Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликтология об образовании




Конфликтологи рассматривают школы как посредников, воспроизводящих и

легитимизирующих существующий социальный порядок и, таким образом, действующих во

благо одним индивидам и группам и в ущерб другим.

Воспроизводство социальных отношений в сфере производства. Некоторые

конфликтологи изображают школы как учреждения, служащие интересам капиталистического

производства, и как социальные инструменты убеждения населения в том, что частная

собственность и прибыль — это благо для общества в целом. Школы рассматриваются как

учреждения, готовящие податливую рабочую силу для капиталистической экономики.

Скрытый процесс обучения. С точки зрения конфликтологов в школах существует

скрытый процесс обучения; он состоит из комплекса нечетко выраженных ценностей, позиций

и моделей поведения, которые исподволь воспитывают детей в соответствии с

представлениями доминирующих институтов. Школы выступают в роли связующих звеньев

между ценностями семьи (доверительность и близость) и более требовательными и

обезличенными нормами технократического общества, где царит дух конкуренции.

Органы управления. Конфликтологи согласны с функционалистами в том, что школы

выступают в роли посредников для привлечения меньшинств и людей, находящихся на

нижних ступенях общества, в доминирующую культуру. Однако они не видят в этой

функции ничего позитивного. Социолог Рэндалл Коллинз утверждает, что система

образования служит интересам господствующей группы, снижая напряженность, создавае-

мую малыми этническими группами. В крупных многонациональных обществах, где имеют

место конфликты, как в США и России, школы становятся инструментами американизации

или, соответственно, русификации меньшинств. Обязательное обучение стирает этнические

различия и передает национальным меньшинствам и людям, находящимся на нижних

ступенях социальной иерархии, ценности и образ жизни господствующей группы. Итак,

школы рассматриваются как органы управления, используемые элитами.

Производственный капитал. Конфликтологи относятся к научным исследованиям и

разработкам совершенно иначе, чем функционалисты. Образование является частью

производства. Оно не только воспроизводит существующие социальные структуры, но и

способствует развитию ноу-хау, которое требуется капиталистам для прогресса экономики и

приобретения преимущества в конкурентной борьбе на мировых рынках.

Креденциализм. Коллинз также скептически относится к утверждению

функционалистов, что школы выполняют роль эскалаторов. Он показывает, что школьникам

явно недостает технических знаний и большую их часть они приобретают на рабочем месте.

Уровень квалификации, необходимый машинисткам, секретарям, продавцам, учителям,

рабочим на конвейере и многим другим, не намного отличается от того, который

существовал в предыдущем поколении. Коллинз называет эти тенденции креденциализмом

— работник должен иметь диплом или удостоверение ради него самого, а не для того, чтобы

подтвердить навыки и умения, необходимые для выполнения конкретной работы. Поскольку

образование скорее является подтверждением классовой принадлежности, а не

квалификации, оно функционирует как инструмент для передачи классового наследия.

Если когда-то университетский диплом давал человеку элитарный

профессиональный статус с соответствующим этому статусу вознаграждением, то сегодня

он дает статус среднего класса с соответствующей ему оплатой труда. Но несмотря на то что

население становится образованнее, относительное положение различных групп в системе

стратификации практически не меняется.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.