Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новый роман» (Н. Саррот, М. Бютор, Роб-Грийе)




«Новый роман» - условный термин, обозначающий ряд попыток преобразить структуру прозы, предпринятых в 50-60-х гг. XX в. Во Франции писателями Натали Саррот, Аленом Роб-Грийе, Мишелем Бютором, Клодом Симоном. Их объединяет мысль о принципиальной исчерпанности традиционного романического повествования, каким оно сложилось в эпоху Бальзака.

Теоретические работы по «новому роману»:

«Эра прозрения» 1956 Н. Саррот

«Путь будущего романа» 1956 Роб-Грийе

«Природа, гуманизм, трагедия» 1958 Роб-Грийе

«Роман как искание» 1956 М. Бютор

«Поэзия и роман» 1956 М. Бютор

«Современная литература» 1958 М. Мориак

В этих работах они провозгласили полную несовместимость и взаимную непричастность своей личной гражданской позиции и литературного творчества. Роб-Грийе провозглашает тезис и безразличии литературы к историческим потрясениям века: «Неразумно требовать, чтобы наши романы служили политическому делу, даже если это дело кажется нам справедливым и в нашей политической жизни мы боремся за его торжество».

По мнению неороманистов, общественная жизнь – это исключительное достояние публицистики. В их книгах нет и намека на события последних лет во Франции. Они хотят очистить литературное творчество от малейшей примеси политики, морали, идеологии, полагая, что за рабочим столом писатель избавлен от служения чему бы то ни было. Кризис романа к середине XX в. с точки зрения неороманистов – это кризис его познавательной способности, оно не соответствует уровню современных знаний о вселенной и бытии, о личности и человеческих коллективах, о сознательном и бессознательном в психике.

Основная причина, которая усугубляет «склероз» традиционной прозы, по мнению неороманистов, это романический персонаж с его строго очерченным характером и особой судьбой. Социальный облик человека, его привычки, убеждения, поступки, по мнению Н. Саррот, вещи зыбкие, обманчивые, уже приевшиеся читателю. Поэтому романист должен пренебречь ими и обратиться к другим, более важным и пока не известным областям существования. Центр тяжести романа переместился с социально-психологических типов на взятые вне времени и пространства обрывки мыслей, на влечения.

«Сегодня персонаж – не более чем тень самого себя» - Н. Саррот.

Роман, по ее проекту, должен принять форму непрерывного, лишенного всяких переходов чередования реплик и описаний психологических состояний. «Новый роман» - это буквальная запись нерасчлененного потока смутных видений, неосознанных чувствований и инстинктивных влечений.

По мнению другого теоретика «нового романа» Роб-Грийе, задача современного романиста – понять, что «мир ни значен, ни абсурден. Попросту он существует…». Его романы – это инвентарная опись всего, что его окружает – природа, человек, бытовая обстановка. Люди представляются очередной вещью в одном громадном словесном натюрморте, который переходит в жутковатую навязчивую галлюцинацию. Законченным воплощением этой теории является роман «Ревность» (1957). Окружающий мир выглядит беспорядочной инвентарной описью вещей. Абстрактный взгляд автора автоматически регистрирует все, что попадает в поле его зрения: «Правая рука хватает хлеб и несет его ко рту, правая рука опускает хлеб на белую скатерть и хватает нож, левая рука хватает вилку, вилка втыкается в мясо, нож отрезает кусок мяса…». И так до бесконечности.

Отрицая роман характеров, неороманисты объявляют себя единственными истинными реалистами, противостоящими армии эпигонов. Эпигоны – все те, кто пишет о жизни своих современников. Реальность Н. Саррот – подполье смутных влечений, реальность Роб-Грийе – вещественная оболочка мира. Сознание писателя, по их мнению, единственный и исключительный критерий реализма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.