыре группы лиц с разным уровнем адаптационных возможностей организма: 1) с удовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды; 2) с напряжением механизмов адаптации; 3) с неудовлетворительной адаптацией; 4) со срывом адаптации.

Эти уровни здоровья хорошо коррелируют с показателями заболеваемости (например, числом дней с временной утратой трудоспособности).

Р.М. Баевский предложил в качестве критерия адаптационных возможностей организма определять индекс функциональных изменений (ИФИ), для вычисления которого требуются лишь данные о частоте пульса, показатели артериального давления, роста, массы тела и возраста обследуемого.

Доврачебный скрининг, основанный на оценке ИФИ, при всей своей простоте обеспечивает системный подход к оценке функционального состояния системы кровообращения как индикатора адаптационных возможностей всего организма.

Системный подход предполагает определение структуры здоровья не только на морфофункциональном и психофизиологическом уровнях, но и на биоэнергетическом и информационном уровнях, что возможно при накоплении знаний, методов измерения (П.К. Анохин, 1975).

Целостная оценка здоровья подразумевает не только единство организма. Характер проявления показателей здоровья не может не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, приносящего укрепление или ущерб здоровью. Без учета личностных качеств все программы здоровья будут заранее обречены на неудачу. Поэтому в целостной оценке здоровья необходимо учитывать личностные особенности, которые могут быть представлены как уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок (Э.М. Казин и др., 1994, 2000).

В связи с этим необходимо специальное изучение вопросов медицинской психологии, роли личности, мотиваций в реализации программы здоровья, необходима разработка методов оценки здоровья, единицы его измерения.

Здоровье и его механизмы с позиций системного подхода

Чтобы понять систему, следует рассматривать как внутренние, так и внешние аспекты ее функционирования. Внутреннее состояние человека может быть оценено по степени гармоничности системы, то есть внутрисистемного порядка.

Но как соотносится внутреннее и внешнее функционирование системы? Носителем этой связи является прежде всего энергия, выделяемая системой для поддержания своей упорядоченности и осуществления биологических и социальных функций. О связи энергетичности биосистемы и ее жизнеспособности писал еще в 1922 г. В.И. Вернадский.

Предболезнь и болезнь характеризуются частичным нарушением внутрисистемного порядка, гармоничности системы, сопровождающимся подавлением жизнепроявлений. Полного хаоса в биосистеме никогда не бывает, так как она погибает раньше, чем будет полностью разрушена ее упорядоченность.

Точнее всего состояние системы можно оценить по конечному результату ее действия, по выходу. На выходе системы выявляется прежде всего энергия, за счет которой осуществляется воздействие на окружающую среду. Количество этой энергии коррелирует с жизнеспособностью, с которой, в свою очередь, связано понятие индивидуального здоровья. Кроме того, энергетический потенциал является интегральным показателем системы, его можно градуировать и отразить в уровнях здоровья. Что касается показателей пластического состояния системы, то они могут быть положены в основу оценки формирования организма, но, будучи инертными, не могут отражать быстро меняющуюся динамику здоровья.

Под валеогенезом (саногенезом) понимают происхождение здоровья (лат. sanus - здоровый; греч. genesis - происхождение). Механизмы валеогенеза, согласно современным представлениям, - это автоматические механизмы самоорганизации человека, обеспечивающие формирование, сохранение и укрепление здоровья. За счет самоорганизации живое существо поддерживает свою упорядоченность, препятствует разрушению. Эти механизмы работают постоянно - и в состоянии здоровья и при болезни. Происходит здоровье, во-первых, из правильного формирования системы на ранних этапах жизни; во-вторых, из продолжающегося постоянного правильного формирования (поддержания, укрепления, восстановления) здоровья уже во взрослом состоянии.

Механизмы валеогенеза обеспечивают поддержание регуляторного, энергетического и структурного гомеостаза. Гомеостаз при этом понимается как состояние динамического равновесия внутри организма. Однако по отношению к окружающей среде любая живая система, как известно, всегда является неравновесной. Это есть универсальное свойство живого. Механизмы самоорганизации обеспечивают динамическую устойчивость системы, то есть сохранение себя в движении, в процессе обмена с окружающей средой.

Валеогенетическую активность, лабильность и запас прочности валеогенетических механизмов можно оценивать по характеру отклонения регуляторных параметров под влиянием физиологических и патологических нагрузок и возвращения их к исходным величинам. Чем шире размах функционирования этих механизмов (с последующим своевременным возвращением их к исходному состоянию), тем выше способность сохранить свое здоровье, выше уровень здоровья. Поэтому одним из подходов к оценке состояния физического здоровья является использование функциональных нагрузок. Аналогичные подходы могут быть справедливы и для психического уровня.

На соматическом уровне наиболее изученными механизмами валеогенеза являются регенерация, физическая адаптация и компенсация.

Для понимания развития состояний, переходных между здоровьем и болезнью, остановимся подробнее на механизме компенсации. Компенсация - это замещение недостаточной, утраченной или ослабленной функции за счет дополнительных таких же, либо аналогичных параллельных механизмов. Известно, что в организме большинство функций многократно подстраховано и недостаточность какой-либо из них может быть компенсирована за счет расширения объема данной функции (в пределах нормы генетической реакции), либо активизации аналогичных функций, способных осуществить частичное замещение. Организация компенсаторной реакции происходит на уровне структурной организации, более высоком, чем тот, на котором возникло нарушение.

Для развернутой картины болезни характерны признаки декомпенсации на организменном уровне. На психическом уровне также известен ряд компенсаторных реакций (например, механизм вытеснения психотравмирующей ситуации в подсознание, сублимация, регрессия), позволяющих человеку оставаться адекватным к окружающей среде. Задача валеолога - остановить развивающийся патологический процесс на ранних этапах его компенсации.

В силу целостности человека механизмы валеогенеза соматического и психического уровня взаимодействуют, связаны, причем ведущим при этом является психический план. Так называемый зов жизни, воля к жизни извлекает функциональные резервы системы, повышает ее устойчивость, способствует ее самоорганизации.

С механизмами самоорганизации живой системы тесно связана ее неосознаваемая и осознаваемая деятельность, направленная на оптимизацию обмена с окружающей средой, - питания, дыхания, движения, психического и биоэнергетического обмена.

Очевидно, что механизмы здоровья как механизмы самоорганизации постоянно действуют в организме как в условиях здоровья, так и при болезни, обеспечивая выздоровление. Активность этих механизмов можно поддерживать, активизировать, направлять, тренировать, создавать условия для ее проявления, и это составляет суть работы валеолога.

10.критерии здоровья и его уровни.

Понятие здоровья можно рассматривать в трех уровнях:

Общественный уровень - характеризует состояние здоровья большого контингента населения, например города, страны или всего народонаселения Земли.

Групповой уровень - обусловлен спецификой жизнедеятельности людей, составляющих семью или коллектив, т. е. людей, объединенных профессиональной принадлежностью или условиями совместного проживания.

Индивидуальный уровень - на этом уровне человек рассматривается как индивидуум, этот уровень определяется генетическими особенностями данного человека, образом жизни и т. п.

Каждый из рассмотренных уровней здоровья тесно связан с двумя остальными.

По современным представлениям здоровье на 50 % зависит от образа жизни, на 20-25 % - от наследственности, на 20-25 % - от действия факторов окружающей среды (включая профессиональную среду) и лишь на 5-10 % от уровня развития здравоохранения. Эти цифры очень приблизительны и недостаточно обоснованы, они базируются на экспертных оценках. На наш взгляд, роль наследственности следовало бы увеличить за счет роли образа жизни, поскольку известно, что при благоприятной генетической базе порой даже очень нездоровый образ жизни долго не приводит к серьезным заболеваниям. На бытовом уровне человеку свойственно придавать преувеличенное значение медицине и лекарствам, возлагая ответственность за свое здоровье на медицину, и недооценивать значение своих вредных привычек и образа жизни. В то же время следует иметь в виду, что человек сам отвечает за свое здоровье, медицина лишь иногда способна исправить ошибки человека в отношении к своему здоровью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.