Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истоки гностицизма. Искажение учения о сущности Бога. 3 страница




Иоанн рассмотрел их дело, не нашел там вины, дал им прибежище и, не допуская в общение, написал Феофилу письмо, прося объяснить, в чем он их обвиняет. В ответ на эти действия Феофил сразу же перешел в атаку. Он послал в столицу группу монахов-антиоригенистов, которые подняли шум, обвиняя в ереси самого Златоуста..Св. Епифаний Кипр также прибыв в Констан нач прилюдно хулить Иоанна, рукополагать своих кандитатов. Феофилу был послан вызов в столицу на разбирательство. Постепенно Феофил с помощью подарков превратил собор, созванный для суда над ним, в собор для суда над св. Иоанном. Собор собрался близ Халкидона, на вилле "Под дубом". Такое же название получил и сам собор - "Собор под дубом". На нем собрались александрийские и азиатские епископы враги Златоуста. Иоанн отказался явиться, был низложен in absentia и приговорен к ссылке.В столице начался бунт против александрийцев и Иоанн был восстановлен. Все случившееся совсем не научило столичного архиепископа придворному такту. Его проповеди с обличениями не стали мягче. Евдоксия всячески выказывала свою вражду. 404 г. св. Иоанну запретили служить пасхальную заутреню в св. Софии.Началось новое разбирательство дела Златоуста. Феофил, рассылал оттуда памфлеты, где называл Иоанна сатаной, притворившимся ангелом света.. Иоанна обвинили, что он вернулся на свою кафедру без соборного разбирательства, и он был вновь смещен и увезен в ссылку.

25) Ересь Нестория. Позиция св.Кирилла Александриского. История 3 Вселенского собора

В IV в. существовали две интеллектуальные школы, по-разному подходившие к христологической проблеме: александрийская и антиохийская. Антиохия представляла традицию "антропологическо максимализма" и никогда не упускала из виду полноту человеческой природы Христа, тогда как Александрия говорила в первую очередь о божественности Слова, ставшего плотью, т.е. телом, разрабатывая традицию "антропологического минимализма". Ярким представит антиохийской теологии был Феодор Мопсуэстийский (+428 г.), современник и друг св. Иоанна Златоуста. Он полемизировал против Аполлинария и допустил крайности. Можно сказать, что он, а не его ученик Несторий, и был настоящим несторианином. Различая между Богом и человеком во Христе, он раздваивает Его Личность. По его мнению, лишь в виде благочестивого преувеличения можно говорить, что Бог страдал и умер или что Иисус творил чудеса. Хотя Феодора утверждал, что Христос одно Лицо, но термин, который он употреблял, - это "просопон", а не "ипостась", обозначающ скорее маску, личину. У Феодора две природы - две ипостаси лишь соприкасаются в одном просопоне, что предполагает возможность разделения. Мария родила ребенка, в которого пожелал вселиться Бог.

 

С 412 по 444 г. папой Александрийским был свт. Кирилл. Кирилл - блестящий богослов - был убежденным противником Феодора Мопсуэстийского. В своем комментарии к Евангелию от Иоанна он, критикует тех, кто говорит что Христ существ "двух различных природах" после их соединения. Св. Кирилл Александрийский был не только богословом, но еще и политиком и пламенным борцом с остатками древних ересей, иудаизмом и языческой культурой. Так он вступил в кофликт с интеллектуальн элита столицы Египта, котор все еще оставалась языческой. В 428 г. в Константиноп был поставлен повториласьна пост архиеп блестящий проповедник, ученый и аскет из Антиохии - игумен одного монастыр Несторий. Несторий, ссылаясь на своего учителя Феодора Мопсуэстийского выступил против термина "Богородица". Он утвержд, что Дева Мария родила человека Эммануила, с которым соединилось предвечное Слово Божие. Следоват, она не Богородица, Христородица. К имени "Бог" дозволительно относить лишь действия божественные. К Иисусу как человеку - только человеческие. Нельзя сказать "предвечный младенец" или "Бог питался млеком". Несторий не скрывал своих взглядов и даже сам рекламировал их, рассылая свои проповеди другим епископам - в частности, и в Рим, и в Александрию.

 

В конце 428 г. в своем очередном окружном послании, где объявлялась дата Пасхи, свт. Кирилл открыто подверг резкой критике учение Нестория. Главным в богословии свт. Кирилла сотериология. Весь смысл христианства, по св. Кириллу, - в единстве Бога и человека во Христе, в той единственной Личности, в Которой все люди "соприкасаются" с Отцом. Несторий же выст прот термина "Богородица" тем сам отрицает этот факт. Св. Кирилл ввел понятие "ипостасного единства" двух природ Христа. Став Эммануилом, Бог-Слово сделал человеческую природу Своей собственной, поэтому можно сказать, что Сам Бог родился, возрастал, голодал и жаждал, страдал и умер. Однако "теоцентричность" христологии св. Кирилла мешали ему говорить о человеческих качествах Христа. Другая слабость позиции св. Кирилла - нечеткая терминология, в частности - взаимозаменяемое употребление слов "ипостась" и "природа". Он использовал выражение Аполлинария: "единая природа Бога Слова воплощенная". Несторий 428 г. в соборе св. Софии громогласно провозгласил свои взгляды и начал жестокое преследование противников среди столичного духовенства. Агенты Кирилла начали распространять в Константинополе слухи, что Несторий не любит термина "Богородица", т.к. он не верует, что Христос - Бог. Однако Нестория поддерживали император Феодосий II и его жена Евдокия.

В феврале 430 г. св. Кирилл направил Несторию так называемое "Догматическое послание". Одновременно свт. Кирилл послал письмо папе Целестину с жалобами на Нестория и его неправильную христологию. Папа мало понимал в богословской стороне дела. Но в это время у него был спор с Константинополем из-за юрисдикционной принадлежности Восточного Иллирика Папа созвал собор в Риме (430 г.), на котором Несторий был осужден, правда, в самых общих выражениях. Свт. Кирилл передал Несторию от папы ультиматум вместе с собственным письмом, содержащим так называемые "12 анафематизмов", под которыми Несторий должен был подписаться. В них св. Кирилл осуждал по пунктам все слабые стороны антиохийского богословия, но осуждал так, что антиохийцам в его позиции виделся чистый аполлинаризм.

Император Феодосий разослал приглашения на Собор, который должен был состояться в Эфесе в Пятидесятницу 431 г. Св Кирилл привезс собой 50 епископов, несколько сот священников и монахов. Ждали папских легатов и антиохийской делегации. И те и другие запаздывали. Кирилл решил начать Собор, не дожидаясь их. 22 июня 431 г. Собор начался в храме Пресв. Богородицы в Эфесе.150 епископов высказались за открытие Собора, а 68 - против. Но у свт. Кирилла было формальное большинство, и он начал действовать. Несторию было послано три приглашения, он, конечно, не явился, после чего был смещен. Кирилл зачитал Собору свои 12 анафематизмов, и они были приняты единогласно. Через 4 дня прибыли сирийцы во главе с Иоанном Антиохийским и нашли, что все решено уже без них. Они открыли собственный собор и, в свою очередь, низложили Кирилла и Мемнона. Тем временем прибыли и римские легаты. Они присоединились к кирилловскому собору и согласились со всеми его деяниями. Император, получив два отчета о происходящем, вначале не знал, что делать. Под давлением растущих беспорядков император был вынужден все три низложения принять как деяния одного собора. Несторий, Кирилл и Мемнон - были посажены под стражу. Правительство издало новый декрет: Кирилл может вернуться к себе в Египет, а Мемнон остается в Эфесе. Император добавлял, что он не осуждает антиохийцев. В течение двух лет Кирилл и Иоанн Антиохийский переписывались, обсуждая возможность соглашения. В конце концов Кирилл согласился изъять свои 12 анафематизмов, а восточные - признать осуждение Нестория

 

 

26) Ересь Евтихия. Разбойничий Эфесский собор

 

Осуждение Нестория невольно послужило катализатором для другого процесса - возникновения монофизитства. Споря с Несторием, Кирилл употреблял сомнительное определение Христа: "Одна природа Бога Слова воплощенная..." Для него она означала не "слияние" Бога и человека, но только реальность их соединения в одной Личности. Это позволило Кириллу принять постулат антиохийцев о полноте человеч природ во Христе. Однако слишком многим его последователям различение в Нем двух природ казалось искажен христианства, как отрицание того "обожения" человека, в котором последняя цель спасения. К 446 г. ушло из жизни старшее эфесское поколение. Скончались Кирилл Александрийский, Иоанн Антиохийский и Прокл Константиноп. В 444 г. в Александрии папой стал племянник Кирилла Диоскор - лидер экстремистов, сожалевших о компромиссе Кирилла в 443 г.

 

В то время Феодосий II был под влиянием всесильного временщика - евнуха Хрисафия. Хрисафий был крестником знаменитого константинопольского архимандрита Евтиха, известного своей аскетической жизнью. И вот Диоскор, Хрисафий и Евтих составили триумвират с целью еще раз поставить константинопольских архиеп на место, отменить соглашение 433 г., ввести как правило веры 12 анафематизмов Кирилла и раз и навсегда доказать, что Александрия является второй кафедрой христианского мира. Первым увидел опасность блж. Феодорит. В своей книге "Эранист" он дал богословский ответ на такой "кирилловский фундаментализм". Блж. Феодорит (393-466) был епископом Киррским с 423 г. Во время несторианской смуты Феодорит с самого начала стоял на стороне Нестория и составил 12 контртезисов против 12 анафематизмов Кирилла. Но, будучи человеком умеренным, он принимал участие в попытках примирения и, скорее всего, был составителем примирительной формулы 433 г. После смерти Кирилла Феодорит остается единственным значительным богословом на всем Востоке. Но он не пользовался непререкаемым авторитетом во всех частях Империи.

 

Евтих написал в Рим папе Льву, что на Востоке возрождается несторианство. Выступая против "несторианства", он договорился до того, что начал отрицать единосущие человечества Христа нашей человеческой природе. Когда Флавиан вызвал его для объяснений, он заявил: "Я исповедую, что у Господа нашего было две природы до соединения. А после соединения я исповедую единую природу". По его мнению божественная и человеческая сущн несовместимы - человеческое исчезает в божественном, как капля в море. Флавиан созвал в ноябре 448 г. в Константинополе поместный собор для рассмотрения учения Евтиха. Гордый архимандрит держался вызывающе, от ересей своих не отказался и был осужден и низложен. Сразу же после этого он написал апелляцию в Рим. Папа Лев поняв опасность евтихианства поддержал решение Флавианова собора.. Император опубликовал указ о созыве нового собора в Эфесе в августе 449 г. Цель его в указе была определена: "С корнем вырвать ересь Нестория. Это значило, что собор готовился для торжества Диоскора и Евтиха. Феодориту и его стороннику Иве Эдесскому было запрещено являться на собор. Председателем заранее был назначен Диоскор. Папе Льву было прислано приглашение, но он не смог приехать.Вместо себя он послал трех легатов и догматическ послание, адресованное Флавиану, - свой знаменитый томос. Достоинство томоса - изложение учения о боговоплощении в терминах простых и в то же время точных: две полные природы, способные каждая в своей области к действию, но в единстве одного Лица.

 

Диоскор прибыл на собор с большой свитой из епископов и толпой монахов. Ему на подмогу также прибыл знаменитый аскет Варсума с армией своих монахов из Сирии и Месопотамии.Сам император снабдил Диоскора военной охраной, окружившей кафедральный собор. Состав присутствовавших был подобранным, а кроме того, все участники Флавианова Константинополь собора были лишены права голоса. Под угрозой побоев, в криках и хаосе, под давлением полиции все нужные решения были приняты. Исповедание Евтиха - "две природы до соединения и одна после соединения" - было одобрено собором. Евтих был объявлен православным и восстановлен, а Флавиан, Евсевий, Феодорит и Ива низложены. Легатам папы не дали слова, томос не был зачитан. Решение собора подписали все, кроме римских легатов. Тронуть их не посмели. Собор закончился торжественным принятием 12 анафематизмов Кирилла.

 

 

27) 4 Вселенский собор. Томос папы Льва. Халкидонский собор. 28 правило

 

Диоскор не учел трех факторов, сыгравших против него. Во-первых, на своем месте оставался папа Лев, решительно выступивший против Разбойничьего собора. Во-вторых, влияние временщика Хрисафия стало сходить на нет и начала возрастать роль сестры императора Пульхерии. А в-третьих, Анатолий, ставленник Диоскора, показал, что совсем не желает отказываться от статуса второй кафедры мира и возвращать его Александрии. В 450 г. Феодосий II упал с лошади на охоте и скончался. Детей у него не было, и власть перешла к Пульхерии. Сенатора Маркиану, при условии, что она по-прежнему останется девицей. она провозгласила его императором. Хрисафий был низвергнут и казнен. Останки Флавиана были торжественно перенесены в Константинополь и похоронены в церкви 12 апостолов. Все, сосланные Диоскором, были возвращены. Епископы сами начали приносить покаяние в том, что в Эфесе они подчинились насилию. Пульхерия и Маркиан объявили о созыве нового Собора в октябре 451 г. в Нике, затем он бал перенесен в Халкидон. Этот Собор был по-преимуществу восточным - кроме 5 папских легатов с Запада прибыли только 2 африканских епископа. Необходимо отметить отличную организацию Собора. Он стал прототипом всех соборов

 

Папа Лев выдвинул чрезвычайно жесткие условия для участия своих представителей на Соборе: он потребовал, чтобы они председательствовали на собраниях и чтобы его "Томос к Флавиану" был признан как окончательное определение по христологическим вопросам. Участие Рима в Соборе было настолько важным, что император принял первое, но лишь формально. Что же касается папского послания Флавиану, то его отказались принять лишь на основании его авторства, и оно было очень тщательно сверено с пользовавшимися непререкаемым авторитетом писаниями св. Кирилла. Диоскора Александрийского и главного представителя антиохийцев - Феодорита Киррского пересадили на середину, на импровизированную скамью подсудимых, оставив за ними полное право речи и участия в соборных обсуждениях. После разрешения процедурных вопросов сессия была почти полностью занята чтением протоколов Константинопольского собора, на котором был осужден Евтих (448 г.), и Разбойничьего собора (449 г.). Диоскор ясно выразил собственную догматическую позицию. Христос был совершенным Богом и совершенным человеком и, следовательно, "из двух природ". Однако после их соединения более невозможно говорить об этих "двух природах", отличимых друг от друга.

 

Он наотрез не соглашался с использованием греческого слова φύσις в любом смысле, кроме "конкретной реальности". Более того, как подчеркивали и Диоскор, и его сторонники, св. Кирилл употреблял выражение "одна природа Бога-Слова воплощенная" и никогда прямо не говорил о двух природах после соединения. На основе такого кирилловского фундаментализма, Диоскор считал осуждение Флавиана в 449 г. оправданным. Диоскор, поняв, что ему не удастся убедить Собор в правоте своего мнения, больше на заседания не являлся и был низложен заочно на третьей сессии. Из всех участников Разбойничьего собора был низложен лишь один Диоскор. Все остальные - включая Ювеналия Иерусалимского, который вместе с Диоскором председательствов на Разбойничьем соборе - должны были не только принести покаяние, но и подписаться под актом низложения Диоскора. Евтих был осужден окончательно.

 

Верность св. Кириллу была вновь подчеркнута отцами Собора на третьей и пятой сессиях, когда встал вопрос о необходимости опубликования Собором нового вероучительного определения. О новом определении имперские уполномоченные заговорили еще на второй сессии, однако поначалу их предложение было встречено почти единодушным отказом. Более того, папа Лев дал строгие инструкции своим легатам настаивать на том, что, так как его томос к Флавиану был достаточным и всеобъемлющим выражением Православия, все дальнейшие дебаты и обсуждения излишни: все, что требовалось, - это официальное принятие всеми участниками Собора "веры св. Петра". Однако император созывал эти собрания с определенной и ясно выраженной целью - получить четкие указания для проведения необходимой для обеспечения единства Церкви политики. В 451 г. простая отсылка к авторитету Никейского Собора была явно недостаточной.

 

Итак, были прочитаны: символы Никейский и Константинопольский, два послания св. Кирилла - одно к Несторию и другое - примирительное (433 г.) к Иоанну Антиохийскому, и томос папы Льва к Флавиану. Папа подчеркивал, что две природы Христа непременно сохраняли свои характеристики после соединения, так как Христос не переставал быть и Богом, и человеком не в абстрактной, а в конкретной действительности. Более того, он добавил к этому весьма важное для восточных понятие, что действия божества и человечества производятся "в общении друг с другом". Именно эта концепция "общения легла в основу идеи "теозиса" (обожения). И, наконец, папа Лев, несомненно ощущая, что является главным для кирилловского богословия, и даже несколько противостоя "несторианским тенденциям" антиохийского богословия, провозглашает "теопасхизм", реальность переж Богом страданий. Есть в томосе и определенные недостатки. Прежде всего это терминологические неточности, связанные с несовершенством латинского языка. Не "ипостась", а только "персона"; не природа - "физис", а только "форма" и т.д Папы Льва говорил о Христе, как обладающем двумя природами, или субстанциями, не отдавал себе отчета в том, что латинское слово substantia переводится на греческий как "ипостась", а это в глазах восточных могло придать его богословию опасный несторианский изгиб.

 

Все подписали вероопределение папы, чего еще надо? Но имперская властьпотребовала дать более четкое и недвусмысленное определение. После долгих споров было решено составить не символ, а вероопределение (орос). Ядром этого определения являются 4 апофатических наречия: неслитно, непревращенно - против монофизитства; неразделимо, неразлучимо - против несторианства. Бог соединился с человеком, но в этом соединении человек сохраняется во всей своей полноте: он ни в чем не умален. И вот - в нем полностью Бог: одна личность, одно сознание, одно устремление... – Богочеловечество. На Халкидонский Собор также выработал. 28 правило, которое касается Константинопольского архиепископского престола. Собор подтверждает то, что было провозглашено еще II Вселенским Собором, а именно, что Константинопольская кафедра — это вторая во Вселенской Церкви кафедра после Римской. Причем он обосновывает это не происхождением кафедры от кого-либо из апостолов, но ее политическим значением. Поскольку Константинополь, как и Рим, — это столица, и в Риме есть свой император, то и архиепископ столицы должен занимать соответствующее место в церковной структуре.Папа Лев Великий и слышать не хотел об этом правиле. Примерно через два года после Халкидонского Собора св. Лев согласился, наконец, подтвердить его деяния, но заявил, что это относится исключительно к вопросам вероучения.

 

 

28) Ересь монофизитства. Попытки компромисса. Энциклика Василиска. Энотикон Зинона.

 

Несмотря на реабилитацию на Халкидонском Соборе, его репутация была сильно подмочена антикирилловской полемикой. Подавляющее большинство иерархов хотя и не были сторонникам Евтиха, но авторитет св. Кирилла был для них абсолютен. Отсутствие в лагере халкидонцев авторитетных богословов привело к трагическим последствиям. Некому было отстоять подлинные дух и чаяния Собора: что папа Лев, в сущности, "говорил как Кирилл" и что подтверждение полноты человечества Христа после соединения природ было не противореч, а сбалансированным подтверждением кирилловской христологии. Началом всему послужило спонтанно начавшееся народное восстание, вызванное низложением и ссылкой Александрийского папы Диоскора.. Вера Собора была провозглашена обязательной для всех. Нарушители указа должны были нести административное наказание и сниматься со своих постов. Первое по времени прямое массовое неприятие Собора произошло в Палестине. Толпы монахов под водительством игумена Феодосия бурно восстали против Ювеналия Иерусалимского. Ювеналию пришлось бежать в Константиноп. Вместо него был хиротонисан игумен Феодосий, а все ведущие епископские кафедры были заняты другими монофизитами.. В конце концов Ювеналия вернули на его место с помощью имперских воинских подразделений.

 

После смерти императора Маркиана (457 г.) в Египте разразилось народн восстан, и халкидонский архиеп Протерий был зверски убит толпой в алтаре. В ситуации безвластья два антихалкидонски настроенных еписк Евсевий Пелусианский и Петр Ивериец Маюмский хиротонисали нового папу Тимофея, по прозвищу Элур. В Сирии присутствовало три партии наряду с остатками несториан были как защитники Халкидонского Собора так и монофизиты. Однако император Лев1 не хотел начинать правление с использован силы, к чему его призывал папа римский. Он опросил всех епископов о законности посвящения Тимофея и о значимости Халкидона. Почти единогласно все высказались против Тимофея и за Халкидон. На его место был поставлен халкидонский епископ, которого также звали Тимофей. В течение всей второй половины V в. так и не состоялось глубокого богословского дебата о смысле Халкидона. В результате халкидонское определение веры постепенно было изъято из своего контекста и использовалось либо для доказательства того, что старая докирилловская антиохийская христология сохран неповрежденной, со всеми своими недостатками, либо для доказательства, что Церковь отошла от богословия св. Кирилла. Среди защитников Собора, к сожален преобладала антиохийская христология. Сстематическое нежелание многих халкидонцев принять теопасхизм дало оружие в руки многим противникам Собора.

 

Первая попытка такого компромисса с монофизитством была сделана в 475 г., когда власть в империи захватил узурпатор Василиск. Стремясь укрепить свою позицию после свержения халкидонца Зенона, Василиск решил оказать поддержку монофизитам. По образцу императора Льва, Василиск всем епископразослал Окружное послание “Энциклику”, в котором осуждал Халкидонский Собор. Опять был очень обильный сбор подписей, хотя по своему содержанию этот документ был прямо противоположен тому, который в свое время, совсем незадолго до этого, разослал император Лев. Акакий, патриарх Константинопольский (471-489 гг.), немедленно предпринял ряд очень резких мер протеста. Василиск перепугался такой реакции и вскоре опубликовал "Анти-Энциклику".

 

После недолгого правления узурпатора Василиска, к власти вернулся император Зенон. Зенон поначалу выступил как защитник Халкидонского Собора, но потом он решил действовать дипломатическими методами и попытался найти определ компромисс. В 482 году был опубликован вероисповедный указ, который назывался «Энотикон «объединительное послание. Император, не называя никого по имени, выражал свое стремление к единству и заявлял, что он и все Церкви принимают только Никео-Цареградский символ.В документе содержалось не только кирилловское провозглашение единства Христа, включая теопасхитскую формулу и осуждение учения о "двух сынах", но также и положение, важное для халкидонцев и отвергаемое евтихианами, что Христос "единосущен нам по человечеству". Но т.к сама вероопределительн часть «Энотикона» была очень расплывчатой, и сам Халкидонский Собор в нем не осуждался, то многие православные представители смогли подписаться под этим документом. Надежды Зенона, однако, провалились, потому что документ не был признан и теми, кто твердо держался Халкидонского Собора, и теми, кто твердо стоял на позициях монофизитства. Таким образом, вместо двух противоборствующих сторон образовались три. В связи с «Энотиконом» произошел и разрыв Константинополя с Римом. Это так называемая акакианская схизма, по имени константинопольск патриарха Акакия, который принимал деятельное участие в церковной политике императора Зенона.

 

29) Север Антиохийский. Различные течения в монофизитстве.

 

После смерти Зенона на его вдове Ариадне женился царедворец и очень способный администратор и финансист Анастасий, ставший новым императором (491-518). Он поддерживал "Энотикон", но с монофизитских позиций. В Египте он полностью поддерживал оккупацию александрийской кафедры людьми, жестко и бескомпромиссно отвергавшими Халкидонский Собор. Однако режим "Энотикона" не обеспечивал полного триумфа монофизитства и позволял халкидонскому крылу не только существовать, но и завоевывать преимущество на нескольких главных кафедрах христианского мира. Кроме Константинополя, халкидонцы занимали кафедры в Иерусалиме (патриарх Илья) и Антиохии (Флавиан II), однако и оппозиция в этих местах была весьма сильной. Интеллектуальными лидерами антихалкидонцев были Филоксен Маббугский и Севир Антиохийский. Филоксен провел мощную кампанию, требуя от своего патриарха Флавиана Антиохийского формально анафематствовать Халкидон. Получив отказ, он, испоьзуя имперскую поддержку добиться его отправки в ссылку. На место сосланного Флавиана был поставлен Севир.

 

Севир получил блестящее образование в областях риторики, греческой словесности, философии и юриспруденции. Его привлекал монашеский идеал, и он подвижничал под руководством монофиз писателя Петра Иверийца, епископа Маюмского. Среди всех монофизитских богословов он стоял ближе всего к православию. Вместе с тем, когда дело касалось вопросов, которые Севир считал принципиальн он отказ идти на компромиссы. Отказываясь признать Халк Собор, Севир видел себя главным представителем единственной законной христолог св. Кирилла. Севир Антиохийский не отрицает человечество во Христе, но он не принимает формулу Халкидонского Собора «в двух природах». Севир соглашался только на определение «из двух природ». Говорить о двух природах можно лишь теоретически, логически, реально же две природы соединены в единую природу. Здесь имело также местора зличие в греческой терминологии. Единая природа («миофизис»), о которой учил св. Кирилл — это не то же, что единственная («монифизис»). Иначе говоря, термин «монофизит» в применении к таким деятелям, как Севир Антиохийский.

Главным действующим лицом в развитии так называемого "Акакианского" раскола стал папа Геласий (492-496 гг.). Он отправил дикрет и письма к императорам Зенону и Анастасию с протестом против их попыток навязать Церкви имперскую власть. Главной целью это было манифестация папской независимости и послужили мощным прецедентом для средневековой борьбы между Церковью и государством на Западе. Тексты дикрета папы Геласия стали классической основой папского самосознания на Западе. В них Римская Церковь рассматривается как последний оплот истины; с этим-то сознанием она и будет бороться с еретическими восточными императорами VII-VIII вв. Когда новый патриарх Константинопольский Евфимий (490-495 гг.) прервал общение с монофизитским патриархом Александрийским Петром Монгом и занял четко халкидонскую позицию, у него начался острый конфликт с императором Анастасием, поддерживавшим "Энотикон". Евфимий написал в Рим, предлагая восстановить общение и прося поддержки в том, что он видел общим делом. Но Геласий ответил грубо-ироничным письмом, требуя прекратить поминать Акакия, которого Рим объявил еретиком. Константинополь не мог этого сделать: Акакий, хотя и совершил тактическую ошибку, еретиком не был, и Рим объявил о его низложении в одностороннем порядке, беспричинно и незаконно.

 

Лишь в 514 г после избрания в Риме умеренного Гормизды на папскую кафедру, произошло примирение между Римом с Константинополем. "Энотикон" был окончательно отвергнут.

 

30) Император Юстиниан. Законодательство. Теория симфонии. Церковная политика

императора, участие императрицы Феодоры.

 

В 518 г. на трон взошел начальник дворцовой стражи Юстин I (518-527), но фактич империей управлял племянник Юстина Юстиниан, получивший благодаря своему дяде великолепное образование. Основным принципом мировоззрения Юстиниана было единство: единство Империи, единство Церкви и вообще всеобщее единство. Прежде всего это выражалось в римском универсализме, который и был причиной и основным движущим мотивом отвоевания Юстинианом Запада у варваров. Юстиниан был зачарован великим прошлым Рима и не мог удовлетвориться номинальным признанием варварскими правителями первенства Константинопо. Он твердо придерживался идеи симфонии между Церковью и госуд. Народом Божиим должны были управлять две различные иерархии: одна - несущая ответственность за внешний порядок, безопасность, благосостояние и управление, а другая - ведущая народ Божий в сакраментальное предвкушение Царства Божия. Эти две задачи были хотя и различными, но нераздельными. Деятельность двух иерархий на практике постоянно пересекалась. Епископы совершали евхаристию и учили вере, но лишь император мог обеспечить их всем необходимым для того, чтобы их служение было наиболее эффективным и принятые решения могли достичь всех.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.