Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвентаризация. Методы фактической проверки




Методы фактической проверки

Инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.

Также в рамках финансового контроля возможны и другие приёмы проверки наличия товарно-материальных ценностей в различных ситуациях. Одним из таких методов является, например, контрольное взвешивание партии груза и сравнение фактических данных с накладной (как по ввозимому сырью, так и по вывозимой продукции). Попутно возможно проведение качественного анализа груза в партии.

Органы, осуществляющие финансовый контроль.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. В Российской Федерации государственный финансовый контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Субъекты государственного финансового контроля:
– Счетная палата Российской Федерации;
– Центральный Банк Российской Федерации;
– Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление
– федерального Казначейства, департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление);
– Министерство РФ по налогам и сборам;
– Государственный таможенный комитет Российской Федерации;
– контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;
– иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов России. Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

К основным задачам Счетной палаты отнесены:

– организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
– определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
– оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;
– финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных;
– правовых актов федеральных органов государственной власти;
– анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;
– контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;
– регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения,

Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации. Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе Министерства финансов РФ создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ), осуществляющее в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет нижеследующие функции:
– проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;
– контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
– проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;
– организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Осуществляя государственный контроль, Министерство финансов Российской Федерации имеет право:

– ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов не целевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;
– взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствий с законодательством Российской Федерации.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ. Главными задачами Министерства РФ по налогам и сборам являются:
– выработка и проведение единой государственной налоговой политики;
– в сфере взимания налогов и сборов;
– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов в Российской Федерации;
– государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

Министерство РФ по налогам и сборам выполняет следующие функции:
– проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
– производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
– организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;
– осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;
– анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

Государственные налоговые инспекции на территории субъектов Российской Федерации и городов с районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для Министерства РФ по налогам и сборам и Государственной налоговой инспекции по районам, городам без районного деления и районах в городах.

Государственная налоговая инспекция выполняет следующие функции:

– осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;
– обеспечивает своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражданами РФ,
– иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет;
– контролирует своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также
– проверяет достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, Дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;
– передает правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
– предъявляет в суд и в арбитражный суд иски;
– приостанавливает операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.
– требовать от должностных лиц устранения нарушений законодательства о
– налогах;
– налагать административный арест на имущество юридических и физических
– лиц с последующей реализацией этого имущества в случае невыполнения
– обязательств по уплате налогов и др.

Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими учреждениями кредитной системы. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банки осуществляют предварительный и текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки.

31.Доходы и расходы домашних хозяйств.

Доходы домашних хозяйств - общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов.

В структуре денежных доходов принято выделять следующие основные источники:

  • заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;
  • пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.

Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов.

Под совокупными доходами следует понимать общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов. Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.

Для населения, однако, более существен показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть ВВП, которая расходуется на потребление и накопление.

Располагаемый доход домашнего хозяйства — часть совокупного дохода, которая осталась в распоряжении домашнего хозяйства после выплаты налогов и других обязательных платежей.

Номинальные доходы - доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные и фактически полученные номинальные доходы. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенным, как это произошло в России в 90-х гг. XX в. в период массовой задержки выплаты заработной платы. Для работников, естественно, большее значение имеют фактические доходы.

Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами — располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.

Реальные доходы — определяются количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы.

Доходы домохозяйств можно разделять по следующим основным критериям:

1. По форме получения: доходы в денежной форме; натуральной форме.
2. По источникам поступлений: заработная плата вместе с различными начислениями и допла­тами; пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты; доходы от предпринимательской деятельности; доходы от операций с личным имуществом и денежные накоп­ления в финансово-кредитной сфере.
3. По регулярности получения: регулярный доход – это доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится в будущем; нерегулярным считается доход, который носит разовый, периодический, непостоянный характер.

По гарантированности получения: гарантированные (государственные пенсии, доходы по госу­дарственным ценным бумагам и др.); условно-гарантированные (заработная плата); негарантированные (доходы от предпринимательской де­ятельности, ройялти, гонорары, комиссионное вознагражде­ние и др.).
Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.

Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и на­туральных доходов домохозяйства по всем источникам их поступления.

Располагаемые доходы – доходы, остающихся в распоряжении до­машних хозяйств, после уплаты налогов и иных обязательных платежей из суммы совокупных доходов.
Номинальные доходы – денежная часть располагаемого дохода домашних хозяйств, измеренная в текущих ценах.
Реальные доходы домашних хозяйств представляют собой денежную часть располагаемого дохода домашних хозяйств, измеренную в постоянных ценах или ценах базового периода.

Доходы домашних хозяйств. Формирование денежных доходов домашних хозяйств характеризуется посредством различных показа-телей совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.
Совокупные (общие) доходы определяются суммированием денежных и натуральных доходов, а также стоимости бесплатных и льготных услуг, предоставляемых за счет социальных фондов. Натуральные доходы при этом могут определяться по средним ценам реализации соответствующей продукции на рынке. Вместе с тем совокупные доходы не дают представления о той их части, которая остается в распоряжении домашних хозяйств. Для этого используются данные о располагаемых доходах населения.
Располагаемые доходы определяются исключением из совокупных доходов населения налогов и обязательных платежей. Располагаемые доходы образуют основу для конечного потребления и сбережений населения. Они могут иметь номинальную и реальную оценку.
Номинальные доходы характеризуют доходы домашнего хозяйства за определенный период времени в денежных единицах по нарицательной стоимости. Они учитываются как начисленные доходы и фактически полученные. Начисленные доходы характеризуются суммой причитающихся к выплате доходов, фактически полученные — образуются после выплаты доходов, включая погашение задолженности прошлого периода. Выделение начисленных и фактически полученных доходов в составе номинальных доходов позволяет учесть их динамику в условиях нестабильной экономической ситуации и связанными с этим явлениями задержки выплаты заработной платы.
Реальные доходы представляют собой денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Они характеризуют покупательную способность фактически полученных доходов и определяются количеством товаров и услуг, которые реально могут быть приобретены населением. Реальные доходы отражают действительный уровень жизни населения и благосостояния домашних хозяйств, возможности удовлетворения материальных и нематериальных потребностей населения.
Денежные доходы домашних хозяйств классифицируются, как правило, по источникам их формирования. Выделяются следующие виды доходов:
• оплата труда наемных работников;
• социальные трансферты;
• смешанный, или предпринимательский, доход;
доходы от собственности;
• другие доходы.

Расходы домохозяйств также можно классифицировать по целому ряду признаков.

1. По функциональному назначению расходов: личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг); налоги и другие обязательные платежи; денежные накопления и сбережения.
По степени регулярности: постоянные расходы (на питание, коммунальные услуга и др.); регулярные расходы (на одежду, транспорт и др.); разовые расходы (на лечение, товары длительного пользования).

Расходы домашних хозяйств. Расходы домашних хозяйств клас-сифицируются по различным критериям. В их составе можно выделить следующие расходы:
• на покупку товаров и оплату услуг;
• обязательные платежи и разнообразные взносы;
• на приобретение недвижимости;
• на прирост финансовых активов.
Расходы на покупку товаров и услуг условно можно подразделить на две группы: текущие и капитальные.
Текущие расходы включают достаточно большой перечень затрат, связанных с первоочередными нуждами или производимых регулярно. В этом виде принимаются расходы, связанные с приобретением продо-вольственных товаров, оплатой коммунальных услуг, оплатой услуг свя-зи, приобретением предметов личной санитарии и гигиены, приобрете-нием лекарств, проездом в транспорте, приобретением непродовольст-венных товаров и услуг бытового и хозяйственного характера (обувь, одежда, хозяйственный инвентарь, предметы бытового обихода, услуги парикмахерской, химчистки и т.п.).
Капитальные расходы включают в себя затраты по приобретению непродовольственных товаров длительного пользования (мебель, хозяйственное оборудование, движимое имущество), по капитальному обустройству жилья, вложения в предметы искусства, антиквариата, ювелирные изделия и т.п.
Расходы на покупку товаров и оплату услуг составляют наиболее весомую часть денежных расходов домашних хозяйств. Их доля в денежных расходах занимает 80%.
Обязательные платежи обусловлены необходимостью уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней и в государственные внебюджетные фонды, а также платежей по страхованию, коммунальных платежей населения, процентов за товарный кредит, взносов в общественные и кооперативные организации и т.д. В системе налогообложения домашних хозяйств наиболее значимым является налог на доходы физических лиц, которым охвачено практически все трудоспособное население. Наряду с налогом на доходы физических лиц обязательными для домашних хозяйств являются платежи, связанные с уплатой: сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; водного налога; государственной пошлины; транспортного налога; земельного налога; налога на имущество физических лиц. Доля этих платежей и взносов в денежных расходах приближается к 10%.
Расходы на приобретение недвижимости включают затраты на строительство и покупку жилых помещений, дач, летних садовых домиков, баз отдыха, других помещений, предназначенных для постоянного, сезонного или временного проживания, а также отдыха. Доля этих платежей в денежных расходах составляет немного больше 2,5%.
Расходы на прирост финансовых активов включают операции по использованию денежных сбережений путем их размещения на депозитных счетах в банковских и иных кредитных организациях, вложений в ценные бумаги и иные финансовые инструменты, и их накопление путем приобретения валюты и сохранения на руках у населения. Доля этих видов расходов в общих денежных расходах приближается к 20%. Доля денег на руках у населения в приросте финансовых активов составляет 9,5%.
В составе расходов домашних хозяйств основными, непосредственно связанными с их деятельностью, являются расходы на покупку товаров и оплату услуг. Их объем и динамика зависят от множества факторов, которые можно подразделить на внутренние, зависимые непосредственно от деятельности домашнего хозяйства, и внешние, которые воздействуют на домашние хозяйства вне зависимости от результатов его деятельности.
К внутренним факторам следует отнести: размер совокупных доходов домашнего хозяйства, уровень организации его хозяйственной деятельности, уровень материальных и духовных потребностей членов домашнего хозяйства. В качестве внешних факторов следует рассматривать: уровень цен на потребляемые товары и услуги, размеры социальных трансфертов, уровень налоговой нагрузки на домашние хозяйства и др.
Расходы на покупку товаров и услуг во многом определяют объемы фактического потребления домашних хозяйств, которые непосредственно характеризуют уровень жизни населения и его воспроизводственный потенциал. Можно выделить следующие уровни жизни населения:
• достаток, при котором осуществляется потребление благ, обеспечивающее всестороннее развитие человека;
• нормальный уровень, при котором рациональное потребление по научно обоснованным нормам обеспечивает восстановление физических и интеллектуальных сил человека;
• бедность, когда потребление благ обеспечивает сохранение работоспособности человека как границы воспроизводства рабочей силы;
• нищета, когда потребление минимально допустимого по биологическим критериям набора благ и услуг позволяет лишь поддерживать жизнеспособность человека.
Для оценки нижнего предела уровня жизни населения устанавливается прожиточный, а также физиологический минимум.
Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, необходимого для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, уплату налогов и обязательных платежей. Он определяется в расчете на среднестатистического жителя и для разных социально демографических групп населения с учетом научно обоснованных норм, национальных и иных особенностей потребления, а также реальных возможностей экономики. Прожиточный минимум непосредственно зависит от цен, поэтому он непрерывно корректируется на уровень инфляции.
Физиологический минимум представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, которыми можно поддерживать физическое состояние, но только в течение определенного времени. Жизненно необходимый уровень потребления включает только расходы на питание, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно коммунальные услуги и некоторые другие затраты.

Расходы домашних хозяйств - расходы на покупку товаров и услуг, обязательные платежи и взносы, приобретение недвижимости, прирост финансовых активов.

В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, некоторые экономисты делят их на следующие основные группы:

  • а) личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг);
  • б) налоги и другие обязательные платежи;
  • в) денежные накопления и сбережения.

Для дальнейшей характеристики расходов домашнего хозяйства целесообразно использовать классификацию, которая позволяет объединить два рассмотренных ранее критерия.

Современная статистика выделяет в расходах домашних хозяйств четыре основных раздела:

  • покупка товаров и услуг;
  • обязательные платежи и взносы;
  • приобретение недвижимости;
  • прирост финансовых активов (денежные сбережения).

32.Финансовый рынок: понятие, сущность, функции. Особенности формирования финансового рынка в РФ.

Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости.

Финансовый рынок состоит из системы рынков: валютного, ценных бумаг, ссудных капиталов или денежного, золота. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов

Финансовый рынок (от лат. financia — наличность, доход) в экономической теории — система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника.

На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран образует мировой финансовый рынок.

Мировой финансовый рынок – совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран.

Его часто называют рынком ссудных капиталов, то есть фактически это рынок денег, а ссудных, так как речь идет о займах. Одним из сегментов мирового финансового рынка является фондовый рынок или рынок ценных бумаг.

Мировой финансовый рынок начал развиваться с началом вывоза (миграции) капитала – к концу XIX века.
Функции мирового финансового рынка:

1. Аккумуляция свободных денежных средств и их перераспределение между отдельными отраслями, странами и регионами во всемирном масштабе.
2. Ускорение и рост эффективности производства.
Сейчас этот рынок имеет самостоятельное значение, функционирует по своим законам.

Первичный рынок служит для перераспределения капитала между кредиторами и заёмщиками (инвесторами и реципиентами).
На вторичном рынке меняются только контрагенты, то есть:
- происходит смена владельцев долговых обязательств;
- величина ресурсов первоначальных заёмщиков не меняется.

Вторичный рынок создает механизм перепродажи долговых обязательств, что приводи к росту ликвидности рынка в целом, а, следовательно, возрастает и степень доверия к нему кредиторов-инвесторов. Он обеспечивает, таким образом, бесперебойное функционирование всего рынка ссудных капиталов.

В рамках мирового финансового рынка выделяют:
- национальный финансовый рынок;
- международный финансовый рынок.

В основе этого деления лежит признак подконтрольности национальным системам денежно-кредитного регулирования.
Под национальным финансовым рынком понимается:
(основной критерий – подчинение национальному законодательству)
-совокупность ссудно-заемных операций резидентов, подчиненных национальному законодательству, в национальной валюте на территории страны ее происхождения (например, кредит, полученный в банке-резиденте в национальной валюте);
- заимствование резидентов в иностранной валюте;
-заимствование нерезидентов в нац. или иностранной валюте в рамках национальной системы регулирования.
(во всех трех пунктах речь идет об операциях с участием банка-резидента)

Мировой финансовый рынок не существует в форме единого рынка - гигантского дома, подобно тому, как совокупность домов в городе не образует одного гигантского дома.
Под международным финансовым рынком понимают ссудно-заемные операции в валютах вне стран их происхождения и, следовательно, не подлежащих прямому государственному регулированию со стороны этих стран.

Исторически сформировались две основные модели финансовых рынков: финансовая система, ориентированная на банковское финансирование и финансовая система, ориентированная на рынок ценных бумаг и систему институциональных инвесторов.

Финансовый рынок подразделяется на:

  • Рынок капиталов
    • Рынок акционерного капитала (рынок акций)
    • Рынок долгового капитала (рынок облигаций и векселей)
  • Денежный рынок
  • Рынок производных инструментов (деривативов)
  • Валютный рынок (форекс)

(Главное отличие акции от облигации заключается в следующем. если акционер, приобретая акцию, становится совладельцем корпорации, то покупатель облигации, ссужая деньги, превращается в кредитора донной корпорации. Владелец облигации получает фиксированный ежегодный доход вне зависимости от того, какую прибыль получает компания. Акционер же, имея право на участие в прибылях, получает высокий дивиденд, если корпорация функционирует успешно, но может не получить ничего в случае финансовых затруднений. С другой стороны, акционер рискует больше. В случае разорения он может лишиться всего инвестированного в акции капитала. Владелец же облигаций как кредитор имеет право на погашение задолженности прежде, чем обладатель не только обычной, но и привилегированной акции. В этом отношении покупка облигаций является более надежным, защищенные капиталовложением, нежели приобретение акций. Облигации, как и акции, бывают нескольких типов. Прежде всего выделяют необеспеченные облигации и облигации, выпускаемые под залог имущества корпораций.
Считается, что самое надежное помещение капитала – это облигации, обеспеченные первой закладной.)


33. Кредитный рынок.

Кредитный рынок - совокупность финансовых институтов, осуществляющих кредитные операции.

Кредитный рынок — наиболее крупный сегмент финансового рынка в современных рыночных экономиках, так как именно кредитные отношения — основной механизм, движущий и ускоряющий рыночную экономику в целом.

Кредитные отношения — это отношения между кредитором и заемщиком по поводу предоставления, использования и погашения ссуды.

При предоставлении ссуды кредитор и заемщик вступают в кредитные отношения. Объектом кредитных отношений служат ценности, предоставляемые в кредит. При этом право собственности на заемные ценности не отчуждается, а остается за ссудополучателем. Субъектами кредитных отношений становятся кредитор и заемщик. Кредитор, предоставляющий ссуду, должен иметь для этого определенные средства:

  • собственные накопления (ресурсы);
  • привлеченные средства (например, в банках);
  • мобилизованные ресурсы, полученные от мобилизации ценных бумаг на фондовом рынке.

Заемщик — любое лицо, получающее во временное пользование ссуду на условиях возврата и платы в виде процента (рис. 65).

Ссудный капитал -этоденежные средства, переданные на условиях возвратности, кредит рассматривается как форма увеличения существующего капитала.

Рынок ссудных капиталов состоит из:

  • кредитной системы (совокупность кредитно-финансовых учреждений);
  • рынка ценных бумаг (первичный, вторичный, внебиржевой). Рынок ценных бумаг включает обращение акций, которые не предполагают возвратности средств.

Структура кредитного рынка:

  • рынок денег (рынок краткосрочных ссудных капиталов):
  • рынок капиталов (среднесрочных ссудных капиталов, долгосрочных ссудных капиталов).



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.