КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебные планы и программы. Их виды, структура и принципы разработкиСодержание и принципы профессионального образования Стандартная модель учебного плана устанавливает: 1. общую структуру содержания профессионального образования; 2. соотношение различных форм обучения (теоретического и практического); 3. ограничения на учебную нагрузку. Составной частью образовательного стандарта по профессиям и специальностям, включённым в федеральный Перечень профессий, являются обязательные компоненты содержания профессионального образования. Обязательные компоненты содержания профессионального образования раскрываются через укрупнённые учебные элементы и параметры качества усвоения учебного материала. На основе модели учебного плана и обязательных компонентов содержания НПО федеральные научно-методические органы разрабатывают примерную учебно-программную документацию. Рабочие учебные планы и программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки и утверждения рабочей учебно-программной документации устанавливается территориальными органами управления образованием. Они несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта. Содержание профессионального образования может быть представлено следующими блоками: – Общетехнический блок – содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения. – Отраслевой блок – содержит учебный материал, раскрывающий общетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли, место профессии в системе разделения труда и т.д.; – Профессиональный блок – включает теоретический и практический учебный материал, являющийся основой для группы родственных профессий в рамках отрасли или на межотраслевом уровне. – Специальный блок – содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности с выходом на требуемый уровень квалификации. – Общеспециальный блок – выделяется в том случае, если профессия включает разветвлённую сеть специальностей. – Блоки перепрофилирования – позволяют на основе имеющейся получить новую профессию. – Блоки повышенного ПО – среднего или высшего. – Бизнес-блоки – нужны для благоприятного вхождения людей в рынок. – Учебный план – это официальный документ, отражающий объём и содержание обучения. – Модель учебного плана – это форма представления учебного плана, отражающая основные структурные компоненты содержания профессионального образования. – Примерный учебный план – это документ, устанавливающий на федеральном уровне перечень и объём учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учётом ступени квалификации, минимального (базового) срока обучения. Он определяет степень самостоятельности территориальных органов управления образованием, образовательных учреждений в разработке рабочей учебой документации. – Рабочий учебный план – это учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения на основе примерного, с учётом выбранной специализации и требований национально-регионального компонента образовательного стандарта.
Принципы профессионального образования К ним относятся традиционные принципы: · преемственность всех ступеней и видов образования в стране; · непрерывность; · научность; · систематичность; · доступность; · единство и взаимосвязь общего и профессионального образования. В последние годы к ним добавились новые принципы: o профессиональная мобильность; o унификация образования; o дифференциация образования; o интенсификация образования; o вариативность образования; o индивидуализация подготовки; o интеграция образования; o гуманизация образования; o демократизация образования; o гуманитаризация образования; o повышение информационной насыщенности; o информатизация и компьютеризация.
Общая структура содержания профессионального образования, соотношение различных форм теоретического и практического обучения, объём учебной нагрузки устанавливается примерным учебным планом. Учебный план – основной документ, предназначенный для организации всего учебного процесса в учебном заведении. Различают: 1) примерный учебный план и 2) рабочий учебный план. В примерном – приводится перечень предметов, периоды их изучения, объёмы циклов дисциплин. В рабочем – o даётся перечень учебных предметов; o определяется порядок и последовательность их изучения; o указывается количество часов на каждый предмет в неделю, в учебный год, за весь курс обучения; o перечисляются экзамены; o устанавливается режим учебных занятий, структура учебного года, т.е. график учебного процесса. Структура учебного плана, перечень учебных предметов, их объём, последовательность изучения и другие характеристики учебных планов устанавливаются на основе дидактических принципов. Проектирование учебного плана включает 3 этапа: 1) создание модели учебного плана; 2) создание примерного учебного плана; 3) создание модели рабочего учебного плана. Учебная программа – документ, детально раскрывающий содержание обучения по конкретному предмету. Примерная учебная программа – документ, детально раскрывающий обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового) учебного плана. Рабочая учебная программа – это программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к конкретному учебному заведению с учётом национально-регионального компонента стандарта. Рабочая учебная программа является основным документом, которым руководствуется преподаватель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению, подбирая учебно-производственные работы и т.д. Для того, чтобы анализировать программу, необходимо знать её содержание, представлять её в целом, учитывать дидактические связи между разделами материала. Программа должна ежегодно корректироваться преподавателем. Составление рабочей программы требует от преподавателя творческого подхода и самостоятельности. Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством образования РФ и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются рабочие учебные программы. Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся. Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору и факультативных. Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает учебник, который по своему содержанию и структуре должен соответствовать учебной программе по предмету.
Принципы разработки учебно-программных документов.
Основными – являются известные дидактические принципы: o научность; o доступность; o систематичность; o последовательность, o связь теории с практикой; o унификация; o дифференциация. Принцип научности требует соблюдения следующих условий: · содержание материала должно соответствовать современному уровню развития техники, технологии, производства; · в программе должны быть отражены основы соответствующей фундаментальной науке (основы теории, факты, методы, закономерности, следствия); · в содержание материала необходимо включать сведения из истории науки, о частных и общих методах её познания; · структура материала в педагогически правильной форме должна отражать логическую схему научного материала. Принцип систематичности и последовательности определяет необходимость: o разработки такой системы построения материала, которая предусматривала бы логическую последовательность формирования знаний, умений и навыков, логику развития понятий в сознании учащихся и отражала бы важнейшие закономерности процесса познания; o реализации в содержании тем программы межпредметных и межтемных связей. Принцип доступности или посильности обучения основывается на следующих положениях: · объём текста должен быть согласован с числом часов, выделенных тематическим планом на её изучение; · в разработке последовательности материала должны быть применена доступная учащимся логика и метод построения. Принципы унификации и дифференциации основаны на 2-х положениях: o учебно-программная документация должна быть унифицирована как по форме, так и по содержанию там, где это возможно; o содержание материала программы меняется в зависимости от того, по какой специальности изучается данный учебный предмет. Знания этих принципов недостаточно для отбора и систематизации материала учебной программы. Необходимо ещё и знание направлений, по которым эти принципы реализуются в программах, умение использовать эти знания при изучении и анализе конкретных программ.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 9031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |