Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнографический материал в краеведении




Читайте также:
  1. BM-00001 ЧПУ управляемый закрепочный автомат двойного челночного стежка для легких и среднетяжелых материалов
  2. BM-00001 ЧПУ управляемый закрепочный автомат двойного челночного стежка для тяжелых материалов
  3. C) +уплотнение материала
  4. I. Материалы
  5. II. Изучение нового материала
  6. II. Объяснение нового материала.
  7. II. Работа над новым материалом.
  8. II. Сохранение и забывание материала
  9. II. Сохранение и забывание материала
  10. III. 1. Материалы для изготовления буроинъекционных свай и составы растворов
  11. III. Беседа по новому материалу (страничка для любознательных).
  12. III. Закрепление изученного материала.

Этнография – это историческая наука, которая изучает народы, их культуру и быт. Термин «этнография» происходит от греческих слов «этнос» (народ) и «графейн» (описывать) и означает народоописание, народоведение. Народами в этнографии называют группы людей, обладающих общими особенностями языка, культуры, быта и осознающих свое культурно-бытовое единство. Люди, относящиеся к одному народу, проживают совместно на одной территории или отдельными группами среди других народов. Каждый народ создает культуру и формы быта, которые являются составной частью мировой культуры. Под культурой в этнографии понимается все то, что создано руками и умом человека. Культуру каждого народа подразделяют на материальную и духовную. К материальной культуре относят орудия труда, хозяйственные постройки, средства передвижения, жилище, одежду, украшения, предметы домашнего быта, т.е. все то, что сделано руками людей. В понятие «духовная культура» включают народные знания, народное творчество, религиозные верования, т.е. всевозможные порождения умственной деятельности людей. Бытом в этнографии называют устоявшиеся формы общественной и личной жизни людей. Каждый народ имеет своеобразные черты как в материальной и духовной культуре, так и в быту. Изучение культуры и быта народов есть главная задача этнографической науки.

Как историческая наука этнография использует различные источники, в которых содержится информация о культуре и быте народов в прошлом и настоящем.

К таким источникам относятся:

-письменные свидетельства, как рукописные, так и опубликованные

-коллекции предметов, хранящихся в музеях

-полевые этнографические материалы, которые собираются во время непосредственных контактов с изучаемым народом. Этот вид источников является самым важным в этнографии.

Первые этнографические сведения о древнем населении, проживавшем на территории Беларуси, содержатся в древнерусских источниках. В «Повести временных лет» упоминаются этнические общности, обитавшие в раннем средневековье, накануне образования Древнерусского государства в Полесье, верхнем Понеманье, Подвинье и Поднепровье (дреговичи, кривичи, радимичи). Автор «Повести временных лет» ставит вопрос о происхождении этих общностей, указывает некоторые особенности их образа жизни. В древнерусских источниках имеется также много сведений о быте населения в эпоху Древнерусского государства и феодальной раздробленности. В период позднего средневековья этнографические сведения о населении Беларуси, которая находилась в это время в составе ВКЛ, а затем Речи Посполитой, сохранились в местных летописях, многочисленных инвентарях, записках путешественников, иностранных послов.



Интерес к этнографии Беларуси усилился после воссоединения Беларуси с Россией. В начале 19 в. в Беларуси побывала экспедиция В.Севергина, собравшая много ценных материалов о традиционных формах хозяйства и материальной культуре белорусов. На развитие этнографических исследований в Беларуси большое влияние оказало возникшее в 1845 г. Русское географическое общество. Оно составило программу по сбору этнографических сведений, которая была разослана во многие места России, в том числе и в Беларуси. Наиболее крупными этнографическими работами о Беларуси, выполненными по программе, были труды А. Киркора, сделавшего этнографический обзор Виленской губернии («Этнографический взгляд на Виленскую губернию» и Н. Анимелле, описавшего быт крестьян Витебщины( «Быт белорусских крестьян»).

В 60-70-е гг. 19 в. много сведений о Беларуси публиковалось на страницах губернских газет, в памятных книжках и описаниях белорусских губерний. Наиболее ценным является описание Гродненской губернии, в котором дается характеристика экономического положения крестьянской семьи.

Важными источниками для этнографии служат труды крупных представителе белорусской этнографии П.И.Шейна («Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края»), Н.Я.Никифоровского («Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии»), Е.Р.Романова («Белорусский сборник», «Могилевская старина»). В этих работах помещены описания материальной культуры, обрядов и верований белорусского крестьянства, их фольклор.

Описанию быта и материальной культуры жителей Полесья посвящены работы белорусских этнографов А.К.Сержпутовского («Земледельческие орудия Белорусского Полесья», «Бортничество в Белоруссии»), И.А.Сербова («Поездки по Полесью 1911 и 1912 гг.», «Белорусы – сакуны»). В исследованиях характеризуются поселения, усадьбы, жилища, одежда местных жителей, отмечаются как общие, так и локальные особенности в материальной культуре Полесья.

Этнографический материал о быте белорусского народа были обобщены в дореволюционный период в труде выдающегося ученого Е.Ф.Карского «Белорусы», в котором сделан анализ развития белорусской этнографии, исследованы вопросы происхождения белорусского народа, дан анализ традиционной и духовной культуры белорусских крестьян.

После Великой Октябрьской революции в Беларуси создается научно-исследовательский центр по изучению народной культуры. В 1922 г. был открыт Институт белорусской культуры, в котором образована секция этнографии, которая потом переименована в кафедру этнографии. После реорганизации Института белорусской культуры в Академию наук БССР кафедра этнографии была преобразована в сектор этнографии. Была развернута работа по изучению материальной культуры, производственного, общественного и семейного быта, духовной культуры белорусского народа, проводилась большая собирательная работа, организовывались этнографические экспедиции.Собранные материалы по этнографии Беларуси включали 70 единиц описаний и фольклорных текстов, около 10 тыс. фотоснимков, 2 тыс. предметов, которые предназначались для этнографического музея. Все материалы были уничтожены во время ВОВ немцами.

После войны научный центр по изучению этнографии Беларуси был восстановлен. Исследования вел сектор этнографии и фольклора Института истории Академии наук БССР. В 1957 г. был создан Институт искусствоведения, этнографии и фольклора.

Начинается исследование жизни сельских жителей Беларуси, был обследован колхоз «Большевик» Хойницкого района Гомельской области. Истории сельскохозяйственной техники, сельских поселений, усадеб, жилищ, одежды белорусов посвящены фундаментальные коллективные исследования белорусских этнографов «Белорусское народное жилище», «Народная сельскохозяйственная техника белорусов», «Белорусская народная одежда».

В 70-е г. проводилось исследование народных промыслов Беларуси. Рыболовный промысел в историко-этнографическом очерке «Рыболовство в Белоруссии» подробно описал И.Н.Браим, рассказав о традиционных рыболовных орудиях белорусов, особенностях традиционной рыболовной техники, исследовал быт рыбаков в прошлом и в советское время.

Плодотворно велось в 60-е – 70-е гг. исследование быта рабочего класса Беларуси. В эти годы были изданы книги В.М.Иванова «Очерк быта промышленных рабочих дореволюционной Белоруссии», «Очерк демографии, социологии и быта рабочего класса Советской Белоруссии», «Новое время – новая жизнь».

Большое значение для этнографических исследований имело создание обобщающих трудов, в которых всесторонне охарактеризованы быт и культура белорусов на протяжении длительного исторического периода, исследованы крупные проблемы белорусской этнографии. Это такие работы как «Белорусы», выполненная коллективом специалистов по белорусской этнографии, М.Я.Гринблат «Белорусы» о происхождении и ранних этапах этнической истории белорусского народа, Е.И.Корнейчик «Белорусская нация», в которой рассматривается развитие белорусского народа в эпоху капитализма и в советское время.

Важное значение для краеведения имеют методы сбора полевых этнографических материалов. Для этого применяют стационарный и экспедиционный методы.

Стационарный метод предполагает длительное изучение быта и культуры населенного пункта, это может быть несколько месяцев, год и даже несколько лет. Этот метод предполагает проживание исследователя в течение всего этого срока в населенном пункте, который он изучает. Сведения, собранные стационарным методом, очень надежны, так как исследователь имеет возможность в течение этого срока проверить свои наблюдения и навыки, собрать наиболее полные сведения о всех сторонах жизни местного населения, о явлениях быта, которые требуют длительного наблюдения.

Экспедиционный метод заключается в кратковременном пребывании исследователя в одном или нескольких населенных пунктах. При этом методе непосредственные контакты исследователя продолжаются несколько недель, месяц и гораздо реже несколько месяцев.

Применение экспедиционного метода позволяет в более короткий срок изучить большую группу населения, обследовать большую территорию.

И при стационарном, и при экспедиционном методах работы исследование ведется посредством личных наблюдений, бесед с местными жителями, фиксации материалов.

Полевая работа включает сбор этнографических предметов, характеризующих быт местного населения.

Личным наблюдением называется такой прием работы, когда этнографические сведения собираются посредством целенаправленного визуального наблюдения. Все сведения, полученные посредством личных наблюдений, фиксируются в полевом дневнике. Дневник обязательно должен иметь титульный лист, на котором указывается название этого полевого документа, фамилия, имя и отчество того, кто ведет дневник. Все страницы дневника должны быть пронумерованы. Перед каждой записью ставится дата, когда записываются сведения – число, месяц, год, а также указывается место записи. Если в течение дня записи велись в разных местах, то обязательно указывается каждое новое место записи. Если заполняется несколько дневников, то каждый дневник помечается порядковым номером. Полевой дневник заполняется разборчивым почерком.

Очень важным видом полевой работы является беседа с местными жителями, которых за сообщаемые ими сведения о культуре и быте населения края, в научной литературе называют информаторами. Успешное применение этого вида работы предполагает умелый подбор информатора. Для беседы необходимо подбирать таких людей, которые могут дать наиболее полную и правдивую информацию о быте в прошлом, в современный период. Запись бесед фиксируется в полевой тетради, для которой рекомендуется использовать, как и для полевого дневника, толстую тетрадь с прочными обложками.

Тетрадь должна иметь титульный лист, на котором указывается название документа (полевая тетрадь), номер (если полевых тетрадей заполняется несколько), фамилия, имя, отчество того, кто вел записи. Все листы полевой тетради нумеруются. Запись беседы с каждым новым информатором начинается с нового листа. Перед изложением содержания беседы обязательно указывается место записи (селение, сельский совет, район, область), необходимые сведения об информаторе (фамилия, имя, возраст, профессия), дата записи, фамилия, имя, отчество того, кто вел запись. Запись беседы в полевой тетради должна быть четкой.

Кроме записей в дневнике, тетради, сведения о культуре и быте населения фиксируются посредством зарисовок, чертежей, фотографирования. Этот вид полевой работы чаще всего применяется для сбора информации о предметах материальной культуры. Рисунки, чертежи обозначаются порядковыми номерами. При фотографировании указывается номер пленки, номер кадра.

Во время полевой работы по мере возможности ведется сбор этнографических коллекций, которые затем передаются в историко-краеведческие музеи. Коллекции представляют собой подлинные этнографические предметы. Исследователь должен собирать не разрозненные вещи, а комплекс вещей, характеризующий ту или иную сторону быта, определенные виды хозяйственных занятий.

 





Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.105.205
Генерация страницы за: 0.003 сек.