КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Список стандартов 1 страница
РЕВИЗИЯ И АУДИТ (в вопросах и ответах)
Учебно-методическое пособие Ответственный за выпуск И. В. Лаврик
Редактор В. А. Абакумец Компьютерная верстка Е. А. Бугрова Корректор Н. А. Бебель
Подписано в печать 22.02.2010 г. Формат 60×841/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Times New Roman». Отпечатано способом ризографии. Усл. печ. л. 3,95. Уч.-изд. л. 3,82. Тираж 250 экз. Зак. 23.
Издатель и полиграфическое исполнение: Учреждение образования «Частный институт управления и предпринимательства». 220086, Минск, ул. Славинского, 1, корп. 3. ЛИ № 02330/0548517 выдана 29.06.2004 г., продлена до 29.06.2014 г. 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчётности[1]. (основан на МСА 200) 2. Документирование аудита[1]. (МСА 230) 3. Планирование аудита[1]. (МСА 300) 4. Существенность в аудите[1]. (МСА 320) 5. Аудиторские доказательства[1].(Утратило силу)(МСА 500) 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчётности[1]. (Утратило силу)(МСА 700) 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту[2][3]. (МСА 220) 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности[2][3]. (МСА 400) 9. Связанные стороны[2][3]. (МСА 550) 10. События после отчетной даты[2]. (МСА 560) 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица[2]. (МСА 570) 12. Согласование условий проведения аудита[4]. (МСА 210) 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита[4]. (Утратило силу)(МСА 240) 14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита[4]. (Утратило силу)(МСА 250) 15. Понимание деятельности аудируемого лица[4]. (Утратило силу) (МСА 310)
16. Аудиторская выборка[4]. (МСА 530) 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях[5]. (МСА 501) 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников[5]. (МСА 505) 19. Особенности первой проверки аудируемого лица[5]. (МСА 510) 20. Аналитические процедуры[5]. (МСА 520) 21. Особенности аудита оценочных значений[5]. (МСА 540) 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника[5][3]. (МСА 260) 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица[5]. (МСА 580) 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами[6]. (МСА 120) 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчётность которого подготавливает специализированная организация[6]. (МСА 402) 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчётности[6]. (МСА 710) 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчётность[6]. (МСА 720) 28. Использование результатов работы другого аудитора[6]. (МСА 600) 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита[6]. (МСА 610) 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации[6]. (МСА 920) 31. Компиляция финансовой информации[6]. (МСА 930) 32. Использование аудитором результатов работы эксперта[7]. (МСА 620) 33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчётности[7]. (МСА 910) 34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях[7]. (МСА 220) Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД) 1. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности (ФСАД 1/2010) 2. Модифицированное мнение в аудиторском заключении (ФСАД 2/2010) 3. Дополнительная информация в аудиторском заключении (ФСАД 3/2010) 4. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля (ФСАД 4/2010)
5. Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита (ФСАД 5/2010) 6. Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита (ФСАД 6/2010) 7. Аудиторские доказательства (ФСАД 7/2011) 8. Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам (ФСАД 8/2011) 9. Особенности аудита отдельной части отчетности (ФСАД 9/2011) 27. Внутренние ПСАД. В законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации отмечается, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и- методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме. Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам (если аудит проводится по национальным стандартам)и международным стандартам (если аудит проводится по международным стандартам). В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых — разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверкив целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления.
Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание — закрытая информация. Внутрифирменные стандарты — это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируютсяв целях совершенствования и по причине изменения среды их применения. Внутрифирменные стандарты, как правило, являются детализацией национальных и международных стандартов аудита, они «доводят» требования общепринятых стандартов до уровня конкретных методик и конкретных указаний конкретным исполнителям, осуществляющим аудиторскую проверку. Внутрифирменные стандарты содержат методики и требования проведения аудита на всех его этапах и могут включать в себя следующие разделы. Определение целей соглашения. Каждая аудиторская проверка должна быть тщательно спланирована — это обеспечивает уверенность в том, что она проведена квалифицированно и профессионально, клиенту предоставлена высококачественная услуга, использование аудиторов было оптимальным и получена коммерческая выгода. Обзор бизнеса. Проверка начинается со знакомства с клиентом и получения знаний о нем. В фирме постоянно отслеживаются измененияв законодательстве и профессиональных стандартах, а также изменения в бизнесе, которые имеют отношение к клиентам и аудиторской проверке. Оценка возможного риска. Используя знание клиента и структурированный подход к выявлению риска, определяется риск мошенничестваи обычных ошибок и оценивается их значимость. Оценка системы внутреннего контроля для разработки стратегии аудита. На предварительной стадии проверки оценивается система внутреннего контроля — сначала система контроля за хозяйственной деятельностью, используемая руководством, а затем система бухгалтерского учетаи контроля. На этой стадии оценивается лишь информация, необходимая для разработки стратегии проверки. Определение стратегии аудиторской проверки. Обобщаются частные оценки главных рисков и определяются необходимые аудиторские процедуры.
Оценка эффективности системы контроля. Дается расширенная оценка системы внутреннего контроля для разработки плана проверкии обобщающей оценки системы контроля в конце аудиторской проверки. Клиент ставится в известность о ходе проверки. План независимых обследований. В плане определяются сущность, применение и продолжительность наиболее эффективных в каждом случае независимых обследований. Независимые обследования. Независимые обследования проводятся в соответствии с планом. В зависимости от оценки их результатов в планвносятся соответствующие коррективы. Завершение аудиторской проверки. Составляется обзор финансовой отчетности и делаются заключительные выводы. Наиболее важные моменты обсуждаются с клиентом. Представление заключения. Заключение составляется в соответствии с выводами аудиторской проверки. Кроме мнения о финансовой отчетности клиенту представляется отчет о результатах проверки. При этом преследуется цель дать обобщающую оценку соответствия системы внутреннего контроля предъявляемым требованиям и рекомендации по повышению эффективности системы учета. 28. Международные стандарты аудита. Национальные стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, экономического развития, регулирования экономики и т. д. В Российской Федерации согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» разработку федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляет федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности (ФОГРАД). Утверждает федеральные правила (стандарты) Правительство Российской Федерации. Поскольку федеральные правила находятся в процессе разработкии утверждения, действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные ранее Минфином России;их действие заканчивается по мере утверждения федеральных правил. Федеральные правила (стандарты) базируются на международных стандартах аудита. Правила (стандарты) аудиторской деятельности — это, как отмечается в законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации, единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а такжек порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: · федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; · внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторских организаций (фирм) и индивидуальных аудиторов. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов,а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требованиякоторых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются. Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках 1FAC Международный комитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета, издает международные стандарты по аудиту (International Auditing Guidelines — I AG), которые преследуют двоякую цель: способствовать развитию профессии аудитора в тех странах, в которых уровень профессионализма аудиторов ниже общемирового, и унифицировать по мере возможности отношение к аудиту в международном масштабе. Международные стандарты по аудиту действуют при любом проведении независимого аудита и по мере необходимости могут также применяться аудиторами при выполнении ими сопутствующей деятельности. Однако эти стандарты не превалируют над местными установлениями в той или иной стране, регламентирующими аудит и оказание иных сопутствующих услуг в области финансовой информации. В Австралии, Бразилии, Индии и Голландии и других странах международные стандарты используются в качестве базы для разработки собственных стандартов, а в странах, в которых решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланка и др.),международные стандарты могут полностью использоваться в качестве национальных. В наиболее развитых странах, имеющих свои специфические национальные стандарты аудита (Канада, Великобритания, Ирландия, США), международные стандарты просто принимаются к сведению профессиональными организациями. Помимо общих аудиторских стандартов существуют и специальные стандарты и нормы, регулирующие этапы и сферы аудиторской деятельности, — стандарты и нормы прогнозов и планов, стандарты этики и т. д. Международный комитет по аудиторской практике от имени Совета Международной федерации бухгалтеров издал стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов проведения аудита и стандартов по оказанию сопутствующих услуг. 29. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность. Статья 14. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов 30. Полномочия Министерства финансов РФ по регулированию аудиторской деятельности. Государственное регулирование аудиторской деятельности (ст. 15 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности") 4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации; 1. В комментируемой статье говорится, согласно ее названию, о государственном регулировании аудиторской деятельности, а по сути - об уполномоченном федеральном органе. Сокращение "уполномоченный федеральный орган" введено в ч. 5 ст. 9 комментируемого Закона для обозначения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности. Следует отметить, что первоначально Указом Президента РФ 1993 г. об аудите (п. 4) в целях организации государственного регулирования аудиторской деятельности в России была образована Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ (КпАД при Президенте РФ). Как предусматривалось в п. 19 Временных правил аудита 1993 г., утв. данным Указом, положение о названной Комиссии утверждается Президентом РФ, назначающим также ее председателя. Соответственно, распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 54-РП "Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации"*(112) были утверждены Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации и состав указанной Комиссии. Названным Положением определялось, что КпАД при Президенте РФ является коллегиальным органом при Президенте РФ, организующим разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России, а также защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. Практически одновременно с этим упразднением завершилась работа над принятием Закона 2001 г. об аудите, в п. 1 ст. 18 которого устанавливалось, что функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Во исполнение данного полномочия постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в России, определен Минфин России. В пункте 1 ст. 18 Закона 2001 г. об аудите также устанавливалось, что положение о федеральном органе утверждает Правительство РФ. Однако данное правило не повлекло внесения изменений в постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации"*(115). Позднее в рамках проводимой на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"*(116) реформы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти издано постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации"*(117), в п. 1 которого установлено, что Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ в финансовой сфере, включая в том числе область аудиторской деятельности. В принятом чуть позже постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации"*(118) (п. 2) указано, что Минфин России до внесения соответствующих изменений в законодательство РФ осуществляет полномочия по государственному регулированию аудиторской деятельности, установленные Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Этим же постановлением утверждено новое Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, которое действует и в настоящее время. Согласно общим положениям данного документа (в ред. постановления Правительства РФ от 30 января 2008 г. N 42*(119) Минфин России: Данная функция уполномоченного федерального органа в Законе 2001 г. об аудите непосредственно не определялась, но с очевидностью подразумевалась, о чем свидетельствуют названные выше акты Правительства РФ, которыми регламентирована деятельность Минфина России. В названном выше постановлении Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 прямо установлено, что в основные задачи Минфина России входит выработка единой государственной политики в сфере аудиторской деятельности. 31. Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации. 1. Совет по аудиторской деятельности (далее - Совет) создается в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. 2. Совет создается при Министерстве финансов Российской Федерации. 3. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением. II. Основные функции и права
4. Совет осуществляет следующие функции: 1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности; 2) рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению Министерством финансов Российской Федерации; 3) одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене; 4) оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности; 5) вносит на рассмотрение Министерства финансов Российской Федерации предложения о порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора внешнего контроля качества работы аудиторских организаций; 6) рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение Министерства финансов Российской Федерации; 7) осуществляет в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и настоящим Положением иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах. 5. Совет для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах осуществляет также следующие функции: 1) проводит по поручению Министерства финансов Российской Федерации экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, связанных с регулированием и осуществлением аудиторской деятельности; 2) оценивает общее состояние внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и при необходимости дает рекомендации по данному вопросу, а также указанной деятельности саморегулируемых организаций аудиторов; 3) анализирует исполнение аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по организации такого обучения и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности; 4) оценивает эффективность применяемых мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по их совершенствованию; 5) направляет при необходимости уполномоченному органу предложения по проведению внешних проверок качества работы аудиторских организаций, рассматривает результаты таких проверок и решения, принятые по ним. 6. Совет для осуществления функций, предусмотренных настоящим Положением, вправе: 1) запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию;
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |