Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политический экстремизм




Экстремизм выступает одной из крайних форм проявления радикализма. Его возникновение обуславливается социально-политическими кризисами, деформациями политических институтов, резким падением жизненного уровня значительной части населения, доминированием в обществе чувства безысходности, страха перед будущим, всеобщей апатии, жестким противостоянием власти и оппозиции.
Социальную базу экстремизма составляют маргинализированные слои общества, представители национальных и религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью интеллигенция, молодежь, студенчество, военные.
Исследователи выделяют: политический, националистический, религиозный, экологический, культурный или духовный экстремизм.
Политический экстремизм – это действия, которые направлены на разрушение политической системы сложившейся в обществе, с целью замены ее режимом иного толка.
Различают политический экстремизм государственный и оппозиционный, левый и правый. Но в основе всех его разновидностей находятся: насилие или его угроза, одномерность, одержимость в стремлении навязать своим оппонентам свои взгляды и принципы, бездумное выполнение всех приказов, опора на чувства, эмоции, инстинкты (интуицию) и предрассудки, не способность к толерантности и компромиссам.
В своем крайнем проявлении экстремизм смыкается с терроризмом и революционизмом, как самыми деструктивными формами проявления радикализма.
Терроризм – это насилие для устрашения. Его цель добиться желаемого развития событий: изменение существующего строя, изменение структуры власти, обретение независимости некой территорией и т.д.
Законодатели разных стран еще не пришли к единому определению терроризма, поэтому в международном праве до сих пор нет его определения.
В целом, терроризм это средство борьбы, центральным элементом которого является террор – способ управления обществом посредством превентивного устрашения. В связи с этим Д.В. Ольшанский утверждает, что поскольку насилие неистребимо, то террор вечен.
По мнению ряда исследователей, возникновение терроризма стало возможным вследствие развития человеческой цивилизации, когда из недр общественного прогресса стали продуцировать древнейшие пласты животных инстинктов, таящихся в глубинах человеческой психики.
Главной особенностью современного террора является воля к насилию. Этот феномен достаточно изучен психологами, которые работали с немецкими, итальянскими и французскими террористами в 70-х – 80-х годах ХХ века. В частности они установили, что мотивы людей занимающихся террористической деятельностью, абсолютно произвольны: от личной обиды на кого-то до сложнейших идеологических и политических воззрений.
Механизм террора заложен в сознании человека очень глубоко, порой замаскирован целыми пластами различных словесных обоснований. Это может быть отрицательное отношение к своему социальному положению, порождающее психологический дискомфорт, который побуждает человека оценивать все происходящее с ним как драматическое. Это и принадлежность человека к так называемому меньшинству – национальному, религиозному и т.д. Во всех случаях возникает схожая мотивация: нам угрожает опасность, мы на грани исчезновения, нас не принимают, нас не слышат, нас угнетают, нам остается одно – защищаться, применяя насилие.
Исследователи отмечают, что для личности террориста характерно негативное мировосприятие, которое возникает вследствие ряда факторов. Это, прежде всего, несоответствие между образом идеальной модели мира и самого себя в реальной действительности и возможностями самореализации. Противоречие трансформируется в субъективное ощущение личной и социальной неадекватности, в результате чего возникает позиция «Я (мы) хорошие – мир плохой», которая становится средством моральной самозащиты, позволяющей оправдывать любые деструктивные действия. То есть, деятельность террориста выливается в форму деструктивной самореализации. При этом через отрицание зарождается новая умозрительная концепция уверенности в своей правоте, которая сводит к минимизации возможностей позитивного воздействия, как на отдельного террориста, так и на террористическую группу.
Английский философ Я. Шрайбер считает, что терроризм вызывает целый комплекс социальных и психологических проявлений человека и группы людей. Среди них: ненависть; восхищение; отчаяние; надежда и страх. Наличие же, особенно в последнее время, некого симбиоза между средствами массовой информации и террористами, генерирует террор в общественную среду. Террористы поставляют на «рынок информации» пролитую ими кровь и всё волнующее, что с нею связано, а СМИ, как бы взамен, становятся своеобразным рупором терроризма. В итоге, отмечает ученый, происходит усиление данных личностных проявлений, что, в конце концов, делает террор подлинным «университетом миллионов».

Сейчас вашему вниманию будет представлен видеофильм о проявлениях терроризма в современном мире. Вам необходимо в ходе его просмотра, определить, какие психологические механизмы лежат в основе террористической деятельности и, как с помощью террора пытаются, воздействовать на сознание людей экстремисты различного толка? Что такое «контролируемое сознание» и, как можно осуществлять контроль над сознанием человека в современных условиях? Данные проблемные вопросы будут вынесены на практическое занятие «Социально-психологические характеристики политических манипуляций».

Успешное противостояние экстремизму означает:

1) концептуальное осмысление этого феномена, его разновидностей и перспектив развития;

2) всестороннюю готовность к противодействию экстремизму, возможность применения адекватных действий;

3) разработка соответствующих законов, которые дают правовую оценку экстремистским проявлениям. Статья 109 Уголовного Кодекса Украины определяет экстремизм как: «Действия, направленные на насильственную смену или свержение конституционного строя или захват государственной власти». Санкциями этой статьи предусмотрено уголовное наказание от пяти до десяти лет лишения свободы.

4) усиление информационного обмена;

5) проведение с населением информационных бесед о необходимости повышенной бдительности в отношении незнакомых предметов (оставленных сумок, пакетов, свертков и т.д.), которые могут представлять опасность или лиц, которые совершают общественно-опасные действия;

6) подготовка специальных отрядов антитеррористической деятельности.

 

57. Внешняя политика: цели, функции и средства осуществления. Основные направления внешней политики Республики Беларусь.

Политическая деятельность любого государства осуществляется прежде всего в системе внутренних общественных отношений, а потом уже за пределами его границ — в системе внешнихотношений. В результате различают внутреннюю и внешнюю политику, хотя это различие в известной мере условно. В конечном счете и внешняя и внутренняя политика призваны решать одну задачу — обеспечивать сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Вместе с тем как внутренняя, так и внешняя политика имеют свою специфику. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Она формируется позже, чем внутренняя, и осуществляется в иных условиях.

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами, обеспечивает реализацию их потребностей и интересов на международной арене. Внешняя политика — эта деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших или присвоивших право от имени всего народа выражать и защищать национальные интересы на международной арене,
избирать адекватные средства и методы их реализации. Что же такое национальные интересы?

В основе внешней политики любого государства лежат интересы нации. Все цивилизованные страны независимо от их государственного устройства своими национальными приоритетами считают повышение материального и духовного уровня жизни населения; обеспечение безопасности государства, национального суверенитета, территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; защиту определенных политических и экономических позиций во внешнем мире.

Следовательно, национальные интерес есть адекватность внешней политики государства потребностям общества. Рациональность и эффективность внешней политики заключается в ее соответствии реальным национально-государственным интересам.

Внешнеполитическая деятельность, не выражающая или неадекватно выражающая национальные интересы, неизбежно пробуксовывает. Так, по оценкам многих ученых и политиков, неудачи во внешней политике Республики Беларусь во многом обусловлены ложно понимаемыми нашей политической элитой национальными интересами белорусского народа. Это выражается, во-первых, в поиске каких-то призрачных выгод за далекими морями и океанами и игнорировании своих ближайших соседей, во-вторых, жестком подчинении внешней политики идеологическим постулатам, что означает; поддерживаем и развиваем отношения с теми, кто мыслит как мы. Во внешней политикереспублики много проявлений субъективизма, волюитарзма, непрофессионализма, что отрицателю сказывается на авторитете белорусского государства.

Ложно понятые и превратно сформулированные наци; опальные интересы могут стать причиной реальных конфликтов на международной арене. Так обстояло дело при принятии руководством СССР решения о введении советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Подобная позиция нередко просматривается во внешнеполитическом курсе США, которые зоной своих жизненных интересов способны объявить любую территорию Земного шара.

Практическая значимость внешней политики выражается через ее функции, общие для всех государств: охранительную, представительно-информационную, идеологическую, координации усилий государств по решению глобальных проблем, торгово-организаторскую.

Охранительная функция внешней политики связана с обеспечением сохранения и упрочения существующей в рамках данного государства системы общественных отношений от посягательств извне, защитой прав и интересов данной страны и ее граждан в международных делах.

Эффективность этой функции зависит от способности государств, их соответствующих органов и институтов взаимодействовать с другими государствами мирового сообщества так, чтобы сделать мировой порядок более безопасным для жизнедеятельности всех субъектов международных отношений.

Предапавительно-информационная функция заключается в деятельности представительных органов и институтов государства за рубежом по изучению внешнеполитических процессов; накоплению, обработке и анализу достоверной информации о состоянии международных дел; доведению этой информации до своего правительства с выдачей конкретных рекомендаций по ее исполнению.

Практическая значимость этой функции состоит и в том, что посредством переговоров, личных контактов основныхсубъектов внешней политики на основе полученной и проанализированной информации формируется благоприятное для страны международное общественное мнение, оказывается соответствующее влияние на политические круги тех или иных государств. Эта функция часто реализуется в период проведения международных переговоров, заключения международных договоров.

Идеологическая функция внешней политики состоит в пропаганде философских, политических, экономических, социальных преимуществ своей системы и образа жизни на международной арене. Здесь следует особо подчеркнуть, насколько это дело тонкое. Определенные идеологии, лежащие в основе внешнеполитических действий, могут вызвать крупномасштабные конфликты между государствами, иметь международные последствия. История свидетельствует, что соперничество непримиримых идеологий, внешняя политика, добивающаяся триумфа одной-единственной идеологии, всегда приводили к особенно фанатичным и кровавым войнам, к тяжелому противостоянию. Вспомним, например, вторую мировую войну, годы "холодной войны".

Большинство политологов придерживаются той точки зрения, что идеологический спор между различными системами в конечном счете должен решаться путем не политического, военного, экономического, пропагандистского вмешательства спорящих сторон, а открытой демонстрации очевидных преимуществ.

Одной из специфических функций внешней политики, которую можно выделить как самостоятельную, является координация усилий государств по решению многих сложных проблем, имеющих общечеловеческий, глобальный характер. Глобальные проблемы — это проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества, включая его будущее. Они проявляют себя как объективный фактор развития общества в основных регионах мира и требуют для своего решения согласованных международных действий в масштабах мирового сообщества. К глобальным проблемам относятся проблемы войны и мира, взаимодействия человека и природы, преодоления экономической отсталости населения 2/3 Земного шара, борьбы с голодом и нищетой, охраны здоровья людей, роста народонаселения планеты, энергии и природных ресурсов, взаимоотношения человека и общества.

Некоторые политологи выделяют торгово-организаторскую функцию внешней политики, через которую раскрывается взаимосвязь внутренней и внешней политики. Суть этой функции заключается в инициативных организаторскихдействиях государства, направленных на повышение международной конкурентоспособности промышленной и сельскохозяйственной продукции, расширение экспорта товаров, поиск выгодных торговых сделок, контактов, создание других благоприятных внешнеполитических условий деятельности. Эффективность ее проявления определяется самообеспеченностью или зависимостью от импорта важнейших товаров.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется с помощью целого комплексасредств, методов. К ним относятся информационно-пропагандистские, политические, экономические, военные.

Средства массовой информации, пропаганды, агитации играют важную роль в усилении международных позиций государства, помогают укреплять его безопасность, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров, получению материальной и моральной поддержки с их стороны в критические моменты, формируют у международной общественности симпатию и дружелюбие по отношению к данному государству, а в случае необходимости — гнев, осуждение, возмущение и т.п.

Пропагандистские средства внешней политики способствуют истинных интересов и намерений государства. Примеров тому история знает множество, в частности ложные заверения нацистов в начале второй мировой войны.

Политические средства внешней политики используются прежде всего в сфере дипломатических отношений, где важны правильная оценка расстановки сил, умение точно определить позицию в сложных ситуациях, распознать друзей и противников и т.п.

Дипломатия — это официальная деятельность государств и правительств, служб министерств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом

Наиболее распространенными дипломатическими средствами и методами являются визиты и переговоры, дипломатические конференции, совещания и встречи, подготовка и заключение двух и многосторонних международных договоров и других дипломатических документов, участие в работе международных организаций и их органов,представительства государств за границей, дипломатическая переписка, публикация дипломатических документов. Политические средства внешней политики тесно взаимосвязаны с экономическими.

Под экономическими средствами внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешнеполитических целей. Государства, обладающие сильной экономикой, финансовой мощью, имеют и прочные международные позиции. Даже небольшие по размерам территории страны, бедные людскими и материальными ресурсами, могут играть заметную роль на мировой арене, если их экономика базируется на передовых технологиях, способна генерировать научно-технический прогресс. Эффективными экономическимисредствами внешней политики являются эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление лицензий, инвестиций, кредитов, займов, другой экономической помощи или отказ от ее предоставления.

Военным средством внешней политики принято считать военную мощь государства, которая включает в себя наличие армии с учетом ее численности, качества вооружения, боеготовности, морального состояния; наличие военных баз, ядерного оружия.

Военные средства могут быть использованы для оказания как прямого давления на иные страны, так и косвенного. Формами прямого давления могут быть война, интервенция, блокада; косвенного — учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия.

Ныне многие политологи придерживаются той точки зрения, что в современных условиях усиливается роль политических, экономических, пропагандистских, культурных и иных факторов при относительном уменьшении удельного веса военной силы даже в отношении достижения такой цели внешней политики, как обеспечение безопасности страны. Теоретики этого направления считают, что углублением и расширением экономических связей и народнохозяйственной взаимозависимости в масштабах региона и всего мира безопасность все более переплетается с международным сотрудничеством, образуя с ним единое целое.

Теоретики противоположного направления отмечают, что фактор силы вовсе не исчез из мировой политики, что национальная безопасность может быть гарантирована только "национальной военной мощью".

Внешняя политика осуществляется строго определенными государственными структурами. Официальными субъектамивнешней политики являются государство в лице его представительных учреждений и исполнительно-распорядительныхорганов, а также должностных лиц: главы государства, парламента, правительства.

Внешнеполитическая деятельность материализуется через специально созданный механизм — систему органов внешних сношений.

Современная система органов внешних сношений, как правило, состоит из двух групп: внутригосударственных и зарубежных, К внутригосударственным органам относятся президент, парламент, правительство, специализированные учреждения (министерства иностранных дел и др.). Зарубежные органы делятся на постоянные (консульства, посольства, постоянное представительство в международных организациях) и временные (участие в международных конференциях, совещаниях, симпозиумах и др.).

Рассмотренные структура, функции, методы внешней политики, система органов внешних сношений, национальные интересы в комплексе обеспечивают функционирование внешнеполитического механизма любого государства.

 

58. Геополитика и её основные проблемы.

термин " геополитика" появился в начале ХХ в., точнее, в 1916 г. Впервые в научный оборот его ввел шведский профессор-государствовед Рудольф Челлеп. Геополитики (от гр. гео — Земля + politike — политика) — это учение о географической обусловленности политических явлений, особая отрасль знаний, изучающая связь между землей, географической средой и политикой государств. Это наука о поисках путей устойчивого развития, создания сильного или нормально функционирующего государства. Она исследует пространства, совокупность разных элементов природной и политической обстановки, вынуждающей человека разнообразить свои потребности, способности, трудовые умения и навыки и вместе с этим лучше понять политические процессы, происходящие в стране. Это в свою очередь дает возможность совершенствовать экономические и государственные структуры. А.Г.Яугип подчеркивает, что "зависимость человека от пространства — основной тезис геополитики...". По его словам, геополитика — мировоззрение власти, наука о власти и для власти, это дисциплина политических элит, активно участвующих в процессе управления страной.

Внешняя политика государств, ее направления зависят от многих факторов – военной и экономической мощи, а также от географического (пространственного) положения страны. Географическое или геополитическое положение с необходимостью учитывается при выработке и осуществлении геополитических целей каждого государства, оказывает существенное влияние на поведение властей как внутри страны, так и в мировом сообществе.

Изучение знания геополитических факторов в жизни государств позволяет более полно понять сущность и закономерности существующих в мире отношений «господства и подчинения», побудительные мотивы отдельных стран к тому или иному виду мирового господства, обеспечения собственной безопасности и стабильности. Известный американский политолог Г. Моргентау писал: «Международная политика, как и всякая другая, есть борьба за господство. Каковы бы ни были абсолютные цели международной политики, господство всегда является непосредственной целью».

Стремление государств господствовать, игнорируя интересы других стран мирового сообщества, всегда порождало разрушительные конфликты. По подсчетам историков, за последние 55 веков человечество жило в согласии всего 294 года. Произошло 14,5 тыс. войн (в том числе и две мировые), в которых погибло более 3.6 млрд. человек. Только за последние 50 лет, после завершения Второй мировой войны, сообщество ввергалось в локальные войны более 250 раз, в этих конфликтах участвовало 90 государств, а их потери составили более 35 млн. человек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.