КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет, метод и задачи статистики промышленности
Статистика – основной источник информации, она языком цифр отражает общественную жизнь во всём многообразии её проявлений. В настоящее время с развитием рыночных отношений роль информационной базы возрастает, т.к. следует постоянно следить за конъюнктурой рынка, усложняющимися связями субъектов рынка и потребностями в изучении влияния различных факторов на результаты их деятельности, а также в прогнозировании и обобщении результатов исследования как на микро уровне (предприятий, фирм, отраслей), так и на макро уровне (н/х в целом). Статистическая информация является важнейшим ресурсом в управлении на всех уровнях. Основным источником информации статистических сведений является обязательная статистическая и бухгалтерская отчётность всех предприятий и организаций, отдельных юридических лиц, к какой бы организационно правовой форме собственности ни относились предприятия. Для этого создана и функционирует единая система централизованной статистики, охватывающая все явления и процессы общественно-экономической жизни общества. Объектом изучения статистики промышленности является основная ведущая отрасль народного хозяйства – промышленность. Именно в промышленности создаются все орудия труда, т.е. средства производства и преобладающая часть предметов потребления. По уровню развития промышленности судят об индустриальной мощи страны, её экономическом потенциале, а также уровне благосостояния народа. Промышленность – это отрасль материального производства, где в производственных коллективах, труд работников направлен на добычу и заготовку природных ресурсов, т.е. полезных ископаемых, искусственно не воспроизводимых трудом человека, на переработку этих ресурсов, а также на переработку продукции сельского, лесного и рыбного хозяйства, на ремонт оборудования, а также на выполнение различных работ и услуг промышленного характерара как для себя, так и по договорам на сторону. Статистика промышленности включает в себя 2 понятия – науку, имеющую свой предмет изучения и хозяйственную практику сбора, обработки и анализа стат. данных, относящихся к промышленности. Предметом изучения статистики промышленности является количественная сторона массовых явлений и процессов общественного характера, наблюдаемых в промышленности в неразрывной связи с их качественной стороны, а также связи и зависимости между явлениями и процессами, показателями хозяйственной деятельности предприятия, законы и закономерности их развития. Статистика как наука постоянно совершенствует имеющиеся стат. показатели и разрабатывает новые для появившихся в обществе новых явлений и процессов, связанных с переходом на рыночную экономику. Статистика как хозяйственная практика обеспечивает государственные и хозяйственные органы всесторонней информацией для управления и составления народно-хозяйственных планов на разных уровнях, а также осуществляет контроль за выполнением этих планов, выявляет внутрипроизводственные резервы для повышения эффективности пр-ва. Метод статистики. Изучение предмета основывается на общих принципах стат. метода исследования, который складывается из 3 последовательных этапов стат. исследования: 1. наблюдение 2. сводка и группировка 3. анализ обработанных данных с целью получения научных выводов с помощью целой системы обобщающих стат. показателей. Статистический метод – это те приёмы и способы, с помощью которых статистика производит свои исследования. Задачи статистики. Современные задачи статистики определяются коренными изменениями в общественной жизни страны. Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, создание институтов рыночного хозяйства требуют постоянного совершенствования стат. методологии, разработки качественно новых показателей статистики, разработки приёмов и способов методов изучения общих закономерностей и специфических особенностей формирования и развития российской рыночной экономики, а также сравнительного анализа её показателей с показателями зарубежных стран, принятыми в международных эк. и стат. организациях. В настоящее время в стране намечаются следующие коренные изменения в общественной жизни: 1. развитие демократизации 2. формирование многоукладной экономики, связанное с развитием рыночных отношений 3. децентрализация процесса управления народным хозяйством 4. переходом к регулированию народного хозяйства преимущественно экономическими и правовыми методами.
37???. Производство материальных благ это обязательное условие в жизни общества. Промышленная продукция создается предприятиями и хозяйствами. Промышленная продукция – это совокупность потребительских благ, являющихся результатом промышленной деятельности. В состав промышленной продукции не могут быть включены результаты непромышленной деятельности, даже если она производится в рамках промышленного предприятия. При оценке результатов производственной деятельности статистика промышленности не может ограничиться одним показателем продукции. Изучение выпуска и реализации продукции одна из задач. Статистика продукции является одним из разделов статистики промышленности. Ее задачами являются следующие: изучение качества продукции; сравнение объемов и темпов роста; изучение ритмичности производства и реализации продукции; изучение взаимосвязи объемов производства и объемов реализации; характеристика выполнения заданий поставок по ассортименту и в сроки, указанные в заключенных договорах. Понятие продукции, ее состав Основными признаками промышленной продукции являются: продукция – это результат деятельности; она представляет собой результат только основной деятельности; включает лишь полезный результат деятельности, который может быть использован по прямому назначению; представляет собой либо продукт, либо работу, либо услугу. Промышленная продукция предприятий и производственных объединений включает: готовые изделия; полуфабрикаты; НЗП; Продукцию подсобных и вспомогательных производств и работ промышленного характера; 38??? ногочисленные затраты, формирующие себестоимость продукции, в практике планирования и учета классифицируются по экономически элементам и статьям калькуляции. Перечень этих элементов и статей представляет собой состав себестоимости продукции. Структура же себестоимости продукции - это соотношение этих элементов и статей между собой, выраженное в процентах к общему итогу.
Классификация по экономическим элементам используется для определения и поддержания оптимального соотношения между первородными экономическими затратами, живым и овеществленным трудом, соотношения потребляемых ресурсов, увязки и взаимосвязи различных разделов бизнес-плана, плана (программы) развития отрасли.
Экономические элементы затрат - это экономически первородные, более неделимые, нерасщепляемые затраты.
Статьи калькуляции, наоборот, состоят из разнородных в экономическом смысле затрат. Каждая статья калькуляции включает все экономические элементы затрат.
Классификация затрат на себестоимость продукции по статьям калькуляции позволяет выявить конкретный объект и место осуществления затрат, определить себестоимость единицы продукции, прибыль, рентабельность продукции и производства.
Состав себестоимости по экономическим элементам затрат (смета затрат на производство) представлена ниже:
1. Сырье и основные материалы.
2. Вспомогательные материалы.
3. Топливо со стороны.
4. Энергия со стороны.
5. Заработная плата всех работников.
6. Начисления на заработную плату.
7. Амортизация.
8. Прочие денежные расходы.
Статьи калькуляции в наиболее обобщенном виде представляют:
1. Сырье и основные материалы за вычетом годных отходов.
2. Вспомогательные материалы.
3. Топливо на технологические цели.
4. Энергия на технологические цели.
5. Заработная плата рабочих основного производства.
6. Начисления на заработную плату.
7. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
8. Цеховые расходы.
Итого цеховая себестоимость
9. Общезаводские расходы. Итого производственная себестоимость
10. Внепроизводственные (коммерческие) расходы. Всего полная (коммерческая) себестоимость
Структура себестоимости продукции отраслей пищевой промышленности по экономическим элементам затрат представлена в таблице 8
Таблица 8. - Структура себестоимости продукции
Элементы затрат
Вся промышл.
Пищевая промышл.
Пищевкусовая промышл.
Мукомольно-крупяная промышл.
Рыбная промышл.
1. Сырье и основные материалы 68,5
Как видно, в промышленности преобладающая доля затрат (две трети) падает на сырье и основные материалы, а в пищевой промышленности в целом еще больше - четыре пятых. В этом основная особенность структуры себестоимости продукции отраслей пищевой промышленности. Структура себестоимости продукции, таким образом, прежде всего зависит от отраслевой специфики. В самой группе пищевой промышленности, как видно из таблицы, в разных конкретных отраслях структура себестоимости продукции различная. В мукомольно-крупяной промышленности, например, удельный вес сырья и основных материалов достигает 94,4%, в то время как рыбной - 26,3. Рыбная промышленность как добывающая отрасль имеет специфичный характер структуры себестоимости продукции. Структура себестоимости нацеливает на необходимость акцентирования внимания на те затраты, которые являются превалирующими. Так в отраслях пищевой промышленности основное внимание должно быть нацелено на всемерное снижение затрат на сырьевые ресурсы, стремясь, разумеется,.сокращать и остальные затраты.
Структуру себестоимости продукции можно и должно при необходимости представить и в калькуляционном разрезе. Различают цеховую, производственную и полную (коммерческую) себестоимость. Цеховая себестоимость - это затраты цеха, включая цеховые расходы, на производство продукции. Производственная себестоимость - это затраты предприятия на производство продукции. Это цеховая себестоимость плюс общезаводские расходы. Полная же (коммерческая) себестоимость - это затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Если к производственной себестоимости добавить внепроизводственные расходы, то сформируется полная себестоимость продукции. В основе производственной и полной себестоимости лежит цеховая себестоимость, составляя преимущественную её часть. На тех предприятиях, где отсутствует цеховая организация производства, на предприятии с бесцеховой структурой цеховая себестоимость совпадает с производственной себестоимостью продукции. 39 Учет продукции в натуральном и условно-натуральном выражении ведется по однородной продукции. При этом необходимо, чтобы соблюдались следующие условия: 1 Отчетные периоды, за которые рассматривается продукция, должны быть одинаковыми. Все это накладывает ограничения на применение данного способа учета и сужает область его применения. Условно-натуральный метод применяется для учета однородной и односортной продукции, различающейся между собой либо материальными затратами, либо трудозатратами. Этот метод может применяться и для учета разнородной продукции, которая имеет одинаковое потребительское назначение (топливо). Для приведения различных видов такой продукции (уголь, нефть, газ) к одним измерителям используют теплотворную способность, количество каждого вида продукции выражают в единице условного топлива по теплотворной способности. По однородной продукции учет ведется с помощью коэффициента пересчета, который устанавливается путем соотношения более трудоемких и менее трудоемких и т.д. Стоимостные показатели являются обобщающими измерителями производства, как на индивидуальном уровне, так и по отрасли всей экономики страны. Преимущества - универсальность (различные виды продукции). Недостатки стоимостного метода обусловлены недостатками ценообразования. В настоящее время основным показателем для учета продукции в стоимостном выражении является товарная продукция (в истории нашей страны в разные периоды отдавалось предпочтение разным стоимостным показателям - в 50 - 70 гг. - валовый оборот и валовый продукт, затем товарная продукция, затем реализованная продукция; в середине 80-х гг. - чистая и нормативно-чистая, в последнее время - возврат к товарному продукции). Товарная продукция - продукция, подготовленная к отпуску за пределы основной производственной деятельности предприятия, сюда включается: , (13.1) Отгруженная продукция - продукция с учетом операций отгрузки в отчетном периоде. В ней учитываются остатки отгруженной продукции на начало и конец периода, а также стоимость отгруженной продукции за отчетный период. Реализованная продукция - по своему составу может совпадать с товарной, но отличается по содержанию. Это стоимость проданной, реализованной, в отчетном периоде, за которую поступили деньги на расчетный счет поставщика. , (13.2) где РП - реализованная продукция, Валовая продукция равна сумме продуктов всех цехов или (13.3) где ВО - валовый оборот,
- продукция вспомогательных цехов;
ВП = ВО – ВЗО, (1)
В состав готовой продукции включается:
Реализованная продукция рассчитывается:
Под чистой продукцией понимают вновь созданную стоимость или часть национального продукта, произведенного в данной отрасли. ЧП рассчитывается как разница между ВП и материальными затратами: (7)
40.??? 41. Для получения итоговых характеристик объема производства продукции используются стоимостные показатели. Благодаря единому денежному измерению они позволяют объединять готовую продукцию, полуфабрикаты, работы промышленного характера. Важная особенность и преимущество стоимостных показателей, исчисляемых на основе объема производства продукции в натуральном выражении и оптовых цен предприятия, состоит в учете ими не только количества, но и в значительной мере качества продукции, поскольку цены различаются в зависимости от качества продукции. Таким образом, стоимостные показатели полнее, чем натуральные, отражают общий объем произведенных потребительных стоимостей для удовлетворения потребностей народного хозяйства. Они позволяют исчислять темпы и пропорции промышленного производства,производительность труда, фондоотдачу, прибыль и другие показатели. Если есть потребность в квартире, то можно купить дом Запорожье Существует ряд стоимостных показателей – валовый оборот, валовая продукция, товарная продукция, реализованная продукция, чистая продукция, нормативно-чистая продукция, нормативная стоимость обработки и др. Каждый из этих показателей имеет свою экономическую сущность, назначение, методы расчета, особенности, преимущества и недостатки. Утратив функцию оценочного показателя, товарная (валовая) продукция сохраняет свое значение сводного показателя объема производства, широко используемого для расчетов темпов, пропорций и отраслевой структуры промышленного производства, экономических показателейразвития промышленности, для сопоставления с другими странами. Товарная продукция в действующих ценах характеризует объем продукции, предназначенной к отпуску на сторону. По составу товарная продукция отличается от валовой продукции тем, что не включает изменение остатков полуфабрикатов собственного производства и незавершенного производства. Товарная продукция используется в планово-экономической работе промышленности для определения объемов продукции, предназначенной для потребления, увязки с объемом ресурсов, расчетов себестоимости, прибыли и др. Реализованная продукция характеризует объем продукции предприятия, отпущенной потребителям и оплаченной ими. По составу реализованная продукция не отличается от товарной продукции и определяется в действующих оптовых ценах. Однако по величине она может отличаться от товарной продукции, поскольку включает часть товарной продукции, произведенной в прошлом периоде, и не включает часть нереализованной товарной продукции, произведенной в данном периоде. Объем реализации (РП) можно рассчитать исходя из товарной продукции (ТП) и остатков нереализованной товарной продукции на начало периода (Он) и конец периода (Ок): РП = ТП — (Ок — Он) Однако практика применения этого показателя в качестве оценочного не дала удовлетворительных результатов, поскольку реализованная продукция, как и товарная продукция, по своему составу и методам расчета мало отличается от валовой продукции и ей полностью присущи отмеченные выше недостатки валовой продукции. При выборе показателей оценки деятельности предприятия стремились к тому, чтобы они позволяли объективно измерять собственный вклад предприятия в развитие общественного производства, устраняли деление продукции на «выгодную» и «невыгодную», стимулировали выпуск экономичных видов продукции. Для достижения этих целей наиболее перспективными представлялись показатели, из состава которых полностью или частично исключаются материальные затраты (прошлый труд). Проведенный в конце шестидесятых годов в ряде отраслей промышленности эксперимент по применению показателя чистой продукции (условно-чистой продукции) в качестве планового и оценочного для предприятий выявил значительные методические трудности его определения, необходимость сложны и длительных расчетов. Опыт применения показателя нормативно-чистой продукции в черной металлургии выявил ряд его преимуществ. Его величина не зависит от материалоемкости продукции и более точно характеризует вклад отдельного предприятия в общие результаты производства, темпы роста объема продукции и производительности труда. Вместе с тем появились существенные недостатки этого показатели. Одна из главных целей применения данного показателя – устранить (или существенно уменьшить) разновыгодность различных видов продукции – не была достигнута. Оказалось, что этот показатель не меньше, чем товарная продукция подвержен влиянию структурных сдвигов в сортаменте продукции, хотя причина разновыгодности продукции состоит не в различиях ее материалоемкости, а в отличии индивидуальных по предприятиям соотношений единых по отрасли нормативов истой продукции. Условия новых методов характеризуются не попытками найти единый «идеальный» показатель, обеспечивающий решение проблемы стимулирования производства (вся предшествующая практика показала тщетность таких попыток), а применение системы взаимоувязанных показателей, лимитов и экономических нормативов. В эту систему входят следующие стоимостные показатели объема производства и реализации продукции – товарная продукция в действующих оптовых ценах предприятия, товарная (валовая) продукция в сопоставимых ценах предприятия и объем реализуемой продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам (в действующих оптовых ценах предприятия).
Целью деятельности любого промышленного предприятия является производство продукции. В зависимости от степени готовности продукцией предприятия могут быть готовые изделия, полуфабрикаты, незавершенное производство. Готовые изделия – продукты, не требующие никакой дальнейшей обработки (или сборки) на данном предприятии и предназначенные для отпуска на сторону или непромышленным организациям того же предприятия. Готовыми считаются только те изделия, которые полностью укомплектованы и точно соответствуют установленным стандартам, приняты отделом технического контроля, снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим цх качество, и переданы на склад готовых изделий. Полуфабрикаты промышленного предприятия – это то, что закончено производством в одних цехах, но подлежит дальнейшей обработке или сборке в других. Некоторая их часть может быть отпущена на сторону; по своему экономическому назначению такие полуфабрикаты не отличаются от готовой продукции. Например, выплавленный на металлургическом комбинате чугун рассматривается как полуфабрикат, потому что из него на том же металлургическом заводе производится сталь. Незавершенным производством считаются те предметы, обработка которых начата, но еще не закончена в пределах одного цеха предприятия. Например, это машина, сборка которой начата, но не закончена в сборочном цехе. Основным методом учета промышленной продукции является натуральный в соответствующих физических единицах измерения (штуки, килограммы, метры, литры и т.д.). Именно этот метод показывает, какое количество конкретных потребительских стоимостей произведено за отчетный период. Учет в натуральных единицах измерения лежит в основе и других методов учета продукции, он широко используется для построения балансов производства и распределения отдельных продуктов, для вычисления объема производства важнейших видов продуктов на душу населения. Учет по методу так называемого валового оборота - подсчитывается все количество изготовленной предприятием продукции, независимо от того, пошла ли часть этой продукции на собственное производственное потребление (в дальнейшую переработку на данном предприятии) или полностью за пределы предприятия. В состав валового оборота входят в стоимостном выражении все выработанные в отчетном периоде готовые изделия, полуфабрикаты, продукция вспомогательных цехов, а также выполненные работы промышленного характера, как для отпуска на сторону за пределы предприятия, так и для дальнейшей переработки и производственного использования в других цехах. Показатели валового оборота, за отдельными исключениями, в настоящее время не рассчитываются, они включают повторный счет стоимости в пределах предприятия, равный стоимости внутризаводского оборота, под которым понимается сумма произведенных и потребленных на промышленно-производственные нужды полуфабрикатов, а также продукции подсобных и вспомогательных цехов. Хотя, как уже отмечалось, валовой оборот на предприятиях не рассчитывается, по данному методу исчисляется валовая продукция в таких отраслях, как сахарная, молочная, мясная, рыбная. Валовая продукция промышленного предприятия представляет собой общий объем продуктов основной деятельности предприятия (работ, услуг) за определенный период времени в денежном выражении. В показателе валовой продукции учитываются все произведенные в данном периоде продукты (работы, услуги), отпущенные за пределы предприятия и предназначенные для собственного потребления, а также продукты различной степени готовности. Валовая продукция предприятия может рассчитываться двумя способами: 1) исходя из валового оборота; 2) на основе поэлементного подсчета. В валовую продукцию входят: 1) стоимость готовых изделий, выработанных за отчетный период основными, подсобными и побочными цехами как из своего сырья, так и из сырья и материалов заказчиков; 2) стоимость полуфабрикатов собственного производства и изделий вспомогательных цехов, отпущенных за пределы предприятия; 3) стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или для непромышленных предприятий и организаций данного хозяйства; 4) стоимость прироста или убыли полуфабрикатов собственного производства; 5) стоимость изменения остатков инструментов, штампов, моделей, приспособлений, опок, изготовленных для собственных нужд; 6) стоимость изменения остатков незавершенного производства (на тех заводах, где продолжительность производственного цикла составляет более двух месяцев). Товарная продукция, или, как ее называют в настоящее время, объем продукции (работ, услуг), представляет собой показатель, характеризующий объем продукции, произведенной для реализации на сторону. Товарную продукцию составляют следующие три элемента: 1) стоимость готовых изделий, произведенных в отчетном периоде основными, подсобными и побочными предприятиями; 2) стоимость полуфабрикатов собственного производства и изделий вспомогательных цехов, отпущенных на сторону; 3) стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или для непромышленных подразделений и организаций данного предприятия. Таким образом, товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не входят те результаты производственной деятельности, которые остаются на самом предприятии и не предназначаются к отпуску за его пределы. К ним относятся изменения остатков полуфабрикатов собственного производства, незавершенного производства, инструментов, штампов, опок и других приспособлений, т.е. 4–6-й элементы валовой продукции. Помимо этого, в товарную продукцию не включаются готовые изделия, потребляемые на предприятии, а также стоимость сырья и материалов заказчика, из которых вырабатывается продукция на данном предприятии. Эти элементы валовой продукции называются нетоварными элементами. Реализованная продукция представляет собой отгруженную продукцию, оплаченную в данном периоде. Следовательно, товарная продукция считается реализованной, при выполнении двух условий: 1) товарная продукция отпущена (отгружена) покупателям и заказчикам за пределы предприятия; 2) денежные средства в оплату отгруженной продукции поступили на расчетный счет или в кассу предприятия-изготовителя. При этом оплачиваемая продукция может быть отгружена как в данном, так и в предыдущих периодах. Под чистой продукцией понимается вновь созданная стоимость, или часть национального продукта, произведенная в некоторой отрасли промышленности. Она рассчитывается как разность между валовой продукцией (ВП) и суммой материальных затрат на ее производство (МЗ), т.е. стоимостью сырья. материалов, топлива, энергии, амортизации и прочих материальных затрат: ЧП=ВП-МЗ.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |