КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дислексия
Дисграфия Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе письма. Наиболее обоснованной является классификация, в основе которой лежит несформированность определённых операций процесса письма (Лалаева): 1) Артикуляторно-акустическая. Механизмом является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребёнок пишет слова так, как произносит. 2) Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (акустическая дисграфия). Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков. При этом произношение в норме. 3) Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Механизмом является нарушение форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном написании слов (предлогов), в раздельном (приставок и корня). Наиболее распространёнными являются ошибки искажения звуко-буквенной структуры слова: пропуски согласных при стечении (дожи – дожди), пропуски гласных, перестановка букв (кулка – кукла), добавление букв (весная), пропуски/перестановки/добавления слогов. 4) Аграмматическая. Проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи. 5) Оптическая. Обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Наблюдаются искажения букв на письме, замены и смешение графически сходных букв, зеркальное письмо.
Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения. С учётом несформированности высших психических функций и операций процесса чтения выделяются следующие виды дислексии (Р.И.Лалаева): фонематическая, аграмматическая, семантическая, оптическая, мнестическая, тактильная (у слепых детей). Фонематическая дислексия. Этот вид нарушений чтения наиболее распространен у младших школьников. Фонематическая дислексия вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. В связи с этим выделяются две формы фонематической дислексии. Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия (слуховой дифференциации фонем) и проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, Чаще всего ребёнок с этой формой фонематической дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (б-п, ц-с, с-ш, ч-щ и др.). Следствием этого является неусвоение и смешение соответствующих букв. Вторая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза. Нарушение формирования фонематического анализа проявляется в специфических ошибках при чтении: побуквенном чтении, искажении звукослоговой структуры слова. Особенно многочисленными при этой форме дислексии являются искажения звукослоговой структуры слова: пропуски согласных при их стечении (слесть — «леть»), вставки гласных между согласными (таскали — «тасакали»), перестановки звуков (арбуз — «рабуз»), пропуски, перестановки слогов (канава — «кавана») и др. Аграмматическая дислексия. Этот вид дислексии наблюдается на аналитико-синтетическом и синтетическом этапе формирования навыка чтения. Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах при чтении, преимущественно морфологических и морфосинтаксических, в нарушении согласования, управления. В процессе чтения ребенок, страдающий этой формой дислексии, неправильно воспроизводит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов. Например: изменение падежных окончаний существительных («открыл форточка», «из-под листьях», «у товарищах»); изменение числа имени существительного, местоимения (вместо письма — письмо, вместо космонавт — космонавты); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного, существительного и местоимения («сказка интересное», «детей весёлую», «наш ракета», «такая день»); изменение окончаний глаголов 3 лица прошедшего времени («это был страна», «промчался машина», «была день», вместо не хотелось — не хотели); изменение формы, времени и вида глаголов («облетел хочу», «гуляла не пошла», вместо объявили — объявляли). Аграмматизмы при чтении обусловлены несформированностью морфологических обобщений, трудностью дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразования, нечеткостью представлений о синтаксической структуре предложения. Известно, что в процессе чтения и понимания прочитанного большую роль играет смысловая догадка. Неточность представлений о связях слов в предложении приводит к тому, что ребенок, читая по догадке, искажает морфологическую структуру слов и структуру предложения. Семантическая дислексия (механическое чтение). Эта форма дислексии проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении (послоговом, целыми словами). Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и при чтении предложений и текста. Нарушение понимания прочитанного слова обусловлено, как правило, недоразвитием звукослогового синтеза. Слово, прочитанное по слогам, — это искусственно разделенное на части слово. Оно отличается от слитно произнесенного слова, привычно звучащего слова устной речи. Поэтому ребенок с недоразвитием звукослогового синтеза не всегда может синтезировать, объединить в своем представлении отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнает слова. Это приводит к тому, что ребенок читает механически, не понимая смысла той информации, которую он расшифровывает. Нарушение понимания предложения или текста обусловлено, с одной стороны, недоразвитием звукослогового синтеза, а с другой — несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении, несформированностью грамматических обобщений. В связи с этим ребенок с этой формой дислексии часто читает предложение как сумму изолированных слов, не улавливает связи между словами в предложении. Вследствие этого ребенок не понимает читаемого или понимание не соответствует содержанию прочитанного. Оптическая дислексия. Этот вид дислексии проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении. Чаще всего дети плохо дифференцируют две группы графически сходных букв: а) буквы, отличающиеся лишь одним элементом (в-з, д-л, ь-ъ и др.); б) буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (т-г, р-ь, х-к, п-н-и и др.). При этом виде дислексии может наблюдаться и зеркальное чтение. Оптическая дислексия связана с несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Нарушения процесса чтения сопровождаются большими трудностями рисования, конструирования. В процессе рисования и конструирования у детей часто наблюдаются неточности, искажения, которые проявляются: а) в упрощении фигур, уменьшении количества элементов; б) неправильном пространственном расположении элементов по сравнению с образцом. Выделяют литеральную и вербальную оптическую дислексию. При литеральной оптической дислексии наблюдаются нарушения узнавания изолированных букв. При вербальной дислексии узнавание изолированных букв не вызывает затруднений, однако значительные трудности проявляются при чтении слов. Мнестическая дислексия. Мнестическая дислексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребенок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку. В процессе чтения у детей наблюдаются недифференцированные замены букв. Трудности возникают у детей уже на начальном этапе овладения чтением, на этапе овладения звукобуквенными обозначениями.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |