КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания
Целью этого вопроса является определение пользы философского знания для ученого, которое концентрируется в функции философии, прилагаемых к науке. 1) Мировоззренческая функция проявляется: 1) в синтезе всего многообразного знания о мире (научного, религиозного, философского и т.п.) 2) она формирует ценностные установки как ядро личности: принципы, убеждения, идеалы 3) она позволяет проанализировать энергию личности, определяет смысл жизни человека, миссию, предназначение человека и т.п. 2) онтологическая - формирование общенаучной картины мира на основе синтеза частных картин отдельных наук 3) Критическая функция философии проводит исследование общественного сознания на предмет появления в нем догматов, иллюзий, мифов и т.п., которые усложняют жизнь человека и препятствуют социальному процессу(что наука лежит в основе определения наших мыслей) 4) Культурологическая-выявление, осмысление, системотизация и адаптация к различным интеллектуальным практикам универсалий культуры, т.е. базовых понятий наодобие время, качество, причина, связь и т.п. 5) Гносиологическая -прояснение механизма познавательной деятельности 6) Методологическая осмысление универсальных методов познания диалектики и метафизики, а также общенаучных и частных методов 7) Селективная - из ряда конкурирующих теорий ученый выбирает ту, которая более соответствует его мировоззренческим принципам 8) Функция вспомогательного критерия истины - если знание не соответствует, например, принципам диалектики(объективности, всесторонности, рассмотрения, истории, развития, противоречия 9) Метонаучная – осмысление сущности научного знания, его отличие от других видов познания
контрольная функция-осуществление германистической экспертизы научных проектов с позиции высших идеалов и ценностей 10) Практическая- предвидение в обобщённом виде тенденций развития определённых уровней и видов бытия, а также предвосхищение научных открытий Сатомы Демонрита, корпускулярно волновой дуализм, Шеленга, Число - Пифагорийная идея 11) Антологическая – вооружение учёного идеалами и нормами научной деятельности
22 Общенаучные подходы в исследовании: структурный, системный, функциональный, информационный, алгоритмический и вероятностный. Общими понятиями для первых 3-х методов являются: система - совокупность взаимосвязанных элементов, структура - устойчивые отношения между элементами систем, элемент - далее неделимый компонент системы, несущий в себе её свойства АБВГ АБ ВГ А Б В Г Структурный метод - его фундирует идея того, что сущность всякой системыопределяется его структурой, а ключевое понятие в определении структуры «отношений», поэтому сущность метода заключается в выявлении всех возможных отношений между элементами структуры. Ярче всего применение структурного метода выступает в гуманитарных науках, где сложились 2 направления: структуролизм иинструктуролизм, теоретиками которых являются Фердинант де сосюр главная книга «Курс общей лингвистики» он впервые рассмотрел язык как знаковую систему в синхронии преодолевая историзм и элементаризм современной ему лингвистики. Он выделил 3 типа отношения в языке 1) Отношения внутри языкового знака
План содержания Знак План выражения 2) Выявил отношения между языковыми знаками сити и таун обозначают в принципе одно и тоже 3) Выявил отношение между знаком и отсутствием знака(программка в театре означает, что место занято, а нет, значит не занято) Василий Яковлевич Пропп исследовал структуру волшебных сказок разных народов и выявил, что они состоят чаще всего из семи персонажей, которые выполняют 31 функцию.
Леви-Строс изучал архаичные культуры в мифах изолированных друг от друга народов, находящихся на одной ступени развития. Жан Лакан исследовал структуру бессознательного на примерах психически больных людей и выявил структуру бессознательного, которые подобны структурам языка, объяснив их через понятия метафора и метанимия (когда часто переносите и ассоциируете с целым чего-то) Мишел Фуко создал новую отрасль исторического знания «археология знаний», главное понятие которой «эпистема», т.е. гносеологическая структура, определяющая видение мира и направленность познавательных усилий, структуры эпистем можно исследовать в любом, полученным на их основе знаний. Поостструктуралисты (Деррида, Лиотар, Кристива. Делёз) они понимала культуру как текст, в котором авторы создают произведение, комбинируя структуры из «голов культуры». Цель их деятельности подрыв этих структур, высвобождение голосов культуры депрессированных автором произведения (деконструкции). Пример про Муму. Этапы применения структурного метода: 1) Фиксация структуры 2) Выявление элементов и их отношений 3) Рассматриваются все возможные способыварьирования элементов структуры 4) Выявляются скрытые смыслы структур в ходе этих преобразований Системный метод – в отличие от структурного носит на только аналитический характер, но и синтетический характер, так как в его основе рассмотрение объекта как части целостности, в которую он входит. Шаги применения метода: 1) Фиксация системной природы объекта 2) Выявление элементов системы 3) Определение связей этих элементов 4) Определение иерархии элементов (уровней систем) 5) Определение функций элементов, структур и уровней 6) Определение особенностей процессов в ситеме 7) Установление законов существования систем 8) Определение связи между системами 9) Моделирование «идеальной системы» Функциональный метод основан на аналогии изучаемого объекта с организмом, поскольку залючается в выявлении частей системы и определении их вклада (функции) в обеспечение её существования. Классический пример применения этого метода дает структурный функционализм в социологии середины 20 века, который представляли т.Ф.Парсонс. Р.Мертон.
Принципы структурного функционализма разработал Парсонс: 1) Системность 2) Принцип универсализма: все элементы систем играют позитивную роль для обеспечения её бытия 3) Принцип необходимости(все элементы важны0 4) Принцип устойчивого равновесия (каждая система обладает стабилизирующим механизмом) Базовые понятия структурного функционализма: 1) Функция- наблюдаемое следствие действий элемента системы 2) Явная функция – то за чем создавался элемент 3) Латентная функция (скрытая) – действия, на которых элементне специализируется; среди латентных выделяют дисфункции – действие, приводящее к уничтожению Пример применения метода: функциональный анализ общества
Информационный. Базовое понятие информации имеет 2 вида определений: антологические и гносиологические. Антологические: Информация – отражение с обратной связью Информация – организованность или системность объекта Информация – содержание сигналов любого рода. Гносиологические: Информация – результат человеческой коммуникации, отрицается наличие информации где нет людей Информация – мера неопределённости любого процесса На основе первого антологического подхода можно счесть информационным кибернетический подход. Кибернетика – наука об управлении сложными системами любого рода. Всякое кибернетическое устройство обязательно включает в себя 3 компонента: 1) управляющее устройство; 2) управляемое устройство; 3) каналы связи между ними. Связь бывает двух видов: - положительная обратная связь, проходящая по нему информация показывает, что объект движется к поставленной цели и необходимо продублировать ранее полученный сигнал, чтобы он её достиг;
- отрицательная обратная связь показывает состояние объекта и цели для корректировки движения этого объекта. Как кибернетические системы можно рассматривать организм человека, технические устройства, коллективы и т.п. Алгоритмический метод заключается в создании последовательностей действий для решения типовых задач. Особенности алгоритмов: 1) чёткость и строгость формулировок; 2) результативность; 3) комплексность. Обучение предполагает широкое применение этого подхода, во-первых, научить пользоваться алгоритмом; научиться подбирать подходящий алгоритм; научиться модифицировать алгоритм; создавать алгоритм.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |