КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вплив суспільства на культуру і культури на розвиток суспільства№63. Взаємозв’язок соціології культури з іншими науками. №62. Цінності і їхня роль в культурному житті суспільства. №61. Цінності – це матеріальні предмети, ідеї чи якості, щодо яких індивід або група займуть оцінювальну позицію, приписуючи їм особливу роль у житті, відчуваючи необхідність у них, намагаючись оволодіти ними. Вони бувають декларовані та реальні. Система цінностей обумовлює вибір засобів задоволення потреб й інтересів. -------------------------------------------------------------------------------- Соціологія культури зв'язана в структурі гуманітарних науках з: культурологія, етнологія, антропологія, мистецтвознавство, історія культури, статистика, теорія масових комунікацій, лінгвістика, семіотика, цівілізаціологія. Соціологія культури в структурі соціологічного знання, зв'язана з іншими галузевими соціологічними науками, насамперед з соціологією політики, економічної соціологією, соціологієюпраці, соціологією освіти, соціологією науки, соціологією релігії, соціологією моралі, соціологією мистецтва і т.д --------------------------------------------------------------------------------- Культура и общество тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга, так как культура общества определяет его развитие. Общество влияет на культуру и это находит свое отражение в таком явлении, как субкультура. Приставка «суб» означает принадлежность к чему-либо, выражает отношение части и целого, т.е. субкультура — это часть культуры общества. Субкультуры — это часть культуры общества в зависимости от возрастных, профессиональных, территориальных и других особенностей той или иной группы людей. Субкультуры — это историческое явление. Социально однородное первобытное общество порождало гомогенные типы культуры, единый тип для всех членов общества. Общество гетерогенное порождает различные субкультуры в целостном культурном пространстве. М.С. Каган выделяет 4 типа субкультур в культуре средневековья: 1) «Храма и монастыря» - это культура, характерная для духовенства, народа, аскетическая, антигедонистическая. 2) «Замка и дворца» - это рыцарская, придворно-аристократическая, гедонистическая культура. 3) «Средневекового города» - это культура торговцев, ремесленников, нарождающейся буржуазии и интеллигенции. 4) «Села и хутора» - это крестьянская культура, характеризуется тесной связью с природой, языческими верованиями. В современном обществе различных субкультур великое множество, что связано с дифференциацией и усложнением общества. Типология субкультур: - по возрастному признаку - по территориальному - по профессиональному - по классовому -по месту в обществе Каждая субкультура сохраняет в себе присущее культуре ядро (менталитет, ценности, ККМ). В то же время субкультуры отличаются друг от друга: - нормами, регулирующими отношения между людьми - особенностями жизнедеятельности, истории, быта - идеологическими различиями Наиболее разнообразными и многочисленными субкультурами являются молодежные. Выделяют следующие молодежные субкультуры: - рокеры - скинхеды - панки - хиппи Другую типологию субкультур предлагает Багдасарян: 1) «Мажоры» - выходцы из состоятельных семей с солидными связями, ориентированные на красивую жизнь. 2) «Яппи» - молодые люди из семей среднего достатка, ориентированные на карьеру и образование, для которых характерен практицизм, опрятность, здоровый образ жизни. 3) «Люберы» (гопники) — выходцы из неблагополучных семей, которые объединяются в группы с жесткой дисциплиной, культ силы, связаны с уголовным миром.
2. Контркультура. Контркультура - это понятие, не тождественное понятию «субкультура», потому что контркультура может охватывать разные группы общества; не тождественно понятию «бескультурье», так как контркультура несет в себе и положительные черты. Контркультура — это совокупность социально-культурных установок и ориентаций, противопоставленных официальной культуре общества. Если официальной культуре присущи такие ценности, как государство, власть, образование, религия, искусство, то для КК характерны анархия, аполитичность, нетрадиционные формы искусства, нетрадиционные формы религии. КК возникает в кризисные моменты жизни общества как протест против бездуховности, мещанства, накопительства, лицемерия, ханжества, старшего поколения. Основные функции КК: - разрушительная, так как она ограничивает официальную культуру - деструктивная, связанная с разрушением вечных ценностей - революционирующая, обновляющая функция, так как КК ведет к обновлению культуры общества. Теоретическое обоснование КК-ным явлениям дал Ницше. Он пишет о внутренней противоречивости любой культуры, которая включает в себя два начала: - Аполлоновское. Символизирует умеренность, покой, стремление к развитию и гармонии. - Диониссийское. Стихия бурной жизни, перемены, непокоя. Культура развивается благодаря противоборству этих двух начал. Молодежный протест — это проявление диониссийского начала в культуре, стихия обновления. Преобладание аполлоновского начала порождает догматизм, формализм, застой в общественной жизни. ------------------------------------------------------------------------------
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |