Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фиксирование информации. Записная книжка журналиста, использование диктофона




Второе звено в «техническом парке» журналиста – средства фиксации информации. Я продолжаю настаивать на том, что основное из них – блокнот. Место которого вовсе не на музейных полках. А представляете, как это было бы здорово? Заходишь на ВВЦ, в павильон «Печать», а там один из стендов... Может быть, даже два... манят к себе пожелтевшими листочками: «Записные книжки Анатолия Аграновского», «Фронтовые блокноты Константина Симонова», «Рабочие тетради Евгения Богата»...

Это и в самом деле было бы здорово. Подобные документы бесценны, и прикоснуться к ним глазом таким острословам, как Вы, в высшей степени полезно. Но я продолжаю настаивать на том, что блокнот для журналиста и сегодня важен не только в этой своей функции. Он должен использоваться наряду с диктофоном, в комплексе с ним. Их «сотрудничество», если на него настроиться, может быть очень продуктивным. В сущности, полная запись процесса общения на магнитную ленту показана только в случаях, когда задуман материал в жанре интервью или когда проводится блиц-опрос, групповое интервьюирование. Во всех прочих ситуациях включать диктофон надо время от времени, по мере того как возникает необходимость дословного сохранения речи партнеров по общению, при этом надо уметь снять у них напряженность, которая может возникнуть как реакция на запись. Не все же так привычны к журналистскому инструментарию, как политики или артисты. Значит, здесь тоже нужна продуманная тактика.

Ну, а если человек принципиально не хочет, чтобы его записывали, а журналисту это надо? Допустим, когда имеешь дело с конфликтной ситуацией или занимаешься расследованием.

При изучении конфликтной ситуации, когда Вам приходится беседовать с людьми в условиях конфронтации «сторон», надо стремиться работать в нормальном режиме, который задается правовыми и этическими нормативами, но тактику записи беседы – так же, впрочем, как и тактику самой беседы, – стоит разрабатывать заранее и тщательнейшим образом.

А вот когда дело требует расследования, когда есть предположение, что, удалось «выйти на след» серьезного правонарушения или угрозы общественному спокойствию, – тут возможны необычные решения, ответственность за которые берет на себя журналист.

Можно провести и скрытую запись, если существуют к тому серьезные показания.

Смысл диктофонной записи когда-то есть, когда-то нет. Надо решать самостоятельно, в зависимости от задачи и срочности работы. Дело в том, что для качественной подготовки материала требуется расшифровка диктофонных записей, а это пока еще весьма длительный и трудоемкий процесс. Потому нередко журналисты идут по легкому пути: прослушивают запись и на слух выбирают для публикации фрагменты, которые показались заслуживающими внимания. Иногда даже передают текст приблизительно. В результате возникают и ошибки, и неточная расстановка акцентов...

При записи в блокнот таких «ляпов» может быть еще больше! Но диктофон и появился для того, чтобы снять эту проблему. Зачем же с его помощью ее усугублять? Смотрите, как просто она решается: ход мероприятия и краткое содержание речей фиксируются в блокноте, а выступления, которые заинтересовали особо, пишутся на диктофон.

Всегда резонно заносить в блокнот имена, фамилии, названия, цифры (предварительно их проверив, конечно). Результатам наблюдения – во всяком случае «опорным деталям» увиденного – тоже место в блокноте.

Путевые заметки; идеи, неожиданно пришедшие в голову, осенившие вдруг догадки; размышления, требующие развития; опережающая информация о предстоящих событиях – подобные записи также удобнее хранить в компактном блокноте, который в любых условиях можно перелистать и пополнить. Короче говоря, блокнот побуждает думать – и этим надо дорожить.

Наконец, в блокнотах стоит вести и опись диктофонных кассет с кратким изложением их содержимого.

Естественно, при этом предполагается, что у журналиста всегда должен быть в полном порядке набор ручек – неизменных спутниц блокнота.

Сегодня в нашей профессиональной среде в ходу электронные блокноты. Помимо фиксирования оперативных сведений они дают возможность создания и компактной проблемно-тематической картотеки, и картотеки документов, и картотеки деловых связей. Но это уже особая тема разговора, потому что электронный блокнот – не что иное, как мини-компьютер, а отношения с «компьютерным миром» для нас – сфера чрезвычайной важности: они обернулись новой страницей не только в производстве массовых информационных потоков, но и в развитии способа журналистского творчества.

 

24. Выбор заголовка и его роль в журналистском произведении. Виды заголовков (По М.Шостак).

Газетный или журнальный заголовок призван выполнять несколько функций:

- номинативную (вычленяет и называет),

- коммуникативную (информирует, называет, сообщает),

- рекламно-целевую (рекламировать текст-товар).

Заголовок фиксирует внимание на наиболее важных моментах, призывая и побуждая читателя познакомиться с текстом.

Заголовок свидетельствует о:

- материале и об авторе, его отношении к факту,

- концепции издания, его направленности и аудитории.

Принцип организации заголовков.

Шостак утверждает, что для кратких новостей характерны заголовки, представляющие собой часть лида, указывающие на основную новость:

- повествовательный заголовок. Используется для информации, ктр в силу оперативности отличается большой значимостью. Прямой метод подачи.

- заголовок-констатация. Исчерпывающая фраза – хедлайн, использует форму суммарного лида. Может состоять из 2-3 предложений.

- заголовок – резюме/комментирующий заголовок.

- составной заголовок.

- заголовок – парадокс. Побуждает любопытство и шокирует читателя. Чаще всего за ним следует обыденный, неинтересный материал.

- заголовок – интрига. Зазывает.

- заголовок – цитата.

- заголовок – обращение/заголовок-призыв.

по знакам препинания:

- заголовок – восклицание. Передает раздражение и гнев.

- заголовок – вопрос. Заставляет читателя разобраться в теме.

- заголовок «с продолжением». Используется многоточие.

- заголовок с двоеточием. Выглядит энергично и впечатляюще.

игровой заголовок:

- повышение экспрессии (аллегория, игра слов),

- стихотворный заголовок,

- стилизация под научное определение.

 

25.Приёмы, снимающие психологическое напряжение, возникшие в начале интервью

Преамбула любого интервью (ее называют на спортивный манер также разминкой) выполняет стратегическую задачу установления контакта между журналистом и собеседником, взаимного поиска «общего языка». Всмотримся более пристально в преамбулу беседы — бессмысленную, казалось бы, болтовню. Если это «разговор ни о чем», то каков его смысл? А если разминка перед сражением — из чего она состоит и какие задачи решает? (это было из Лукиной)

1. "Давайте попробуем? Если не получится, мы можем прервать интервью"

2. Прием переключения внимания на тему, не имеющую отношения к интервью (о фильме, о выходных). При этом следует знать о хобби интервьюируемого.

3. Установление контакта с женщиной: охотно поговорить о детях (необходимо иметь достоверную информацию о детях).

4. Если выдана эксклюзивная информация, но собеседник просит вас не печатать ее, то надо определить, является ли она социально значимой. Далее нужно руководствоваться своими морально-этическими нормами.

5. В начале разговора надо максимально устранить все возможные барьеры общения, однако «разминка» не должна быть затянутой. Внимательно наблюдайте за собеседником и при появлении знаков нетерпения или спешки переходите непосредственно к теме интервью.

6. Найти точки пересечения интересов: общие увлечения, общие знакомые.

7. Проявить интерес к окружающей обстановке, но избегать критических замечаний и советов по ее поводу.

8. Снять напряжение помогает смех. Уместны шутки, анекдоты, но только в том случае, если есть уверенность в собственном вкусе и чувство меры. Если ваш собеседник не обладает чувством юмора, ваши усилия могут погубить дело.

9. Расположить человека помогают комплименты. При этом надо избегать чрезмерного, тем более неискреннего восхищения — оно всегда бросается в глаза. Сдержанная, умеренная похвала всегда предпочтительнее. (последние пять - опять же Лукина, если что)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.