Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные операции, определяющие познавательную стадию творческого акта, их характеристика




Выбор темы – сложная мыслительная работа, которая выступает одной из сторон всей познавательной стадии творческого акта и завершается лишь тогда, когда окончательно формируется замысел материала.

Первая операция данной стадии может быть условно обозначена как выработка заявки на тему. Она предполагает решение следующих задач:

- явить (или уточнить) адрес искомой реальной ситуации – конкретный объект действительности, заслуживающий внимания прессы (потому иногда эту операцию так и называют – «выбор объекта»);

- предположительно определить те масштабные проблемы, в контексте которых может быть значима данная ситуация; рассмотреть возможные варианты их связи;

- спланировать и организовать необходимые практические действия.

Результат этой операции – аргументированная заявка на тему с конкретным адресом и планом действий.

Понятие «заявка на тему» указывает на предварительный характер полученного результата работы. Не тема, а именно заявка на тему, т.е. предположительный ее вариант, гипотеза (или даже гипотезы) является естественным продуктом первой операции творческого акта, итогом решения первого комплекса задач.

Вторая операция творческого акта – сбор предварительных данных. Ее смысл в том, чтобы повысить уровень компетентности журналиста, подготовить его к выявлению нового состояния отражаемой действительности. Отсюда основные задачи:

- за счет сведений, уже зафиксированных в документальных источниках, обогатить знания об объекте, который стал предметом выбора;

- уяснить, насколько освоены общественной мыслью (и журналистикой в том числе) интересующие журналиста проблемы;

- уточнить план дальнейшей деятельности.

Итог этой операции – конкретизированная гипотеза темы с подробным перечнем возможных источников новой информации и планом их освоения.

Третья операция – определение конкретного предмета изучения.

Как правило, она осуществляется при первичном непосредственном контакте с объектом. Здесь задачи такие:

- получить на месте фактические данные, которые позволяют скорректировать исходную гипотезу темы, приведя ее в соответствие с реальным положением вещей;

- выявить те стороны сложившейся ситуации, которые необходимо изучить, чтобы составить достаточно полное представление о происходящем;

- соответствующим образом скорректировать план деятельности.

В этом случае результат операции – точно очерченный предмет дальнейшего исследования.

Завершается познавательный процесс операцией самой сложной и развернутой, определяемой как направленное изучение предмета. Она предусматривает решение основных задач журналистского познания в данном творческом акте. Состав их на этом этапе таков:

1) установить основные факты, характеризующие ситуацию на данный момент; вскрыть их существенные связи и отношение к проблеме, через которую важно ситуацию рассмотреть;

2) сделать все необходимые заключения о сущности происходящего и осознать – обсудить с компетентными лицами – варианты решения проблемы, если это требуется;

3) проверить, хватает ли фактического материала для подтверждения полученных выводов, и, в случае нужды, пополнить его недостающими сведениями.

Результат этой, четвертой, операции одновременно является итогом всей познавательной стадии творческого акта: вырабатывается журналистская концепция изученной ситуации – представление о происходящем, интерпретированное журналистом в соответствии со своим мировоззрением, своей системой ценностей. На базе этой концепции и формируется окончательно замысел будущего произведения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.