Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия и наука. Специфика философского и научного мышления




Этот вопрос распадается на 2 части:

1. является ли философия наукой.

2. как соотносятся философское и научное знание.

1) научный статус философии спорен. Аргументы за научность философии:

1. фил-я рациональна и систематична 2. Располагает своими законами, категориями и методами.3. она функционирует в обществе как научный социальные сититут.

Аргументы против:

Наука Философия
1. изучает фрагмент мира 1. изучает мир как целое
2. развивается кумулятивно Циклически (одни и те же вопросы задаются разными поколениями)
3. ориентирована на объективное знание 3. исследует человеческое видение мира
4. верифицируемое и фальсифицируемое Законы не соотносятся с опытом. Опыт конечен
5. Наднациональна Носит национальный характер
6. опирается на факты Опирается на сущности, понятия
7. оперирует терминами Оперирует категориями

Вывод из этого противоречия обеспечивает компонентный анализ философского знания: 1. Философия включает в себя научный компонент (антология); 2. Политики и идеологии; 3. Искусство;4. Мистики, изотерии, религии.

Вывод: Философия –это не наука- это по определению Гегеля «Теоретическая душа культуры, ее квинтесенция».

Соотношение философии с наукой. Различают 4 модели их соотношения:

1. метафизическая. Филос-я –это мать всех наук.

Основные положения: а) Фил-я предшествовала отдельным наукам, которые отпочковались от нее и затем внутренне дифференцировалась.

Б) фил-я дает универсальное знание, а любая наука-частное.

В) Источник фил-го знания –это откровение, врождённые идеи, абсолютный разум, а источник научного знания- опыт.

Г) фил-я оперирует универсальными методами, а частные науки конкретизируют и адаптируют для своей предметной сферы.

ВЫВОД: Фил-я знание изначально и фундаментально, оно выше научного и выступает для него когнетивным резервуаром.

2. Позитивистская модель соотношения фил-ии и науки.

Наука- сама себе философия. В основе этого подхода закон 3-х стадий развития Конта, согласно которому позитивная (научная) стадия развития общества является завершением эволюции человеческого и отменяет прочие формы общественного сознания, особенно философии.

Фил-я может сохраниться, если станет частью науки и будет обслуживать науку: 1. Прояснять механизмы научного творчества. 2. Исследовать язык науки. 3. Интегрировать научное знание. 4. Станет историей науки и т.п.

3. антиинтеракционистская (отрицает всякое взаимодействие между фил-й и наукой). Ученому- науково-, а философу- философово. Этого мнения предерживались представители философии жизни, филосии культуры, экзистенциализты (Ясперс, Губер, Сартер).

Здесь фил-я и наука полагается равнозначимыми формами культуры, а сама культура понимается способ адаптации человечества к природе (наука) и духовной сфере и насколько равнокачественны эти сферы, настолько разносущностны фил-я и наука. Их смешание мешает специфики и силы каждого из сверх культуры и губительна для них и для человечества (Церковь и предмет клонирования).

4. диалектическая модель. Фил-я и наука – это друзья- враги.

Основу этого подхода составляет диалектика части и целого:

1. они не сущ-т друг без друга.2. понимание частей происходит на основе понимания целого и наоборот. 3. И наука и фил-я одинаково важны для выживания человечества.4. Они обогащают друг друга.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.