Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы эмпирического исследования




В современной философии науки различают 4 группы методов:

1. операционные (оперейшн – действие, то есть направленные на наличное конкретно): методы - наблюдение, измерение, сравнение;

2. экспериментальные (преобразование наличного конкретного) методы – эксперимент;

3. логико-эмпирические (восхождение от конкретного к абстрактному) методы – абстрагирование, индукции, фальсификация, экстраполяция;

4. математические (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный, идеализация, математическое моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному)

первые 3 – эмпирическое познание;4-ый – теоретическое познание

Сущность мат.методов заключена в работе с идеализированными объектами и их обогащением логико-математическими действиями с ними и возвращением на уровень конкретного.

A Наблюдение – метод, имеющий целью получения фактической информации на основе использования органов чувств человека в форме ощущений, восприятия и представления. Особенности научного наблюдения:

a Чётко определена цель и объект наблюдения;

b Составлен план наблюдения;

c Наблюдение проводится систематично;

d Постоянно корректируется и определяется адекватность наблюдения результатам процесса;

e Проводится интерпретация результатов наблюдения

Важная функция наблюдения – перевести чувственную информацию в идеальную образно понятную форму, с которой работает разум учёного.

Виды наблюдений:

a Непосредственное и опосредованное приборами. Различают 5 видов приборов:

1) Приборы – усилители (микроскопы, телескопы);

2) Приборы анализаторы (спектроскопы, хромотографическая бумага) – они раскладывают полученный с их помощью информационный сигнал на составляющие (изучает состав вещества)

3) Приборы-преобразователи (электроскопы, камеры Вильсона (треки частиц), дозиметры) – их действие основано на изменении состояния приборного вещества при взаимодействии с искомым веществом.

4) Приборы регистры (фото-видеоаппаратура) – позволяет многократно воспроизводить изучаемый процесс

5) Комплексные приборы.

При опосредованном наблюдении обязательно нужно учитывать возможность искажающего влияния прибора на объект познания, а так же зависимость результатов опыта от влияния техники – это основа неклассической рациональности.

b В гуманитарных науках различают:

1) Скрытое и явное наблюдение (привести пример учеников на паре с директором и без него);

2) Включённое и не включённое (если человек внедряется в группу грузчиков, например);

3) Лабораторное наблюдение или лабораторное по’левое (деток наблюдать в детском саду или в спец лаборатории).

B Сравнение – сопоставление нескольких объектов с целю определения их общих и различных свойств. В основе сравнения лежат умозаключения по аналогии (от одинакового к одинаковому). Логическая форма: А – d,c,d,e,f,z A’ – b,c,d,e,f Вероятно А’ обладает свойством «z». (привести пример про молодого человека на ламборджине дъябло) Различают 2 виду умозаключений по аналогии:

a Аналогия свойств (внешне похожие объекты) например, один человек увидел, что в самолёте можно облегчить крылья как у пролётов моста ()

b Аналогия отношения (похожи не объекты, а связи их элементов). Атомы как планеты устроены: была планетарная модель устройства.

Так же различают виды аналогий по степени точности сравнений:

a Строгая аналогии – перенос только существенных свойств (подобие треугольников);

b Не строгая аналогия – перенос и существенных и несущественных признаков;

c Ложная аналогия – перенос несущественных признаков (лечение грецкими орехами головной боли)

C Измерение – процедура определения величины одного объекта путём его сопоставления с другим объектом, выступающим в роли мерила (мультик 38 попугаев). Процедура измерения включает в себя: измеряемый объект (не всё можно измерить), мерило (на сколько он меняется), процедура измерения (различные конструкции весов), интерпретация результатов измерения. Различают 2 вида измерений: прямые (сопоставление объекта и мерила), косвенное (установление математической зависимости). Именно с широким распространением процедуры измерения связывают рождение классической науки (Галилей, Ньютон, Декарт), которые полагали «знать, значит измерить», чем преодолели качественный подход к миру античной и средневековой науки.

D Эксперимент – сознательное вмешательство учёного в ход изучаемого процесса с целю проверки гипотезы о наличии или отсутствии причинно-следственной связи между явлениями. Широкое внедрение экспериментального метода перевело знание о природе из натурфилософского (чистое созерцание) в естествознание (экспериментально-математический подход к природе 17 век). Особенности эксперимента:

a Большая активность познающего субъекта;

b Возможность многократного воспроизведения процесса;

c Возможность ускорения и замедления процесса;

d Возможность фиксации процесса в чистых условиях;

e Возможность фиксации того, что недоступно в наблюдении.

Виды экспериментов:

a Поисковые (на бум) и проверочные (где-то, что-то вроде того);

b Качественные (есть или нет) и количественные (сколько этого есть);

c Реальные (на вещах) и мысленные (моделированные).

E Абстрагирование (от лат. – отвлечение) – мысленное отвлечение от несущественных для целей исследования свойств объекта. Различают виды абстрагирования:

a Абстракция отождествления (А – сейчас не А потом);

b Изолирующая абстракция – вещь рассматривается как носительница одного свойства (теплопроводность, масса, объём)

c Абстракция актуальной бесконечности – бесконечность рассматривается как конечное (пересчитали все молекулы);

d Абстракция потенциальной осуществимости (не осуществимое как осуществимое, например мы высадились на Солнце)

В основе создания абстракции лежат 2 ментальных процесса: конструктивная проверка (представление изучаемого объекта в разных смысловых плоскостях для определения его количественных вариаций не выходящих за пределы меры этого объекта, пример про фонемы); конструктивная сборка (нахождение инварианта в этих плоскостях и сведение всех свойств объекта к нему)

F Индукция (от лат. - наведение) – движение мысли от частного к общему. Теоретиком индукции является Френсис Бекон – автор книги «Новый органон» Общая схема индуктивного метода: [{С1 – а, С2 – а С3 – а} – частное] следовательно вероятно [{все} – общее] «С» обладают свойством «а» Различают 2 вида индукции: полная и неполная. В полной перечисляется все объекты класса и делается достоверный вывод обо всём классе. В неполной перечисляются некоторые объекты класса и она бывает 3-ёх видов:

a Простая (популярная)индукция – перечисление объектов производится произвольно, без всякой методики. Вывод вероятностный.

b Селективная индукция – выбираются несколько элементов класса по специалньной методики, что повышает истинность заключения, но оставляет его вероятностным.

c Научная индукция – основана на установлении причинно-следственной связи между сущностью объекта и его свойствами, по этому доёт достоверный вывод.

Большое значение для науки имеют индуктивные методы установления причинной связи явлений, которые называются методы Бекона-Миля:

a Метод единственного сходства АВС – Х, АВD – Х, АDY – X следовательно А –Х

b Метод единственного различия АBC –X, ВС – не даёт Х

c Совмещённый метод единственного сходства и различия ABC –X, ADE – X? BC не даёт X, DE не даёт Х следовательно А – Х (пример, кто ворует на складе)

d Метод сопутствующих изменений ABC – X, A1BC – X1, A2BC – X2, A3DC – X3 (допустим А-удобрения, Х-урожай, тогда Урожай зависит от удобрений)

e Метод остатков АВ – CD A-C следовательно В-D (открыли планету Нептун, по свойствам планет)

G Фальсификация – метод предложенный Карлом Поппером в противовес индуктивной верификации, разрабатываемой Венским методологическим кружком в 20-е – 30-е годы (смотри вопрос №2). Логическая основа фальсификации – условно-категорическое умозаключение, утверждающее утверждающего модуса. Верификация: . Фальсификация: . Верификация основана на утверждении следствия, из которого не следует утверждение основания. Фальсификация основана на отрицании следствия, из которого 100% вытекает отрицание основания.

H Экстраполяция (с лат. – расширение, распространение) – распространение следствий из какого-либо положения на другие предметные области, отличные от тех, где эти положения были сформулированы. Экстраполяция даёт вероятностное знание (пример, перенос механики Ньютона на биологические социальные явления, перенос теории Дарвина на общество, перенос синергетических явлений с химии и физики на все сферы бытия)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.