Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания




Целью этого вопроса является определение пользы философского знания для ученого, которое концентрируется в функции философии, прилагаемых к науке.

1) Мировоззренческая функция проявляется:

1) в синтезе всего многообразного знания о мире (научного, религиозного, философского и т.п.)

2) она формирует ценностные установки как ядро личности: принципы, убеждения, идеалы

3) она позволяет проанализировать энергию личности, определяет смысл жизни человека, миссию, предназначение человека и т.п.

2) онтологическая - формирование общенаучной картины мира на основе синтеза частных картин отдельных наук

3) Критическая функция философии проводит исследование общественного сознания на предмет появления в нем догматов, иллюзий, мифов и т.п., которые усложняют жизнь человека и препятствуют социальному процессу(что наука лежит в основе определения наших мыслей)

4) Культурологическая-выявление, осмысление, системотизация и адаптация к различным интеллектуальным практикам универсалий культуры, т.е. базовых понятий наодобие время, качество, причина, связь и т.п.

5) Гносиологическая -прояснение механизма познавательной деятельности

6) Методологическая осмысление универсальных методов познания диалектики и метафизики, а также общенаучных и частных методов

7) Селективная - из ряда конкурирующих теорий ученый выбирает ту, которая более соответствует его мировоззренческим принципам

8) Функция вспомогательного критерия истины - если знание не соответствует, например, принципам диалектики(объективности, всесторонности, рассмотрения, истории, развития, противоречия

9) Метонаучная – осмысление сущности научного знания, его отличие от других видов познания

контрольная функция-осуществление германистической экспертизы научных проектов с позиции высших идеалов и ценностей

10) Практическая- предвидение в обобщённом виде тенденций развития определённых уровней и видов бытия, а также предвосхищение научных открытий Сатомы Демонрита, корпускулярно волновой дуализм, Шеленга, Число - Пифагорийная идея

11) Антологическая – вооружение учёного идеалами и нормами научной деятельности

 

 

22 Общенаучные подходы в исследовании: структурный, системный, функциональный, информационный, алгоритмический и вероятностный.

Общими понятиями для первых 3-х методов являются: система - совокупность взаимосвязанных элементов, структура - устойчивые отношения между элементами систем, элемент - далее неделимый компонент системы, несущий в себе её свойства

АБВГ

АБ

ВГ

А

Б

В

Г

Структурный метод - его фундирует идея того, что сущность всякой системыопределяется его структурой, а ключевое понятие в определении структуры «отношений», поэтому сущность метода заключается в выявлении всех возможных отношений между элементами структуры.

Ярче всего применение структурного метода выступает в гуманитарных науках, где сложились 2 направления: структуролизм иинструктуролизм, теоретиками которых являются Фердинант де сосюр главная книга «Курс общей лингвистики» он впервые рассмотрел язык как знаковую систему в синхронии преодолевая историзм и элементаризм современной ему лингвистики.

Он выделил 3 типа отношения в языке

1) Отношения внутри языкового знака

 

План содержания

Знак

План выражения

2) Выявил отношения между языковыми знаками сити и таун обозначают в принципе одно и тоже

3) Выявил отношение между знаком и отсутствием знака(программка в театре означает, что место занято, а нет, значит не занято)

Василий Яковлевич Пропп исследовал структуру волшебных сказок разных народов и выявил, что они состоят чаще всего из семи персонажей, которые выполняют 31 функцию.

Леви-Строс изучал архаичные культуры в мифах изолированных друг от друга народов, находящихся на одной ступени развития.

Жан Лакан исследовал структуру бессознательного на примерах психически больных людей и выявил структуру бессознательного, которые подобны структурам языка, объяснив их через понятия метафора и метанимия (когда часто переносите и ассоциируете с целым чего-то)

Мишел Фуко создал новую отрасль исторического знания «археология знаний», главное понятие которой «эпистема», т.е. гносеологическая структура, определяющая видение мира и направленность познавательных усилий, структуры эпистем можно исследовать в любом, полученным на их основе знаний.

Поостструктуралисты (Деррида, Лиотар, Кристива. Делёз) они понимала культуру как текст, в котором авторы создают произведение, комбинируя структуры из «голов культуры». Цель их деятельности подрыв этих структур, высвобождение голосов культуры депрессированных автором произведения (деконструкции). Пример про Муму.

Этапы применения структурного метода:

1) Фиксация структуры

2) Выявление элементов и их отношений

3) Рассматриваются все возможные способыварьирования элементов структуры

4) Выявляются скрытые смыслы структур в ходе этих преобразований

Системный метод – в отличие от структурного носит на только аналитический характер, но и синтетический характер, так как в его основе рассмотрение объекта как части целостности, в которую он входит. Шаги применения метода:

1) Фиксация системной природы объекта

2) Выявление элементов системы

3) Определение связей этих элементов

4) Определение иерархии элементов (уровней систем)

5) Определение функций элементов, структур и уровней

6) Определение особенностей процессов в ситеме

7) Установление законов существования систем

8) Определение связи между системами

9) Моделирование «идеальной системы»

Функциональный метод основан на аналогии изучаемого объекта с организмом, поскольку залючается в выявлении частей системы и определении их вклада (функции) в обеспечение её существования. Классический пример применения этого метода дает структурный функционализм в социологии середины 20 века, который представляли т.Ф.Парсонс. Р.Мертон.

Принципы структурного функционализма разработал Парсонс:

1) Системность

2) Принцип универсализма: все элементы систем играют позитивную роль для обеспечения её бытия

3) Принцип необходимости(все элементы важны0

4) Принцип устойчивого равновесия (каждая система обладает стабилизирующим механизмом)

Базовые понятия структурного функционализма:

1) Функция- наблюдаемое следствие действий элемента системы

2) Явная функция – то за чем создавался элемент

3) Латентная функция (скрытая) – действия, на которых элементне специализируется; среди латентных выделяют дисфункции – действие, приводящее к уничтожению

Пример применения метода: функциональный анализ общества

Функция Структура Элемент
адаптация экономика Фирмы, заводы, корпорации
целеориентация политика Партии, министерства, ведомости
интеграция Социальный контроль Политика, армия, чиновники
Поддержание образца культура Церковь, школа. институт

Информационный. Базовое понятие информации имеет 2 вида определений: антологические и гносиологические.

Антологические:

Информация – отражение с обратной связью

Информация – организованность или системность объекта

Информация – содержание сигналов любого рода.

Гносиологические:

Информация – результат человеческой коммуникации, отрицается наличие информации где нет людей

Информация – мера неопределённости любого процесса

На основе первого антологического подхода можно счесть информационным кибернетический подход.

Кибернетика – наука об управлении сложными системами любого рода. Всякое кибернетическое устройство обязательно включает в себя 3 компонента:

1) управляющее устройство;

2) управляемое устройство;

3) каналы связи между ними.

Связь бывает двух видов:

- положительная обратная связь, проходящая по нему информация показывает, что объект движется к поставленной цели и необходимо продублировать ранее полученный сигнал, чтобы он её достиг;

- отрицательная обратная связь показывает состояние объекта и цели для корректировки движения этого объекта.

Как кибернетические системы можно рассматривать организм человека, технические устройства, коллективы и т.п.

Алгоритмический метод заключается в создании последовательностей действий для решения типовых задач.

Особенности алгоритмов:

1) чёткость и строгость формулировок;

2) результативность;

3) комплексность.

Обучение предполагает широкое применение этого подхода, во-первых, научить пользоваться алгоритмом; научиться подбирать подходящий алгоритм; научиться модифицировать алгоритм; создавать алгоритм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.