Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект исследования




Принципы к-а.

Контент-анализ как эмпирический метод анализа текстов сми. Принципы к-а.

Как научный метод контент-анализ, или анализ содержания, начинает широко использоваться в социальных науках с 20 – 30-х г.г. XX в.

В США зарождение этого метода американские исследователи относят к началу XX века и выделяют несколько этапов:

1. Период разнородного нестрогого частотного анализа содержания сообщений (конец 19 в. – 30-е г.г. XX в.).

2. Период «классического» частотного контент-анализа, Г. Лассуэла, Б. Берельсона (40 – 50-е г.г. XX в.).

3. Период усовершенствованных методик Ч. Осгуда и др., а также компьютерного контент-анализа Ф. Стоуна и др. (конец 50 – начало 60-х г.г. XX в.).

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Объектом исследования в классической социологии выступают массовые явления, события, процессы, которые изучаются через социальные группы людей - носителей изучаемого феномена. Т.е., в конечном счете в качестве объекта конкретного социологического иссле­дования всегда выступают определенные социальные общ­ности (группы), выбранные социологом в соответствии с целями и задачами исследования. Все многообразие социальных групп, представляющих интерес для исследователя, может быть разделено на два вида: реальные (естественные) и условные.

К реальным социальным группам относятся такие соци­альные общности, для которых характерно реальное вза­имодействие их членов (производственная бригада, ученики опреде­ленного класса, студенческая группа, персонал фирмы и т.д). К условным социальным группам относятся такие, чле­ны которых не взаимодействуют друг с другом и в прин­ципе не могут взаимодействовать. Эти группы выделяют­ся социологом для целей анализа по различным основани­ям, зависящим от целей и задач исследования. Назовем эти основания:

• социально-демографические признаки (пол, возраст, уровень образования, семейное положение и т.д.);

• характер профессии;

• тип территории (город, село);

• участие в политических партиях, движениях и т.д.

2. Логическая стратегия получения знания

Вначале исследова­тель формулирует теоретические гипотезы, каждая из ко­торых связывает ненаблюдаемые сущности - абстрактные понятия. Они называются гипотезами - основаниями. Имен­но они, подтвержденные или неподтвержденные, «работа­ют» на цели и задачи исследования, являясь базой для фор­мулирования выводов. Именно в этих гипотезах воплоща­ется теоретическое видение исследователем изучаемого явления или процесса.

Поскольку гипотезы-основания принципиально непроверяемы в эмпирическом исследовании, второй шаг «сверху -вниз» состоит в формулировании логически выводных ги­потез, называемых гипотезами - следствиями. Эти гипо­тезы-следствия связывают уже эмпирически проверяемые переменные, т.е. индикаторы тех понятий, которые при сутствуют в гипотезах-основаниях.

3.Основание эмпирического анализа: измерение социальных характеристик.

Математика в классическом со­циологическом исследовании используется по мень­шей мере в 4-х важнейших процедурах:

- измерение социальных признаков;

- обработка первичной социологической информации;

- расчет и обоснование выборки социологического ис­следования;

- моделирование социальных процессов и явлений.

Измерение выступает важнейшим основанием эмпирического анализа в классической методологии. Разговор об основаниях какого-либо явления - это все­гда ответ на вопрос: как возможно само это явление. В этом смысле вне квантификации, вне измерения невозможно само производство эмпирического знания в этой парадигме.

«Квантификация» означает процедуру представления свойств социальных объектов в количественной форме.

В самом деле, только измеренные социальные признаки могут быть представлены в числовой системе, а значит, и обработаны методами математической статистики, что­бы служить доказательством выдвинутой гипотезы.

Измерение социальных признаков - программная уста­новка количественного подхода в социологии. Считается, что абсолютно все социальные признаки, даже самые «тон­кие» (любовь, дружба, преданность, патриотизм), принци­пиально измеряемы. Дело лишь в технике измерения, в квалификации социолога в конечном итоге.

Главная проблема косвенного (опосредованного) изме­рения состоит в обеспечении его обоснованности, т.е. в его способности измерить именно то социальное свойство, ко­торое и необходимо измерить, а не какое-нибудь другое. (ВАЛИДНОСТЬ) Дело в том, что одни и те же индикаторы могут быть про­явителями разных социальных признаков, а значит, прин­ципиально возможна ситуация, когда измеряется факти­чески другой признак. Например, простой признак «удов­летворенность работой» может быть одним из индикато­ров нескольких сложных социальных признаков: отноше­ния к работе, уровня адаптированности к организации, социально-психологического климата в коллективе.

С другой стороны, одни и те же социальные признаки, т.е. реально существующие социальные явления, по-раз­ному теоретически осмысленные, должны эмпирически интерпретироваться различным образом (с помощью раз­личных индикаторов). Так, например, учебно-познава­тельная активность студента, теоретически понятая как сверхнормативная деятельность, может быть эмпиричес­ки интерпретирована с помощью следующих индикаторов: «оценки, получаемые студентом на сессии», «регулярность подготовки к семинарским занятиям» и т.д. В то же время учеб­но-познавательная активность, теоретически осмысленная как деятельность, значимая для студента не столько ре­зультатом, сколько самим процессом, деятельность, при­носящая удовлетворение сама по себе, очевидно, должна быть интерпретирована с помощью других индикаторов. Эта процедура эмпирической интерпретации теоретических поня­тий осуществляется в программе социологического исследования.

В этих индикаторах должна «схватываться» так называе­мая «внутренняя» мотивированность этой деятельности. Здесь индикаторами могут быть выбраны такие простые социальные признаки, как «характер поведения на семи­нарах, лекциях», «интерес к учебе», «время, затрачиваемое на самостоятельную работу» и т.д.

2. Измерение социальных признаков в отличие от изме­рения в естественных науках содержит в самом себе возможность влияния интервьюера на получаемый результат. Дело в том, что измерение социальных признаков проис­ходит в процедуре опроса, представляющего собой навя­занное произвольное (имеется в виду произвол исследова­теля) общение. Любая же ситуация общения, пусть даже и не полноценного, межличностного, но скорее ролевого, как в нашем случае, по сути своей «обременена» взаимо­влиянием субъектов общения. Главная проблема здесь - возникновение «эффекта интервьюера», смещение информации, а значит, получе­ние недостоверного знания, не отображающего истинное положение дел.

4. Типы шкал, используемых в социологическом исследовании

Социолог, пытающийся разработать одномерную чис­ловую ось (шкалу) для измерения тех или иных социальных признаков в соответствии со своими теоретическими ги­потезами, должен, прежде всего, хорошо представлять, какие классы шкал вообще используются в социологии.

Крупнейший американский психолог С.Стивенс на рубе­же 30-х - 40-х годов XX века для измерения социальных признаков, не имеющих единиц измерения (например, «удовлетворенность работой» или «социальное самочув­ствие»), предложил использовать 4 типа числовых систем (шкал). Каждая из них представляет соответствующий уро­вень измерения эмпирических объектов:

• шкала наименований (номинальная);

• шкала порядка (ординальная);

• шкала интервалов (интервальная);

• шкала отношений.

Различия в уровне измерения определяются двумя вза­имосвязанными моментами:

1. Каждая из названных выше шкал способна отразить определенный тип отношений между эмпирическими объек­тами, зависящий как от цели нашего упорядочивания этих объектов, так и от природы тех свойств, относительно ко­торых происходит упорядочивание.

2. Каждая из них допускает различный спектр возмож­ных операций с числами, составляющих шкалу.

Какие же вообще отношения могут существовать меж­ду эмпирическими объектами?

а)отношение равенства - неравенства.- номинальная шкала

Такой тип отношений «схватывается» номинальной шкалой (шкалой наименований), обеспечивающей самый низкий уровень измерения. Упорядочить эмпирические объекты с помощью такой шкалы означает просто разделить носи­телей изучаемого свойства на ряд групп (категорий). Каж­дая из этих групп (категорий) с одной стороны, включает в себя индивидов, обладающих одинаковым значением изучаемого признака.37 Это означает, что внутри каждой группы существуют отношения равенства между индивидами по этому свойству. С другой стороны, каждая из вы­деленных групп противостоит другим, т.е. не «равна» им: между группами существуют отношения неравенства. Сама классификация признака, т.е. выделение его групп (кате­горий), - задача содержательного, теоретического плана. Приписывание же этим группам чисел, т.е. построение числовой оси, осуществляется с учетом только одного тре­бования: эти числа должны быть разными (неравными). Каждое из таких чисел на шкале является школьным значе­нием признака. При этом каждое значение имеет вербаль­ную (словесную) формулировку.

С помощью номинальной шкалы могут быть измере­ны такие признаки как пол, профессия, тип факультета университета, мотивы любого социально значимого по­ведения, жизненные планы и т.д. Например, шкала для измерения типа факультета, на котором учатся студенты Ростовского государственного университета (т.е. в нашем случае объекты, которые мы хотим упорядочить) выгля­дит следующим образом:

1 - физический;

2 - математический;

3 - филологический;

4 - биологический;

5 - химический;

6 - социологический;

7 – психологический.

По типу номинальная шкала формирует альтернативный вопрос.

б) порядковая шкала

Пытаясь упорядочить область эмпиричес­ких объектов, можно установить и отношения порядка меж­ду ними. В этом случае мы пытаемся «выстроить» их по мере выраженности изучаемого свойства. Так, можно упорядо­чить исследуемую совокупность студентов конкретного вуза или города по уровню их учебно-познавательной ак­тивности; или совокупность предприятий по степени со­циальной напряженности в них. При этом отношения по­рядка не только автоматически включают в себя отноше­ния равенства-неравенства, но «идут дальше»: выделенные группы (категории) не просто не равны друг другу, но «вы­страиваются в затылок» от максимальной выраженности изучаемого свойства до минимальной.

Шкала, которая фиксирует такие отношения, называ­ется шкалой порядка. Числа такой шкалы не только фикси­руют различия, но устанавливают отношения «больше -меньше» между собой, соответствуя такой же ранжирован­ной упорядоченности эмпирических объектов. Классичес­ким примером порядковой шкалы является шкала удов­летворенности (работой, учебой, жизнью в целом):

1 - вполне удовлетворен;

2 - скорее удовлетворен, чем нет;

3 - и да и нет;

4 - скорее не удовлетворен;

5 - совершенно не удовлетворен.

В практике классических социологических исследова­ний используются простая и сложная разновидности порядковых шкал: шкала Лайкерта, шкала Гуттмана, получившие свои названия по именам их создателей.

Шкала Лайкерта служит для измерения степени согласия (несогласия) респондента с предлагаемыми утверждениями, подаными в форме простого высказывания. Например, вопрос:

Как Вы относитесь к высказыванию: «Нескафе – очень качественный кофе»?

1) полностью согласен

2) скорее согласен

3) нет мнения

4) скорее не согласен

5) полностью не согласен

Часто какое либо состояние описывается разными индикаторами, которые шкалируются по одной шкале. Такие ответы сводятся в таблицу. Это – шкала Гутмана.

Чтобы отдых был полноценным нужно иметь возможность (оцените по 7-балльной шкале, где 7 – высший балл):

1) принимать солнечные ванны

2) купаться в море (бассейне)

3) посещать музеи

4) посещать концерты

6) …..

 

в) ранговые шкалы

В порядковых шкалах числа (шкальные значения) час­то называют рангами. Следует сказать, что сами числа (ранги) могут быть заменены другими числами при усло­вии, что между ними будет сохранена та же самая упоря­доченность: числа здесь просто коды, приписываемые ис­следователем.

Следует отметить еще одно важное обстоятельство: в пятичленной порядковой шкале шкальные значения ука­зываются и в вербальной (словесной) форме (приведенная нами шкала удовлетворенности это демонстрирует). В то же время, если шкала имеет более пяти значений: 7, 9 или 11, то вербалъно обозначаются только крайние. Промежу­точные значения в таких шкалах обозначаются лишь чис­лами. Примером может служить шкала, предназначенная для измерения уровня готовности членов производствен­ного коллектива прийти на помощь друг другу. Шкала может выглядеть так:

На помощь рассчитывать не приходится 1____2____3____4____5____6____7   Всегда можно рассчитывать на помощь

 

Порядковая шкала допускает целый ряд дополнитель­ных (относительно номинальной) статистических проце­дур: определение медианы для изучения цент­ральных тенденций, расчет коэффициентов ранговой кор­реляции Спирмена и Кэндалла для определения тесноты связи между признаками.

В целом порядковая шкала обеспечивает более высо­кий уровень измерения, нежели номинальная, ранжируя объекты в отношениях «больше-меньше» того или иного свойства.

Вместе с тем социолога довольно часто интересует и другой вопрос: на сколько меньше или во сколько раз мень­ше того или иного свойства в исследуемой совокупности? На этот вопрос порядковая шкала ответа не дает. Здесь требуется иной, более высокий уровень измерения.

Он обеспечивается двумя типами шкал: интервальной и шкалой отношений. Довольно часто их объединяют вме­сте под одним названием «метрические» шкалы.

г) метрические шкалы

Интервальная шкала (или шкала равных интервалов) представляет собой полностью упорядоченный ряд с рав­ными интервалами между пунктами, причем отсчет начи­нается с произвольно выбранной точки (отсутствует нуль). На шкале равных интервалов появляется единица измере­ния, которой не было в порядковой шкале: расстояния между шкальными значениями там не были равны, просто упорядочены.

Главная трудность в построении таких шкал в социо­логии состоит в обосновании равенства или разности рас­стояний между шкальными значениями.

Шкала отношений к свойствам интервальной шкалы добавляет экспериментально установленный нуль, превра­щаясь таким образом в идеальную метрическую шкалу. Здесь уже можно определять отношения между шкальны­ми значениями, т.е. ответить на вопрос о том, насколько (или во сколько раз) одно значение признака больше (или меньше) другого шкального значения. Так, сравнивая про­должительность времени, затрачиваемого в неделю на раз­личные элементы свободного времени, можно говорить, например, что на просмотр телевизионных передач (12 -14 часов в неделю) жители России тратят в 6-7 раз больше времени, нежели на чтение художественной литературы (2 часа). Типичные примеры таких шкал: шкала времени, пространственных мер, денежных единиц. Кроме того, разработаны и метрические шкалы для измерения некото­рых физиологических и психологических свойств челове­ка, где экспериментальным путем удалось определить ну­левое значение этих свойств.

Исследователь, используя метрические шкалы, приоб­ретает большую гибкость описания, а также способен по­лучить больший объем информации. Над числами, при­надлежащими такой шкале, можно производить все извес­тные операции с натуральными числами. Кроме того, на­ряду с процедурами, характерными для порядковых шкал, здесь возможен расчет средних значений признаков, а так­же мер их рассеяния (дисперсии, среднего квадратического отклонения и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.