Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие материи в философии и науке




Категория материи, рассматриваемая как центральная в любой форме материализма, прошла несколько этапов свое­го смыслового наполнения. Первым этапом является натур­философское представление о материи в античной филосо­фии. Представления античных философов о естественных первоначалах, из которых формируется все многообразие мира, близки современному понятию материи. Вторым эта­пом стало представление об одухотворенной материи в пантеизме XVI - XVII вв. Третьим - представление о ма­терии как веществе в философии эпохи Просвещения. Именно в значении вещества современная наука использует термин «материя».

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними. Например, макротело можно рассматривать как определенную организацию молекул. Любая молекула тоже является системой, которая состоит из атомов и определенной связи между ними: ядра атомов, входящие в состав молекулы как одноименные (положительные) заряды, подчиняются силам электростатического отталкивания, но вокруг них образуются общие электронные оболочки, которые как бы стягивают эти ядра, не давая им разлететься в пространстве. Атом также представляет собой системное целое - состоит из ядра и электронных оболочек, расположенных на определенных расстояниях от ядра.

Чет­вертый этап связан с пониманием материи как объективной реальности в диалектическом материализме.

Классическим в материалистической философии являет­ся определение материи, данное В. Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, кото­рая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Так, понятая материя является предельно широкой категорией, которая, может быть определена только через соотнесение с другой, предельно общей, категорией. Противоположностью мате­рии - объективной реальности является сознание, реаль­ность субъективная. Кроме того, в определении В. Ленина философское понимание материи очищается от любых кон­кретно-научных представлений о ней. Подобное отожде­ствление чревато мировоззренческими и научными проблемами. Так, например, сведение материи к веществу, т.е. частному представлению о ней в механистической философии и науке, привело на рубеже XIX—XX вв. к кризису и физике, выходом из которого стало новое понимание ма­териальности бытия. Тогда же был сделан принципиальный вывод о том, что материя может существовать в фор­мах, которые пока неизвестны науке и философии.

Противопоставляя материю как объективную реальность сознанию как субъективной реальности, материалисты тем самым признают действительность внутреннего мира чело­века, который не менее реален, чем мир объективных вещей и процессов.

Определение материи как объективной реальности на­зывается гносеологическим и не является единственным. Кроме него существует онтологическое понимание мате­рии как субстанции. В таком ракурсе материя и сознание не противопоставляются абсолютно. Отражение выступает атрибутом материи, поэтому сознание как высшая форма от­ражения также бытийствует, но лишь в атрибутивной форме. Сознание есть особое свойство материи - таково соотно­шение материи и сознания в материалистической онтологии. Будучи субстанцией, материя никем не создана и неуничтожима. Неуничтожимость понимается в количествен­ном и качественном плане: ни одно из свойств или качеств материи не может быть окончательно утрачено, материя существует, переходя из одной формы в другую. Источник движения и изменения находится в самой материи. Пред­полагается, что материя внутренне противоречива, и это противоречие выступает источником ее изменения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.