Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В Концепции выделяется как важная составляющая формирования военно-политического господства НАТО политика симметричного разоружения и контроля над ним. 5 страница




важнейшим направлением политической деятельности НАТО и, в первую очередь, ее индустриально развитых государств-членов будет осложнение функционирования Договора о коллективной безопасности стран СНГ, возведение препятствий на пути вступления новых государств в Договор, усиление политического влияния, направленного на углубление противоречий между государствами-участниками СНГ, а также провоцирование осложнений их отношений с Россией. С этой целью ведется работа по поддержке инициативы укрепления сотрудничества стран-участниц ГУУАМа (объединяет Грузию, Украину, Узбекистан, Азербайджан, Молдову), на базе которого в перспективе планируется развертывание военно-политической координации и сотрудничества.

СБ ООН и ОБСЕ отводится роль политических инструментов проведения курса США и их союзников при “обеспечении содействия безопасности и стабильности в Евроатлантике”.

В Концепции отдельное место уделено отношениям НАТО с Российской Федерацией и Украиной. Если России НАТО предлагает “стабильное и долговременное партнерство”, то Украине “поддержку суверенитета и независимости, территориальной целостности, демократического развития, экономического процветания Украины и ее статуса неядерного государства...”.

ООН осуществляет комплексные операции, связанные с установлением и поддержанием мира и оказанием гуманитарной помощи.

в 1948–1949 годах ей удалось разрядить напряженность во время берлинского кризиса, снять остроту Карибского кризиса в 1962 году и кризиса на Ближнем Востоке в 1973 году.
В 1988 году усилия Организации Объединенных Наций по мирному урегулированию позволили прекратить ирано-иракскую войну, а в следующем году благодаря переговорам, проводившимся под эгидой Организации Объединенных Наций, советские войска были выведены из Афганистана.

 

В настоящее время в начале нового ХХ1 века миротворческая деятельность ООН выходит на новые рубежи, в связи с этим в этой сфере сотрудничества Объединенных Нации, возникают и новые проблемы.

 

Важнейшими задачами Организации Объединенных Наций являются прекращение распространения оружия, а также сокращение и ликвидация, в конечном итоге, всех запасов оружия массового уничтожения.

 

Она поддерживает многосторонние переговоры, ведущиеся в рамках Конференции по разоружению и других международных органов. В результате этих переговоров были заключены такие международные соглашения, как
- Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год),
- Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год)
- договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия.
Базирующееся в Вене Международное агентство по атомной энергии, действуя на основе системы соглашений о гарантиях, отвечает за обеспечение того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для использования в мирных целях, не применялись в военных целях.

В рамках своей миротворческой деятельности Организация Объединенных Наций, используя дипломатические механизмы, помогает противоборствующим сторонам прийти к соглашению.

Важную роль в миротворческой деятельности играет и Генеральный секретарь. Он может доводить до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые, по его мнению, создают угрозу международному миру и безопасности.

 

Генеральный секретарь также может использовать механизм «превентивной дипломатии» в целях урегулирования споров до обострения ситуации.

 

операция Организации Объединенных Наций, развернутая вдоль линии прекращения огня между Индией и Пакистаном в штате Джамму и Кашмир, существует с 1949 года, а на Кипре миротворцы Организации Объединенных Наций находятся с 1964 года.

 

В настоящее время существует несколько отличающихся друг от друга подходов к классификации миротворческих операций. Это связано с целями, преследуемыми при учреждении миротворческих операций, использования или не использования военной силы при решении задач, которые могут возлагаться на воинские контингенты, привлекаемые к их осуществлению.

 

Превентивная дипломатия - это действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты.
Она имеет своей целью ослабление напряженности до того, как эта напряженность перерастет в конфликт, или, если конфликт начался, принятие незамедлительных мер по его сдерживанию и устранению причин, лежащих в его основе.
В рамках превентивной дипломатии в соответствии с концепции изложенной в докладе Генерального секретаря ООН, могут участвовать и вооруженные силы, а Концепция предусматривает возможность превентивного развертывания сил ООН в случае создания демилитаризованных зон.

 

Кроме того, превентивное развертывание может быть использовано, когда какая-то страна ощущает угрозу и просит обеспечить соответствующее присутствие лишь с ее стороны границы.
Вместе с тем превентивное развертывание по характеру осуществляемых действий и задачам, которые ставятся вооруженным контингентам, перекликается с аналогичными действиями и задачами, осуществляемыми в рамках миротворческих операций ВС по поддержанию мира.
Это приводит к появлению разночтений, когда ряд экспертов (это особенно характерно для политологов и военных экспертов США) выводят превентивное развертывание ВС за рамки превентивной дипломатии, целиком относя ее к классу миротворческих операций ВС по поддержанию мира.


Барак Обама обещал «определить новое направление в политике применения ядерного оружия и показать всему миру, что Соединенные Штаты разделяют обязательство о полной ликвидации всех видов ядерного оружия, вытекающее из Договора о нераспространении ядерного оружия». По его словам, ликвидация ядерного оружия в глобальном масштабе станет «центральным элементом ядерной политики США».

Российская Федерация, являясь участницей ДНЯО (Договор о Нераспространении Ядерного Оружия) (1968 г.), неизменно поддерживает идею полного и повсеместного уничтожения ядерного оружия на многосторонней основе.

«ядерной пятеркой» (Великобритания, КНР, Россия, США и Франция) или «фактической ядерной тройкой» (Израиль, Индия и Пакистан)

В настоящее время подавляющее число государств мира высказываются за его освобождение от «ядерного дамоклова меча». Ядерное оружие сегодня остается единственным реально существующим видом оружия массового уничтожения, если учесть факт введения полного запрета на производство химического и биологического оружия после принятия соответствующих международных конвенций.

ГОТОВЫ ЛИ США ИДТИ К «ГЛОБАЛЬНОМУ ЯДЕРНОМУ НУЛЮ»?

Во-первых, подобное сомнение возникает из-за неизменности наступательных ядерных и космических стратегий и доктрин США, в особенности, принятых бывшим американским руководством в 2005-2009 гг.

Во-вторых, перспективные планы США по модернизации ядерных потенциалов СНВ и тактического ядерного оружия предполагают сохранение ядерного оружия в качестве главного компонента стратегии сдерживания «в XXI веке» – даже позже 2050 г.

В-третьих, у Вашингтона пока нет четкого представления о графике и объемах поэтапного уничтожения ядерного оружия. Президент Барак Обама не обозначил примерный срок выхода на «глобальный ядерный нуль» и не предложил поэтапный план его достижения.

Специально созданная двухпартийная комиссия Конгресса по национальной ядерной стратегии, затронув тему создания безъядерного мира, вновь усилила давление на Барака Обаму. Комиссия подвергла сомнению возможность достижения указанной цели, констатировав: «В настоящее время не существует условий, которые могли бы сделать возможным уничтожение ядерного оружия в глобальном масштабе, и их появление потребовало бы фундаментальную трансформацию всемирного политического порядка». Комиссия рекомендовала Белому дому, чтобы до наступления этапа отмеченной «трансформации» США придерживались стратегии «сильного и надежного ядерного сдерживания».

«Национальная стратегия США в области безопасности» (март 2006 г.), «Стратегия национальной обороны» (июнь 2008 г.), а также обновленный в декабре того же года прежней администрацией США план ведения глобальной ядерной войны «Оперативный план 8010-08» (OPLAN 8010-08 Global Deterrence and Strike), предусматривают нанесение упреждающе-превентивных ядерных ударов по семи странам мира, включая Россию. Наша страна до сих пор фигурирует в военно-стратегических установках Пентагона как «наиболее мощный потенциальный противник Соединенных Штатов».

Российская Федерация исходит из того, что движение к безъядерному миру возможно и необходимо, но не любой ценой. В складывающихся условиях ее национальная безопасность должна быть непоколебима. Разоружаться в одностороннем порядке, заведомо соглашаясь с нарушением принципа равенства и одинаковой безопасности в процессе сокращения ядерных потенциалов, Россия никогда не будет. В упоминавшейся новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отнюдь не случайно упомянута формула поддержания «паритета» с США в области СНВ в условиях развертывания ими глобальной системы ПРО и реализации концепции глобального молниеносного удара с использованием стратегических носителей в ядерном и неядерном оснащении.

Движение к безъядерному миру возможно лишь на основе принципа равенства и одинаковой безопасности всех ядерных сторон; укрепления стратегической стабильности в целом; недопущения милитаризации космического пространства; отказа от развертывания систем ПРО за пределами национальных территорий; продолжения процесса ядерного разоружения всеми государствами, обладающими ядерным оружием, их «плавное» присоединение к усилиям в этой сфере, уже предпринимаемым Россией и США; недопустимость принятия на вооружение СНВ в обычном оснащении, то есть создания так называемого «компенсирующего потенциала»; обеспечение гарантий отсутствия у государств «возвратного ядерного потенциала» (к «возвратному потенциалу» американцы относят выведенные из боевого состава стратегических ядерных сил, но не уничтоженные носители, например, тяжелые бомбардировщики, а также «оперативно неразвернутые боезаряды» СНВ, отстыкованные от носителей и размещенные на централизованных базах хранения); блокирование попыток использовать участие в ДНЯО для реализации военных ядерных программ;

 

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

· пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;

тенденция - попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

51 Становление и развитие сравнительной политологии

Становление сравнительной политологии. Этапы развития сравнительной политологии. Критика институционализма и бихевиорализма. Характеристика современной сравнительной политологии. Состояние сравнительных политологических исследований в современной России. Объект и предмет сравнительной политологии. Дискуссии относительно статуса дисциплины. Сравнительная политология в системе политологических дисциплин. Функции сравнительной политологии. Значение использования сравнительного метода в политологических исследованиях.Сравнение как метод анализа. Сравнение в политике и политологии. Сравнение и эксперимент. Виды сравнительных исследований. Методологические проблемы сравнения: проблема сравнимости, эквивалентности, универсальности, "слишком много переменных - слишком мало случаев", «проблема Гэлтона», измерения и интерпретации. Этапы сравнительного исследования. Переменные и параметры сравнения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.