КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объект исследования
Принципы к-а. Контент-анализ как эмпирический метод анализа текстов сми. Принципы к-а. Как научный метод контент-анализ, или анализ содержания, начинает широко использоваться в социальных науках с 20 – 30-х г.г. XX в. В США зарождение этого метода американские исследователи относят к началу XX века и выделяют несколько этапов: 1. Период разнородного нестрогого частотного анализа содержания сообщений (конец 19 в. – 30-е г.г. XX в.). 2. Период «классического» частотного контент-анализа, Г. Лассуэла, Б. Берельсона (40 – 50-е г.г. XX в.). 3. Период усовершенствованных методик Ч. Осгуда и др., а также компьютерного контент-анализа Ф. Стоуна и др. (конец 50 – начало 60-х г.г. XX в.). Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет). Объектом исследования в классической социологии выступают массовые явления, события, процессы, которые изучаются через социальные группы людей - носителей изучаемого феномена. Т.е., в конечном счете в качестве объекта конкретного социологического исследования всегда выступают определенные социальные общности (группы), выбранные социологом в соответствии с целями и задачами исследования. Все многообразие социальных групп, представляющих интерес для исследователя, может быть разделено на два вида: реальные (естественные) и условные.
К реальным социальным группам относятся такие социальные общности, для которых характерно реальное взаимодействие их членов (производственная бригада, ученики определенного класса, студенческая группа, персонал фирмы и т.д). К условным социальным группам относятся такие, члены которых не взаимодействуют друг с другом и в принципе не могут взаимодействовать. Эти группы выделяются социологом для целей анализа по различным основаниям, зависящим от целей и задач исследования. Назовем эти основания: • социально-демографические признаки (пол, возраст, уровень образования, семейное положение и т.д.); • характер профессии; • тип территории (город, село); • участие в политических партиях, движениях и т.д. 2. Логическая стратегия получения знания Вначале исследователь формулирует теоретические гипотезы, каждая из которых связывает ненаблюдаемые сущности - абстрактные понятия. Они называются гипотезами - основаниями. Именно они, подтвержденные или неподтвержденные, «работают» на цели и задачи исследования, являясь базой для формулирования выводов. Именно в этих гипотезах воплощается теоретическое видение исследователем изучаемого явления или процесса. Поскольку гипотезы-основания принципиально непроверяемы в эмпирическом исследовании, второй шаг «сверху -вниз» состоит в формулировании логически выводных гипотез, называемых гипотезами - следствиями. Эти гипотезы-следствия связывают уже эмпирически проверяемые переменные, т.е. индикаторы тех понятий, которые при сутствуют в гипотезах-основаниях. 3.Основание эмпирического анализа: измерение социальных характеристик.
Математика в классическом социологическом исследовании используется по меньшей мере в 4-х важнейших процедурах: - измерение социальных признаков; - обработка первичной социологической информации; - расчет и обоснование выборки социологического исследования; - моделирование социальных процессов и явлений. Измерение выступает важнейшим основанием эмпирического анализа в классической методологии. Разговор об основаниях какого-либо явления - это всегда ответ на вопрос: как возможно само это явление. В этом смысле вне квантификации, вне измерения невозможно само производство эмпирического знания в этой парадигме. «Квантификация» означает процедуру представления свойств социальных объектов в количественной форме. В самом деле, только измеренные социальные признаки могут быть представлены в числовой системе, а значит, и обработаны методами математической статистики, чтобы служить доказательством выдвинутой гипотезы. Измерение социальных признаков - программная установка количественного подхода в социологии. Считается, что абсолютно все социальные признаки, даже самые «тонкие» (любовь, дружба, преданность, патриотизм), принципиально измеряемы. Дело лишь в технике измерения, в квалификации социолога в конечном итоге. Главная проблема косвенного (опосредованного) измерения состоит в обеспечении его обоснованности, т.е. в его способности измерить именно то социальное свойство, которое и необходимо измерить, а не какое-нибудь другое. (ВАЛИДНОСТЬ) Дело в том, что одни и те же индикаторы могут быть проявителями разных социальных признаков, а значит, принципиально возможна ситуация, когда измеряется фактически другой признак. Например, простой признак «удовлетворенность работой» может быть одним из индикаторов нескольких сложных социальных признаков: отношения к работе, уровня адаптированности к организации, социально-психологического климата в коллективе. С другой стороны, одни и те же социальные признаки, т.е. реально существующие социальные явления, по-разному теоретически осмысленные, должны эмпирически интерпретироваться различным образом (с помощью различных индикаторов). Так, например, учебно-познавательная активность студента, теоретически понятая как сверхнормативная деятельность, может быть эмпирически интерпретирована с помощью следующих индикаторов: «оценки, получаемые студентом на сессии», «регулярность подготовки к семинарским занятиям» и т.д. В то же время учебно-познавательная активность, теоретически осмысленная как деятельность, значимая для студента не столько результатом, сколько самим процессом, деятельность, приносящая удовлетворение сама по себе, очевидно, должна быть интерпретирована с помощью других индикаторов. Эта процедура эмпирической интерпретации теоретических понятий осуществляется в программе социологического исследования.
В этих индикаторах должна «схватываться» так называемая «внутренняя» мотивированность этой деятельности. Здесь индикаторами могут быть выбраны такие простые социальные признаки, как «характер поведения на семинарах, лекциях», «интерес к учебе», «время, затрачиваемое на самостоятельную работу» и т.д. 2. Измерение социальных признаков в отличие от измерения в естественных науках содержит в самом себе возможность влияния интервьюера на получаемый результат. Дело в том, что измерение социальных признаков происходит в процедуре опроса, представляющего собой навязанное произвольное (имеется в виду произвол исследователя) общение. Любая же ситуация общения, пусть даже и не полноценного, межличностного, но скорее ролевого, как в нашем случае, по сути своей «обременена» взаимовлиянием субъектов общения. Главная проблема здесь - возникновение «эффекта интервьюера», смещение информации, а значит, получение недостоверного знания, не отображающего истинное положение дел. 4. Типы шкал, используемых в социологическом исследовании Социолог, пытающийся разработать одномерную числовую ось (шкалу) для измерения тех или иных социальных признаков в соответствии со своими теоретическими гипотезами, должен, прежде всего, хорошо представлять, какие классы шкал вообще используются в социологии.
Крупнейший американский психолог С.Стивенс на рубеже 30-х - 40-х годов XX века для измерения социальных признаков, не имеющих единиц измерения (например, «удовлетворенность работой» или «социальное самочувствие»), предложил использовать 4 типа числовых систем (шкал). Каждая из них представляет соответствующий уровень измерения эмпирических объектов: • шкала наименований (номинальная); • шкала порядка (ординальная); • шкала интервалов (интервальная); • шкала отношений. Различия в уровне измерения определяются двумя взаимосвязанными моментами: 1. Каждая из названных выше шкал способна отразить определенный тип отношений между эмпирическими объектами, зависящий как от цели нашего упорядочивания этих объектов, так и от природы тех свойств, относительно которых происходит упорядочивание. 2. Каждая из них допускает различный спектр возможных операций с числами, составляющих шкалу. Какие же вообще отношения могут существовать между эмпирическими объектами? а)отношение равенства - неравенства.- номинальная шкала Такой тип отношений «схватывается» номинальной шкалой (шкалой наименований), обеспечивающей самый низкий уровень измерения. Упорядочить эмпирические объекты с помощью такой шкалы означает просто разделить носителей изучаемого свойства на ряд групп (категорий). Каждая из этих групп (категорий) с одной стороны, включает в себя индивидов, обладающих одинаковым значением изучаемого признака.37 Это означает, что внутри каждой группы существуют отношения равенства между индивидами по этому свойству. С другой стороны, каждая из выделенных групп противостоит другим, т.е. не «равна» им: между группами существуют отношения неравенства. Сама классификация признака, т.е. выделение его групп (категорий), - задача содержательного, теоретического плана. Приписывание же этим группам чисел, т.е. построение числовой оси, осуществляется с учетом только одного требования: эти числа должны быть разными (неравными). Каждое из таких чисел на шкале является школьным значением признака. При этом каждое значение имеет вербальную (словесную) формулировку. С помощью номинальной шкалы могут быть измерены такие признаки как пол, профессия, тип факультета университета, мотивы любого социально значимого поведения, жизненные планы и т.д. Например, шкала для измерения типа факультета, на котором учатся студенты Ростовского государственного университета (т.е. в нашем случае объекты, которые мы хотим упорядочить) выглядит следующим образом: 1 - физический; 2 - математический; 3 - филологический; 4 - биологический; 5 - химический; 6 - социологический; 7 – психологический. По типу номинальная шкала формирует альтернативный вопрос. б) порядковая шкала Пытаясь упорядочить область эмпирических объектов, можно установить и отношения порядка между ними. В этом случае мы пытаемся «выстроить» их по мере выраженности изучаемого свойства. Так, можно упорядочить исследуемую совокупность студентов конкретного вуза или города по уровню их учебно-познавательной активности; или совокупность предприятий по степени социальной напряженности в них. При этом отношения порядка не только автоматически включают в себя отношения равенства-неравенства, но «идут дальше»: выделенные группы (категории) не просто не равны друг другу, но «выстраиваются в затылок» от максимальной выраженности изучаемого свойства до минимальной. Шкала, которая фиксирует такие отношения, называется шкалой порядка. Числа такой шкалы не только фиксируют различия, но устанавливают отношения «больше -меньше» между собой, соответствуя такой же ранжированной упорядоченности эмпирических объектов. Классическим примером порядковой шкалы является шкала удовлетворенности (работой, учебой, жизнью в целом): 1 - вполне удовлетворен; 2 - скорее удовлетворен, чем нет; 3 - и да и нет; 4 - скорее не удовлетворен; 5 - совершенно не удовлетворен. В практике классических социологических исследований используются простая и сложная разновидности порядковых шкал: шкала Лайкерта, шкала Гуттмана, получившие свои названия по именам их создателей. Шкала Лайкерта служит для измерения степени согласия (несогласия) респондента с предлагаемыми утверждениями, подаными в форме простого высказывания. Например, вопрос: Как Вы относитесь к высказыванию: «Нескафе – очень качественный кофе»? 1) полностью согласен 2) скорее согласен 3) нет мнения 4) скорее не согласен 5) полностью не согласен Часто какое либо состояние описывается разными индикаторами, которые шкалируются по одной шкале. Такие ответы сводятся в таблицу. Это – шкала Гутмана. Чтобы отдых был полноценным нужно иметь возможность (оцените по 7-балльной шкале, где 7 – высший балл): 1) принимать солнечные ванны 2) купаться в море (бассейне) 3) посещать музеи 4) посещать концерты 6) …..
в) ранговые шкалы В порядковых шкалах числа (шкальные значения) часто называют рангами. Следует сказать, что сами числа (ранги) могут быть заменены другими числами при условии, что между ними будет сохранена та же самая упорядоченность: числа здесь просто коды, приписываемые исследователем. Следует отметить еще одно важное обстоятельство: в пятичленной порядковой шкале шкальные значения указываются и в вербальной (словесной) форме (приведенная нами шкала удовлетворенности это демонстрирует). В то же время, если шкала имеет более пяти значений: 7, 9 или 11, то вербалъно обозначаются только крайние. Промежуточные значения в таких шкалах обозначаются лишь числами. Примером может служить шкала, предназначенная для измерения уровня готовности членов производственного коллектива прийти на помощь друг другу. Шкала может выглядеть так:
Порядковая шкала допускает целый ряд дополнительных (относительно номинальной) статистических процедур: определение медианы для изучения центральных тенденций, расчет коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и Кэндалла для определения тесноты связи между признаками. В целом порядковая шкала обеспечивает более высокий уровень измерения, нежели номинальная, ранжируя объекты в отношениях «больше-меньше» того или иного свойства. Вместе с тем социолога довольно часто интересует и другой вопрос: на сколько меньше или во сколько раз меньше того или иного свойства в исследуемой совокупности? На этот вопрос порядковая шкала ответа не дает. Здесь требуется иной, более высокий уровень измерения. Он обеспечивается двумя типами шкал: интервальной и шкалой отношений. Довольно часто их объединяют вместе под одним названием «метрические» шкалы. г) метрические шкалы Интервальная шкала (или шкала равных интервалов) представляет собой полностью упорядоченный ряд с равными интервалами между пунктами, причем отсчет начинается с произвольно выбранной точки (отсутствует нуль). На шкале равных интервалов появляется единица измерения, которой не было в порядковой шкале: расстояния между шкальными значениями там не были равны, просто упорядочены. Главная трудность в построении таких шкал в социологии состоит в обосновании равенства или разности расстояний между шкальными значениями. Шкала отношений к свойствам интервальной шкалы добавляет экспериментально установленный нуль, превращаясь таким образом в идеальную метрическую шкалу. Здесь уже можно определять отношения между шкальными значениями, т.е. ответить на вопрос о том, насколько (или во сколько раз) одно значение признака больше (или меньше) другого шкального значения. Так, сравнивая продолжительность времени, затрачиваемого в неделю на различные элементы свободного времени, можно говорить, например, что на просмотр телевизионных передач (12 -14 часов в неделю) жители России тратят в 6-7 раз больше времени, нежели на чтение художественной литературы (2 часа). Типичные примеры таких шкал: шкала времени, пространственных мер, денежных единиц. Кроме того, разработаны и метрические шкалы для измерения некоторых физиологических и психологических свойств человека, где экспериментальным путем удалось определить нулевое значение этих свойств. Исследователь, используя метрические шкалы, приобретает большую гибкость описания, а также способен получить больший объем информации. Над числами, принадлежащими такой шкале, можно производить все известные операции с натуральными числами. Кроме того, наряду с процедурами, характерными для порядковых шкал, здесь возможен расчет средних значений признаков, а также мер их рассеяния (дисперсии, среднего квадратического отклонения и т.д.).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |