Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ученый должен нести моральную ответственность за социальные последствия антигуманистического применения его открытия




Этап. В середине ХХ века началась научно-техническая революция (НТР).

Этап. На рубеже XIX-ХХ вв. произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.

Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.

Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.

Наука помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, в соответствии с которыми можно было бы решать как глобальные, так и частные проблемы, встающие перед человечеством.

По-прежнему важнейшим направлением является теоретическая физика.

В чем же проявляется возрастание значимости науки для современного общества?

· результаты научных исследований востребованы обществом, они представляют большой промышленный и военный интерес.

· постоянно растет количество научной информации. Было подсчитано, что удвоение научной информации в современном мире происходит каждые 10-15 лет. В начале века выходило около 10000 научных журналов; в настоящее время их число увеличилось до нескольких сотен тысяч.

· Наука становится все более дробной; появляется все больше научных дисциплин. Существует около 10000 научных дисциплин.

· Возникновение междисциплинарных исследований. Например, «психофизиология», «биофизика», «психолингвистика», «этнопсихология», «политическая конфликтология».

В фундаментальной и практической медицине все более активно внедряются научно-технические достижения.

Постоянное совершенствование домашней электроники - важное направление научно-технического прогресса.

Важнейшим направлением также является создание новых материалов - более прочных, легких, удобных.

Наука тесно связана с техническим прогрессом.

 

Научная революция прошла несколько этапов:

1 этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании. Начало научной революции было положено Н. Коперником и его последователями Дж. Бруно, Г. Галилеем, Кеплером.

В 1543 г. польский ученый Н. Коперник (1473-1543) опубликовал книгу «О вращении небесных сфер», в которой утвердил что Земля так же, как и другие планеты Солнечной системы, обращается вокруг Солнца, являющегося центральным телом Солнечной системы. Коперник установил, что Земля не является исключительным небесным телом и отверг геоцентрическую систему Птолемея, по которой Земля якобы занимает центральное положение во Вселенной.

Г. Галилей (1564 – 1642) обосновал и утвердил гелеоцентрическую систему, открыл четыре самых крупных спутника Юпитера из 13 известных в настоящее время. Галилей одержал успехи в научных достижениях в значительной мере потому, что в качестве исходного пункта познания природы признавал наблюдения, опыт. Заметьте: умирает Галилей, рождается Ньютон!

Англичанин Исаак Ньютон (1643 – 1727) ­ – один из величайших ученых в истории человечества. Написал огромное количество научных трудов по самым разным областям науки. Оптика, астрономия, математика, механика. Ньютон создал основы механики, открыл закон всемирного тяготения и разработал на его основе теорию движения небесных тел.

Далее в ХVIII веке революционные открытия были совершены в астрономии И. Кантом. (1724-1804) и П. Лапласом (1749-1827), а также в химии – А.Л. Лавуазье (1743-1794). К этому периоду относится деятельность М.В. Ломоносова (1711-1765), предвосхитившего многое из последующего развития естествознания.

Опора ученых XVII-XVIII века на эксперимент, развитие механики заложили фундамент для установления связи науки с производством. Однако, к началу XIX в. накопленный наукой опыт, материал в отдельных областях уже не укладывался в рамках механистического объяснения природы и общества. В XIX веке начался новый виток развития науки, происходили непрерывные революционные перевороты во всех отраслях естествознания.

Науку прославили:

I. Р. Майер (1814-1878), Дж. Джоуль (1818-1889), Г. Гельмгольц (1821-1894). Они открыли законы сохранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии.

II. Т. Шванн (1810-1882) и М. Шлейден (1804-188l) создали клеточную теорию всех живых организмов.

III. Ч. Дарвин (1809-1862), создал эволюционное учение в биологии.

IV. Д.И. Менделеев (1834-1907) открыл периодическую систему элементов. Была доказана внутренняя связь между всеми известными видами вещества.

2 этап. На рубеже XIX-ХХ вв. произошла новая научная революция, начавшись в физике. Успехи физики оказали влияние на химию и другие науки. Новая научная революция связана, прежде всего, с именами М. Планка (1858 - 1947) и А. Эйнштейна (1879 - 1955).

· Создание теории относительности и квантовой теории ознаменовали прорыв в область микромира и больших скоростей.

· Открытие электрона, радия и радиоактивности, превращения химических элементов.

· Получила развитие генетика. Сформировалась хромосомная теория.

· К середине ХХ в. на одно из первых мест в естествознании выдвинулась биология. Ф. Крик (род. 1916) и Дж. Уотсон (род. 1928) установили молекулярную структуру ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) – носитель наследственных признаков. Работами ученых М. Ниренберг, С. Очуа, Х. Коране была произведена расшифровка генетического кода.

3 этап. В середине ХХ века началась научно-техническая революция (НТР). Наука развивает технику, а техника, в свою очередь, постоянно стимулирует прогресс науки.

Сложилась картина мира. Картина мира – это совокупность устойчивых представлений о Вселенной, о месте в ней человека, его отношении к себе и окружающим.

В естественно-научном познании выделяют: научную картину мира, общенаучную картину мира, физическую картину мира.

1. научная картина мира формируется на основе достижений отдельных наук, например, физики, астрономии, биологии, философии и др. Это знания, полученные в предшествующие эпохи и новые знания.

2. общенаучная картина мира.

· В эпоху античности в астрономии господствовала геоцентрическая система Аристотеля-Птолемея, признающая центральное положение Вселенной Земли.

· В эпоху Средневековья возникла гелеоцентричесся система Коперника, признающая центральное положение во Вселенной Солнца.

· Современная наука признает существование во Вселенной (Метагалактике) миллиардов галактик – гигантских звездных систем, подобных нашей Солнечной системе.

3. физическая картина мира лидирует в современном естественно-научном познании.

· После научной революции XVII в. вплоть до конца XIX в. физическая картина мира строилась на базе классической механики.

· Современная физическая картина мира строится на основе квантовой механики, а также теории относительности.

Результат научной деятельности - эта приращение знаний.

В настоящее время научные дисциплины принято подразделять на три большие группы: естественные, общественные и технические. В то же время резкой грани между ними нет, и ряд научных дисциплин занимает промежуточное междисциплинарное положение, например, биотехнология, радиогеология.

Науку подразделяют на:

· фундаментальные науки. Заняты познанием законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы изучаются в «чистом виде», поэтому фундаментальные науки иногда называют чистыми науками. Фундаментальные науки способствуют развитию науки в целом, хотя и не дают никаких материальных выгод.

· прикладные науки – это применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Из прикладных наук можно извлечь непосредственную пользу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.