Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания 1 страница




Общечеловеческие ценности — это ценности, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом. Платон, Аристотель, другие великие философы древности стремились обосновать облик идеального человека как средоточения фундаментальных ценностей. Основой их в большинстве философских сочинений древности признается добродетель. Конфуций (551 — 479 до н.э.) понятие добродетели раскрывал через синтетическое качество «жэнь», которое проявляется в более частных качествах — справедливости, верности, искренности и др. Из этого качества Конфуций выводил и свой идеал воспитания «благородного мужа», причем воспитание, по его мысли, должно играть в становлении качества более важную роль, нежели происхождение. Есть вселенские, вечные, проверенные тысячелетиями принципы добра: бескорыстная любовь, всепрощающая искренность, всеобъемлющая доброта, неподкупная честность, спокойная мудрость, сокровенная истина, смирение, помощь, подвижничество.

В основе всех мировых религиозных учений лежит принцип воспитания фундаментальных добродетелей. Многое об этом сказано в Ведах, Библии, Коране. В Декалоге — десяти заповедях, которые, по преданию, Бог передал людям через пророка Моисея, четыре определяют отношение человека к Богу, а шесть — отношения между людьми. Ввиду своей обобщенности заповеди практически являются общечеловеческими ценностями. Вот они: чти отца твоего и мать твою; не убей; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай добра ближнего твоего.

Христианство дополнило их учением о любви к ближнему, изложенным в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой, — в этом основная, хотя и не вся суть христианской любви как общечеловеческой ценности. Кроме этой ценности называются: верность поставленной цели, способность к состраданию, участливость, чувство надежности, безопасности, убежденность, стремление сотрудничать с другими, мужество, упорство в достижении цели, энтузиазм, активное отношение к жизни, справедливость, вера, верность, чувство товарищества, способность прощать, дружелюбие, вежливость, великодушие, готовность прийти на помощь, святость, честность, стремление, инициативность и находчивость, оптимизм, доброта, любовь, преданность в дружбе, послушание, терпение, миролюбие, настойчивость, радостное восприятие жизни, готовность уповать на Бога, целеустремленность, способность к раскаянию, умение не падать духом, уважительное отношение к окружающим, чувство ответственности, почтительность, способность к самодисциплине, мудрое отношение к своему достоянию, чувство благодарности, готовность доверять, надежность, бескорыстие, мудрость, поклонение Богу.

 

8 Объект, предмет, функции и задачи педагогики

Педагогика - наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы.

Объект -- это область действительности, которую исследует данная наука.

Объектом педагогики выступает сфера подготовки, которая обусловливает развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет - это способ видения объекта с позиций данной науки.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.

Педагогический процесс - это специально организованная, развивающаяся во времени и рамках определенной воспитательной системы воздействия воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Функция - обязанность, круг деятельности, назначение, роль; совокупность действий (операций).

Функции педагогики - назначение, роль которую выполняет педагогическая наука

Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование.

В области воспитания значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

Задачи педагогики:

Исходя из представленных функций, основными задачами педагогики являются:

-Изучение истории развития образования и педагогической мысли;

-Анализ современного состояния и прогнозирования развития образования в будущем;

-Разработка теоретико-методологических основ образования;

-Выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;

-Определение содержания образования в конкретных условиях;

-Разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

-Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;

-Внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику.

Связь педагогики с другими науками. Отрасли педагогики и их основные задачи

Для развития педагогики большое значение имеют связи с другими науками. Педагогика развивает укрепляет и совершенствует свои связи с Философией, психологией. Физиологией этикой социологией другими науками. Философские идеи - о роли деятельности как Факторе развития личности, о влиянии бытия и социальных условий на Формирование ее сознания, исполняют важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. психология изучает законы развития психики человека, а педагогика исследует закономерности управления развитием личности Воспитание, обучение, образование человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления деятельности). Психологические методики (тесты, анкеты и т, д) используются в педагогике для выявления описания объяснения и систематизации педагогически Фактов Физиология помогает понять механизмы управления Физическим и психическим развитием Физиологи помогает понять, как Формируются умения и навыки, а анатомия дает представление о строении человеческого

организма Социология способствует более глубокому осмыслению проблемы социализации личности.

Результаты социологических исследований "служат основой для оценки и решения различных педагогически.

Эстетика определяет мораль и ее место в системе общественных отношений тем самым позволяет педагогике учесть и правильно формировать общественное поведение обучаемых. Эстетика определяет мораль и ее место в системе общественное поведения обучаемых. Эстетика показывает как воспитать ценностное отношение человека к миру. Общая педагогика исследует основные закономерности воспитания как социального явления и образования История педагогики и образования изучает развития педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи, возрастная педагогика -- возрастные аспекты обучения и воспитания дошкольная школьная педагогика взрослых). Теория и методик воспитания сосредоточены на процессе Формирования личности учащегося и ученического коллектива. Теория обучения устанавливает Факты и закономерные связи между различными сторонами процесса обучения. Частные методики (предметные дидактики) исследуют специфику применения общих закономерностей обучения и преподавании отдельных учебных дисциплин, В центре внимания отраслевой педагогики -- отдельные отрасли.

Появляются и заявляют о себе новые отрасли философия образования сравнительная педагогика социальная педагогика и др.

Основные педагогические категории и понятия. Раскройте их содержание

Категория (от греч. categoria-- высказывание, суждение) -- предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания.

Педагогические категории -- представляют собой систему понятий, характеризующих педагогическую науку.

В схеме «образование», «воспитание», «обучение» во взаимосвязи с «самообразованием», «самовоспитанием» и «самообучением» обеспечивают процесс развития личности.

Все вышеприведенные педагогические категории лежат в основе развития личности, благодаря чему формируется такое личностное качество, как готовность к жизнедеятельности.

Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Воспитание (в широком смысле) как функция общества, социальное явление определяется как процесс передачи опыта одним поколением и освоение его другим, направленный на развитие человека и формирование его готовности к жизни в обществе.

Воспитание позволяет объяснить, каким образом внешняя среда (общество) влияет на развитие человека. Так, опыт может передаваться через средства массовой информации, через искусство, политику, идеологию, систему образования. Категория «воспитание» как интегративная функция общества может быть представлена через общественные институты.

Воспитание в педагогическом смысле -- это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях системы образования и направленный на развитие личности.

Воспитательные отношения -- это обмен опытом, процесс его передачи, усвоения и использования. Они всегда направлены на развитие человека как личности, т.е. на его самовоспитание, самообразование и самообучение.

Воспитательные отношения организует и осуществляет педагог, основываясь на определенных закономерностях воспитания. Проектируя воспитательные отношения, он должен использовать все многообразие педагогических методов, средств и форм для достижения поставленных целей. Структура воспитательных отношений включает педагога, воспитанника, средства их взаимодействия, окружающую среду.

Обручение -- это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработка и закрепление навыков самообразования в соответствии с потенциальными целями.

В Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Образование - специально организованная в обществе система, представляющая собой совокупность образовательных учреждений и органов управления ими, в рамках которых осуществляется процесс воспитания и обучения человека.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов.

Специфические категории и понятия профессиональной педагогики

Среди основных категорий педагогики выделены образование, воспитание, обучение. В профессиональной педагогике также имеются свои категории: производительные силы; работник (рабочий); профессия (специальность); профессиональное воспитание, образование, обучение; профессиональная квалификация

В профессиональных учебных заведениях учащиеся готовятся, условно говоря, стать производительной силой, являющейся составной частью общественного способа производства, в которую кроме объектов труда (средств и предметов труда) входят и его субъекты (работники).

Рабочий -- работник, выполняющий труд, требующий начального, профессионального образования, в основном исполнительского характера.

Специалист -- человек со средним или высшим профессиональным образованием, выполняющий функции по планированию, организации и руководству, т.е. осуществляющий управленческий и производительный труд.

Работник (рабочий, специалист) является субъектом труда и относится к производительным силам. Подготовка рабочего осуществляется в образовательных учреждениях системы начального профессионального образования, а специалиста -- в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

Профессия -- это относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и используемый как источник существования.

Специальность -- конкретизированный вид трудовой деятельности в рамках данной профессии.

Процесс профессиональной подготовки будущего рабочего (специалиста) обязательно связан с его развитием, которое осуществляется также посредством образования, воспитания, обучения. При этом задействуются и развиваются механизмы самообразования, самовоспитания, самообучения, но все они имеют профессиональную направленность. Результатом такой подготовки является готовность к профессиональной деятельности.

Профессиональная квалификация ступени профессиональной подготовленности работника к профессиональной деятельности.

Рост профессиональной квалификации измеряется количественно в разрядах и категориях, а высший качественный уровень, приобретаемый в процессе работы с элементами творческой деятельности, оценивается как профессиональное мастерство.

Профессиональное обучение -- специально организованный и управляемый процесс передачи профессиональных знаний и умений, способов творческой деятельности мастером профессионального обучения (педагогом) и освоение их учащимися в их непосредственном взаимодействии с целью развития личности и формирования готовности к профессиональной деятельности.

Профессиональное воспитание -- специально организованный и управляемый процесс включения учащихся в различные социально-профессиональные отношения мастером профессионального обучении (педагогом) с целью развития у них профессионально важных личностных качеств и формирования готовности к профессиональной деятельности.

Профессиональное образование - социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение специальностью и уровнем квалификации

Профессиональный потенциал - это совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность специалиста выполнять свои обязанности на заданном уровне. Профессиональный потенциал может быть определен и как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов.

Готовность к профессиональной деятельности - субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить

Профессиональная деятельность - реализация определенных функций в конкретной профессиональной среде.

Профессиональное мастерство - высокий уровень овладения профессиональной деятельностью, достигнутый на основе глубоких профессиональных и общих знаний, определенного опыта, глубоких умений и навыков и творческого подхода, обеспечивающий его успешность. Достижение профессионального мастерства обуславливается наличием профессиональных знаний, широкого кругозора, сформированного профессионального сознания, профессионально значимых личностных качеств и большого опыта работы.

Внешние и внутренне факторы личностного развития человека как субъекта образовательного процесса

Формирование человека сказывается в природной предрасположенности к той или иной деятельности (музыкальный слух, способность к стихосложению, Феноменальная память, особые Физические свойств).

Одним из Факторов личностного развития человека является воспитание. Воспитание выступает в качеств» важнейшего средства, с помощью которого реализуется развития личности ее задатков и способностей. Развитие и Формирование личности происходит под влиянием трех главных Факторов: биологически; задатков среды и воспитания Среда воздействует на личность как потенциальная возможность развития

Среда и воспитание относятся к внешним Факторам развития личности, а природные склонности влечения вся совокупность чувств и переживаний человека -- к внутренним

Огромное значение придается активности самой личности ее творческо-преобразующей деятельности (зависимости от активности и внутренней позиции по отношению к средовым и воспитательным воздействием личность может формироваться в самых различных направлениях

Саморазвитие личности происходит под влиянием внешних средовых и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере. Среда и воспитание способствуют развитие личности ее саморазвитию и формированию, только взаимодействуя с внутренними механизмами ее собственной Взаимодействие внешних факторов (среда, воспитание) с внутренними (потребности, мотивы интересы убеждения и т.д) как раз и приводит личность к саморазвитию.

Педагогические закономерности и методы исследования

Закон - это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещей.

Закономерность - проявление закона в конкретных условиях, выражающие его сущность.

Закономерности педагогики - устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса образования.

Все закономерности подразделяют на две группы: общие и частные (специфические) закономерности.

-Закономерность обусловленности

Педагогический процесс зависит от 1) потребностей общества и личности, 2) возможностей (экономических, материальных, психологических…), 3) условий протекания педагогического процесса (санитарно-гигиенических, морально-психологических, материально-технических…)

-Закономерность двусторонности педагогического процесса

Во-первых, это взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения. Если нет какой-либо стороны взаимодействия, то нет либо деятельности преподавания, либо деятельности учения, а следовательно, нет обучения. Двусторонность имеет и другой смысл, обоснованный И. Г. Песталоцци. В процессе обучения происходит не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и одновременное развитие интеллекта человека. Отсюда следует, что обучение ведет за собой развитие.

-Закономерность единства врожденного и приобретенного

У каждого есть задатки, способности, есть свое понимание окружающей действительности, те знания которые вы приобретаете, после вашего их осознания и принятия становятся вашими…

-Закономерность развития личности в педагогическом процессе

Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности, 2) учебно-воспитательной и социальной среды, 3)включенности в учебно-познавательную деятельности, 4) от методов, форм, средств педагогического взаимодействия.

-Закономерность динамики педагогического процесса

Педагогический процесс имеет постепенный, ступенчатый, развивающийся характер

-Закономерность чувственного, логического и практики в педагогическом процессе

Принимаем знания, осознаем их, владеем, применяем.

-Закономерность единства внешней и внутренней деятельности

Эффективность педагогического процесса зависит от качества педагогической деятельности и качества собственной деятельности обучающихся.

-Закономерность стимулирования

Продуктивность педагогического процесса зависит от 1) действия внутренний стимулов (мотивов), 2) интенсивности и своевременности внешних стимулов

-Закономерность управления учебно-воспитательным процессом

Эффективность педагогического процесса зависит от: 1) интенсивности образовательных связей между педагогом и обучающимся, 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий.

Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах педагогического процесса.

Закономерности, охватывающие своим действием всю образовательную систему, называются общими:

1. Закономерность цели обучения. Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2. Закономерность содержания обучения. Содержание обучения (образования) зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей школьников; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения.

4. Закономерность методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением. Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Частные, обуславливаются специфическими особенностями системы профессионального образования

Профессиональная подготовка понимается как социально-педагогическая система, включающая в себя: цели, содержание, педагогический и производственный процессы, процесс управления, подчиняющиеся законам производства и педагогики.

Исследование - процесс формирования новых знаний, вид познавательной деятельности.

Методы исследования -- это приемы и средства, с помощью которых получают достоверную информацию о педагогических явлениях.

Методы педагогического исследования - это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

В целом все методы педагогического исследования могут быть разделены эмпирические (практические) и на теоретические.

1. Эмпирические методы или метод изучения педагогического опыта -- наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, изучение и анализ документов, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.

Общие эмпирические методы педагогического исследования:

Изучение и обобщение передового педагогического опыта основано на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших учебных заведений и педагогов.

Изучение учебной документации и результатов деятельности обучаемых позволяет провести анализ, сопоставить и сравнить их во времени.

Эксперимент - специально организованная проверка педагогической гипотезы или метода

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления

Частные эмпирические методы педагогического исследования:

Опрос - метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Инструментальные эмпирические методы педагогического исследования

Инструментальные методы -- специальные эмпирические методы исследований явлений и процессов, недоступных непосредственному восприятию, с применением приборов, инструментов, аппаратов.

Хронометраж применяется в исследованиях, связанных с результативными показателями трудовых действий, в том числе в процессе их освоения.

Хронометраж -- это замеры отрезков времени, требующегося для выполнения отдельных действий, с целью определения оптимальных сроков, норм, и режима труда, в том числе ученических на разных этапах производственного обучения, темпа работы, режима труда, а также для изучения временной структуры движений, оценки степени тренированности учащихся или рабочих и т.д. При хронометраже используются либо обычные часы, секундомер, специальные приборы с датчиками -- электронные секундомеры, хроноскопы, хронографы.

Биомеханические методы -- это изучение пространственных, временных и силовых параметров трудовых движений: определение степени их совершенства, силового взаимодействия работающего с инструментом, станком, кинематики движения инструмента и рук, позы работающего и т.д. (циклографический метод, фотографирование, видеосъемка)

Циклографический метод. Циклограмма представляет собой проекцию последовательных элементов движения. Для получения циклограммы к инструментам, рукам или ногам прикрепляются электрические лампочки. Рабочий процесс фотографируется фотоаппаратом с постоянно открытым затвором. На фотопластинке остаются изображения лампочек в виде светлых точек, дающих траекторию соответствующего движения. Анализ траектории позволяет определить скорость, ускорение, темп, ритм, направление и другие компоненты движения.

Психофизиологические методы применяются для изучения функционального состояния организма человека в процессе и в результате учебной и трудовой деятельности. Среди них наиболее часто используются следующие методы (электромиография, электрокардиография, электродермография)

Электромиография -- запись электрических потенциалов работающих скелетных мышц. Работа любой мышцы происходит при ее возбуждении, передаваемом из головного мозга по двигательным нервам в виде электрических импульсов. Электрическая активность мышцы определяет силу ее сокращения, что позволяет определить энергетические затраты человека на тот или иной вид деятельности.

Электрокардиография -- регистрация электрических потенциалов сердечной мышцы. В профессиональной педагогике электрокардиография используется для оценки работоспособности. Например, по частоте сердечных сокращений можно судить о степени утомления человека во время работы.

Электродермография -- регистрация электрических потенциалов кожи. Работа потовых желез, расположенных в коже человека, также происходит под воздействием электрических сигналов мозга.

Конкретные инструментальные методы в большинстве своем узкоспециализированы. Поэтому эффективное их применение, как правило, возможно лишь в комплексном сочетании с общепедагогическими методами исследований.

2. Теоретические методы -- анализ педагогических идей, литературы, архивных материалов, документов, моделирование, математические и статистические методы. С их помощью интерпретируются, анализируются и обобщаются теоретические положения и эмпирические данные.

Анализ -- мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Синтез -- мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловое (абстрактное) целое. Однако синтез -- это не просто суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, образуется лишь хаотическое накопление отдельных спичей. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны между собой в любом научном исследовании.

Сравнение -- установлении сходств и различия между рассматриваемыми явлениями. При сравнении прежде всего необходимо определить основу сравнения критерий. Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены и сравниваемых объектах. Несомненно, составной частью сравнения всегда является анализ, так как во время сравнения и явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение -- это установление определенных соотношении между признаками явлений, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.

Абстрагирование -- мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация -- мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (но своей логической природе противоположен абстрагированию).

Обобщение -- выделение в процессах и явлениях общих черт, ч. с. обобщение исследуемого. Сравнивая явления между собой, исследователь устанавливает общие признаки явлений и на основе последних объединяет явления в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергнуто сравнению.

Моделирование -- исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.

Индукция и дедукция -- логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный -- от общего суждения к частному выводу.

3. Математические методы:

Регистрация - подсчет количества тех или иных фактов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.