Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 40 Феномен молодежного лидерства. Развитие молодежного лидерства и самоуправления




Фетисова Кристина

Вопрос№ 35,36,37,38,39

Искусственно сформированное мировоззрение ориентирует современного россиянина на высокую степень индивидуальной активности в противовес коллективной. Лидерство как явление, выделяющее личность из социального окружения, в этом случае становится приоритетным направлением в развитии общества — стержнем воспитательной концепции молодежи. Феномен копируется с западных аналогов, ставит под сомнение традиционные для России формы предводительства и формального руководства. Он создает благоприятные предпосылки для освоения новых ценностных установок, ускоряет процесс адаптации, создает возможности для социально-активных программ поведения. Молодежь в этом случае выступает удобной площадкой реализации таких установок, а также лакмусовой бумажкой эффективности реформ в стране. Поэтому воспитание активной жизненной позиции у подрастающего поколения (тождественной в западной терминологии лидерской позиции) — основного признака демократического общества — представляет собой одно из основных направлений молодежной политики страны.

Лагеря актива — самый распространенный механизм реализации лидерских программ в регионах. Это трех-четырехдневные выездные мероприятия, чередующие обучающий и игровой блоки. Содержательная часть лагеря актива определяется в зависимости от современных приоритетов работы с целевой категорией молодежи.. Программа лагеря включала лекции и мастер-классы.

Молодежное самоуправление — это система, ориентированная на приобретение лидерского опыта через практику руководства реально действующими структурами.. Это структура менеджмента внеучебной деятельности вуза. Студенты исполняют роль субъектов и объектов управленческих действий. Проблема развития лидерских качеств молодежи определила значимость создания органов студенческого самоуправления в вузах России.

Система студенческого самоуправления, по данным Министерства образования и науки РФ, представлена в 90 вузах России5. Система самоуправления представлена студенческим советом университета, факультетов/институтов и общежитий. Каждый совет структурирован на секторы, отвечающие за отдельное направление работы: учебный, научный, информационно-аналитический, культурно-массовый, социально-экономический, спортивный. Выстроена вертикальная иерархия подчинения органов самоуправления, что обеспечивает согласованность и последовательность их действий. Очевидно, что студенты, занятые в системе самоуправления, развивают навыки планирования, организации деятельности и анализа результатов, способны привлекать дополнительные силы и ресурсы — основные навыки профессионального менеджера.

Успешно самореализующаяся личность, ориентированная на профессиональный успех, а также являющаяся целеустремленной и имеющая четко выраженную активную жизненную позицию, стала идеалом современного молодого гражданина России. Широкое развитие лидерских программ в стране ориентировано на «тиражирование» этого феномена. Но проблема заключена в слепой экстраполяции и излишней популяризации образа лидера в среде российской молодежи. Используемые дефиниции этого феномена не отвечают традиционным требованиям, предъявляемым к отечественным неформальным и формальным руководителям, лидерам. В связи с этим возникают не только этимологические противоречия, но и несогласованность ценностных установок современного российского лидерства.

Этимологическое противоречие заключено в многосубъ-ектности и вариативности методов работы с молодежью, отсутствии единой стратегии развития лидерских качеств. Характеристики целевых групп лидерских программ разнятся в зависимости от специфики мероприятия. Так, в региональном туре Всероссийского конкурса «Лидер XXI века», могут принимать участие «творчески работающие лидеры и руководители детского и молодежного общественного движения»6, а в лагерях актива — творчески активная молодежь. В первом случае статус лидера подтверждается формальным положением руководителя организации, во втором — используется феномен социальной активности, который шире, чем лидерство (лидер — всегда социально активная личность, но необязательно наоборот).

Отсутствие однозначного понимания лидерства расширяет этимологические границы феномена. Сегодня под термином «лидер» понимается и конкурентно способный специалист, и руководитель или участник общественного движения, и ученый с большим научным потенциалом, и активный гражданин. Сфера использования термина определяется целями лидерских программ. Они колеблются от обобщающих формулировок, не подразумевающих конкретную сферу реализации, до узко практических. К первым можно отнести «подготовку через образовательно-практическую деятельность в авторитетной среде лидеров из числа студентов… с устойчивыми морально-этическими и нравственными качествами, ответственностью, устойчивой гражданской позицией» (одна из целей Малой академии государственного управления)7

Тенденция к поливариантности феномена лидерства в полной мере соответствует зарубежной концепции, подразумевающей многофункциональность лидерской позиции. Происходит искусственное насаждение западных форм лидерства на российскую действительность. Традиционные формы (предводительство, руководство) отвергаются как проявление старой культуры. Формируется лояльность российской воспитательной доктрины к западной аксиологии. Но традиционные нравственные ориентиры, глубоко интегрированные в мировоззрение российского общества, на сегодняшний момент не могут быть полностью заменены ею в силу объективности процесса усвоения инноваций. В результате молодежное лидерство России развивается в рамках своеобразного ценностного симбиоза: западные демократические приоритеты целенаправленно адаптируются на российской почве, подвергаясь свободному воздействию устоявшихся традиций.

Студенты стремятся к власти, исходя из личных амбиций. «Стремление к властным позициям» (28 %) и «собственный интерес» (42 %) — самые популярные ответы на вопрос о мотивах, которые говорят об индивидуализации ценностей современного молодого человека.

Такая самоидентификация членов студенческого совета в полной мере вписывается в западную теорию, обособляющую лидера, акцентирующую внимание на его собственные предпочтения. Однако нельзя в полном объеме переносить западные критерии оценки этого феномена на российского студенческого лидера. В ответах респондентов прослеживаются черты коллективизма. Апелляция к общественному мнению при ответе на вопрос о личных достоинствах («об этом должны судить другие» — 23 %) и обобщенности мышления («все мои качества являются моими достоинствами» — 17 %) свидетельствует о преемственности отечественных лидерских традиций не только в оценке лидерства как социального явления, но и в практикуемых механизмах управления. Подтверждает этот вывод то, что 93 % опрошенных склонны при принятии решений советоваться с коллективом (из них в этом случае 35 % всегда оставляют последнее слово за собой, а 58 % соглашаются с наиболее здравыми суждениями в группе).

.

Современное молодежное лидерство в России развивается в русле своего рода ценностного симбиоза, объединяющего западную и традиционную российскую аксиологию. Интеграция диаметральных противоположностей вписывается в общую антиномичность русского характера, варьирующего между двумя крайностями (бунтарской свободой и рабским подчинением, декларированным равенством и элитарными привилегиями и т. д.). В сложившихся условиях это особенно актуально. Лидер, реагирующий на социальные, политические и экономические инновации, обязан лояльно относиться к сопутствующей аксиологии и транслировать ее общественности. С другой стороны, традиции развития отечественного лидерства настолько сильны (основные принципы формировались в течение двадцати столетий), что продолжают оказывать влияние на ценностное самоопределение. Подобная дихотомия проявляется в отношении молодежного лидерства как тиражирование его западного понимания, тождественного гражданской активности, возможности обучения лидерству, и признание эффективности авторитарных методов воздействия. Одновременное существование двух сфер ценностей, их параллельная значимость определяют уникальность современного отечественного лидерства. Оно развивается по собственным законам и принципам, не становясь преемником западной культуры.

Источники:

Е. Н. КРИВЕНЫШЕВА «АКСИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖНОГО ЛИДЕРСТВА В РЕГИОНЕ». Опубликовано Журнал «Регионология» №3, 2009

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.