Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль социально-гуманитарных наук в решении глобальных проблем современности




По мере развития производительных сил возобладало утилитарное отношение человека к природе, другому человеку. Современная эпоха ставит вопрос о переходе к новому пути социальных механизмов, который следует назвать коэволюционным или гармоническим. Глобальная ситуация, в которой оказалось человечество, отражает и выражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к природным и социальным ресурсам. Разум подталкивает человечество к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений в глобальной системе "Человек - Техника - Природа". В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальными проблемами называют те, которые имеют общечеловеческий характер, затрагивают интересы человечества в целом и каждого отдельного человека практически в любой точке планеты. 3 группы глобальных проблем:

1) Проблемы экономического и политического взаимодействия государств:

a) проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и создания благоприятных условий для социального прогресса всех стран и народов;

b) проблема преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка;

Проблема демилитаризации человечеств. Однако проблема полной демилитаризации человечества может быть решена только на основе устранения угнетения и эксплуатации одного народа другим, преодоления экономической отсталости развивающихся стран и установления справедливого международного экономического порядка.

2) Проблемы взаимодействия общества и природы:

a) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды;

b) обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией, продовольствием);

c) освоение мирового океана и космического пространства;

Суть экологической проблемы заключается в опасном для существования человечества нарушения равновесия биосферных процессов:

a) из недр Земли извлекается млрд. тонн полезных ископаемых;

b) расходуется млрд. тонн растительной массы

c) выбрасывается в атмосферу промышленная углекислота

d) в Мировой океан сбрасывается нефть и нефтепродукты →проблема питьевой воды

e) смог над городами

f) исчезают многие виды животных и растений

Речь должна идти не о полном послушании природе, а о гармонизации природных и социальных процессов на основе гуманизации НТП и коренного переустройства всей системы общественных отношений.

3) Проблемы взаимоотношений людей и общества:

a) проблема роста народонаселения;

b) проблема охраны и укрепления здоровья людей;

c) проблемы образования и культурного роста;

Если производство материальных благ отстает от роста населения, то материальное положение людей будет ухудшаться. И наоборот. Проблема образования: каждый четвертый житель нашей планеты в возрасте старше 15 лет остается неграмотным. Нехватку материальных средств для развития системы образования. Для высвобождения и использования этих ресурсов во благо человечества необходимы новый мировой порядок, новое мышление, новый человек.

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от Ч-ва иного способа мышления - экологического сознания. Ч-во должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосущ-ние людей друг с другом. Заменить принцип экономической эффективности принципом экологической безопасности. Надо избавляться от принципа потребления, потребительского отношения к природе.


36. Особенности и основные характеристики профессии современного ученого.

Современный ученый не просто специалист, обладающий знаниями в какой-то узкой области. Сегодня круг задач, являющихся неотъемлемой частью его профессии, весьма широк.

Профессия ученого предполагает З. основ библиографии как особой отрасли З. Сюда входит умение находить необходимые сведения о публикациях, потреблять библиографическую информацию, грамотно оперировать ею. Существуют общепринятые правила цитирования, библиографических ссылок и описаний.

Важная часть деятельности ученого – текстовая работа, создание собственных научных текстов. Ведь стержень современной Н. – публикация. Сегодня прирост и функционирование научного З. держится на публикациях. Публикация является как бы квантом прироста нового З. Идеи, разработанные ученым, вводятся в оборот научного сообщества только после их публикации, проверки, подтверждения и принятия в циклах других исследований и отражающих их изданий.

Существенное место в научной информации занимает и патентная документация. Это совокупность документов, включающих сведения об изобретениях, открытиях и других видов интеллектуальной собственности. Существует специальная отрасль знания – патентоведение, которая занимается вопросами правового обеспечения интеллектуальной собственности. Профессиональная разработка научно-исследовательской темы сегодня невозможна без предшествующей стадии патентных исследований, включающих поиск, анализ, целенаправленное потребление патентной информации.

Ученый часто выполняет функции организатора научных исследований и их руководителя, что требует от него наличия определенных навыков и знаний из области менеджмента как теории управления. Многие ученые сочетают собственно познавательную деятельность с преподавательской, которая, по сути дела, является самостоятельной профессией. Помимо работы в системе формального образования, ученый обычно имеет возможность влиять на более молодое поколение неформальным способом, к которому лучше всего подходит название «наставничество».

Необходимо также указать на значимость этической компетентности современного ученого, на необходимость принятия этически важных решений, участия в различного рода этических обсуждениях и, может быть, экспертизах по теме его научных интересов. В эпоху демократической государственности ученые становятся социально активными, включаются в обсуждение и решение общественных проблем. Они должны уметь выступать перед широкой публикой, выполнять различные социальные функции, связанные с их З. в научных областях.

Современное сообщество ученых – не замкнутая в своем познавательном интересе привилегированная социальная группа, а активно участвующая в публичных обсуждениях, в общественных структурах и мероприятиях профессиональная элита. Благодаря обладанию специальными З. и возможностями ученые являются субъектами повышенной ответственности перед обществом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.