Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Театр абсурда (Ж. Жене, Э. Ионеско, С. Беккет)




С начала 1950-х гг. на подмостках маленьких французских театров стали появляться странные спектакли, приводившие зрителей и критиков в недоумение.

Пьесы Эжена Ионеско, Сэмюэля Беккета, Жана Жене бросали вызов не только вековым театральным условностям, но и здравому смыслу. Вместо привычного движения сюжета от завязки к развязке на сцене порой ничего не происходило, а происходящие события поражали своей нелепостью и невероятностью. Вместо психологических образов выступали то марионетки, то клоуны. Вместо содержательного диалога звучали нечленораздельные звуки.

По всем известным критериям это были не просто плохие пьесы – это были вообще не пьесы. Один из основоположников театра абсурда Э. Ионеско определил жанр своих произведений как «антипьеса». Вполне понятны первоначальное зрительское неприятие и критические насмешки. Сложнее объяснить последовавший триумф. Пьесы Ионеско «Лысая певица» (1950), «Носороги» (1959), «В ожидании Годо» (1953) Беккета, «Служанки» (1947) Жене стали классикой современного театра.

Характерно, что они никогда не объединялись в группы, не публиковали общих манифестов, подчеркивали индивидуальный характер своего творчества. И, тем не менее, в их картинах мира было много общего:

- алогизм и иррациональность происходящего;

- сочетание буффонады и глубокого трагизма;

- деградация и распад языка.

Эта внутренняя близость позволила первому исследователю новой драматургии 1950-1960-х гг. М. Эслину объединить их общим термином «театр абсурда». Применяются и другие термины – театр парадокса, театр авангард, антитеатр, нигилистический театр, театр насмешки.

Общим было ощущение бесприютности и покинутости в послевоенной Европе. Мир был разделен на два враждующих лагеря. Первый отталкивал интеллигенцию буржуазным практицизмом, второй пугал призраком коммунистического тоталитаризма. Война показала относительность всех ценностей и хрупкость человеческой жизни. Оказалась призрачной надежда на способность социальной революции сделать людей счастливыми. Внешне процветающее западное общество было духовно опустошено. Над всем миром нависла угроза ядерного уничтожения.

Театр абсурда воспринимает мироздание как лишенное цели и смысла, а человека как одинокое существо, брошенное во враждебный мир, недоступный его пониманию, на короткое мгновение между жизнью и смертью.

Абсурдисты развивают философию экзистенциализма (А. Камю «Миф о Сизифе» 1942, «Посторонний» 1942 и Ж.П. Сартра «Бытие и ничто» 1943, «Тошнота» 1938). Концепция экзистенциалистов подвергается кардинальному изменению. В отличие от экзистенциалистов, у которых категория абсурда неотделима от философии бунта против «человеческого удела», абсурдистам чужды настроения бунтарства и «большие идеи». Э. Ионеско в «Заметках за и против» (1962) пишет: «Абсурдно все, что лишено цели… Оторванный от своих религиозных, метафизических и трансцендентальных корней, человек теряется, и его действия становятся бессмысленными, абсурдными, бесполезными».

Типичный герой театра абсурда вновь и вновь убеждается в том, что причин существования нет вообще и, что нами движет некая необъяснимая сила. Однако человек не в силах отказаться от поиска каких-то объяснений смысла собственного пребывания на земле. Трагическая бесплодность этих поисков, обычно приобретающих черты трагифарса, определяет сюжет драмы абсурда и характер ее поэтики.

В отличие от Сартра и Камю, театр абсурда не сосредотачивает внимание на категории ответственности или ситуации выбора. В мире абсурда человек утрачивает свою неповторимость, автоматизируется. Язык вырождается в набор ничего не значащих звуков, он становится барьером на пути взаимопонимания людей.

Критики обвиняли театр абсурда в тотальном нигилизме и пессимизме. Абсурдисты же считали, что принятие безысходности, отсутствие надежды избавляет человека от бесплодных иллюзий и тем самым придает ему силы.

Э. Ионеско: «Когда человек не находит ответы на свои вопросы он приходит в отчаяние».

Театр абсурда не дает ответа на вопросы, он сам их постоянно задает. Поняв, что придется жить без окончательных ответов, мы станем счастливее. Абсурдизм помогает человеку стать лицом к лицу со Вселенной, лишенной смысла, абсолютно абсурдной.

М. Эслин говорит о двоякой направленности театра абсурда. Социально-критическая сторона, наиболее ярко выраженная у Ионеско и Жене, подвергает сатирическому обличению омертвевшую бессмысленность полубессознательных жизней, представляет собой антибуржуазную критику. Метафизический аспект, представленный творчеством Беккета, привлекает внимание к глубинной абсурдности человеческого существования вообще.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.