Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макро, мезо, микро уровень




Сложность регионалистики в том, что она занимается 3 разными темами:

1. Макрорегион – ЕС – наднацион. Глобальный уровень, на к-ом существуют территор макроструктуры мирового масштаба, полит и географ блоки (объединения) гос-в. На этом уровне исследованиями занимается не полит регионалистика, а геополитика.

2. Мезорегион – Балканы – страноведческие. Национальный уровень. Здесь в центре внимания находится отдельное гос-во. Могут рассматриваться как геополит аспекты отношений этого гос-ва с вншн миром, так и основные внутригос-венные, регион аспекты. научное направление географическим государствоведение.

3. Микрорегион – субрегиональн, внутри страны. Субнац и локальные уровни (микpoypoвни) представляют главный интерес для ПР. Их кол-во определяется размерами и уровнем неоднородности территории конкретного гос-ва. Именно су6нац пол структуры находятся в центре внимания ПР. Но ПР рассматривает и само гос-во как целостность, представляющую собой системное единство в региональном (су6национальном) многообразии. Важно отметить, что кол-во субнац уровней в различных гос-вах может быть разным. Ясно, что сложность внтр строения кжд гос-ва зависит от его размеров, a также от степени неоднородности его территории. На практике для обозначения территориального уровня того или иного явления используются как понятие "региональный", таки понятие "местный" ("локальный"). Провести между ними жесткую границу нельзя, но при этом следует помнить об основных различиях.

Понятие "местный" ("локальный") обычно используется применительно к территор сообществам, к-ые отличаются наим размерами, наиб компактностью и плотностью внтр коммуникаций. Обычно компактность этик территорий такова, что в их пределах можно легко перемещаться за короткое время. Как правило, местный уровень — это уровень населенных пунктов. B границах локальных сообществ обычно протекает повседневная жизнь человека.

Понятие "региональный" чаще используется применительно к территориям большего масштаба. Плотность внтр коммуникаций здесь значительно ниже, чем в локальном сообществе. Регион формируется как в связи c целенаправленными действиями гос-ва (в виде политико-административной единицы), так и за счет культурно-истор и соц-экон близости локальных сообществ. По отношению к региональному уровню местный (локальный) уровень является су6региональным.

B то же время в небольшом гос-ве понятия "региональный" и "местный" практически сливаются. Административные единицы 1 порядка здесь настолько малы, что по своим размерам они соответствуют локальным сообществам. B крупном гос-ве, напротив, может быть несколько субнацион уровней.

Рассматривая уровни полит простр-ва, следует все же помнить, что в реальности события происходят на "плоскости". Вертик измерение полит простр-ва условно, оно не представлено на местности. Пониманием этого факта обусловлено появление теории места и его роли в политике. B соответствии с этой теорией место (р1асе) представляет собой арену, на к-ой одновременно и параллельно происходят полит процессы всех уровней от глобального до локального. Действительно, лондонский Сити может рассматриваться и как центр принятия полит явлений глобального масштаба (в силу нахождения там правительcтвeнных учреждений Великобритании), и как локальное сообщество со своими жителями, решающими сугубо местные, бытовые проблемы. B соврем зап лит-ре в этой связи появилось понятие "glocal" ("глокальный", от объединения слов "global" и "1оса1"), характеризующее смешение функций, относящихся к разным территориальным уровням полит деятельности, на одной территории.

 

44Современный регионализм. Истоки и смысл российского регионализма

Регионализм и глобализм. Регионализм глобальный и регионализм локальный. Европейский Союз - национальное государство - регион. Концепция "Европы регионов". Принцип субсидиарности. Децентрализация, регионализация, федерализация. Зарубежные концепции регионализма. Регионализм: политический, экономический, культурный. Истоки и смысл современного российского регионализма. Пространственные особенности Российского государства. Разнообразие регионов. Динамика межрегиональных диспропорций. Центр - периферия. Внешние факторы регионализации России и СНГ. Международная деятельность российских регионов. Трансграничное сотрудничество. Региональная экономическая и политическая интеграция: причины и условия.

45 Федерализм и федеративное устройство современной России

Унитарное, конфедеративное, федеративное государство. Исторические условия возникновения федеративных государств. Федерализм как идея. Федерализм как политический принцип. Федерализм как рынок. Федерализм и демократия. Федералистские концепции объединения Европы. Американская и немецкая модели федерализма. Организация власти в субъектах федерации. Гарантии целостности федерации: проблема сецессии. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Симметричные и асимметричные федерации. Конституционные и договорные федерации. Федеративный процесс. Федерализм и национальный вопрос. Типы субъектов федерации и их иерархия. Этапы реформы федерализма в России. Истоки и смысл российского федерализма. Федеративный договор. Федеративные основы в Конституции России 1993 г. Асимметричный характер российского федерализма. Совет Федерации. Федерализм и национальный вопрос. Проблемы суверенитета в Российской Федерации.

Федерализм и федеративное устройство современной России

Унитарное, конфедеративное, федеративное государство. Исторические условия возникновения федеративных государств. Федерализм как идея. Федерализм как политический принцип. Федерализм как рынок. Федерализм и демократия. Федералистские концепции объединения Европы. Американская и немецкая модели федерализма. Организация власти в субъектах федерации. Гарантии целостности федерации: проблема сецессии. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Симметричные и асимметричные федерации. Конституционные и договорные федерации. Федеративный процесс. Федерализм и национальный вопрос. Типы субъектов федерации и их иерархия. Этапы реформы федерализма в России. Истоки и смысл российского федерализма. Федеративный договор. Федеративные основы в Конституции России 1993 г. Асимметричный характер российского федерализма. Совет Федерации. Федерализм и национальный вопрос. Проблемы суверенитета в Российской Федерации.

 

ФЕДЕРАЦИЯ — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Признаки:

- наличие 2х уровневой системы органов гос власти (на федеральном и региональном уровне)

- разграничение компетенции федеральных органов власти и органов субъектов федерации на основе федеральной конституции (договора)

- принадлежность высшей власти федеральным гос органам

- 2х палатное строение парламента, при котором 1 из палат представляет интересы субъектов федерации

- наличие двойной системы налогообложения

По внутренней структуре: симметричные/ассиметричные

По системообразующим основаниям: административно-территориальные (по географическим особенностям / национально-государственные территории (по национальной принадлежности)

Конфедерации – государственный союз суверенных государств. Отличается от федерации отсутствием развитой системы центральных органов власти. Субъекты полностью обладают суверенитетом. Свободный выход из конфедерации. Швейцария, ЕС. Создается для достижения экономич, полит, военных целей. Для конфедерации характерно верховенство зако­нов, принимаемых территориями, в то время как полномочия центра ограничены. Если в федерации существует общенациональная власть, то конфедерация является наднациональным объединением.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО - форма государственного или национально - государственного устройства, при котором территории государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, круга, районы, департаменты и т.п.). В унитарном государстве, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т.д., что создает организационно-правовые предпосылки для усиления влияния центральной власти на территории всей страны. В отдельных случаях в состав унитарного государства могут входить одна или несколько территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных государственных образований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 7791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.