КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дизартрия
Афазия Алалия ОНР ЗПР Понятие «ЗПР» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, компенсирующиеся под воздействием лечебных и педагогических факторов. Предложена классификация детей с ЗПР на основе этиологического принципа (Лебединская), представленная 4 группами: ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения. Стойкие формы ЗПР, как правило, связаны с мозаичными органическими повреждениями ЦНС. Этим они отличаются от умственной отсталости, которая характеризуется тотальным недоразвитием мозговых структур. Общим для всех детей с ЗПР является отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравнению с нормой скорости приёма и переработки сенсорной информации, недостаточной сформированности умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности знаний и представлений об окружающем. Низкий самоконтроль, планирование. Дети отстают в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизмы, ограниченность словаря). Недостатки в развитии эмоционально-волевой сфере проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабость учебной мотивации, преобладание игровой. Недостатки моторики, затруднения в координации движений, гиперактивность. Важным отличием детей с ЗПР от умственно отсталых является то, что стимуляция деятельности детей с ЗПР и оказание им своевременной педагогической помощи позволяют у них выделить зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых этого же возраста.
ОНР – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. ОНР имеет разную степень выраженности. 3 уровня речевого недоразвития (Левина): 1) 1-ый уровень речевого развития. Характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь уже полностью сформирована. Активный словарь состоит из небольшого количества нечётко произносимых слов. Одним и тем же словом могут назвать разные предметы. Отсутствуют грамматические связи между словами. Название действий в форме инфинитива или повелительного наклонения. Речь понятна лишь в конкретной ситуации. Используют мимику и жесты. Особые трудности понимания грамматических изменений слов: не различают единственное и множественное число, времена глагола, значение предлогов. Искажены ритмико-слоговая структура, звукопроизношение. 2) 2-ой уровень речевого развития. Появляется фразовая речь, но остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Смешение падежных окончаний, употребление числа и рода глагола, некоторых предлогов и пр. В спонтанной речи употребляют разные части речи. Но словарь неполноценен. Пассивный словарь увеличивается за счёт понимания грамматических конструкций. Звукопроизношение несформировано. Затруднения в слоговой структуре. Речевая недостаточность отчётливо проявляется на уровне связного высказывания. 3) 3-ий уровень речевого развития. Появляется развёрнутая обиходная речь без грубых лексико-грамматических и фонематических отклонений. Наблюдается нарушение звукопроизношения звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками (свистящие, шипящие, соноры). Трудности фонематического анализа и синтеза, слоговой структуры слова. Несформированность грамматического строя проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций, единственного/множественного числа, словообразовании. Связное речевое высказывание отличается отсутствием последовательности, причинно-следственных отношений. 4) НВОНР (выделила Филичева). Нерезко выраженные остаточные проявления лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. В речи встречаются отдельные нарушения слоговой структуры, вялая артикуляция, грамматические ошибки, недостаточный уровень лексических средств (понимание пословиц). Обнаружить НВОНР можно лишь при скрупулёзном обследовании. Не ограничиваться предъявлением 5-6 часто употребляемых слов.
Алалия – системное недоразвитие речи, возникшее в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде, т.е. когда ребёнок ещё не овладел речью как средством общения. 1) Моторная. Характеризуется недоразвитием экспрессивной речи. Ребёнок испытывает затруднения в построении предложений, искажает слова (переставляет и пропускает звуки и слоги), активный словарь недоразвит. Наблюдаются нарушения письменной речи. Эффективность логопедической работы, если проводится комплексно на фоне медикаментозного и психотерапевтического высказывания. Эффективно для развития речи использование логоритмики, когда музыка, слово и движение формируют двигательную и речедвигательную деятельность, обеспечивая восполнение пробелов в ритмическом, речевом и личностном развитии. Важно привлечение различных анализаторов – слухового, зрительного, тактильного, в результате в сознании возникают дополнительные связи, материал закрепляется прочнее. Этапы работы: воспитание речевой активности, фразовой речи, связной. Важно общение с нормально говорящими людьми. 2) Сенсорная. При сохранности слуха нарушено понимание обращённой речи, т.е. отмечается нарушение слухового гнозиса. Сенсорное нарушение характеризуется тем, что дети не могут образовывать связи между предметом и его названием. Относительная лёгкость овладения письменной речью. Зрительное восприятие преобладает над слуховым. Глобальное чтение, а не аналитико-синтетическое (традиционное). Интеллект, как правило, снижен. Работа начинается со строгой организации звукового и речевого режима ребёнка. Это способствует повышению восприимчивости ребёнка к звукам. Дифференциация от грубых к тонким дифференцировкам (стук по стакану, шуршание спичек). Вводится сильный речевой звук (а, р, у), а затем слог (уа, ам, ма, на), который связывается с предметом или действием. Слова, которые ребёнок учится различать первыми, должны быть непохожими ни по смыслу, ни по звучанию. Каждое слово получает двигательное, зрительное, тактильное подкрепление.
Афазия – распад всех компонентов уже сформировавшейся речи в результате поражения корковых речевых зон. Классификация А.Р. Лурия: 1) Сенсорная (акустико-гностическая) – афазия Вернике – нарушение восприятия речи. Поражение задних отделов верхней височной извилины левого полушария. У больных расстроено восприятие звуков речи – фонем, играющих смысло-различительную роль в языке (звонкие/глухие, мягкие/твёрдые). Обращённая речь воспринимается как шум или иностранная речь. Восстановление фонематического слуха, т.е. способности к дифференциации на слух близких по звучанию фонем, а на этой основе – к пониманию речи в целом. Планирование сохранно. 2) Акустико-мнестическая – нарушение памяти. Поражение средних и задних отделов височной области слева. Больной забывает названия предметов, имён. «Ложка – это, чем едят». Понимание речи не нарушено. Характеризуется большим количеством вербальных парафазий – замены слов, сходных по артикуляции, но различным по значению. Трудности удержания в памяти на слух серий слов, слов предложения. Расширение слухоречевой памяти с опорой на сохранный фонематический слух, возможность чтения и письма отдельных слов, зрительная память («Назови 3 предмета из 5»), работа по схемам – планирование, автоматизированные ряды, соотнесение предмета с его категорией (обувь, овощи). 3) Моторная афазия афферентного типа – утрата всех видов устной речи – спонтанной, автоматизированной, повторение слов, называние показываемых предметов. Особенно грубо нарушена артикуляция звуков. Страдает чтение и письмо. Поражение нижних отделов постцентральной зоны мозга. Восстановление артикуляционных схем отдельных звуков и, следовательно, устранение литеральных парафазий, возникающих на основе смешения близких по артикуляции звуков. Работа с надстрочными знаками к артикуляционным укладам. 4) Моторная афазия эфферентного типа – расстройство переключения с одной речевой единицы (звук, слово) на другую. Поражение нижних заднелобных отделов левого полушария. Артикуляция отдельных звуков сохранна. Нарушена фразовая речь. Сохранна автоматизированная речь. Страдает чтение и письмо. Наблюдается «телеграфный стиль» - в речи используют существительные, глаголы отсутствуют. Восстановление способности к совершению серийных артикуляционных актов, выстраивание внутренней фразы. Договаривание пословиц, составление предложений по схеме, провокация ответа (да, нет, не буду…). 5) Моторная динамическая – распад внутренней речи. Очаг поражения в левом полушарии кпереди и выше зоны Брока. Односложные ответы. Повтор слова вопроса. Отсутствует речевая инициатива. Свободно читает и пишет под диктовку, но не может пересказать, т.к. не улавливает смысл. Стимулирование диалогической речи, тексты по опорным словам, серии картинок, пересказы. 6) Семантическая – трудности в понимании сложных логико-грамматических конструкций, особенно пространственные отношения. Поражена теменно-затылочная область. Смысл пословиц, многозначность.
Дизартрия – расстройство артикуляции речи, обусловленное параличом мышц речедвигательного аппарата в результате поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного черепных нервов или их ядер, располагающихся в нижних отделах продолговатого мозга. 1) Псевдобульбарная (центральная) дизартрия. Симптомы центрального паралича. Возникает в результате двустороннего поражения на любом участке пирамидального пути от коры головного мозга к ядрам нервов. Страдает двигательный нейрон. Страдают активные произвольные движения. Всегда двустороннее. Симптоматика: язык лежит комком, оттянут кзади. Движения в сторону общей массой. Нет движения кончика языка. Отклонение языка от средней линии. Высокий тонус скелетных мышц. Дыхание поверхностное. Непроизвольные движения сохранны, а произвольных нет. Голос затухающий. Гортань и мягкое нёбо подтянуты кверху. Рвотный рефлекс повышен – гиперрефлексия. Саливации в покое нет. Произношение всех звуков отодвинуто кзади. 2) Бульбарная (периферическая). Симптомы вялого периферического паралича. Страдает периферический нейрон. Симптоматика: лицо анемично. Язык лежит на дне полости рта. Мягкое нёбо провисает. Нарушение глотания. При высовывании язык уходит в нерабочую сторону. Голос недостаточно мелодичен. Отсутствуют звонкие согласные. Звук [р] – горловой. Рвотный рефлекс опущен – арефлексия. Гиперсаливация. Звуки призубные, межзубные. Принцип минимализации движений. 3) Подкорковая. Поражены подкорковые ядра. Симптомы зависят от того, какие ядра страдают больше. 1. Дистония – изменение мышечного тонуса, нарушение сохранности мышечного тонуса. Общее беспокойство, речь прерывиста, нарушение ритма и темпа речи. Нет постоянных артикуляционных замен. В спокойном состоянии речь разборчива. 2. Гиперкинезы – характерно как для речевой мускулатуры, так и для скелетных мышц. Появляются насильственные выкрики и стоны. Дисфония – трудности подключения голоса. Нарушение просодики. 3. Эмоционально-двигательные реакции. 4) Мозжечковая. Три функции мозжечка: координация движений, регуляция мышечного тонуса, сохранение равновесия. Нарушение координации движений: асинхронность артикуляции, фонации. Речь прерывиста, толчкообразна, замедлена. Темп постоянный, голос монотонный, необоснованные паузы, с трудом удерживает артикуляционный уклад. Нет точности движения языка. Тремор кончика. Нарушение равновесия: статическая атаксия – руки в сторону, глаза закрыты, начинает покачиваться из стороны в сторону. Динамическая атаксия – «пьяная» походка. Гиперметрия – излишность движений. Дизметрия –неравномерность движений. 5) Корковая. Расстройство устной речи целиком. Проявления афазии и алалии. Афферентная (кинестетическая) – ведущим синдромом является апраксия – нет ощущений движений (поиск позы, нечёткая артикуляция). Эфферентная (кинетическая) – недостаточность динамического праксиса. Ведущий синдром – нарушение серийности движений.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |