Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория общественного договора




Томас Гоббс и его теория общественного договора.

Томас Гоббс (1588-1649), английский философ 17 века, в своем известном трактате "Левифиан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского" впервые, пожалуй, изложил теорию общественного договора в определенной, четкой и рационалистической (т. е. основывающейся на аргументах разума) форме.

По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной сво боды людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле "состояние вой ны всех против всех ". Абсолютная свобода человека - стремление к анар хии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство чело века человеком.

В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится огра ничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение называется 2общественным до 2говором 0.

Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т. е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства, по убеждению Гоббса, должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предприни мать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом госу дарства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.

Теория общественного договора в системе взглядов Ж. -Ж. Руссо.

Ж. -Ж. Руссо (1712-1778) был одним из крупнейших представителей фран цузского Просвещения. Его теория общественного договора существенно от личалась как от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка.

Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничите лях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к самосохране нию удерживает его от состояния "войны всех против всех". Однако, насе ление растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могуществен ных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивает ся постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могу щество и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по ко торому власть над обществом переходит государству. Но в основе госу дарственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого от дельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограничен ными и после заключения общественного договора. Поэтому, Руссо выдвига ет свой знаменитый тезис о том, что носителем и источником власти яв ляется народ, который может и должен свергать власти, нарушающие условия общественного договора. Суверенно не государство, суеверен народ. народ творит законы, меняет их, принимает новые.

19-20 Кант. Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант (1724 – 1804).Главные сочинения Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Теоретическая деятельность Канта делится на два периода: докритический и критический. В первом периоде, занимаясь естественнонаучными проблемами, Кант разработал концепцию происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Эта гипотеза была обоснована в его работе «Общая естественная история и теория неба» (1755 г.). Эта теория получила название теории Канта – Лапласа.

С 70-х годов 18 века начинается второй период деятельности Канта. В это время он создает систему трансцендентального идеализма. Тренсцендентальный – это значит возвышающийся над всеми мыслимыми категориями и родами (или выходящий за пределы познания).

В «Критике чистого разума доказывал ограниченность человеческого познания, выдвинул положение об антиномиях или противоречиях, которые возникают тогда, когда разум выходит за рамки (или за возможности) познания.

Кант указывал на следующие четыре антиномии:

1) мир конечен во времени и пространстве; мир бесконечен во времени и пространстве.

2) все в мире просто и неделимо; все в мире сложно и делимо.

3) в мире существует свобода, в мире нет свободы и все совершается по законам природы, то есть необходимо.

4) Существует Бог как первопричина мира, не существует никакой первопричины мира.

Кант пришел к заключению, что разум не может разрешить эти антиномии, потому что каждый из двух тезисов одинаково логически доказуем как истинный.

Объектом изучения трансцендентального идеализма являются априорные формы, то есть присущие человеческому сознанию до процесса познания (априорное знание – доопытное, то которое существует в разуме изначально).

К числу этих априорных форм Кант относил пространство, время, причинность и ряд других категорий.

Выступая против материализма, считающего пространство и время формами существования материи, Кант пытался доказать, что пространство и время представляют собой лишь формы сознания людей, формы их чувственного восприятия. Сюда же относится и причинность.

Приступая к анализу процесса познания, Кант исходил из того, что существует независимый от сознания людей внешний мир, являющийся источником ощущений. Познания человека проходит 3 ступени: ступень чувственного созерцания, ступень рассудка и ступень разума. Познание заключается в пространственно-временном упорядочении ощущений и установлении причинных связей между ними. Исходя из своей конструкции, Кант сделал вывод, что человек познает явления, которые сам и формирует. То есть является законодателем по отношению к природе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.