Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоведение. «Новая эра в музыке» начинается на рубеже эпох классицизма и романтизма




Кино

Театр

Музыка

«Новая эра в музыке» начинается на рубеже эпох классицизма и романтизма. Связана она с титанической творчеством Людвига ван Бетховена. Она охватила почти все формы и жанры музыки, общепризнанной же вершиной стали девять симфоний, каждая из которых - это целый художественный мир. Современник Французской революции, страстно увлеченный ее первыми шагами, решительный противник бонапартизма, музыкант философского склада, бесконечно расширил выразительные средства музыки, композитор трагического мироощущения, Бетховен был оценен и поднят на щит романтиками, хотя сам он расходился с их эстетическими убеждениями. У Бетховена воплотились лучшие черты всей музыкальной культуры, предшествовавшей ему, и вместе с тем его творчество - поворотный пункт в музыке.

Что касается романтического направления, то он оказался на редкость богатым выдающимися дарование. Франц Шуберт и Роберт Шуман, Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер, Ференц Лист и Фредерик Шопен, много других композиторов - гордость национальных культур и всей мировой музыкальной культуры. С романтизмом в музыку пришли эмоциональная выразительность, фантастическая выдумка, сказочно-поэтическая образность, нередко заимствована из фольклора. Самое яркое явление в музыке романтизма - господство лирико-психологического начала. Суть каждого музыкального романтического произведения - «лирическая исповедь». Именно поэтому важнейшее значение приобрели различные малые формы, которые наполнились серьезным и глубоким содержанием - фортепианная пьеса, инструментальная миниатюра, романс (Шуман, Шопен, Лист). Новые тенденции повлияли и на симфонизм (Берлиоз, Лист).

Музыка стала активнее, чем раньше, взаимодействовать с литературой. Это стало причиной появления программных музыкальных произведений, в название или основу которых был положен литературное произведение. «Обновление музыки через связь с поэзией», - так сформулировал эту ситуацию нояб. Например, создатель программных симфоний французский композитор Гектор Берлиоз давал своим произведениям такие названия: «Фантастическая симфония», «Траурная-триумфальная симфония», «Гарольд в Италии» (по поэме Байрона), «Ромео и Джульетта» (по трагедии Шекспира). Множество музыкальных произведений связана с «Фаустом» Гете: "Сцены из«Фауста»Шумана," Первая Вальпургиева ночь»Мендельсона,«Осуждение Фауста»Берлиоза, опера«Фауст»Гуно.

Расширяется музыкальное образование, открываются консерватории, появляются музыкальные газеты и журналы, целые музыкальные издательства. Большую роль в пропаганде серьезной музыки сыграла просветительская деятельность самих композиторов XIX в. Они нередко выступали со словом о музыке, объясняя ее содержание, стремясь привлечь к ней как можно большее число слушателей. Статьи и книги Р. Шумана, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера помогают и сегодня разобраться в сложном мире музыкальных идей.

Много нового возникло и в музыкальных театрах Европы. В настоящее время опера давно успела войти в массовое сознание европейцев. Но новаторство в этом жанре встречало значительные трудности: огромные средства, необходимые для постановки любой оперы, рутина, глубоко врослася в среду исполнителей, риск неудачи выполнения в неподготовленной аудитории. Настоящим реформатором оперного искусства выступил немецкий композитор Рихард Вагнер - создатель оперы-драмы, в которой осуществил синтез философско-поэтического и музыкального начал (героическая опера-сага «Кольцо Нибелунгов»). Музыкальный театр Вагнера и его преемников Верди, Мусоргского и Чайковского, Гуно и Бизе ознаменовал собой вершину развития оперы XIX в. Оперы «Трубадур», «Аида», «Травиата», «Риголетто», «Дон Карлос», «Отелло» Дж. Верди, «Фауст», «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Кармен» Ж. Бизе, «Чио-Чио-Сан»,«Богема»и«Тоска»Д. Пуччини,«Евгений Онегин»и«Пиковая дама»П. И. Чайковского,«Князь Игорь»А. П. Бородина,«Борис Годунов»М. П. Мусоргского и другие оперы XIX в. почти полностью формируют репертуар современных оперных театров.

Музыка XIX в. неотделима от балета, причем балета классического. Романтизм привнес в него единство музыки, драматического действия и танца. В это время выработался новый танцевальный стиль, основанный на легком и чрезвычайно пластическом полете движений и технике танца на пальцах (Мария талон - первый балерина, которая встала на пуанты. Реформу балета осуществил русский композитор П. И. Чайковский. У него музыка из вспомогательного элемента превратилась в главный стержень спектакля, обогатив его сюжет и задавая содержание хореографии. «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», поставленные замечательным хореографом Мариуса Петипа, стали жемчужиной мировой культуры. Чайковский же стал первым русским композитором, получивший европейское и мировое признание.

Настоящим триумфом российского оперно-балетного искусства на мировой сцене стали знаменитые Русские сезоны в Париже, которые с 1909 г. ежегодно устраивал выдающийся русский театральный деятель С. П. Дягилев.

Буржуазное XIX в. дало начало и музыкально-сценическим жанрам, главной чертой которых стала развлекательность. Оперетта - веселый спектакль, где музыкальные номера чередуются с остроумными диалогами, перемежаются репликами героев. Вывели этот жанр на уровень подлинного искусства оперетты Жака Офенбаха и Иоганна Штрауса-сына, последний прославился еще и как «король вальса». Воплощением нового вкуса прошлого столетия стала и эстрада - разного рода ревю и шоу, музыка многочисленных ресторанов и кабаре, символом которой стал канкан.

Если нижняя хронологическая граница «музыкального XIX столетия» ясно очерчена Французской революцией, то его верхний рубеж вырисовывается далеко не так четко. Так, например, Шестая симфония П. И. Чайковского - вершина художественных устремлений «лирико-психологической эпохи» в сфере инструментальной музыки - буквально совпадает по времени с «послеполуденный отдыхом фавна» Клода Дебюсси, открывший эпоху импрессионизма в музыке. Первое исполнение «Прометея» А. Н. Скрябина со световым оформлением - квинтэссенция грандиозных философских концепций прошлого столетия - опередило лишь на четыре года балет Д. Мийо «Бык на крыше» - воплощенный вызов возвышенном в искусстве и прославление веселья низов. Может показаться невероятным, что С. В. Рахманинов, чье творчество опиралась на романтические традиции, был ровесником А. Шенберга, родоначальника атональной музыки.

В XIX в. родился качественно новый драматический театр. Свободная конкуренция буржуазного общества вызвала к жизни многочисленные частные театры, столичные и провинциальные, которые ориентировались на массового зрителя. Такими были парижские «театры бульваров», «малые» театры Большого Лондона. Многие из них разорялись, но отдельные становились центрами демократической театральной культуры.

С утверждением романтизма в репертуаре театров произошли коренные изменения. Пьесы В. Гюго, А. Дюма, П. Мериме во Франции, Л. Тика в Германии, Дж. Байрона и П. Шелли в Англии брали верх над традиционным репертуаром классицизма. Кроме того, наряду с постановками новых романтических пьес сыграло свою роль и переосмысления в романтическом духе пьес В. Шекспира, Ф. Шиллера и ОЙ. В. Гете.

Романтический театр чрезвычайно увеличил силу воздействия на зрителя, в чем была огромная заслуга целого поколения прекрасных актеров. Они принесли на сцену свободную язык вместо господствующей ранее мелодекламации, взволнованный выразительный жест вместо статических поз. Во Франции блистали Марк Дорвал, Фредерик Леметр и Элиза Рашель. Поразительной жизненностью и реализмом отмечалась игра легендарной Сары Бернар. В Лондоне на сцене властвовал Эдмунд Кин - актер, в искусстве которого чувствовалась глубокая духовная близость с Байроном. Среди его сценических работ наибольшее слава выпала на его романтическое трактовки образов Гамлета и Отелло. Кин был легендой при жизни, легендой стала и его смерть на сцене.

Однако постепенно главной фигурой в театре становится не актер, даже самый гениальный, а режиссер, который создавал художественно целостные произведения на сцене. Он должен был не только отрабатывать мизансцены с актерами, но и сотрудничать с музыкантами и художниками-оформителями. Из таких режиссеров в то время выделялся Людвиг Кронек из знаменитого немецкого Мейнингенського театра. В своих постановках он стремился к ансамблевости в постановке пьес, т.е. единства, согласованности актерской игры, исторической правдивости декораций, тщательной продуманности световых и звуковых эффектов. Особенно оживленными и разнообразными были у него массовые сцены. Театр все больше становится синтетическим видом искусства.

Что касается зачинателя современного нам «режиссерского» театра, то им считается Андре Антуан, который создал в Париже в 1887 «Свободный театр» - собственно студийный, полузакрытый, посещать который могли только лица, купившие абонементы на весь сезон. Это позволяло режиссеру обойти цензуру и открывало больше возможностей для выбора пьес для театрального репертуара. Он боролся за правдивый показ на сцене современной жизни. Наиболее полно новые принципы в театральном искусстве воплотились в творчестве созданного в России в 1898 г. Московского художественного театра - детища К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, А. П. Чехова, Горького и целой плеяды прекрасных актеров.

В XIX в. в Европе, во Франции, родился новый вид искусства, который стремительно завоевывал себе самую массовую зрительскую аудиторию, - искусство кино. Кино - дитя времени, которое объединяло в себе научно-технический прогресс с творческими поисками деятелей искусства. Изобретение в 1859 г. Л. Даггер фотографии, гениальная догадка братьев Огюста и Луи Люмьеров, которые соединили фотографическую пленку с проекционным фонарем, привели в 1895 г. до появления кино. Независимо от них механик Одесского университета И. А. Тимченко на два года раньше создает кинетоскоп и 9 января 1894 г. на IX съезде русских естествоиспытателей и врачей, который проходил в Москве, осуществляет с его помощью первый в мире киносеанс (зрители увидели на экране кавалеристов и метателей копий в движении). Несмотря на то что участники съезда достоинству оценили изобретение и передали его в Политехнического музея в Москве, официальные круги довольно прохладно отнеслись к «живой фотографии», которую изобрел гениальный украинский изобретатель. Известная заявление Николая II по этому поводу: «Все это чушь, никакого значения таким мелочам предоставлять не следует...».

28 декабря 1895 в Париже на бульваре Капуцинов в помещении «Гранд кафе» был организован первый в мире публичный киносеанс. Зрители столицы Франции увидели свой первый фильм - выход рабочих с фабрики. Именно это событие принято считать датой рождения кинематографа. Разработав свое оригинальное устройство, фирма «Люмьер» быстро поставила дело кино «на поток». Две из первых кинокартин «Прибытие поезда» и «Политый поливальщик» настолько потрясли людей, уже через несколько недель аппарат и фильмы Люмьеров появились и публично демонстрировались в Риме, Вене, Берлине, Москве, Петербурге, а также в Одессе, а потом попали в Египет, Австралии, США. Во всех странах мира появились синематографы, иллюзионы, кинотеатры, а через год-два в большинстве европейских стран начинают снимать собственные фильмы. Но как вид искусства кино все же принадлежит ХХ в.

Достижения XIX в. во всех сферах культуры оказались колоссальными. Этот период впечатляющий за гармоничностью развития и огромными результатам творческой деятельности человека в самых разных сферах. Тенденции, заложенные эпохой Возрождения, достигли зрелости, и люди в полном объеме почувствовали их последствия.

Во всей сложности и, как тогда казалось, полноте сложилась научная картина мира.

Изменилось положение науки в обществе, ее достижения стали прямо и осознанно влиять на уровень производства, всей жизни. В массовую, а в наиболее развитых странах общую превратилась грамотность.

Регулярными становятся международные научные, литературные, художественные контакты, тем самым закладываются основы мировой науки, мирового искусства.

В художественном творчестве пришли огромное стилевое, жанровое разнообразие. Причем всех великих мастеров при их яркой индивидуальности объединяло осознание неповторимой ценности человеческой личности. Оправдалась пророческая мысль Стендаля: «XIX век будет отличаться от предыдущих веков точным и пламенным изображением человеческого сердца».

В недрах культуры XIX в. начались принципиально новые научные открытия, были разработаны философские системы, выдвинутые социальные теории, зародились художественные явления, которые определят характер уже следующей эпохи.

Светлые лозунги свободы, равенства и братства, провозглашенные Французской революцией в начале эпохи, успехи в развитии культуры, которые множились с каждым годом, порождали надежды на скорейшее разрешение человечеством всех социальных, политических проблем. Однако этого не произошло, и на рубеже XIX-XX вв. среди творческой, научной интеллигенции стали преобладать мрачные, пессимистические и радикальные революционные настроения. Можно вспомнить слова героини выдающегося французского писателя XIX в. Ги де Мопассана, завершающие один из его программных произведений: «Вот видите, какое оно - жизнь: не такое хорошее, да и не так уж и плоха, как думается» (а такый И дыч).

 

 

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=658575

«Правоведение: учеб. пособие под ред. Н.Н. Косаренко»: ФЛИНТА; Москва; 2010

ISBN 978‑5‑89349‑929‑2, 978‑5‑89502‑856‑8

Аннотация

 

Пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и действующей программой по курсу «Правоведение» для студентов неюридических вузов. В нем учтены все нововведения в российском законодательстве последнего времени.

Для студентов и аспирантов финансовых и экономических специальностей высших учебных заведений, изучающих курс «Правоведение»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.