Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дислексия




Дисграфия

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе письма.

Наиболее обоснованной является классификация, в основе которой лежит несформированность определённых операций процесса письма (Лалаева):

1) Артикуляторно-акустическая. Механизмом является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребёнок пишет слова так, как произносит.

2) Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (акустическая дисграфия). Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков. При этом произношение в норме.

3) Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Механизмом является нарушение форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном написании слов (предлогов), в раздельном (приставок и корня). Наиболее распространёнными являются ошибки искажения звуко-буквенной структуры слова: пропуски согласных при стечении (дожи – дожди), пропуски гласных, перестановка букв (кулка – кукла), добавление букв (весная), пропуски/перестановки/добавления слогов.

4) Аграмматическая. Проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи.

5) Оптическая. Обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Наблюдаются искажения букв на письме, замены и смешение графически сходных букв, зеркальное письмо.

 

Дислексия — это частичное на­рушение процесса чтения, проявляющееся в стой­ких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психиче­ских функций, участвующих в процессе чтения.

С учётом несформированности высших психических функций и операций процесса чтения выделяются следующие виды дислексии (Р.И.Лалаева): фонематическая, аграмматическая, семантическая, оптическая, мнестическая, тактильная (у слепых детей).

Фонематическая дислексия. Этот вид нарушений чтения наиболее распространен у младших школьников.

Фонематическая дислексия вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. В связи с этим выделяются две формы фонематической дислексии.

Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия (слуховой дифференциации фонем) и проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении,
в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки.

Чаще всего ребёнок с этой формой фонематиче­ской дислексии смешивает на слух звуки, отлича­ющиеся одним смыслоразличительным признаком (б-п, ц-с, с-ш, ч-щ и др.). Следствием этого является неусвоение и смеше­ние соответствующих букв.

Вторая форма фонематической дислексии свя­зана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза.

Нарушение формирования фонематического ана­лиза проявляется в специфических ошибках при чтении: побуквенном чтении, искажении звукослоговой структуры слова. Особенно многочисленными при этой форме дислексии являются искажения звукослоговой структуры слова: пропуски соглас­ных при их стечении (слесть — «леть»), вставки гласных между соглас­ными (таскали — «тасакали»), перестановки звуков (арбуз — «рабуз»), пропуски, перестанов­ки слогов (канава — «кавана») и др.

Аграмматическая дислексия. Этот вид дислек­сии наблюдается на аналитико-синтетическом и синтетическом этапе формирования навыка чте­ния. Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах при чтении, преимущественно мор­фологических и морфосинтаксических, в наруше­нии согласования, управления. В процессе чтения ребенок, страдающий этой формой дислексии, не­правильно воспроизводит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов.

Например: изменение падежных окончаний существи­тельных («открыл форточка», «из-под листьях», «у товарищах»); изменение числа имени существительного, местоимения (вместо письма — письмо, вмес­то космонавт — космонавты); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного, существительного и местоимения («сказка интересное», «детей весёлую», «наш ракета», «такая день»); изменение окончаний глаголов 3 лица прошед­шего времени («это был страна», «промчался машина», «была день», вместо не хотелось — не хотели); изменение формы, времени и вида глаголов («облетел хочу», «гуляла не пошла», вместо объявили — объявляли).

Аграмматизмы при чтении обусловлены несформированностью морфологических обобщений, трудностью дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразования, нечеткостью представлений о синтаксической структуре пред­ложения. Известно, что в процессе чтения и пони­мания прочитанного большую роль играет смысловая догадка. Неточность представлений о связях слов в предложении приводит к тому, что ребенок, читая по догадке, искажает морфологическую структуру слов и структуру предложения.

Семантическая дислексия (механическое чте­ние). Эта форма дислексии проявляется в наруше­нии понимания читаемого при технически правильном чтении (послоговом, целыми словами). Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и при чтении предложений и текста.

Нарушение понимания прочитанного слова обус­ловлено, как правило, недоразвитием звукослогового синтеза. Слово, прочитанное по слогам, — это искусственно разделенное на части слово. Оно от­личается от слитно произнесенного слова, привыч­но звучащего слова устной речи. Поэтому ребенок с недоразвитием звукослогового синтеза не всегда может синтезировать, объединить в своем представ­лении отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнает слова. Это приводит к тому, что ребенок чи­тает механически, не понимая смысла той инфор­мации, которую он расшифровывает.

Нарушение понимания предложения или текста обусловлено, с одной стороны, недоразвитием звукослогового синтеза, а с другой — несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении, несформированностью грам­матических обобщений. В связи с этим ребенок с этой формой дислексии часто читает предложение как сумму изолированных слов, не улавливает свя­зи между словами в предложении. Вследствие это­го ребенок не понимает читаемого или понимание не соответствует содержанию прочитанного.

Оптическая дислексия. Этот вид дислексии про­является в заменах и смешениях графически сход­ных букв при чтении. Чаще всего дети плохо диф­ференцируют две группы графически сходных букв: а) буквы, отличающиеся лишь одним элементом (в-з, д-л, ь-ъ и др.); б) буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно располо­женные в пространстве (т-г, р-ь, х-к, п-н-и и др.).

При этом виде дислексии может наблюдаться и зеркальное чтение.

Оптическая дислексия связана с несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и син­теза, пространственных представлений. Наруше­ния процесса чтения сопровождаются большими трудностями рисования, конструирования. В про­цессе рисования и конструирования у детей час­то наблюдаются неточности, искажения, которые проявляются: а) в упрощении фигур, уменьше­нии количества элементов; б) неправильном про­странственном расположении элементов по срав­нению с образцом.

Выделяют литеральную и вербальную оптиче­скую дислексию. При литеральной оптической дис­лексии наблюдаются нарушения узнавания изоли­рованных букв. При вербальной дислексии узнава­ние изолированных букв не вызывает затруднений, однако значительные трудности проявляются при чтении слов.

Мнестическая дислексия. Мнестическая дис­лексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребенок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку. В про­цессе чтения у детей наблюдаются недифференцированные замены букв. Трудности возникают у детей уже на начальном этапе овладения чте­нием, на этапе овладения звукобуквенными обо­значениями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.